Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аномалии развития костной системы




Аномалии костной системы встречаются во всех частях скелета человека. Часть аномалий относится к группе простых и проявляются они в недостаточном развитии отдельных костей или в их отсутствии, например, врожденное отсутствие отдельных фаланг пальцев кисти или стопы, отсутствие ключицы, отсутствии лучевой или локтевой костей. Встречаются случаи большего числа костей по сравнению с нормой, например, лишние ребра, увеличение костей свода черепа, например, наличие лобных костей. Есть аномалии более сложной этиологии, получившие собственные названия:

1. Синдактилия – срастание фаланг двух смежных пальцев;

2. Арахнодактилия (Синдром Марфана) – фаланги пальцев очень длинные, что обусловливает длинные (паучьи) пальцы;

3. Фокомелия – отсутствие костей предплечья или голени, в результате чего скелет кисти и стопы соединяется с плечевыми и бедренными костями, наподобие ласт тюленя;

4. Ахондроплазия – нарушение функции росткового хряща, что обусловливает карликовый рост.

Довольно часто встречаются аномалии позвонков. Наиболее распространенными являются:

5. Spina bifida (лат. spina – ость, хребет, позвоночник; bifidus – разделённый надвое). Эта аномалия (расщепление дуг позвонков) характеризуется неполным закрытием позвоночного канала в результате несращения дуг нескольких позвонков, часто сочетающимся с отсутствием кожных покровов над дефектом и обнажением спинного мозга с оболочками. Обычно дефект локализуется в пояснично-крестцовом отделе, в котором наиболее поздно заканчивается закрытие спинномозгового канала. Эта аномалия часто сопровождается грыжей спинного мозга.

6. Люмбализация характеризуется тем, что первый крестцовый позвонок становится 6-м поясничным.

7. Сакрализация заключается в срастании пятого поясничного позвонка с первым крестцовым. Крестец в этом случае состоит из 6-ти позвонков.

 

 

Контрольно-измерительные материалы

Контрольные вопросы:

1. Назовите типы развития костей.

2. Перечислите виды остеогенеза.

3. Перечислите функции надкостницы.

4. Объясните, что обусловливает рост кости в длину.

5. Объясните, что обусловливает рост кости в толщину.

6. Перечислите роднички новорожденного.

7. Поясните, какой тканью представлены роднички новорожденного и почему.

8. Назовите наиболее встречающиеся аномалии развития костей.

 

Тестовые задания порогового уровня:

1. ПЕРЕДНИЙ РОДНИЧОК ЧЕРЕПА ЗАРАСТАЕТ:

а) на 1-м году жизни

Б) на 2-м году жизни

в) на 3-м году жизни

г) зарастать не должен

2. КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ РАСПОЛОЖЕН:

А) в губчатом веществе всех костей

б) в губчатом веществе только трубчатых костей

в) в диафизах трубчатых костей

г) в диплоическом веществе костей свода черепа

3. ПЕРВИЧНЫЕ ЦЕНТРЫ (ТОЧКИ) ОКОСТЕНЕНИЯ В ТРУБЧАТЫХ КОСТЯХ ПО­ЯВЛЯЮТСЯ В:

а) диафизах

Б) эпифизах

в) метафизах

г) апофизах

4. ПЕРВИЧНЫЕ ЦЕНТРЫ (ТОЧКИ) ОКОСТЕНЕНИЯ В ТРУБЧАТЫХ КОСТЯХ ПО­ЯВЛЯЮТСЯ:

а) на 2-3 месяцах постнатального развития

б) к рождению

В) на 2-3 месяцах пренатального развития

5. ЭПИФИЗАРНЫЙ ХРЯЩ - ЭТО:

а) суставной хрящ на эпифизах

б) хрящевая стадия развития эпифизов

в) хрящевая пластинка роста между эпифизом и метафизом

6. САМЫМ БОЛЬШИМ РОДНИЧКОМ ЧЕРЕПА НОВОРОЖДЕННОГО ЯВЛЯЕТСЯ:

А) передний

б) задний

в) клиновидный

г) сосцевидный

7. ЛОБКОВАЯ, СЕДАЛИЩНАЯ И ПОДВЗДОШНАЯ КОСТИ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ:

а) бедренной кости

Б) тазовой кости

в) крестцовой кости

г) копчика

8. точ­ки око­сте­не­ния в длин­ных труб­ча­тых кос­тях У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ по­яв­ля­ют­ся:

А) на первом году жизни

б) в период от года до 14 лет

в)в период от года до 10 лет

г) в период от года до 7 лет

9. Пе­ред­ний род­ни­чок че­ре­па НОВОРОЖДЕННОГО:

а) представлен сухожильным шлемом

б) пред­став­лен со­еди­ни­тель­ной тка­нью

в) пред­став­лен хря­ще­вой пла­стин­кой

г) представлен надчерепным апоневрозом

10. НАИБОЛЕЕ РАЗВИТОЙ При­да­точ­нОЙ па­зу­хОЙ У НОВОРОЖДЕННОГО ЯВЛЯЕТСЯ:

а) лоб­ная

б) клино­вид­ная

в) верх­нече­лю­стная

г) ячейки ре­шет­ча­той кости

11. ростковая функция надкостницы заключается В:

а) росте костей в длину

б) росте костей в толщину

в) регенерации костной ткани, в росте костей в толщину и длину

12. К особенностЯМ черепа новорожденного ОТНОСЯТСЯ:

а) отсутствие зубов, большое количество хрящевой и соединительной ткани, отсутствие воздухоносных пазух

б) отсутствие зубов, множество костей, наличие развитых воздухоносных пазух

в) малый объем мозгового черепа, хорошо выраженный рельеф костей

г) отсутствие воздухоносных пазух, наличие молочных зубов

13. У НОВОРОЖДЕННОГО В ЧИСЛО КОСТЕЙ ЧЕРЕПА ВХОДЯТ

а) четыре части лобной кости

Б) две лобные кости

в) две нижние челюсти

г) четыре теменные кости

14. К первичным костям относятся кости, которые имеют:

А) непрямой остеогенез

б) прямой и частично непрямой остеогенез

в) прямой остеогенез

15. рост конечностей в длину (увеличение роста человека) обусловлен:

а) ростом трубчатых костей в длину за счет эпифизарного хряща

б) ростом трубчатых костей в толщину за счет надкостницы

в) ростом трубчатых костей в длину за счет надхрящницы

16.Точка (ядро) окостенения представлена совокупностью:

а) мезенхимных клеток и остеобластов

б) сосудов, мезенхимных клеток и остеокластов

В) сосудов, мезенхимных клеток и остеобластов

17.Вторичным костям характернЫ:

а) только эндесмальный вид окостенения

б) эндесмальный, перихондральный и энхондральный виды окостенения

В) перихондральный, энхондральный и периостальный виды окостенения

18. уменьшение числа поясничных позвонков наблюдается:

А) при сакрализации

б) при люмбализации

в) при рахисхизисе

19. УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА КРЕСТЦОВЫХ ПОЗВОНКОВ НАБЛЮДАЕТСЯ:

а) при сакрализации

б) при люмбализации

в) при рахисхизисе

20. уменьшение числа КРЕСТЦОВЫХ ПОЗВОНКОВ НАБЛЮДАЕТСЯ:

а) при сакрализации

б) при люмбализации

в) при рахисхизисе

21. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НАДКОСТНИЦА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИЮ:

а) роста трубчатых костей в длину

б) самообновления костной ткани

в) регенерации костной ткани

 

Ситуационные задачи.

 

1. По статистике травматологов переломы и трещины костей чаще наблюдаются у людей пожилых и особенно старческого возраста. В то же время у детей они встречаются реже, хотя падений, ушибов, травм у них наблюдается значительно больше. Как объяснить этот феномен? Ответ: Данное явление связано с тем, что у пожилых людей в костях возрастает количество неорганических веществ и уменьшается количество органических, а также возникает остеопороз, что приводит к снижению прочности кости.

2. У каждого человека в той или иной степени выражены лобные и теменные бугры. Какую можно провести связь между этими буграми и процессом развития лобной и теменных костей? Ответ: В области лобных и теменных бугров располагались точки окостенения лобных и теменных костей.

3. Студент, проходя врачебную практику, поставил новорожденному ребенку диагноз гайморит. Курирующий его врач отверг этот диагноз и указал на недостаточные анатомические знания студента. В чем проявился в данном случае недостаток знаний студента? Ответ: Студент, поставив диагноз воспаления верхнечелюстной пазухи, забыл, что эта полость у новорожденных практически отсутствует, а значит, у них не может быть и гайморита.

4. Педиатр после пальпации переднего (лобного) родничка 2-летнего ребенка отметил его незарастание, на основании чего прописал специальное лечение. На каком основании педиатр рекомендовал лечение ребенку? Ответ: Передний родничок у нормально развивающегося ребенка должен зарасти к 2-летнему возрасту, чего не произошло у данного ребенка. Факт нарушения процесса остеогенеза побудил доктора назначить специальное лечение ребенка.

5. Педиатр на приеме обследовал состояние родничков у годовалого ребенка и сделал заключение, что развитие головки ребенка идет нормально. На чем основывалось заключение педиатра? Ответ: Доктор знал, что к годовалому возрасту у ребенка все роднички должны зарасти, кроме самого большого переднего (лобного) родничка. При установлении этого фак-та педиатр и дал заключение о нормальном протекании процесса зарастания родничков.

6. Студентам в анатомическом музее продемонстрировали два препарата крестца, один из которых был сформирован четырьмя, а другой – шестью позвонками. Преподаватель попросил студентов дать пояснение к этим препаратам. Каким должен быть правильный ответ студентов? Ответ: Преподаватель демонстрировал два вида аномалий позвоночного столба. В первом случае наблюдается явление люмбализации, а во втором – сакрализации.

7. Позвоночный столб у новорожденных детей имеет дугообразную форму, а у 3-х летних детей он принимает S-образную форму. Чем обусловлены данные возрастные изменения формы позвоночного столба? Ответ: Изменение формы позвоночного столба на S-образную связано с интенсивным развитием двигательной функции ребенка, основными моментами которой будут – периоды удерживания головки, освоение поз сидения и стояния, овладение ходьбой.

8. На рентгенограммах трубчатых костей детей раннего возраста выявляется затемнение на границах между эпифизами и диафизами, что свидетельствует об отсутствии в этих зонах костной ткани. Какое название имеют описанные зоны? Ответ: Данные зоны называются эпифизарными хрящами или пластинами роста.

9. При развитии костей различают 4 вида остеогенеза. Правомерно ли утверждать, что первичным и вторичным костям свойственны все четыре вида остеогенеза. Ответ: Данное утверждение будет неправильным, так как для первичных костей характерен только эндесмальный вид остеогенеза, а для вторичных - перихондральный, периостальный и энхондральный виды остеогенеза.

10. Из лекционного курса студентам стали известны три функции надкостницы – самообновления, регенерации и роста, но периоды их реализации студенты забыли. Из источников литературы этот пробел в знаниях был ликвидирован. В какие же временные периоды в жизни человека реализуются указанные функции? Ответ: Функция самообновления костной ткани реализуется во все периоды развития и жизни человека, функция роста – в периоды интенсивного роста, регенерация – в случае нарушения целостности костей.

11. Известно, что при развитии трубчатых костей остеобласты перемещаются из области диафизов в эпифизы. Как они попадают в эпифизы? Ответ: Остеобласты попадают в эпифизы с током крови по сосудам.

12. Студенты попытались вспомнить структуры, из которых формируется точка костеобразования. С этой задачей они успешно справились. Какие же структуры фигурировали в ответе студентов? Ответ: Студенты должны были упомянуть следующие структуры – сосуды, клетки мезенхимы, остеобласты, аморфное вещество.

Приложение 1

Глоссарий

1. Celom - полость эмбриона

2. Coloboma - косая щель лица

3. Cranium neonati - череп новорожденного

4. Descendens testis - опускание яичка

5. Diencephalon - промежуточный мозг

6. Ductus arteriosus - артериальный, боталлов, проток

7. Ductus mesonephricus - вольфов проток

8. Ductus paramesonephricus - мюллеров проток.

9. Ductus venosus - венозный, аранциев, проток

10. Epoophoron - придаток яичников

11. Fascia cremasterica - фасция мышцы, поднимающей яичко

12. Fascia spermatica externa - наружная семенная фасция

13. Fascia spermatica interna - внутренняя семенная фасция

14. Fonticuli cranii - роднички

15. Fonticulus anterior - передний родничок

16. Fonticulus mastoideus - сосцевидный родничок

17. Fonticulus posterior - задний родничок

18. Fonticulus sphenoidalis - клиновидный родничок

19. Gubernaculum testis - направляющая связка

20. Labium leporinum - заячья губа

21. Makrostoma - большая ротовая щель

22. Medulla oblongata - продолговатый мозг

23. Mesencephalon - средний мозг

24. Mesencephalon - средний мозговой пузырь

25. Mesenterium commune - общая брыжейка

26. Mesonephros - первичная, туловищная, средняя почка

27. Metanephros - окончательная, постоянная или тазовая почка

28. Metencephalon - задний мозг

29. Mikrostoma - малая ротовая щель

30. Musculus cremaster - мышца, поднимающая яичко

31. Myelencephalon - продолговатый мозг

32. Osteogenesis (син. костеобразование) – процесс образования костной ткани.

33. Palatum fissum - расщелина нёба

34. Paradidymis - придаток, привесок яичка

35. Paroophoron - околояичник

36. Plica urogenitalis - мочеполовая складка

37. Prosencephalon - передний мозговой пузырь

38. Rombencephalon - ромбовидный мозговой пузырь

39. Sinus urogenitalis - мочеполовая пазуха

40. Situs viscerum inversus partialis - частичное обратное (извращённое) расположение внутренних органов брюшной полости

41. Situs viscerum inversus totalis - полное обратное (извращённое) расположение внутренних органов брюшной полости

42. Spina bifida - несращение дуг позвонков

43. Telencephalon - конечный мозг

44. Tunica dartos - мясистая оболочка

45. Tunica vaginalis testis - влагалищная оболочка яичка

46. Рronephros - предпочка, передняя или головная почка

47. Сutis - кожа мошонки


Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...