Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

и программирует развитие экономики?




 

Планирование, его формы и методы

Планирование и его задачи. В настоящее время управление реализуется, главным образом, в форме социально-экономического планирования. Но что это такое?

Под планированием вообще будем подразумевать деятельность по разработке и реализации соответствующих планов.

Составляющие любого плана в самом общем виде таковы:

Ø Постановка целей экономического поведения. В самом деле, прежде чем сделать шаг, надо подумать над тем, куда идти.

Ø Определение вариантов достижения цели (целей).

Ø Выбор оптимального варианта.

Задачи планирования на уровне макроэкономики таковы:

Ø Сбалансированное развитие национальной экономики.

Ø Устойчиво высокие темпы экономического роста. В плане, например, могут быть заданы темпы роста ВВП, промышленного производства.

Ø Эффективное использование ресурсов государства.

Ø Рациональное размещение производительных сил на территории страны. Можно, к примеру, обанкротить градообразующее предприятие, но тогда резко вырастет безработица и зачахнет социальная сфера.

Виды планов. Планы можно классифицировать по разным признакам. Рассмотрим некоторые возможные классификации планов.

По уровню планирования различают планы:

Ø национальные, охватывающие всю макроэкономику;

Ø отраслевые, например, на уровне сельского хозяйства;

Ø региональные, на уровне, например, области;

Ø фирм, имеются в виду бизнес-планы;

Ø домашних хозяйств, например, семейные бюджеты.

По обязательности выполнения выделяют директивные и индикативные планы.

Директивное планирование получило широкое распространение в СССР. Смысл директивности состоял в том, что план приобретал силу закона, обязательного для его исполнителей. Причем в случае невыполнения плановых заданий исполнители несли административную и юридическую ответственность. Стратегическими целями планирования в СССР были индустриализация страны, восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны, освоение целины, космоса и т.д.

Индикативное планирование носит рекомендательный, «согласительный» характер. Оно включает в себя два основных момента.

Во-первых, в такие планы входят показатели, характеризующие структуру и эффективность экономики, состояние рынка товаров, финансов, денежного обращения, уровень жизни, развитие человека и т.д.

Во-вторых, индикативные планы включают и систему экономических стимулов, занятости, налогов, субсидий, ориентирующих фирмы на выполнение поставленных заданий, соответствующих показателей.

В-третьих, элементом индикативного планирования является также согласование приоритетов правительства с профсоюзами и предпринимателями.

По сроку выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (5 лет) и краткосрочные (до года) планы. Все эти планы, естественно, взаимоувязаны между собой. Долгосрочный план состоит из нескольких среднесрочных планов. «Цементируют» их в систему определенные приоритеты, например, повышение благосостояния населения, укрепление его здоровья, экспорт, строительство жилья и т.д. Краткосрочные планы, как правило, составляются на год, квартал, месяц и охватывают большое количество показателей.

По значимости для общества различают стратегическое и тактическое планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. Ядро такого планирования составляют главные приоритеты развития национальной экономики и средства их достижения.

Тактическое планирование охватывает текущую деятельность (на 1–2 года), где определяются задания по основным функциональным направлениям – производственные программы, оплата труда, объем продаж, финансовое обеспечение, социальное планирование.

В современных условиях возрастает роль социального планирования. Оно включает такие показатели жизни населения, как улучшение условий труда, повышение уровня образования и культуры, рост квалификации работников, улучшение условий жизни, медицинского обслуживания, обеспеченность населения важнейшими видами товаров и услуг, рост реальных доходов населения.

Методы планирования. В планировании используются множество разнообразных методов. Рассмотрим некоторые из них.

Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ. Это документы, в которых отражаются цели планирования и комплекс научно-исследовательских, производственных, социальных и других мероприятий, направленных на решение народнохозяйственных проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Балансовый – означает увязку общественных потребностей и производства продукции, обеспечение пропорциональности в развитии различных отраслей, производств, территорий, соответствия между материально-вещественными и финансовыми потоками. Он реализуется путем разработки системы балансов, включая материальные, финансовые и трудовые балансы.

Нормативный – состоит в экономическом обосновании планов и программ с использованием норм и нормативов. Нормы – это показатели расхода ресурсов, например, сырья, топлива, материалов на производство единицы продукции. Нормативы – это показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов продукции. К ним относятся, например, нормативы рентабельности, отчисления от прибыли в бюджет, налоговые ставки.

 

Прогнозирование

 

Прогнозирование и его функции. Прогнозирование — это система научных исследований, направленных на определение тенденций развития макроэкономики или ее подсистем (регионов, отраслей) и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. Прогнозирование как система включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие прогнозы.

Прогноз представляет собой научно обоснованное предсказание состояния экономики. В современной экономике прогнозирование выполняет три основные функции:

Ø Предвидение тенденций в экономике, например, можно сделать прогноз увеличения ВВП в течение определенного периода.

Ø Определение возможных альтернатив развития экономики.

Ø Оценка последствий принимаемых хозяйственных решений.

Виды прогнозов. Прогнозы, как и планы, можно классифицировать по разным признакам.

По срокам – краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (5–7 лет), долгосрочные (свыше 10 лет).

По альтернативности – одновариантные и многовариантные.

По охвату экономики – локальные, региональные, отраслевые, национальные, международные, глобальные и т.д.

Прогнозирование в Республике Беларусь. В соответствии с законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Что собой представляет система государственного прогнозирования в Беларуси?

Один раз в пять лет на 15-летний период разрабатывается Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь. В настоящее время реализуется НСУР до 2020 года. В ней в качестве стратегической цели предусмотрено динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды.

На основе НСУР один раз в пять лет разрабатываются Основные направления социально-экономического развития (ОНСЭР) Республики Беларусь на 10-летний период. В ОНСЭР на период с 2001 по 2010 годы стратегическими целями социально-экономического развития в Беларуси являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых стран.

Разрабатываются также Программа социально-экономического развития Республики Беларусь сроком на 5 лет и прогноз социально-экономического развития на год.

 

Программирование

 

В современной экономике широко применяется и программирование.

Программирование и его виды. Программирование – это система управления экономикой на основе программ, отражающих предпочтительные варианты развития экономики. Программа представляет собой набор поставленных государством приоритетов, для достижения которых предусмотрены средства, методы и исполнители.

Программы можно классифицировать:

По содержанию – экономические, социальные, инновационные, научно-технические, оборонные и др.

По уровню разработки – общегосударственные и региональные.

По масштабу охвата – отраслевые, региональные и общенациональные программы.

Мощным толчком, положившим начало активному использованию государственного программирования, явилась Великая депрессия (1929–1933 гг.). А в послевоенные годы в развитых странах программирование стало рассматриваться как составная часть системы непрерывного планирования, основной задачей которой является увязка перспективных целей и задач государства с его текущей бюджетной политикой.

Большой опыт разработки и выполнения общегосударственных программ был накоплен в СССР. В первую очередь отметим принятую в 1920 г. Комплексную программу электрофикации России, получившую название ГОЭЛРО.

Социально-экономическое программирование в Беларуси. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» на среднесрочную перспективу разрабатывается Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, например, были выделены следующие приоритеты:

Ø формирование эффективной системы здравоохранения;

Ø активизация инновационной и инвестиционной политики;

Ø наращивание экспорта товаров и услуг;

Ø дальнейшее развитие жилищного строительства;

Ø развитие агропромышленного комплекса.

Для реализации различных программ каждому государству необходимо иметь соответствующую финансовую систему. Что она собой представляет?

 

 

11.2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

 

11.2.1. Финансы и их функции

Сам термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что значит платеж, доход. Впервые в этом значении финансы стали использоваться в ХIII–ХV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных фондов.

Под финансовыми отношениями подразумевают шесть видов отношений, которые возникают между:

Ø предприятиями по поводу платежных обязательств поставщиков и покупателей, штрафных санкций за их нарушение и т.д.;

Ø государством и предприятиями, охватывающие платежи в государственный бюджет, отчисления в различные фонды и организации;

Ø предприятиями и банками в связи с получением и возвратом кредитных средств;

Ø предприятием и его структурными подразделениями и работниками по поводу оплаты труда;

Ø органами государственного управления различных уровней по поводу финансирования экономических и социальных программ и т.д.;

Ø государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

На основе сказанного уже можно определить объем категории «финансы». Финансы –это отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов.

Объектом финансовых отношений, например, являются чистый доход, амортизационные отчисления, налоговые платежи, финансовые резервы и т.д.

Финансы выполняют четыре основные функции: распределительную, контролирующую, фискальную и управляющую.

Распределительная функция состоит в том, что финансы опосредуют распределение и перераспределение ВВП. Реализация этой функции позволяет формировать денежные фонды домашних хозяйств, фирм и населения.

Контролирующую функцию осуществляют: органы государственной власти и управления (министерство финансов, налоговые инспекции); финансовые службы фирм, организаций и учреждений; аудиторские фирмы и т.д.

Фискальная функциясостоит в формировании дохода государства.

Управляющая функция заключается в том, что финансы – один из основных инструментов управления экономикой. Эту функцию, прежде всего, выполняют государственные финансы.

 

11.2.2. Структура финансовой системы

Финансовую систему образуют финансовые отношения между различными субъектами хозяйствования и соответствующие им учреждения.

Различают финансовые учреждения в узком и в широком смысле этого слова. К финансовым учреждениям в узком смысле относятся национальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники. В их число в широком смысле включают и финансовый аппарат: министерства финансов, отраслевых министерств, ведомств и фирм.

Финансовая система включает в себя следующие звенья:

Ø государственный бюджет и местные бюджеты;

Ø фонды социального, имущественного и личного страхования;

Ø валютные резервы государства;

Ø денежные средства фирм, учреждений и организаций и т.д.

Финансовая система состоит из централизованных (государственных) и децентрализованных финансов.

Централизованные финансы включают бюджеты различных уровней государственной власти и внебюджетные фонды. Во внебюджетные фонды включают фонды пенсионный, социального страхования, государственный фонд занятости, фонды обязательного медицинского страхования, кредитные средства.

Под децентрализованными финансами подразумевают:

Ø финансы предприятий – фонд накопления, амортизационные отчисления, фонд потребления и фонд резервов;

Ø финансы отраслей, организаций и учреждений;

Ø семейные бюджеты.

11.2.3. Государственный бюджет

В системе государственных финансов особое место занимает государственный бюджет. Правительство использует его как инструмент перераспределения национального дохода и управления экономикой.

Государственный бюджет, его функции и структура

 

Бюджет (от французского «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который формируется на определенный период времени и существует в виде баланса денежных доходов и расходов страны, региона, или отдельной организации.

Госбюджет – один из главных инструментов финансовой политики государства. Он, как правило, используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, проведения социальной политики. По внешней форме госбюджет представляет собой ежегодно составляемую смету доходов и расходов государства, его основной финансовый план. Сущность бюджета наиболее полно проявляется в четырех его основных функциях.

Перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и около 75% денежных средств.

Осуществление социальной политики, направленной на реализацию принципов социальной справедливости.

Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны.

Содержание аппарата государственного управления.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В унитарных государствах, в Беларуси например, консолидированный бюджет включает республиканский бюджет и местные бюджеты (рис. 11.1). Система местных бюджетов соответствует административно-территориальному делению страны.

 

 


Рис. 11.1. Бюджетная система Республики Беларусь.

Среди бюджетов разных уровней ведущую роль играет центральный бюджет, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства.

Организацией работы по формированию и исполнению государственного бюджета, как правило, занимается Министерство финансов. Рассмотрение и утверждение бюджетов входит в основные функции законодательной ветви государственной власти. Бюджет государства составляется на один год. В некоторых странах бюджетный и календарный годы не совпадают. В Великобритании, Японии, Канаде, например, он начинается с 1 апреля, а в США – с 1 октября.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

 

Как формируются доходы государственного бюджета?

 

Доходы государственного бюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в валовом внутреннем продукте (ВВП). В Беларуси, например, в 2006 году доходы консолидированного бюджета, где суммируются республиканский и местные бюджеты, составили 47,6% от ВВП.

В таблице 11.1 представлена структура доходов госбюджета Республики Беларусь в 2006 году.

 

Таблица 11.1

Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь

в 2006 г.

 

Вид доходов В трлн руб. Доля в %
1. Налоговые доходы: на доходы и прибыль; на фонд заработной платы; на товары и услуги; от внешнеэкономической деятельности и т.д. 16,3 63,9
2. Взносы на государственное социальное страхование 8,1 31,8
3. Неналоговые доходы: от использования госимущества; предпринимательской и иной деятельности; административные штрафы. 1,1 4,3
  Всего 25,5 100,0

 

 

Основным источником поступления доходов, как видим, являются налоговые поступления. При этом большая часть доходов приходится на налог на добавленную стоимость (НДС), на прибыль и акцизы, от внешнеэкономической деятельности. Большую роль в формирвании доходов также играют и взносы на государственное социальное страхование.

 

На что идут деньги из государственного бюджета?

 

Ответ на поставленный вопрос дает структура расходов в Республике Беларусь в 2006 году представленная данными таблицы 11.2.

Таблица 11.2

Расходы республиканского бюджета Республики Беларусь

Виды расходов В млрд руб. Доля в %
1. Общегосударственные расходы 6,061 22,75
2. Национальная оборона   3,41
3. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1,484 5,57
4. Национальная экономика 5.743 21,56
5. Охрана окружающей среды   1,60
6. Жилищные и коммунальные услуги   0,03
7. Здравоохранение   2,75
  Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации   1,38
9. Образование 1,004 3,77
10. Социальная политика 9,904 37,18
  Всего 26,638 100,0

 

Больше всего бюджетных средств (45,08%) затрачивалось на содержание и развитие социальной сферы, проведение сильной социальной политики. Это затраты на пенсионное обеспечение, социальную защиту и помощь, проведение молодежной политики, содержание государственного фонда содействия занятости и фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и т.д.

Структура расходов в госбюджете имеет свои особенности, однако везде действует тенденция к возрастанию доли расходов государства в ВВП. На существование такой тенденции обратил внимание немецкий экономист А. Вагнер еще в ХIХ веке. По его мнению, в национальной экономике действует «закон возрастающей государственной активности», по которому государственные расходы промышленно развитых стран должны расти быстрее объемов национального производства и дохода. Имеются в виду, прежде всего, инвестиции в человека. Для обоснования этой тенденции он приводил целый ряд доводов.

Во-первых, развитие экономики сопровождается трениями и конфликтами между субъектами хозяйствования. Поэтому государство должно увеличивать средства на содержание судов, оказание юридической помощи населению, т.е. создавать и поддерживать условия эффективного развития экономики.

Во-вторых, появление новой техники и технологий требует больших инвестиций. Они могут быть обеспечены только акционерными обществами и государственными корпорациями. Новые технологии приводят к образованию монополий, что также обуславливает возрастание роли затрат государства. По мере развития экономики государство будет все больше тратить средств на образование и здравоохранение.

А теперь поговорим о налогах вообще и о налоговой системе страны. Без налогов, как об этом знает каждый из нас, не будет и государства.

 

11.3. «ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И …»

 

Для выполнения возложенных на государство функций требуются не просто деньги, а большие деньги. Поэтому нужны и налоги. Вопрос лишь в том, какие они должны быть по величине и по виду.

 

11.3.1. Налоги и их функции. Принципы налогообложения

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в доход государства. Они выполняют четыре важнейшие функции: фискальную, управляющую, социальную и контролирующую.

Фискальная функция состоит в том, что налоги являются источником поступлений денег в казну государства с целью финансирования расходов.

Управляющая функция налогов реализуется через систему дифференцируемых налоговых льгот. С помощью налогов можно либо стимулировать, либо сдерживать развитие отраслей народного хозяйства и видов деятельности.

Социальная функция налога предполагает перераспределение доходов от богатых к бедным. Государство, например, устанавливая льготы на благотворительную деятельность предпринимателей, привлекает их к решению социальных задач. Перераспределение доходов осуществляется и посредством дифференцированного налогообложения.

Финансисты выделяют и контролирующую функцию налогов. Ее смысл состоит в том, чтобы количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых средствах. Она позволяет также оценить эффективность налогового механизма, контролировать движение финансовых ресурсов, вносить коррективы в налоговую систему и политику.

Совокупность налогов, принципов и методов их построения и взимания образует налоговую систему государства.

В большинстве стран используется двухзвенная налоговая система, в том числе и в Беларуси. В соответствии с такой системой налоги подразделяются на общегосударственые и местные. Однако, например, в России, Германии, США, фунционирует трехзвенная система налогов, где выделяют общегосударственные, региональные и местные налоги.

Каковы современные принципы налогообложения?

Социальная справедливость. В теории налогообложения выделяют горизонтальную и вертикальную справедливость. В первом случае предполагается, что налогоплательщики в равном экономическом положении должны уплачивать и одинаковые налоги. Во втором – налогоплательщики, находящиеся в неравных условиях, должны уплачивать и различные налоги.

Всеобщность означает охват налогами всех физических и юридических лиц, располагающих доходами, имуществом.

Обязательность – все лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в срок и в полной мере.

Однократность, или «не стричь одну овцу дважды». Не брать с объекта налогообложения более одного раза.

Простота и доступность для восприятия налогоплательщика.

Система налогообложения состоит из ряда элементов.

Субъект налога – плательщик налога, например, предприниматель.

Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Выделение этого элемента связано с тем, что иногда бремя налога перекладывается с субъекта налогообложения на покупателя продукции через механизм цен, например, при уплате налога на добавленную стоимость.

Объект налога – это любое благо, с которого взимается налог. Объектами налогообложения, например, являются прибыль, имущество, добавленная стоимость и т.д.

Источник налога – это доход субъекта налогообложения, за счет которого уплачивается налог, например, прибыль, заработная плата, рента.

Единица налогообложения – единица измерения величины налога, например, рубли, метры, гектары.

Ставка налога – величина налога на единицу обложения объекта.

 

11.3.2. Какие бывают налоги?

Каких только налогов не знает история мировой экономики! В Византийской империи, например, существовали налоги на оружие для солдат, на взвешивание продуктов. В России изобретательность чиновников тоже била через край. Достаточно вспомнить налог на дым, в результате чего часть населения топила избы «по-черному». При Петре I был налог на бороду.

Теперь попытаемся как-то упорядочить многообразие налогов и классифицировать их по определенным признакам.

По величине процентной ставки налоги подразделяются на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

При прогрессивном налоге, чем больше доход плательщика, тем выше процентная ставка налоговых отчислений. По прогрессивной шкале устанавливается подоходный налог в многих странах, например, в Швеции, Голландии, Дании, Германии. В Беларуси ставка подоходнего налога меняется от 9 до 30%. Это вполне соответствует принципу социальной справдливости, перераспределению доходов от богатых к бедным.

При пропорциональном налоге устанавливается единая налоговая ставка независимо от величины дохода. В России, например, ставка подоходного налога составляет 13%. Пропорциональную ставку подоходного налога вряд ли можно назвать социально справедливой.

Есть еще и регрессивная налоговая ставка. Она фактически тем меньше, чем выше доход. Примерами регрессивных налогов являются все косвенные налоги, которые фактически уплачиваются покупателями. О них разговор еще впереди. Такие налоги устанавливаются как фиксированый процент от цены. Своеобразие таких налогов состоит в следующем. С одной стороны, они пропорциональны цене товара. Но с другой – они регрессивны, поскольку оплачивает их покупатель из своих доходов. Обясним сказанное на примере. Пусть, допустим, граждане Иванов и Адамович решили приобрести по кофемолке за 100 тыс. руб. каждую. В ее цену включим косвенный налог в 20% или 20 тыс. руб. Для Иванова с его месячным доходом в 400 тыс. руб. такая сумма составит 5% дохода, а для Адамовича с доходом в 2 млн руб. – 1%.

Таким образом, при регрессивном налоге и, в меньшей мере, при пропорциональном большую часть налогов уплачивают мало – и среднеобеспеченные налогоплательщики, а при прогрессивном – значительная тяжесть налогового бремени ложится на наиболее обеспеченные семьи.

Величина прогрессивного налога тоже имеет свой предел. Во всем, ясное дело, надо знать меру. Но какова она, эта мера? Американский экономист А. Лаффер пришел к выводу, что величина ставки подоходного налога не должна превышать 50%. Но в Нидерландах она – 60%, в Дании – 58, Швеции – 56. Предельная величина ставки подоходного налога зависит от многих факторов: состояния экономики, ее социальной ориентации, традиций и т.д. Величина налогового бремени, очевидно, не должна расти быстрее величины располагаемого дохода плательщика налога.

По объекту обложения выделяют налоги прямые и косвенные. Прямые налогиэто налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. В этом случае лицо, чей доход или имущество облагается налогом, и лицо, уплачивающее налог, совпадают. Прямые налоги обладают рядом достоинств. Во-первых, они выплачиваются из дохода и, следовательно, более справедливы. Во-вторых, здесь четко обозначен круг плательщиков, каждый из которых знает, когда и какую сумму должен уплатить. Примерами прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги.

Налогом на прибыль облагается чистая прибыль юридических лиц. Он взимается по пропорциональным ставкам, которые, как правило, дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения с учетом специфики отрасли. Существуют также налоговые льготы, скидки.

Подоходным налогом с физических лиц (личным подоходным налогом) облагается совокупный доход плательщика за исключением разрешенных законом вычетов и налоговых льгот. Он, как об этом уже было сказано, в основном бывает прогрессивным, хотя в отдельных случаях возможно пропорциональное и даже регрессивное налогообложение. При этом выделяется налогооблагаемый минимум, а затем ставка налога начинает повышаться по мере роста дохода.

Поимущественными налогами облагается движимое и недвижимое имущество, например, земля, строения, ценные бумаги.

Косвенные налогиэто налоги, которые включаются в цену товара или услуги, увеличивая ее. Такие налоги перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически их оплачивает покупатель. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

НДС впервые появился в 50-е годы ХХ века. Этот налог введен во многих странах, в т.ч. и в Беларуси. При этом могут быть использованы одна или несколько ставок налога в зависимости от специфики отрасли. Каковы достоинства НДС? Во-первых, он взимается с широкого круга плательщиков, так как им облагаются практически все отрасли и виды экономической деятельности. Во-вторых, этот налог просто рассчитывается и взимается. И в-третьих, он обеспечивает надежные и устойчивые поступления в госбюджет.

Налог с продаж существует далеко не во всех странах. Акцизные налоги взимаются с отдельных видов товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Они устанавливаются, например, на вино, водку, сигареты, меховые и ювелирные изделия. Плательщиками таких налогов являются субъекты хозяйствования. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации произведенной продукции. Ставки дифференцируются по видам товаров. Этими налогами облагаются только товары, реализуемые на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины взимаются с перевозимых через границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенными тарифами. Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины. Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров, либо в абсолютном размере.

По сфере распространения различают общегосударственные (республиканские) и местные налоги. К республиканским налогам относят налоги, поступающие в госбюджет и формирующие его на 90%, например, большая часть НДС, на прибыль и на доходы, таможенные пошлины. К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты.

По использованию поступающих средств выделяют общие и специфические (специальные) налоги. Общие налоги по использованию не имеют конкретного назначения. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджетов. Специальные налоги предназначены для использования строго в определенных целях. К ним же относят и экологический налог. Этот налог, например, взимается с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ. Такой налог дифференцируется в зависимости от превышения объемов добычи и выбросов сверх установленных лимитов и может взиматься в 3–5 кратном размере.

По объектам обложения выделяют налоги на имущество, ресурсы, доход или прибыль, налоги на действие.

В Республике Беларусь налоги и другие обязательные платежи по функциям и источникам можно объединить в следующие группы:

1. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг): НДС; акцизы; сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местные налоги и сборы (налог на продажу товаров в розничной торговой сети, сборы за услуги).

2. Налоги на прибыль и доходы: подоходный налог; налог на прибыль; налог на дивиденды и приравненные к ним доходы; налоги на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих свою деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игровой бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности).

3. Налог на недвижимость.

4. Налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщиков: налог на приобретение автотранспортных средств, местные налоги и сборы (целевые сборы, налог на рекламу).

5. Налоги на сборы, относимые на себестоимость продукции: чрезвычайный налог и отчисления в государственный фонд содействия занятости, уплачиваемый единым платежом; земельный налог; экологический налог; плата за проезд по автомобильной дороге Брест–Минск–граница Российской Федерации; плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде.

6. Упрощенные системы налогообложения: единый налог с производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей; упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Значительную роль в Республике Беларусь играют косвенные налоги, обеспечивающие более половины поступлений в госбюджет. НДС, например, является бюджетообразующим налогом и формирует около четверти доходов консолидированного бюджета страны.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Государственное регулирование и управление. Планирование и прогнозирование. Программирование социально-экономического развития. Финансы. Государственный бюджет. Налоги. Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоговые ставки. Прямые и косвенные налоги. Республиканские и местные налоги.

 

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

 

ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ

 

1. Какие экономические функции в социально ориентированной экономике выполняет государство?

2. Между какими субъектами хозяйствования возникают финансовые отношения?

3. Чем консолидированный бюджет отличается от местных бюджетов?

4. Какие функции выполняет государственный бюджет?

5. Чем государственный долг отличается от бюджетного дефицита?

6. Какие функции выполняют налоги?

7. Каковы современные принципы налогообложения?

8. Из каких элементов складывается система налогообложения?

9. Чем прямые налоги отличаются от косвенных?

 

ВЫПОЛНИМ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Понятие «финансовые отношения» по сравнению с понятием «денежные отношения»:

а) больше по объему, т.е. включает понятие «денежные отношения»;

б) меньше по объему, т.е. входит в объем понятия «денежные отношения»;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...