Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мысли Гуманиста. Я. Полондум




(Попытка встряхнуть мозги политиков,

чтоб оставили стереотипы мышления

и направили мысль в сторону

гуманистических идей, понятий и терминов)

Коперник понял, что Земля вращается, когда мысленным оком взглянул на неё со стороны. Чтобы понимать, что по большому счёту на Земле происходит, надо время от времени смотреть на неё со стороны. Суровое наше время сделало привычным для всех слово апокалипсис. Сраженье Гуманизма с Антигуманизмом продолжается. Гигантская битва умов за умы. Судьба цивилизации, судьба человечества зависят от исхода сражения. Фашизм, нацизм, нацистская Германия, ныне возникающий Исламский Халифат демонстрируют природу антигуманизма. Всё лучшее в обществе и в человеке, в его действиях, поступках и мыслях - принадлежность и признак гуманизма. Гуманист поступает и мыслит бескорыстно. Гуманист использует гуманные средства для достижения своих целей. А антигуманист, не моргнув глазом, использует средства зверские. Может ли гуманист применить зверское средство? Может и применяет, но только для того, чтобы обезвредить применителя зверских средств.

Гуманизм скреплён любовью, антигуманизм – ненавистью. В основе своей гуманизм не заслуга философии, науки или религии, а результат истории человечества и природы человека. Подтверждением этому сам язык и ментальность людей. Гуманизм означает переход человечества от звериных условий существования к условиям человеческим.

Гуманизм рождался в античности, когда у него ещё не было названия, но появились признаки и устремления. Неопознанным гуманистом древности был Диоген Синопский, ходивший днём с фонарём, говоря "Ищу человека". Другой известный историкам грек, Антифонт, поучал сограждан словами: "По природе мы все во всех отношениях равны, и варвары, и эллины. У всех людей нужды от природы одинаковы". Алкидамант добавлял: "Бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом". "Познай самого себя", гласила надпись на фронтоне в храме Аполлона в Дельфах. «Человек – мера всех вещей», учил Протагор. «Худшее на свете зло – это творить несправедливость». «Если бы оказалось неизбежным либо творить несправедливость, либо переносить её, я предпочёл бы переносить», говорил Сократ.

Столп и стержень гуманизма, о котором знали мудрецы древности на просторах Евразии, от Ближнего Востока до Китая – золотое правило этики: «Не делай другим, чего не хочешь себе», «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». В чём золото изречения? В том, что со времён фараонов, цезарей и королей, не ржавея и не тускнея в веках и тысячелетиях, оно неуклонно указывает путь к «Свободе, равенству и братству».

И вот мы в России двадцать первого века. За одного битого двух небитых дают. А за Россию битую можно дать и побольше. Битую кем и чем? Битую своей отсталостью, своим невежеством, своим самодержавием. Посему гуманисты России получили урок, которого не было ни у какой другой страны мира, невиданный урок самим себе и всему миру, урок о том, чего делать нельзя и что делать позарез нужно. Гуманист России зарубил себе на носу, что главное противоречие людей не между голодным и сытым, бедным и богатым, пролетарием и буржуем, а между человеком человечным и бесчеловечным. От этого противоречия зависят все остальные противоречия и все остальные нельзя разрешить, не решив главного. Гуманист России почитает вещие слова своего предшественника в ХIХ веке Николая Михайловского: «В числе потребностей человека есть потребности знания и умиротворения совести. Одна удовлетворяется истиной, другая – справедливостью, а различные формы этого удовлетворения образуют те бесконечные перспективы прошедшего и будущего, которые называются историей человечества». Не забывает он и слова Маркса: «Традиции всех мертвых поколений (традиции негуманные и антигуманные – Я.П.) тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Чернь древнего Рима обожала Нерона. Невежды в России обожают Сталина. Прошло без малого 200 лет с тех пор, как Поэт предрёк: «Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!» Когда же вспрянет, когда напишут и как мир узнает об этом? Узнает, когда великим героем гуманизма в России будет объявлен Андрей Сахаров, а величайшим антигероем истории Иосиф Джугашвили. Когда на Красной площади появится надпись в память о демонстрации 25 августа 1968 года «За вашу и нашу свободу!», героев которой Президент Чешской Республики Вацлав Гавел назвал «Совестью Советского Союза».

Совесть страны, слава Богу, жива и живёт, как прежде, за пределами Кремля. В течение четверти века за его стенами скрывался один из самых преступных правителей, ставший «Хозяином» территории, равной одной шестой земной суши. А теперь там обретается не самый умный из бюрократов и играет судьбами миллионов. Россия вспрянет ото сна, когда весь древний Кремль станет музеем, и имперская политика Кремля превратится в поучительный экспонат при изучении не столь славных времён Российской империи.

«Одно слово правды весь мир перетянет». Правда в том, что в «империи зла» было не только зло, но и добро, и не мало добра. Добро созидал Гуманизм, зло творил его Антипод. Неправда же в том, что мир однополярен, как и в том, что он многополярен. Нет, он как был тысячи лет, так и остаётся двуполярным, причём в каждой стране: один полюс Гуманизм, другой его Антипод. Физики говорят, что полюсы Земли время от времени меняются местами. Полюсы человечности и бесчеловечности тоже. Точнее, меняются их размеры и силы. Например, при Сталине полюс антигуманизма в стране был огромного размера и силы, а при Хрущёве скукожился и ослабел.

Как правило, в большинстве своём люди неосознанно человечны. Они гуманисты, можно сказать, «бессознательные». Эпоха планетарного гуманизма наступит тогда, когда большинство человечества станет человечным сознательно. Это когда большинство землян будет знать, например, о существовании золотого правила этики и всегда помнить о нём. Знать, конечно, ещё о многом, а главное о существовании самих полюсов Гуманизма и Антигуманизма, об их различии и признаках узнавания. Гуманизм узнаётся по искренности и правде слов его приверженцев, а его Антипод соответственно по притворству и лжи. Ещё надо знать, что силовые линии каждого полюса проникают в пространство ему противоположное, что в каждом человеке дают о себе знать и животность, и человечность. Различия, однако, в том, что преобладает, что доминирует.

Самые честные и прозрачные выборы бывают, когда люди голосуют, как говорится, ногами. Куда бегут беженцы – с Запада на Восток или наоборот? Из христианских стран в исламские или наоборот? Речь не о том, какая религия праведней, а о том, что рыба ищет где глубже, а человек где человечней. О том, что гуманизм – путь братства и согласия для всех людей, белых и чёрных, верующих и неверующих. Поэтому люди устремляются туда, где гуманизма больше, покидая места, где его мало или нет вовсе. Значит, слава гуманизму? Да, слава, только беда и опасность в том, что неслыханный поток беженцев, чуть ли не переселение народов из стран с низким уровнем гуманизма в страны с уровнем выше грозит сильно понизить его и там, и даже подорвать основы цивилизации.

Выход один: безотлагательно создавать человечные условия повсюду в мире. Путь, однако, преграждает Антигуманизм, в чём ему верно служат, с одной стороны, вездесущие нелюди-террористы, а с другой, его вечно преданные слуги – милитаристы, как на Востоке, так и на Западе. Террористы стремятся подорвать основы цивилизации, используя современное оружие, и мечтая завладеть атомной бомбой. Современное оружие производится в государствах по заказу милитаристов, которые богатеют от его продажи. Террористы продают наркотики и на вырученные деньги покупают у милитаристов оружие. Россия, например, торгует оружием на миллиарды долларов, чем весьма гордится российский президент, считающий себя христианином.

Оружие нельзя есть и в нём нельзя жить. Исконное предназначенье оружия – сеять смерть. Значит, его производят за счёт средств, созданных теми, кто выращивают хлеб и строят дома. Посмотрим на цифры мировой бухгалтерии производства оружия и подготовки войн. Во второй половине прошлого века человечество тратило на эти цели свыше миллиарда долларов в день. Столько стоило производство пищи для утоления голода голодающих на земле в течение года. Один танк стоил столько же, сколько стоят школы для тридцати тысяч детей, а один реактивный истребитель равнялся по стоимости сорока тысячам аптек в сельской местности. А что сейчас? Сейчас, по словам Пан Ги Муна, генерального секретаря ООН: «Мир тратит в день почти в два раза больше на вооружения, чем ООН тратит в год на свои миссии мира, защиту прав человека и развитие. Это огромная цена для людей, которые ложатся спать голодными; для детей, которые умирают от недостатка чистой питьевой воды; для крестьян, которые не могут возделывать землю, потому что в неё заложены мины».

Отсюда видно, как и почему милитаризм преградил путь гуманизму. Ибо милитарист смотрит на мир сквозь прицел винтовки и судит о мире по тому, что он в эту «щелку» видит. Милитарист – это патриот, всегда готовый ради блага родины пожертвовать вами. Милитаристы учинили две мировых войны и готовят третью. Происходящее в мире по их вине прозвали Шизосферой планеты. На милитаристов надо надеть смирительные рубашки, а на руки стальные наручники, причём одновременно во всех странах. Гарантия от войн получится стопроцентная. Беда в том, что этого пока некому сделать. Прежде чем «перековать мечи на орала», надо перековать мозги большинству генералов. Не трогать лишь военных с задатками гуманизма в душе. Пусть послужат в национальной полиции и полиции международной для поддержания мира в своих странах и во всём мире. Для борьбы с терроризмом нужны не атомные бомбы, а гуманистическое просвещение народа и единый фронт цивилизованных государств. Для этого не нужны какие-либо бомбы, баллистические ракеты, авианосцы, подводные лодки и т.п. Все эти прелести Шизосферы будут тогда торжественно уничтожены, за вычетом музейных экспонатов, и сама Шизосфера развеяна в пух и прах. Инженеры и рабочие «оборонки» быстро переучатся создавать продукты для жизни людей, а не для убийства. Экономия получится грандиозная, небывалая. Средств хватит с лихвой, чтоб финансировать гуманизм на планете.

С чего же начать, как сделать первые шаги? Одна из первых задач состоит в том, чтобы всем гуманистам на земле осознать себя таковыми и увидеть происходящее с точки зрения гуманизма. Возможно ли это осуществить? Да, в ХXI веке возможно, благодаря современным средствам связи, таким как радио, телевидение, интернет. Но самым действенным средством гуманистического просвещения землян и синхронизации международных мирных акций гуманистов была бы, по-моему, мировая радиостанция, под названием «Голос Планеты». Она бы предоставила возможность самым выдающимся гуманистам мира вести прямой диалог с людьми всех стран на планете. Создание и поддержание такой радиостанции потребует больших денег, и, надеюсь, найдутся миллиардеры (Сорос? Билл Гейтс?), готовые положить миллионы на это. А если не найдутся, миллионы гуманистов среднего достатка наверняка сумеют собрать средства для столь благого дела. Ведь это лучшая инвестиция в будущее детей.

Другим действенным средством гуманизации государств и противодействия «ястребам», экстремистам, сепаратистам, шовинистам, расистам, антисемитам, ура-патриотам и просто идиотам считаю международные телемосты. С их помощью думающие люди разных народов должны вести диалог друг с другом, разоблачая лживых политиков и поддерживая правдивых и честных. С этого предлагаю начать путь от Шизосферы к Ноосфере. Другого пути не видно. Гуманизм – единственный путь.

Гуманисты всех стран, соединяйтесь!

Р. S. редактора. "Лыко в строку" гуманизма в его борьбе с антигуманизмом. Но какого гуманизма? Он тоже исторически разный. Ваш гуманизм: 1) исторически не конкретный без исторической классификации гуманизма (ов); 2) не полный и 3) утопический без социальной силы-базы и организатора.
1. История гуманизма имеет две составляющие: субъективную и объективную. Субъективно гуманизм – это величайшие духовные, образовательные открытия интеллигенции, ее исторические виды и этапы роста всего человечества: первый изм-гилозоизм (всё - живое) у первобытного человека это чувствительный гуманизм и далее гуманизмы знания и опыта - древний философский гуманизм, ранний религиозный гуманизм, средневековый культурный и флорентийский гражданский, этико-политический (!) гуманизм, либеральный гуманизм эпохи Просвещения и буржуазно-демократических революций, социалистический революционный гуманизм, современный мировоззренческий светский гуманизм и новый общественный, идейно-политический и первый партийный гуманизм XXI века.
2. В моем сравнительном анализе и синтезе, убеждении и разработке-развитии личный и общественный, идейно-политический, партийный гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный, humanitas - человечность) – новое, историческое, универсальное, многогранное и многомерное, комплексное и системное явление и понятие личностностных и социальных человеколюбия (чувства, знания и убеждения) и человечности (действия, деятельность и практика): 1) социальный закон, тенденция и традиция развития человечества и человека; 2) личностная и общественная цель – идеал; 3) целая наука, система теорий и учение; 4) научное и светское мировоззрение; 5) социальная ценность и идеология интеллигенции интеллектуального общества; 6) национальная идея РФ; 7) политика центризма; 8) интеллектуальная экономика; 9) интеллектуально-социальное движение и общественный прогресс; 10) человеческие и человечные, социальные, в том числе политические, например, партии, институты; 11) интеллектуальные общественная система и общественный строй, исторический тип народа, общества и государства; 12) культура, образ и качество жизни человека и народа; 13) высшее нравственное качество человека и общества; 14) методология и методика, критерий личного и общественного развития; 15) ноосферная эволюция; 16) гармония, «золотая середина», центризм и 17) художественная метафора как Любовь, Истина, Добро, Творчество, Организация, Инициатива, Путь, Красота и Солнце - первичная, целевая, основная, прогрессивная, удесятеряющая, созидательная, направляющая, заключительная и освещающая причины.
3.Если для современного консерватизма (неоконсерватизма) ведущий, господствующий, правящий класс – бюрократия, для капитализма – это буржуа, для социализма – рабочий класс (для анархизма – крестьянство и ремесленники – это полукласс, двойной класс: собственник и рабочий), а для гуманизма – это интеллигенция. Философы (Платон) и ученые (Мор) должны быть правителями государства. По сущности и роду деятельности интеллигенция – социальный источник гуманизма. Если неравенство – это принцип элиты (бюрократии), свобода – основной принцип буржуазии, а справедливость – принцип рабочего класса, то для интеллигенции синтезированы эти принципы в творчестве. Природа интеллигенции выходит за рамки «класса в себе» и даже «класса для себя». Это скорее «класс для всех» и «класс для других».
Политический организатор гуманизма - Гуманистическая партия. Сейчас главное для гуманизации России - реализация идей нового гуманизма через Гуманистическую партию. Инициативная группа по созданию партии "Гуманная Россия" (190 участников из всех 85 субъектов РФ + 500 сторонников) действует и приглашает гуманистов. Для регистрации партии надо 500 членов из 43 регионов. У гуманистов должна, может и будет своя центристская партия интеллигенции информационного, интеллектуального общества к выборам ГД-2016.
А.С.Шутов.

Спасибо за отклик. Мои мысли сосредоточены на исторической основе и принципах гуманизма, которые определяют исторические и современные битвы между Гуманизмом и Антигуманизмом. Согласны ли Вы со всеми моими высказанными мыслями? Если нет, процитируйте те слова и предложения, с которыми не согласны. Только так мы сможем узнать позиции друг друга. А Вы излагаете свои мысли, не определившись точно и конкретно относительно моих. Это, извините, называется "наводить тень на плетень". Дмитрий

Дмитрий, в общем и частично с Вашими мыслями я согласен. Только добавил света к Вашей «тени»-темноте, не раскрытости. Вы явно преувеличиваете свои мысли "Г(?)уманиста". Оригинально-новое, пожалуй, одно - противопоставление и разработка двух полюсов: гуманизма и антигуманизма, за что я и поместил Вашу статью в наш сборник "Против антигуманизма". Я ясно оценил неполноту, историческую и теоретическую, а также утопичность Ваших гуманистических мыслей: кто будет их будет выполнять? Что тут не понятного. Золотое правило этики - это не Ваша идея, и я с ней согласен как принципом. Но в любом правиле есть исключения, истина - конкретна: "где, когда, с кем и сколько?" И у Вас в статье таких исключений не мало: антигуманное отношение к антигуманистам и милитаристам. В статье субъективное очернение патриотизма: "империалистическая политика Путина", "милитарист-патриот". У Вас теоретическая ошибка недоценки объективной тенденции гуманизации человечества и роли теории в гуманизме: "гуманизм - не заслуга философии", хотя статью начинаете с гуманистических заслуг первых философов = первого рационального гуманизма в истории. Других исторических видов гуманизма Вы не приводите - не знаете? В целом Ваши мысли - гуманистические = современному мировоззренческому гуманизму, индивидуалистическо-либеральному, космополитическому. Но сейчас на повестке дня России - новый гуманизм, личностно-гуманистический и патриотический. Цель-идеал российских гуманистов - гуманная Россия. А Ваша Цель? А.Шутов.

Моя цель - планетарный гуманизм. Д.Баянов.

 

Лучшие философские идеи воспитывают, консолидируют и объединяют Человечество

Трансуниверсализм Всеобщая идеология Человечества в XXI веке

Преамбула Проблемы, с которыми всё чаще сталкивается планетарное общество в XXI веке, носят всё более глобальный характер и поэтому могут быть решены только совместными глобальными усилиями. Для этого требуется свежее критическое мышление, свободное от устаревающих догм. Человечество нуждается в обновлении общечеловеческих ценностей, принципов поведения, а значит, и образа жизни в целом, в свете уже имеющихся и продолжающих пополняться научных знаний. Поэтому, даже ещё недавно считавшиеся новыми идеи «неогуманизма", требуют своего дальнейшего углубления и развития, т.к. даже и они уже неспособны найти решения по выходу из происходящих на Земле общественных катаклизмов, а также от тех, которые ожидаются. В силу этого для планетного сообщества требуется идеология, способная не только объединить всё разноликое и разномыслящее Человечество, но и дать конкретные рекомендации, наставления и советы, которые позволили бы везде и сразу решить весь комплекс накопившихся у Человечества проблем, противоречий и разногласий, приобретающих всё более опасный, а в чём-то уже и агрессивный характер, могущих привести к непредсказуемым, самым трагическим и необратимым последствиям.

ИДЕОЛОГИЯ – это системный набор идей, принципов и взглядов, позволяющих человеку или сообществу людей так или иначе ориентироваться в окружающем его мире, трактовать происходящие в нём события, определять для себя смысл жизни, а также служащих мотивацией его поступков и каждодневного поведения в целом. С помощью идеологии создаётся некий идеальный образ общества, к созданию (к конституцииангл.) которого стремятся проповедующие данную идеологию сообщества людей, либо государства в целом, либо политический союз государств. Она может быть руководством в их индивидуальном и/или коллективном образе жизни, формулируя принципы социального общежития, в воспитательно-образовательной и просветительской сфере, в их текущей политической и экономической деятельности.

Таким образом, идеология – это идеальный, но реальный прообраз, представление, проект совместного проживания людей, а конституция – это чертежи, инструкция такого совместного проживания. Поэтому без идеологии конституция пуста, в ней нет идеала, к которому следует стремиться. С другой стороны, поскольку мир не стоит на месте, а всё время меняется в сторону прогресса, совершенствуется, то и в идеологии должен регулярно обновляться, совершенствоваться идеал совместного проживания, т.е. идеология должна меняться в лучшую сторону, а вместе с ней меняться и конституция. Там, где конституция не меняется таким образом в течение продолжительного времени, наблюдается догматизм и регресс. Без нормальной идеологии любой человек или сообщество теряют свою духовно-идейную базу, которой тут же овладевают духовно-идейные суррогаты, ведя в итоге такого человека, либо сообщество к деградации и регрессу, а заодно, к идеологическим конфликтам, противоборству, вражде. Только нормальная идеология призывает к воспитанию, образованию и просвещению, ибо она сильна силой своих знаний, принципов и ценностей. Только лучшая жизнь для ВСЕХ в данном сообществе, способность решать текущие и надвигающиеся проблемы совместного общежития может служить доказательством необходимости следования её идеям и принципам.

Вместе с тем, если в былые времена конфликты любого рода носили местный, практически региональный характер, неопасный для человечества и планеты в целом, то в XXI веке технологический прогресс достиг такого уровня развития, когда одна группа людей способна уничтожить не только любую другую группу людей, но и всё человечество, и даже биосферу Земли.

В силу этого идеологическое противостояние и противоборство стало не просто очень опасно, но и недопустимо, поскольку таит в себе угрозу самоуничтожения Человечества, всего живого на планете Земля. Вот почему в XXI веке стала нужна единая для всего Человечества, самая передовая идеология, такая и только такая, которая способна объединить всех людей на Земле и обеспечить их совместное проживание в условиях мира и согласия. Она должна являть собой рациональное обобщение максимально большего числа исторически оправданных разумных учений человечества, соединив в себе всё рациональное, разумное и наиболее передовое и перспективное.

В мире в настоящее время существует множество идеологических установок, идейных концепций и разного рода верований, создающих практически непреодолимые препятствия к единению человечества. Люди, в большей части невежественные по своим знаниям, как правило, проповедуют какую-то из них, будучи слепо уверены в её истинности, а значит, и в своей правоте. Многие из старых идей и традиций, которые унаследовало человечество и которым оно по инерции продолжает следовать, не соответствуют более текущим реалиям и будущим потребностям. Все они, по сути, являются разъединяющими, а не объединяющими людей на планете. Поэтому нужны свежие, современные идеи с тем, чтобы на их основе в короткие сроки объединить планетарное сообщество, в котором с недавних пор всё больше проявляются глобально ориентированные тенденции совместного развития.

До сих пор Человечество не имеет пока общепризнанного мерила истинности, позволяющего людям определять, какая из идейных концепций или верований наиболее истинная, передовая, какой из них следует следовать им самим и всему человечеству в целом. А такое мерило есть, его давно выработали за долгие тысячелетия наиболее разумные представители человеческого рода. Это – оценки и рекомендации классических мыслителей и философов – представителей научной философии. У этих представителей есть конкретные имена, а в их наставлениях есть конкретные идейные установки и принципы.

Беда одна – в силу невежества и необразованности большинства человечества их наставления никто не читает, не изучает, а значит, и не использует их в своей каждодневной жизни. Этим-то и пользуются идеологические мошенники, навязывая, внушая свои, далёкие от истины идеологические суррогаты, выводя из них соответствующие принципы и наставления по образу поведения и даже образу жизни, дробя тем самым идеологическое поле общественного сознания человечества. Всё это ведёт к отчуждению людей, нередко к взаимной вражде и уничтожению идейных противников посредством войн и противоборству во всех аспектах жизни.

Именно такого рода идеологи заинтересованы в невежестве народных масс; именно они стремятся, чтобы в воспитании и образовании не изучались знания и наставления научной философии. Характерным примером такого затемнения массового сознания может служить запрет византийским императором Юстинианом I в 529 году изучения классической философии древней Греции, повергнувший европейские народы во мрак на долгие века. Его Эдикт никто не отменил ещё до сих пор.

Именно поэтому трансуниверсализм представляет из себя самую современную, обобщающую общечеловеческую идеологическую концепцию, вобравшую в себя самые передовые разумные идеи, проверенные временем традиционные принципы и подтверждённые опытом естественнонаучные и философские взгляды, становясь, таким образом, следующей идеологической ступенью вверх человеческого сознания как по отношению к таким современным идеологическим направлениям как неогуманизм, трансгуманизм и секуляризм (светскость), так и по отношению ко всему многообразию традиционных религиозных конфессий и нерелигиозных верований, почерпнув с помощью критического мышления всё лучшее из них.

«Транс …» означает – охватывающий большие расстояния, в нашем случае - всепланетный. «Универсализм» означает – разносторонность, универсальность в знаниях, сведениях.

Как известно, гуманизм вот уже долгое время преобразует современный мир. Со временем был введён термин “неогуманизм”, чтобы обозначить новый, более смелый подход для решения общечеловеческих проблем. Неогуманистические идеи и ценности выражают обновлённое доверие в способности человеческих существ решать проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и преодолевать неведомые границы. Благодаря неогуманизму впервые в истории наше планетарное сообщество получало возможность мирно и сообща разрешать любые разногласия, которые оно имеет. Термин «сообщество» стал шире использоваться, чтобы оттенить факт появления на планете всепланетного, глобального сознания и широкого признания факта нашей взаимозависимости. Распространяющийся во всём мире Интернет сделал коммуникации фактически мгновенными, и что бы ни случилось с кем-либо и где-либо на планете, это может затронуть каждого из нас в любом месте.

В то время как большинство решений, затрагивающих интересы людей, принимаются на местном или национальном уровне, некоторые вопросы стали иметь более широкое значение. К вопросам чрезвычайного характера относятся такие как региональные войны и грубые нарушения прав человека, а также относящиеся к более стабильному развитию, такие как новые идеи в науке, этике и философии. Особое значение сегодня приобретает тот факт, что мы населяем общую планетарную природную среду. С учётом этого, результат любой деятельности в одной стране может перекинуться в другие, такие как истощение ресурсов и загрязнение атмосферы и водных путей. Особую озабоченность вызывает глобальное потепление и изменение климата, затрагивающее каждого человека на планете. То же самое можно сказать и о возможных вспышках эпидемий или мора (таких как свиной грипп, туберкулёз и широко распространённая малярия), которые могут иметь глобальные последствия. Именно в таких случаях жизненно необходимо координировать деятельность по распределению вакцин, применение общей карантинной политики, и т.д.

По возрастающей, многие другие проблемы становятся предметами озабоченности планетарного сообщества и могут потребовать совместных действий, таких как сохранение уникальных видов живых существ и экосистем, ограничение излишнего вылова рыбы в морях и океанах, принятие верных решений во время экономических спадов, развитие новых технологий, полезных для человечества, избавление от нищеты и голода, снижение большого неравенства в благосостоянии, использование всех возможностей для снижения неграмотности, направляя капитальные инвестиции или техническую помощь в сельские районы и пришедшие в упадок городские центры, а также на поддержание общих очистительных систем и обеспечение населения чистой водой.

Согласно неогуманистическим принципам наука и техника должны использоваться во благо всего человечества. Следуя этому, необходимо регулярно пересматривать список общечеловеческих ценностей и всё более обуславливать нормы поведения человека. Чтобы обеспечить прогресс человечества в быстро меняющемся мире, требуется и соответствующее прогрессивное мышление, с помощью которого только и возможно пересмотреть архаичные традиции и взаимоотношения, чтобы счастье и благополучие стали доступны для всех, кто стремится к достойной жизни для себя и для других.

Известно также, что на сегодняшний день в мире существуют различные формы религиозных верований. Многие из них (хотя далеко не все) стоят на пути человеческого прогресса. Поэтому целью неогуманизма было предложить программу действий для тех, кто скептически относится к традиционным формам религиозного верования, и вместе с тем считает, что существует острая необходимость объединить различные виды веры и неверия, чтобы выработать позитивное мировоззрение на пользу всего планетарного сообщества.

Верующие включают в себя все основные религии (христианство, ислам, иудаизм, индуизм, конфуционизм, таоизм, синтоизм, некоторые формы буддизма, и т.д.), а также множество сект в каждой из них. Подсчитано, что существует 4200 религий или вероисповеданий, начиная от догматических экстремистов, кто считает, что именно они правы, до религиозных либералов, восприимчивых к новым идеям и открытых для диалога. Где убеждения глубоко вросли, укоренились в веру и традиции, там может быть труднее примирить различия. В истории верующие часто пытались насильно подавить инакомыслие и преследовали еретиков. Конфликты между протестантами и католиками, суннитами и шиитами, индуистами и мусульманами, продолжающиеся по сей день, временами перерастают в жестокость и в вооружённое противостояние.

На другом краю спектра - неверующих - находятся сообщество религиозных диссидентов, которое включает в себя не только атеистов, но и светских и религиозных гуманистов, агностиков, скептиков и даже значительное количество причисляющих себя к верующим. Последние могут быть только номинальными членами своей религиозной общины и нечасто посещать церковь, храм или мечеть, и если и делают это, то главным образом по социальным причинам или из этнической лояльности к вере своих предков, при этом они не принимают традиционное верование. Этническая идентичность может быть труднопреодолимой и действовать как долговременный фактор даже после того, как собственно вера в её данной модификации уже давно потеряла свою значимость - иногда даже для многих поколений. Хотя такие люди могут быть настроены скептически к самому вероучению, тем не менее, они могут полагать, что без религии моральные устои общества могут рухнуть.

Религиозная идентичность закладывается в детях с раннего возраста, именно это может определить личность человека; именно поэтому бывает трудно сказать, что кто-то перестал быть ирландским католиком, евреем или греческим ортодоксальным христианином – даже если он или она могут отвергнуть религию и больше не верить её вероучительным догмам. Следует иметь в виду, что религия включает в себя не только набор убеждений, но это также образ жизни, приверженность культурным традициям и чётко установленные моральную практику и ритуалы. Критика религии может быть сфокусирована только на самом вероучении, которое толкуется буквально, тогда как многие верующие интерпретируют его метафорически или символически и судят о нём потребительски по мере удовлетворения возникающих потребностей. В любом случае, сильнейшим аргументом всё большей архаичности религий в настоящее время является хотя бы то, что ни одна из них неспособна предложить наилучшее решение проблем, стоящими перед ВСЕМИ людьми на Земле, т.е. планетарным сообществом в целом. А это в XXI веке, веке всё большей глобализации, уже недопустимо, и даже более чем опасно. Их архаичность может быть аргументирована тем, что большинство религий уходят своими корнями в древние устаревшие кочевые или аграрные культуры, которые во многом делают их несовместимыми с появившейся городской, индустриальной и технологической планетарной цивилизацией. Век религий заканчивается, и они всё более переходят в разряд атавизмов общечеловеческого сознания.

Но даже сейчас, несмотря на усложняющуюся нынешнюю ситуацию в мире, ещё крайне недостаточно внимания уделяется гуманизму как альтернативе религии. Гуманизм представляет собой набор принципов и ценностей, которые начали формироваться в эпоху Возрождения и достигли своей зрелости в современную эпоху. Он ознаменовал поворотный момент от средневековых надежд на божественный порядок и спасение к пониманию того, что человеку должно жить здесь и сейчас, что ему нужно обрести смысл, ценности, достойное существование и социальную справедливость в формах современной демократии и экономики, обслуживающим человеческие вкусы и потребности.

Идеалы и принципы трансуниверсализма

Миропонимание

В миропонимании трансуниверсализм отталкивается от современной научной картины мира, согласно которой мы живём на уникальной планете Земля, являющейся микрочастицей бесконечно большого образования, каковым является Вселенная, где на поверхности за миллионы лет её существования сформировалась биосфера, обитателями которой наряду с другими живыми существами является и сообщество людей – человечество.

В пределах познанной нами Вселенной действуют строго определённые законы диалектики, действие которых безусловно и объективно распространяются и на одну из мириад микрочастиц Вселенной – планету Земля и, соответственно, на всё то, что на её поверхности, а также внутри и вокруг неё. Законы, действующие во Вселенной, изучают, главным образом, такие науки как философия, физика, астрофизика, астрономия, и другие.

Диалектическое развитие Вселенной происходит в трёх ипостасях – в пространстве, времени и качестве, неразрывно связанных между собой и являющихся неотъемлемыми атрибутами материальных образований.

Пространство изотропно и бесконечно (∞ ), причём бесконечность его простирается как в ширь, так и в глубь материальных образований. О бесконечности пространства Вселенной можно судить хотя бы только по размерам нашей Галактики, коих во Вселенной миллиарды, составляющей в диаметре сто миллионов световых лет. Границы пространства Вселенной неспособны пока обнаружить даже самые мощные современные радиотелескопы. На Земле же мы обычно оперируем такими пространственными величинами как см, метр, км, фут, миля и т.п. Минимальная пространственная протяжённость равна 1/∞, её невозможно разглядеть никакими, даже самыми мощными электронными микроскопами.

Время является независимой переменной указанного триединства, задающее тон поступательному диалектическому развитию материальных образований. Время бесконечно как в прошлое, так и в будущее. В будущее оно движется из прошлого через настоящее. Настоящее же, например, на Земле движется со скоростью 24 часов в сутки. Часы, как инструмент отсчёта времени, можно остановить, но само Время невозможно остановить ничем. Говоря о времени в пределах Вселенной, обычно оперируют временными величинами вплоть до миллиардов лет. На Земле же мы пользуемся такими величинами, как секунда, минута, час, день, месяц, год, и т.д.

Под качеством обычно понимается функциональное многообразие веществ и других материальных образований, которым они наделяются в процессе своего формирования. Качество является не менее важным для понимания БЫТИЯ, чем другие два главных атрибута материи. Его более глубокое изучение философией началось лишь относительно недавно, поэтому для многих оно пока необычно для восприятия и понимания. Однако здесь очень важно понять главное: это то, что на планете Земля, имеющей форму шара, а значит, ограниченное, неизменяемое миллиарды лет пространство, т.е. равное 1, диалектическое развитие согласно общеизвестной физической формуле энергии происходит в основном только в двух диалектических ипостасях – в пространстве и качестве. При этом при неизменной скорости продвижения актуальной точки времени (настоящего) по своей оси (24 часа в сутки), скорость развития в качестве из-за ограниченности глобального пространства планеты, следуя физическим законам Вселенной, должна расти и растёт в геометрической прогрессии, т.е. социальное время, постоянно всё более ускоряется, чему мы и являемся с вами свидетелями.

Таким образом, организуя человеческое общежитие на Земле, необходимо твёрдо исходить из этих постулатов научной картины мира, чётко представляя себе её особенности и действующие в ней законы Космоса.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...