Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и функциональные преобразования в системе государственного управления РФ в процессе административной реформы.




Общие сведения: реформа системы государственного управления в РФ делится на 2 этапа:

Ø первый этап административной реформы, проведенный в 2003–2005 годы, преследующий политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов;

Ø второй этап административной реформы, начавшийся в 2006 году, политически ориентированный на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы.

 

Основные тезисы:

Ø В процессе административной реформы в первую очередь было сокращено общее число видов органов власти. Если раньше было 6 видов: Министерства, Государственные комитеты, Федеральные комиссии, Федеральные службы, Агентства и Федеральные инспекции, то сейчас остались только Министерства, Службы и Агентства. Число министерств сократилось с 23 до 14. Однако, общее число органов государственной власти увеличилось.

До реформы После реформы
Министерства   Министерства  
Гос комитеты   Службы  
Комиссии   Агенства  
Агенства      
Инспекции      
Службы      
Всего 54 Всего 68

 

Ø Был сокращён размер кабинета министров в 2004 году с 31 до 18, но к 2007 году количество увеличилось до 23, добавился пост первого заместителя премьер-министра (2), увеличилось число министров (17), по прежнему остался один руководитель аппарата, один зам премьер-министра и руководитель совета безопасности. Разовая ликвидация 146 правительственных комиссий, что разделило государственный аппарат на 2 части: высшее руководство, принимающее политические решения (премьер-министр, вице-премьер, руководитель аппарата Правительства и министры) и основная масса государственных служащих, которые уже неправомочны согласовывать законопроекты или докладывать вопросы на Правительстве, формируя тем самым его протокольные решения.

Ø Создана двухуровневая иерархическая система: министерства, а у них в подчинении агентства и службы;

Ø Жестко очерчены пределы административных полномочий министерств, агентств и служб. Функции, признанные ранее избыточными или дублирующими, в целом изъяты из положений о новых органах.

Ø Масштабная и одномоментная перетряска аппарата спровоцировала переподчинение, переименование, перепрофилирование, смену действующих лиц, изменение порядка прохождения документов, разрыв согласовательного цикла, что способствовало разрушению среды, питающей «административную экономику».

 

                           
   
 
     
 
     
 
     
 
     
       
 

 

 


Новая структура создана на основе функционального анализа всего правительства. В основе структуры лежат пять видов функций:

· функции по принятию нормативно правовых актов (Министерства);

· функции по контролю и надзору (Службы);

· правоприменительные функции (Агентства);

· функции по управлению гос имуществом (Агентства);

· функции по оказанию гос услуг (Агентства).

В целом произошедшие изменения в системе исполнительной власти закладывают базу качественного изменения содержания административной реформы. Так, если раньше в ходе нее решались уникально российские задачи переходного периода, то теперь во все большей степени встает та же задача, с которой пытается справиться большинство стран современного мира, — повышение эффективности государственной машины.

14. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством деятельности государственных органов. При помощи этих органов государство эффективно реализует возложенные на него функции. Более того, эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе.

Орган государственной власти - это орган государства, сформированный в особом порядке на основании правовых актов и наделенный властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в строго определенном государством порядке.

Выделяются следующие основные признаки органа государственной власти.

1.Наличие властных полномочий. Это означает:

а) принятые решения обязательны для исполнения всеми, на кого распространяется компетенция данного органа;

б) принятые решения охраняются от нарушения путем применения мер государственного принуждения.

Именно властные полномочия органа государственной власти позволяют ему решать определенные задачи, а также выполнять функции, возложенные на него. Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства.

Понятие полномочий органа государственной власти тесно связанно с понятием его компетенции, которая складывается из двух элементов: предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция данного органа. Полномочия - это совокупность прав и обязанностей органа, необходимых для осуществления целей и задач функционирования.

2. Особый порядок формирования. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным порядком. Так, например, в статье 96 Конституции Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым Государственная Дума должна формироваться путем проведения выборов, а в соответствии со статьей 128 судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Особый порядок реализации властных полномочий. Государственный орган реализует свои полномочия в строго определенном порядке, процедуре. Особенно ярко этот признак проявляется на примере работы Государственной Думы при принятии законов: вся процедура работы над законопроектом подробно закреплена в ее регламенте. Орган государственной власти не вправе отступать от предусмотренного порядка его деятельности.

4. Орган государственной власти создается для реализации определенных функций государства. Так, в частности, исходя из таких функций государства как охрана труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создаются органы государственной власти (министерства, департаменты, службы), осуществляющие социальную политику, реализующие программы социальной поддержки, устанавливающие государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Особая роль правовых актов в деятельности органов государственной власти. Властные полномочия, формы, методы деятельности государственных органов и их структура определяются только правовыми актами. Например, порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»

 

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

 

Заслуживает внимание следующая классификация основных функций государственного управления:

• прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;

• планирование-деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;

• выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;

• разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;

• распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;

• правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;

• контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;

• учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;

• информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

• кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т. п.

 

Перечисленные функции являются основными для органов государственного управления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Регулирование отношений, связанных с реализацией этих функций государственного управления, и является объектом и предметом регулирования норм административного права.

 

Функции государственного управления реализуют и другие органы государственной власти; например, Государственная Дума России утверждает федеральный бюджет и заслушивает отчет об его исполнении, утверждает на должность Председателя Правительства РФ по представлению Президента РФ и др.

Судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственными органами управления правовых актов управления о законности разрешения дел об административных правонарушениях, реализуемых в судебном порядке, и др. При этом все законодательные, исполнительные и судебные органы власти и органы прокуратуры осуществляют внутриорга-низационное управление (регулируемое административными нормами) своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих основных (предметных) функций, закрепленных в законодательстве.

15. СОСТОЯНИЕ ГОССЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.

Государственная служба -профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнение полномочий: 1) РФ; 2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 3)субъектов РФ; 4) органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; 5) лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; 6) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды:

§ военная служба;

§ государственная гражданская служба;

§ правоохранительная служба.

Законами, устанавливающими основы государственной гражданской службы Российской Федерации, являются Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Первый из них устанавливает разделение государственной службы Российской Федерации на три вида (государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба), а второй принят в его исполнение и регулирует отношения, связанные непосредственно с государственной гражданской службой.

Госслужба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее - федеральная госслужба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее - госслужба в субъектах РФ).

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Категория должности связана со спецификой служебных обязанностей государственного гражданского служащего. Всего существует 4 категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Существует 5 групп должностей государственной гражданской службы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. Соотношение групп и должностей можно представить в следующем виде:

Руководители Помощники (советники) Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа должностей Высшая группа должностей Высшая группа должностей  
Главная группа должностей Главная группа должностей Главная группа должностей Главная группа должностей
Ведущая группа должностей Ведущая группа должностей Ведущая группа должностей Ведущая группа должностей
    Старшая группа должностей Старшая группа должностей
      Младшая группа должностей

В соответствии с должностью государственной гражданской службы государственным гражданским служащим присваивается классный чин. Классный чин (в отличие от категории или группы должностей) характеризует самого служащего, а не должность, которую тот занимает.

В результате второго этапа административной реформы были достигнуты определенные результаты и в реформе государственной службы. В результате проведенных мер были совершены изменения в следующих направлениях административной реформы:

- установление стандартов качества и доступности государственных услуг;

- изменение системы финансирования органов государственной власти;

- повышение качества реализации государственных функций;

- обеспечение информационной открытости российской исполнительной власти.

В результате удалось совершить качественный прорыв - от структурных манипуляций соврешен переход ксодержательному внедрению принципов государственного менеджмента в деятельности исполнительных органов власти. Был выстроен более-менее внятный бюрократический механизм управления реформой, что сразу дало о себе знать - запущены конкретные проекты в федеральных и региональных органах исполнительной власти определены механизмы финансирования и отчетности по проектам, открыт портал административной реформы на официальном сайте МЭРТ, запущены программы подготовки кадров.

В настоящий момент российская административная система переживает новый этап радикальной трансформации, начатой в марте 2004 года. Согласно официальной трактовке, первый раунд административной реформы завершился в 2005 году, а с 2006 года стартовал ее второй этап, нормативно и методологически оформленный в соответствующей концепции, принятой распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах».

Таким образом, два ключевых направления административной реформации - реформа системы и характера функционирования органов исполнительной власти и реформа государственной службы имеют примерно сходные временные параметры.

Сама концепция административной реформы (2006-2010 годы) ориентировала органы государственного управления на следующие инновационные управленческие мероприятия:

• переход на управление по результатам с использованием количественных и качественных показателей оценки;

• разработка и внедрение административных регламентов государственных услуг и государственных функций;

• создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

• организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

• внедрение новых механизмов досудебного обжалования;

• ликвидация избыточных и дублирующих функций в органах исполнительной власти;

• аутсорсинг административных процедур;

• анализ на коррупциогенность нормативно-правовых актов и т.д.

Все эти технологии отражают знание многообразного мирового опыта в области государственного управления, в том числе тех стран, где государственное управление становится специфическим видом менеджмента, ориентированного на результаты.

В концепции административной реформы РФ ориентация органов государственного управления на результат, а не на ускоренное «освоение» бюджетных средств рассматривается как устранение одного из важнейших ограничений на пути социально-экономического развития. Согласно данному подходу, одним из основных инструментов реформы должно стать изменение механизмов финансирования государственного управления, внедрение бюджетирования по результату.

Однако, несмотря на проводимые реформы, есть перечень проблем связанных с государственной службой. На сегодняшний день следует выделить следующие проблемы государственной службы в РФ:

Также можно выделить следующие основные препятствия, характерные для современной государственной службы Российской Федерации: 1) коррупция 2) отсутствие единой целостной системы государственной службы Российской Федерации и органов управления ею; 3) недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов в результате низкой профессиональной культуры госслужащих; 4) громоздкая система государственной службы и неоправданно раздутая аппаратная численность государственных структур; 5) бюрократия; 6) проблемы, касающиеся процедуры согласования; 7) низкий уровень оплаты труда государственных служащих.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...