Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция конфликта Л. Козера.




Американский социолог Льюис Альфред Козер (1913-2003). Его работа "Функции конфликта" (1956) положила начало разработкам социологической теории конфликта. В последующих работах "Социальный конфликт и теория социального изменения" (1956), "Этапы изучения социального конфликта" (1967), "Конфликты: социальные аспекты" (1968) он развил основные положения теории социального конфликта

Конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни.

Конфликт - противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), которое возникает из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника.

Предмет конфликта - реальные социальные блага, признаваемые обеими сторонами в качестве таковых.

Основные причины конфликта - дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении.

Инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.

Социальные конфликты: реалистические и нереалистические.

К реалистическим конфликтам он относил те конфликты, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки.

Нереалистические же конфликты - это те коллизии, где участники оказались в плену антагонистических эмоций и страстей, и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.

Конфликт понимался Л. Козером как процесс социального взаимодействия людей, как инструмент, с помощью которого возможно формирование, стандартизация и поддержание социальной структуры. В его представлении социальный конфликт способствует установлению и сохранению границ между группами, реанимации групповой идентичности, предохранению группы от ассимиляции.

Позитивные функции конфликта:

  • группосозидающие и группосохраняющие функции. Благодаря конфликту происходит разрядка напряженности между его антагонистическими сторонами.
  • Коммуникативно-информационная и связующая функции, поскольку на основе выявления информации и установления коммуникации может происходить замена враждебных отношений дружественными.
  • созидание и конструирование общественных объединений, способствующих сплоченности группы
  • стимулирование социальных изменений.

Конфликт, по мнению Л. Козера, реализуя позитивные функции, способствует разрядке напряженности, стимулирует социальные изменения, создание общественных объединений, развитие коммуникативных связей. Американский социолог ссылался на "парадокс Зиммеля", согласно которому важным средством сдерживания конфликта является выяснение возможностей его участников до реального наступления самой конфликтной ситуации, что позволяет смягчить ее последствия..

2 типа социальных систем, различающихся между собой характером отношения к общественным конфликтам.

1 тип - твердые или жесткие системы деспотически-тоталитарного характера, внутри которых может господствовать идеологическое табу на упоминание о существовании внутренних конфликтов. В таких государственных системах отсутствуют институциональные политико-юридические механизмы разрешения конфликтов. Обычно такое общество расколото на два враждебных класса. Внутри таких социальных систем у индивидов и групп не вырабатываются навыки конструктивного поведения.
2 тип социальных систем - гибкие. Общество такого типаявляется плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу несколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в нем существуют официально признанные, активно практикуемые институциональные и внеинституциональные средства урегулирования конфликтов. Это позволяет совершенствовать навыки разрешения конфликтов, выявлять в конфликтах конструктивные элементы.
Дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы.

  • Обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт.
  • Социальный конфликт как напряженность между тем, что есть и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов
  • Социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

2.Конформизм ─ способ поведения в конфликте и выхода из конфликта.

Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1951г.

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В социологии выделяют отдельное определение социального конформизма, согласно которому социальный конформизм представляет собой некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам.

К положительным чертам конформизма относят:

· формирование единства в кризисных ситуациях позволяющего организации выжить в сложных условиях;

· упрощение организации совместной деятельности за счет отсутствия раздумий по поводу поведения в стандартных обстоятельствах и получения инструкций по поведению в нестандартных обстоятельствах;

· уменьшается время адаптации человека в коллективе;

· социальная группа приобретает единое лицо.

Отрицательные черты.

· беспрекословное следование человека нормам и правилам большинства приводит к потере способности принимать самостоятельные решения и самостоятельно ориентироваться в новых и непривычных условиях;

· конформизм часто служит нравственно-психологическим фундаментом тоталитарных сект и тоталитарных государств;

· конформизм создаёт условия и предпосылки для осуществления массовых убийств и геноцида, так как индивидуальные участники таких акций часто не в состоянии подвергнуть сомнению их целесообразность или соответствие общечеловеческим моральным принципам;

· конформизм часто превращается в питательную среду для всякого рода предрассудков и предубеждений против меньшинств;

· конформизм значительно уменьшает способность человека сделать весомый вклад в культуру или науку так как убивает в нём способность оригинально и творчески мыслить.

Степень конформизма индивида зависит от ряда обстоятельств:

· характера межличностных отношений (дружественных или конфликтных);

· необходимости и возможности принимать самостоятельные решения;

· размера коллектива (чем он многочисленнее, тем сильнее конформизм);

· наличия сплоченной группы, оказывающей влияние на остальных членов коллектива;

· сложившейся ситуации или решаемой проблемы (сложные вопросы могут решаться коллективно);

· статуса человека в группе (чем выше статус, тем меньше проявление конформизма).

Влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние – в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность (при наличии хотя бы одного "инакомыслящего" эффект группового давления снижается).

Склонность к конформизму зависит также от возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны).

Зависит от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т.д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин ), групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т.п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т.д.).

Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой; её соотношение с другими социально-психологическими явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

Конформизм (приспособление) как стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных с ними действий.

Обычно приспособлению дают выход в тех ситуациях, когда:

- участник конфликта не очень-то озабочен возникшей проблемой;

- желают сохранить взаимоотношения;

- создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения какой-то жертвы ради сохранения мира в отношениях;

- имеется желание оказать поддержку оппоненту;

- проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкуренцию, непременное нанесение ущерба другой стороне.

Конформизм применим при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности по иерархической вертикали: нижестоящий - вышестоящий, подчиненный - начальник и т.д. В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.

 

Билет №9
Концепция согласия и насилия И. Гальтунга.
Формы социального протеста: потенциал и эффективность социального протеста

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...