Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местное самоуправление: понятие, основные концепции, мировые тенденции.




Книга Н.В. Постового «Муниципальное право России» стр.89

 

Основные концепции:

Первая концепция(англосаксонская) построена на общественной теории МСУ, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию.

Теорию свободной общины была разработана немецкими учеными в начале XIX века. Цель данной теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически является предшественницей государства. Государство появляется в результате объединения общин по экономическим и политическим причинам.

Сторонники теории свободной общины стояли на позиции независимости общины от государства. Из оппоненты полагали, что отделение общины от государства невозможно. С появлением государства, создателями которого являются общины, состояние последних изменяется. В силу ряда обстоятельств они вынуждены признать необходимость государства и зависимость от него. Общины жертвуют частью своей свободы. С возникновением государства исчезает абсолютная самостоятельность и независимость вольной общины.

Сторонники теории свободной общины доказывали, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный характер, как и права, свободы человека, ибо община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления.

Хозяйственная теория самоуправления. Сущность данной теории в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства. Ее сторонники утверждали, что собственные дела общины-это дела общинного хозяйства, и что самоуправление есть управление делами местного хозяйства. При этом, на первый план выдвигались дела хозяйственного характера.

Хозяйственная теория самоуправления, как и теория свободной общины и общественная теория, основывалась на противопоставлении государства обществу.

Вторая концепция- европейская континентальная- построена на основе государственной теории самоуправления. Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы МСУ являются органами государственного управления, их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Самоуправление есть государственное управление- вот откровенный вывод школы германских юристов.

Сторонники теории государственного самоуправления доказывали, что предметы ведения, входящие в компетенцию местного самоуправления, входят в задачи государственного управления. И поскольку одни и те же задачи выполняют государство и органы местного самоуправления, нельзя говорить в таком случае о негосударственном характере МСУ.

Политические теории местного самоуправления. Согласно одной из политических теорий, созданной Р. Гнейстом, сущность местного самоуправления заключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. Смягченной формой этой теории является учение О. Майера, по которому сущность самоуправления заключается в выполнении в нем должностных функций лишь в порядке побочных, не основных занятий.

сторонники рассматриваемого направления склонны видеть в этом привлечении общественных элементов к участию в местном управлении результат или проявление не столько какого-либо юридического начала, сколько известного политического приема.

Теория эта заключалась в выборности или назначаемости должностных лиц самоуправления, которые должны работать бесплатно. Как видно, самоуправление рассматривалось как нечто второстепенное по отношению к основной деятельности.

Местное самоуправление- установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Признаки:

- разновидность публичной власти, которая установлена органами государственной власти в законах.

- наличие этой публичной власти, закрепленной в законе за жителями, дает им возможность осуществлять управление значительной частью гос. дел, реализовать государственные функции в пределах границ соответствующего муниципального образования.

- пределы властных полномочий жителей, органов МСУ и должностных лиц МСУ ограничиваются территорией муниципального образования.

- публичная муниципальная власть принадлежит жителям и осуществляется ими непосредственно и через создаваемые ими органы МСУ или должностных лиц МСУ.

- власть эта установлена законом и должна осуществляться в рамках закона.

- МСУ как разновидность публичной власти имеет достаточную материальную базу в виде муниципальной собственности, местного бюджета, ценных бумаг и т.д.

В Конституции РФ закреплена англосаксонская концепция с отдельными элементами европейской континентальной концепции. При этом наличие элементов европейской континентальной концепции, с точки зрения теоретической, является малозначительным.

Ст. 12 закрепила, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Ст. 130 устанавливает самостоятельность населения в решение вопросов местного значения, а также в использовании триады полномочий (владение, пользование, распоряжение) относительно мун. собственности. А возможности власти, её сила и реальное воплощение обусловлены наличием собственности.

Органы м.с.у отделяются от органов гос. власти, как структурно, так и через компетенцию: они не входят в систему органов гос. власти, у них есть самостоятельная компетенция (управляют мун. собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения).

Мировые тенденции.

Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.

Для данной муниципальной системы характерно отсутствие на местах полномочных представителей государственной власти. Представительные органы функционируют автономно в пределах собственных их полномочий. При этом прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.

Местное (коммунальное) самоуправление в Германии рассматривается многими авторами в качестве самостоятельной модели. В рамках этой модели выделяются четыре типа общин: южногерманский; магистральный; бургомистерский; северогерманский.

Смешанная модель (Германия, Австрия, Япония) в Германии бургомистры и ландраты имеют двойной статус — органа местного самоуправления и низового звена исполнительной государственной власти.

Губернатор японской префектуры, избираемый местным населением и считающийся главой местной власти, выполняет целый ряд общегосударственных функций.

в той или иной стране местное самоуправление осуществляется на основании собственных полномочий в интересах местного населения, тогда как местное управление функционирует в рамках обязательных или делегированных полномочий для удовлетворения государственного

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...