Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геополитические ресурсы современной России.




Геополитическое положение России существенно изменилось с распадом СССР. Россия вступила в XXI в. сильно ослабленной: потери в ВВП больше, чем во Второй мировой войне:

1)Россия вернулась в границы примерно 17-18 веков, откололась четвёртая часть территории примерно с половиной населения. Россия лишилась многих портов, имеет ограниченных доступ к Чёрному и Каспийскому морям. Россия лишилась житниц - Украины и Казахстана, где производилась большая часть зерна, курортных территорий; потеряла доступ к транспортным путям.

2)Россия потеряла практически все геополитические зоны влияния - "Геополитические оболочки" - потеря стран Балтии, Грузии, Молдовы, Украины.

Границы России плохо обустроены (особенно на Азиатской части и на Кавказе). В настоящее время существенные деньги выделяются из бюджета на обустройство границ.

3)В России появился такой анклав как Калининградская обл. -- сложное транспортное сообщение.

4)25 млн. русских, оставшихся в других государствах.

5)С РФ начали граничить "горячие" точки, а армия в результате рыночных реформ была существенно ослаблена.

Ресурсы современной России, которые могли бы обеспечить ей влияние в современной политике:

1. В составе РФ остались лучшие по качеству естественные ресурсы (они используются неэффективно).

2. Научный потенциал бывшего СССР остался в РФ.

3. Территория РФ 17075.4 (13% общей площади земного шара).

4. Россия является геополитическим центром, имея выгодное географическое положение - уникальный коридор через Евразию.

5. Демографический потенциал - на начало 2004 г. согласно переписи 2002 г. в России проживает 144.2 млн. чел..

6. Наличие ядерного оружия, которое, вообще говоря, неприменимо, но вес придаёт.

7. В России сохранились выходы к Чёрному и Балтийскому морям.

8. К России все по-прежнему относятся серьёзно, т.к. помнят, какую роль играла Россия в мировой истории ("сила традиции").

9. Россия сохранила контакты со всеми соседями из всех развитых стран.

10. Демократизация и модернизация России также является её значительным потенциалом.

Для того, чтобы активно действовать в геополитическом пространстве, нужно иметь мощную государственную систему. Сегодня в России среди теоретиков и практиков геополитики обозначились 3 варианта развития России:

1. Имперская модель развития - России нужно восстанавливать Россию в бывших границах СССР и т.д. модель совершенно ирреальная и утопичная, не соответствующая современным тенденциям (глобализации).

2. Раскол России на конфликтующие друг с другом части.

3. Создание геополитической целостности - Россия должна стать цивилизованной страной, оптимальное устройство - федерация по принципу открытости экономики, общественной системы, демократия.

Геополитические параметры России (модель геополитического положения России).

Военный аспект геополитического окружения России:

1. На западе НАТО, которое продвигается к России, имеет контроль над бывшей территорией СССР;

2. На востоке Китай и Япония.

Экономическое давление на Россию:

1. Россия находится в окружении экономической триады мира - Европейский союз (20% ВВП мира), Япония и новые индустриальные страны (9% ВВП мира), на востоке НАФТО (северо-американская организация свободной торговли);

2. К юго-восточной границе примыкает Китай (его доля в суммарном ВВП мира в 2015 г. составит 15%, обладает самым мощным демографическим потенциалом).

В результате получается следующая картина доминирующих пространств:

1. Северо-Атлантический сектор;

2. Китай;

3. АТР - Азиатско-Тихоокеанский регион (сюда принята и Россия).

Россия постепенно приспосабливается к турбулентной окружающей среде, её внешняя политика должна быть (и дело к этому идёт) прагматичной и соответствовать интересам страны. Повторять ошибки внешней политики СССР (на идеологической основе марксизма-ленинизма мы кормили полмира, непонятно зачем) не стоит. Сейчас внешняя политика России более перспективна, чем, скажем, внутренняя.

Долгие годы само понятие «Геополитика» в России не применялось – говорилось о международном положении, об «окружении», но никак не о геополитическом положении нашей страны.

Геополитика России – это проблемы внешней безопасности нашей страны, это защита наших национальных интересов в мире, это и внутреннее состояние российского общества, демографическое и социальное развитие, это развитие промышленности и сельского хозяйства, это мировоззрение нашего народа.

 

 

54. Государственное антикризисное управление: содержание и механизмы.

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

Государственное АКУ можно рассматривать на двух уровнях:

13. на макроуровне - как регулирование экономики на всех фазах экономических циклов и особенно в фазе спада и кризиса (сюда, в перую очередь, относится бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная (монетарная) политика (регулирование) экономики государством).

14. На микроуровне – как государственного регулирование (управление), направленное на помощь и защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства и непосредственно в кризис.

Внешняя среда является рыночной, стихийной по своей сути, поэтому изменения в ней являются труднопредсказуемыми стихийными рыночными колебаниями, испытывающими влияние множества различных факторов. Ограничивать эти колебания и следить за их последствиями можно лишь при наличии целенаправленных государственных кризисных мероприятий.

Государственное антикризисное регулирование предполагает действие на всех стадиях жизненного цикла организации. Однако чаще его меры сводятся к фискальным функциям, проведению кредитно-денежной политики, регулированию отношений собственности, валютному регулированию. Но в фазе кризиса изменяются цели и задачи, усиливается необходимость и расширяется набор инструментов государственного антикризисного регулирования, цели которого формулируются как помощь тем компаниям, что еще можно вылечить, и эффективно провести банкротство тех, кто не излечим.

Вторая составляющая цели антикризисного государственного регулирования организаций - эффективное проведение банкротства тех, кого вылечить невозможно - также пока реализуется в российской практике не в полной мере.

Здесь налицо две проблемы. Если не удается восстановить предприятие, эффективное банкротство предполагает продажу бизнеса по максимальной цене, чтобы наилучшим образом удовлетворить требования кредиторов и, по возможности, направить оставшийся капитал в другой бизнес. Эффективное проведение банкротства предполагает также максимальную защиту интересов работников предприятия в случае банкротства. Однако в настоящее время никаких инструментов защиты, кроме включения работников во вторую очередь кредиторов, законодательством не предусмотрено, что вырастает в большую социальную проблему.

Специфическими мерами регионального антикризисного регулирования могут стать:

- создание в регионах благоприятных условий для объединения и слияния предприятий, создания концернов, ассоциаций, которые в рамках одной системы будут «вытягивать» слабые звенья за счет более устойчивых

- выстраивание технолого-сбытовых цепочек, в которых местные власти, помогая одному предприятию, например, госзаказом, обеспечат мультипликационный эффект для всех взаимосвязанных производств

- рациональное управление пакетами акций предприятий, находящихся в собственности государства или муниципалитетов. В настоящее время местные органы власти, несмотря на находящиеся в их управлении достаточно большие (а иногда и блокирующие) пакеты акций, часто практически не участвуют в управлении предприятиями

Виды антикризисного регулирования

• правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

• методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

• информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

• экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

• организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

• социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

• кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

• экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

Методы государственного воздействия на состояние предприятий:

экономические: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовы механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;

административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Функциональными элементами системы антикризисного регулирования являются: мониторинг состояния предприятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйства, прогнозирование и планирование, принятие управленческих решений и распоряжений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства.

Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации.

1. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) и ее территориальные органы, которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

2. Минэкономразвития России (является регулирующим органом в законодательстве о банкротстве) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

3. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 4. Арбитражные суды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...