Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система общечеловеческих ценностей и пороков




Прежде всего, необходимо однообразить наши представления о ценностях и пороках, поскольку, во-первых, это позволит обосновать нормативные моральные требования. Во-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя её в виде конкретных регулятивов. В-третьих, в них содержится оценка этики явлений действительности и поступков окружающих нас людей с точки зрения их моральной значимости.

Поступки людей имеют вполне определённую моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или, наоборот, подрывают устои существующего порядка в обществе, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Учитывая это социальное значение индивидуальных поступков, общество регулирует этику поведения людей посредством нравственных отношений, предъявляет к ним моральные требования, ставит перед ними определённые цели. Благодаря этому поступки приобретают моральную ценность, т.е.: действие, отвечающее нравственным требованиям, представляет собой добро; противоречащее им – зло.

Перечень общечеловеческих ценностных ориентаций, служащих целеустановками и мотивами поведения, складывался, как известно, постепенно из века в век на век. Уже в философском сочинении римского императора-мыслителя Марка Аврелия (IIвек) утверждается, что нравственные ценности, к которым следует стремиться, это–справедливость, истина,благоразумие,мужество,преданностьинтересамгосударства. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».Таким образом, процесс общественного развития происходил и до сих пор происходит посредством формирования суммативного набора ценностных ориентиров, а также совершенствования менталитета через развитие мыслительных способностей и углубление сознания каждого человека в одном из двух указанных противоположных направлений: в позитивном, продуктивном, полезном, т.е., как должно быть, и в порочном, разрушительном–при иныхо бстоятельствах. Ценностные и этические ориентиры можно обозначить через совокупный набор общечеловеческих ценностей и пороков, который по мере углубления сознания человека исторически всё более обогащался, дополнялся и совершенствовался, всё более обуславливая нравственную мотивацию поведения людей.

Ценность –это философское понятие, обозначающее, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. В первом случае мы имеем дело с так называемым и предметными, «объектными» ценностями. Во втором–с ценностями «субъективными», к которым, в частности, относятся и моральные ценности – общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме представлений о добре и зле, справедливом и не справедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Порок –в противоположность ценности является недостатком нравственным, духовным; всё, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное извращенье, искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.

Говоря современным языком, можно добавить, что в идеале поведение людей во всех аспектах их жизнедеятельности должно ориентироваться на правильный набор ценностей, зафиксированных в процессе образования и воспитания человека в его индивидуальном сознании. При отсутствии должного образования-воспитания в сознании фиксируется случайный набор ценностей, который может отличаться от идеального. По этой причине у такого индивида может произойти сбой в поведенческой ориентации и он становится способным к не адекватному поведению. Иными словами, его поведение может быть непредсказуемым, а значит, социально опасным для общества. Таким образом, все известные порочные поступки, наблюдаемые нами в каждодневной жизни, мотивируются в первую очередь неправильно сформированным в результате недовоспитания, недообученности сознания людей, которое по этой причине становится недоразвитым или искажённым.

Сложившийся к настоящему времени набор общечеловеческих "вечных" ценностей и пороков первостепенного значения, которые следует выучить наизусть и соответственно строить своё поведение, выглядит следующим образом:

Всеобщие ценности – глубокие знания, ум(разум), совесть, правильно сформированное сознание, подлинные истины, мудрость (философия), семья, дружба, нравственность (мораль), порядочность, доверие, честность, справедливость, честь, труд, правда, наука, дети, родители, здравомыслие, гражданские обязанности и права, высокая культура поведения, добросовестность, ответственность (местная, региональная, национальная, глобальная), служение обществу, умение делать добро - добродетельность, бережливость, хороший вкус, доброта, сострадание, вежливость, гордость, благотворительность, благожелательность, искренность, благородство, аккуратность, точность, мужество, храбрость, смелость, целеустремленность, решительность, жертвенность, милосердие, интеллигентность, стремление к совершенству, чистоплотность (чистота), цивилизованность.

Наряду с ценностями существуют и портят всему окружающему жизнь не менее «вечные» пороки, которые следует изживать в себе и в окружающих и противостоять им повсеместно. К ним относятся:

Всеобщие пороки – варварство, невежество, искажённое и/или недоразвитое сознание, бандитизм, грабительство, расхитительство (в т.ч. и природных богатств), терроризм, убийства, мракобесие, фашизм, экстремизм в любой форме, двойные стандарты, мздоимство, стремление к роскоши, казнокрадство, вандализм, мошенничество, милитаризм, разврат, излишества, жадность, расточительство, предательство, наркомания, коррупция, алкоголизм, ложь (обман), захват заложников и чужой собственности (рейдерство), воровство, современная «демагогия», клевета, злость, совратительство детей (педофилия), вредительство окружающей среде.

Вполне естественно, что полный перечень ценностей и пороков намного шире, и поэтому изложенные списки будут пополняться, но уже изучение хотя бы этих списков, твёрдое фиксирование их в своём сознании, следование указанным ценностям в своей повседневной жизни и бескомпромиссная постоянная борьба с указанными пороками сделает жизнь вокруг вас, а в итоге, и в целом на Земле, более безопасной, процветающей и счастливой.

Всеобщие обязанности и права человека и гражданина

Из канонов научной философии известно, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Обязанности могут быть перед самим собой, перед другими, перед обществом в целом. Вместе с обязанностями на каждом человеке лежит и ответственность (от личной до глобальной), и обязательства. Поэтому отстраняться от обязанностей – значит, быть в высшей степени безответственным. Во все века в большинстве религий мира доминирующим принципом, идеологией большинства были долг и обязанности человека. В последние же десятилетия чаще слышится о социальных правах человека и социальных обязанностях государства, сформировался и господствует дисбаланс прав и обязанностей человека, доминирует спекуляция понятием «права человека».

В то же время права вытекают из обязанностей, а обязанностей у человека, особенно современного, немало. В дополнение к известным десяти библейским заповедям-моральным обязанностям Моисея основными современными всеобщими обязанностями следует считать:

- быть и оставаться по жизни думающим человеком и гражданином в широком смысле этих слов, а для этого получить и постоянно пополнять и поддерживать, как минимум, своё общее образование, гражданские знания и светское воспитание;

- быть физически здоровым, воспитанным, вежливым и культурным;

- изучать общечеловеческие ценности, следовать им и воспитывать их у других;

- бороться с пороками в себе, в окружающих людях, в навязываемых недобросовестными деятелями культуры, образования и СМИ;

- уважать старших; почитать родителей и ухаживать за ними; иметь хорошую семью, иметь и правильно воспитывать детей;

- добросовестно работать; содержать в опрятности и чистоте своё жилище, не мусорить, сохранять и улучшать окружающую среду, природу;

- и другие.

К основным всеобщим правам человека и гражданина следует отнести:

- право на жизнь; быть человеком и гражданином; иметь семью, детей, заниматься их воспитанием; этим достигается физическое существование, поддержание численности и умножение Человечества;

- право на собственное воспитание, образование и просвещение в течение всей жизни;

- право на труд, на реализацию своих творческих способностей, востребованных и положительно воспринимаемых обществом;

- право избирать и быть избранным; право иметь достойных руководителей;

- право на уединение; право быть здоровым; право на заслуженный отдых.

- и другие.

Таким образом, каждое право человека в обязательном порядке сопровождается не меньшим количеством обязанностей. То есть все права должны сопровождаться специфичными, привязанными к ним обязанностями. Обязанностей у нормального человека должно быть не меньше, чем прав, а во много раз больше; их следует все выучить и строго выполнять. Только такое общество может достичь своей социальной зрелости с точки зрения его общественного сознания и рассчитывать на дальнейшее нормальное развитие.

Всеобщая система общественного самоуправления

Известно, что античные философы, вначале Платон, а затем Аристотель, классифицируя типы государственного устройства, разделили их на две группы в зависимости от приоритета ценностей в сознании как стоящих у власти правителей (руководителей), так и всех граждан государства в целом. Первая группа типов государственного правления, отнесённых к разряду ПРАВИЛЬНЫХ государственных устройств, выглядит следующим образом:

МОНАРХИЯ - власть одного (в современном виде - президентское правление). Государственное устройство, при котором страной правит (руководит) один (моно), наиболее просвещённый, выделяющийся своей образованностью, воспитанностью, мудростью и другими выдающимися качествами гражданин.

АРИСТОКРАТИЯ – власть нескольких (в современном виде - парламентское правление). Государственное устройство, при котором страной правит некое наиболее просвещённое меньшинство граждан, отличающееся от других своей образованностью, воспитанностью, разумностью и другими превосходными качествами, т.е. они в данном обществе ментально самые лучшие, элита (от греч. aristos - лучший + kratos - власть).

ПОЛИТИЯ – от греч. – πολιτεία - власть многих (поли), всевластие (согласно кратологии {науке о власти} соответствует более современному термину НООКРАТИЯ {власть разума} - от греч. - nóos - разум + kratos - власть). Форма общественного самоуправления, при которой, по мнению Аристотеля, правят наиболее разумные граждане в интересах общей пользы, при этом высшие благородные качества, просвещённость, образованность, воспитанность и разум присущи большинству сограждан, в идеале, всему сообществу людей. Основополагающими ценностями данной группы государственных устройств являются разум, позитивные знания, нравственность, высококультурное поведение, справедливость, ответственность всех уровней и т.п., т.е. те качества человека, которые достигаются посредством кропотливого и всестороннего воспитания, образования и просвещения.

Вторая группа типов государственного правления, которую Аристотель квалифицировал как ОТКЛОНЕНИЯ от правильных типов, включает следующие государственные устройства:

ТИРАНИЯ – власть одного (в современном виде - диктаторское правление)

Наиболее очевидное и древнее отклонение, сопутствуемое невежеством граждански необразованных народных масс, позволяющих себя угнетать какому-либо маньяку, тирану (от греч. tyrannos) - лицу, захватившему власть насильственно или путём обмана, заговора, или жестокому правителю, осуществляющему свою неразумную власть через насилие, деспоту.

ОЛИГАРХИЯ – от греч.oligos - немногий, немногочисленный + arche – власть (разновидность олигархииклептократия - склонность недобросовестных лиц, получивших власть, к воровству или присвоению общественного достояния или средств, личному обогащению, коррупции; с развитием процессов глобализации и росту числа мульти-транснациональных компаний - полиархия, т.е. транс-олигархическое правление). Отклонение, близкое к тирании, допустимое при относительном невежестве или отупении граждански необразованного и непросвещённого народа, нацеленного на потребительство и обогащение, почитающего богатство и позволяющих узурпировать власть небольшому числу безнравственных, далёких от общих интересов людей. Разновидностью олигархии - богатство + сила, власть) - власть небольшой группы наиболее богатых граждан, господство денег. Можно считать также и плутократию (от греч.plutos-богатство +kratos-сила, власть)-власть небольшой группы наиболее богатых граждан, господство денег.

«ДЕМОКРАТИЯ» – псевдо власть манипулируемого, зомбированного посредством находящихся во владении тиранов или олигархов СМИ, невежественного, граждански не образованного населения (разновидность демократии: охлократия -власть толпы). Отклонение, характерное для мало просвещённого народа, когда несовершенные системы гражданского воспитания и образования не в силах, не в состоянии поднять до необходимого современного уровня его сознание и менталитет в целом, наделить его в достаточной мере разумом или даже рассудком, чтобы противостоять очевидной не справедливости и изменит ослабляющий государство порядок.

В отличие от действительных, подлинных ценностей общественного управления первой группы при государственных устройствах второй превалируют главным образом мнимые ценности -деньги (нажива), имущество (богатство), власть (безудержная жажда политической власти) и т.п. В правильном государственном устройстве эти ценности по своей сути могут быть только вспомогательными, второстепенными элементами механизма (или инструментами) государственного общежития и не должны доминировать. Этого можно достичь лишь благодаря правильному воспитанию и просвещению, в результате чего сознание граждан достигает надлежащего уровня развития. Разум, нравственность, справедливость, ответственность и высокая культура поведения в неправильных государственных устройствах намеренно предаются забвению иотходят на второй план, а для достижения своих целей недобросовестными правителями используются такие приёмы, как национализм, клерикализация, «защита» прав человека (без разъяснения самих параметров статусного человека и выверенного списка его прав), система двойных стандартов и безрассудная свобода. Раньше фигурировали ещё понятия равенство и братство,но в последние годы о них практически перестали говорить.

В итоге, оценивая формы государственного правления, вслед за Аристотелем следует считать правильными, наилучшими только те виды государственного устройства, в которых управление, руководство сосредоточено в руках наилучших по разуму, морали, справедливости и ответственности людей. Исходя из этого, следует признать, что существующий во многих государствах тип государственного правления явно «неправильный», поскольку ориентирован на наживу и стяжательство. Поэтому повсеместно должна устанавливаться только одна, единая и самая современная форма общественного самоуправления, именно:

НООКРАТИЯ {власть разума} –т.е. общественное демократическое самоуправление, при котором благодаря превосходному воспитанию, образованию и просвещению ВСЕХ граждан данной страны, а в идеале-ВСЕХ граждан мира, высшие благородные качества и разумность присущи подавляющему большинству сограждан; а в органы самоуправления обществом демократично избираются и руководят (правят) в интересах общей пользы только наиболее разумные и морально ответственные граждане.

Ещё известный китайский мыслитель Конфуций утверждал 2,5тыс. лет тому назад в своих наставлениях: «Чтобы хорошо править, необходимо распространять просвещение в народе». Или: «…людей, живущих далеко и не подчинявшихся, можно было бы завоевать с помощью образованности и морали. Если бы удалось их так завоевать, среди них воцарился бы мир».

Классический немецкий философ Георг Гегель в своём фундаментальном труде «Философия права» так писал 200 лет назад: «В государстве не следует желать ничего, что не есть выражение разумности … Обычно, прежде всего задают вопрос, какой строй является наилучшим? На это можно было бы дать множество ответов, самый общий такой: каждый строй хорош, при условии, что в нём существует хорошее управление. Так высказываются люди, которые хотят прослыть умными, но они лишь обходят вопрос, отодвигают его. По их словам, все государственные устройства хороши, нет среди них наилучшего... Второй ответ гласит: лучшим является тот строй, которым довольны люди, ведь что же требуется ещё, если люди счастливы, довольны… Удовлетворённость вообще не содержит объективного определения, человек может удовлетвориться наихудшим, свиньи довольны, пребывая в грязи, и люди довольны, находясь в самом низком, позорном состоянии, как, например, индусы, погрязшие в глубоком позорном суеверии… Наилучшее государственное устройство – разумное … Обычно заранее исходят из различных определений – государственный строй должен защищать свободу, служить препятствием произволу, способствовать благу целого, счастью и довольству людей. От всех этих соображений следует освободиться, заботиться надо только о разумности … тогда всё остальное придёт само собой, все эти второстепенные цели будут достигнуты попутно».

Таким образом, НООКРАТИЯ - это демократическое самоуправление только превосходно воспитанных, образованных и просвещённых СОГРАЖДАН, и поэтому только этот тип государственного устройства должен быть использован при построении Всеобщего государства Земл и.

Следует при этом помнить, что разум – это способность осмысления и понимания реалий действительности в ходе формирования уровней сознания; умение не только отличить истинное от ложного, добро от зла, ценности от пороков, но и уточнять неясные понятия, создавать, творить новые, тем самым обогащая общечеловеческие знания. Кант под разумом подразумевал также способность человека осуществлять связь с окружающим миром через долженствование; творчество нового знания, способность образования метафизических идей.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...