Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лектор: С.В. Андриевская




Ò Вопросы лекции:

Ò Психология управления как отрасль психологии.

Ò Личность как объект управления и самоуправления.

Ò Организация как объект управления.

Ò Основные психологические характеристики структурных групп организации.

Ò Коммуникации в организации.

Ò Вопрос 1.

Ò Психология управления как отрасль психологии

Ò Психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности.

Ò Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Ò Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей. В менеджменте управление понимается более широко – как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы.

Ò Управление – это процесс достижения цели усилиями других людей. Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми.

Ò Уровни управления:

Ò 1. Институциональный уровень – высший уровень управления (управление высшего звена, топ-менеджмент) – самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т. д.

Ò 2. Управленческий уровень – руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль за работой руководителя низшего уровня (декан, начальник цеха).

Ò 3. Технический уровень – руководители низшего звена – осуществляют непосредственный контроль за выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т. п.

Ò функции управления.

Ò 1. Планирование – одна из важнейших функций, обеспечивает основу для осуществления всех остальных. Заключается данная функция в выработке направлений и средств достижения целей организации.
2. Организация – действия руководителя, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов для достижения конкретной цели.
3. Мотивация – разработка и использование стимулов для эффективного выполнения подчиненными распоряжений руководителя.
4. Контроль – мониторинг результатов деятельности по достижению цели. Включает анализ деятельности: наблюдение за деятельностью, сравнение ее параметров с заданным эталоном; количественную и качественную оценку деятельности; выявление отклонений; определение более эффективных способов выполнения деятельности.

Ò Структура управления

Ò 1. Субъект управления – руководитель, наделенный управленческими полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.
2. Объект управления – люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
3. Управленческие воздействия (или методы управления) – система мер, используемая субъектом управления для воздействия на объект управления.
4. Цель – будущее желаемое состояние объекта воздействия или результат его деятельности.

Ò Для успешного управления необходимо наличие:

Ò 1) у субъекта управления – мотивации и возможности руководить;
2) у объекта управления – мотивации и способности выполнять задачи.

Ò Вопрос 2.

Ò Личность как объект управления и самоуправления.

Ò Личность как объект управления является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться».

Ò Ю.Н. Емельянова: организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности.

Ò Л.И. Уманский считает, что организаторские качества личности как субъекта управления базируются на определенных психологических свойствах личности.

Ò Выступая в качестве объекта управления - личность должна уметь подчиняться, обладать восприимчивостью и подверженностью управленческим воздействиям. Выделяют различные типы подчинения: инициативное, равнодушное и строптивое.

Ò Равнодушное подчинение предполагает, что работник удовлетворен, своим положением, избегает принятия ответственных решений;

Ò Строптивое подчинение - подчинение воспринимается, как вынужденное и внешне навязанное, работник при получении распоряжения, как правило, задает вопрос: «А почему я?».

Ò Инициативное подчинение - характеризуется осознанием необходимости подчинения. Чувство долга становится привычным, но не подавляет инициативы.

Ò Деятельность руководителя как субъекта и объекта управления:

Ò руководитель работает в строго структурированных условиях (наличие планов: стратегических, тактических, оперативных);
- перед руководителем постоянно стоит дилемма выбора приемов и способов решения стоящих задач (между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями);
- постоянно меняющиеся внутренние и внешние переменные, которые могут поставить под сомнение компетентность руководителя, которая может не соответствовать новым условиям деятельности;
- отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций со стороны вышестоящего руководства;
- выбор неэффективных стратегий поведения при управлении организационными конфликтами;
- принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей;
- необходимость строгого соблюдения требований руководящих документов, инструкции

Ò - рассогласование индивидуальной мотивации руководителя и работников

Ò К особенностям современной системы управления и современного руководителя следует отнести:
- рост числа женщин-руководителей;
- рост роли интеллекта и необходимости расширения уровня технической компетентности;
- повышение образовательного уровня, наличие двух и более высших образований;
- расширении круга лиц, участвующих в принятии решений на всех уровнях организационной структуры;
- возрастание роли социальной ответственности руководителей;
- профессиональная мобильность.

Ò Самоуправление

Ò Самоуправление как социоприродный феномен человека. Феномен человека представляет собой ансамбль общественных отношений и биосоциальных свойств, находящийся в непрерывной связи с природным окружением.

Ò Психология процессов внутреннего управления собой в ыделяет три наиболее характерные ситуации:
1. Личность, основываясь на фиксированных в памяти программах, целевых установках, аналогиях, результатах ситуационного анализа, поступающий их вне информации, вырабатывает четкие управляющие команды, поступающие в исполнительные органы человеческого организма.
2. В процессе внутреннего анализа, предшествующего выработки решения, личность подвергается психологической бифуркации (раздвоение). Бифуркация вызывает внутриличностную борьбу между 2-мя субъектами, предлагающе альтернативные решения. В итоге победившая сторона – субъект управления, а подчинившееся – объект самоуправления.
3. Самоуправление будущим поведением личности опирается на самопознание себя в прошлом и в настоящем. Это происходит в результате рефлексии, когда человек прибегает к самоанализу, самоизучению собственной личности, достижений и ошибок, взлетов и падений.

Ò Вопрос 3.

Ò Организация как объект управления.

Ò Социальная организация - специфическая форма объединения группы индивидов (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для упорядочения совместной деятельности и для достижения общей цели или целей.

Ò Взгляд на организацию как на объект управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют системного подхода.

Ò Типы социальных организаций:

Ò Формальные (школа, производственный коллектив);

Ò Неформальные - система межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу (товарищества, клубы по интересам).

Ò Признаки формальной организации:

Ò наличие цели действия;

Ò совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации;

Ò конкретное воплощение соотношения статусов через распределение отношений власти и подчинения;

Ò совокупность правил и норм регулирующих отношения между людьми;

Ò формализация целей и норм.

Ò Требования формальной организации к индивиду:

Ò активная и эффективная деятельность направленная на достижение цели;

Ò требования к индивидам, сформулированные безотносительно к их личным особенностям,

Ò требования к индивидам как к членам общности (например - вуза).

Ò Требования индивида к организации:

Ò обеспечение устойчивого социального положения индивида;

Ò возможность самоутверждения, самореализации;

Ò обеспечение условий для саморазвития личности.

Ò Черты формальной организации:

Ò рациональна (принцип рациональности, целесообразности);

Ò безлична;

Ò предусматривает только служебные отношения;

Ò подчинена функциональным целям;

Ò обладает административным персоналом.

Ò Черты бюрократической организации по М. Веберу:

Ò Задачи организации распределяются как официальные обязанности;

Ò Должности организованы в иерархическую структуру;

Ò Решения и действия управляются формально установленной системой правил и инструкций;

Ò Формальная организация располагает специальным административным штатом;

Ò Черты бюрократической организации по М. Веберу:

Ò Должностные лица в своих контактах с клиентами и др. должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией;

Ò Наём организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе;

Ò Формальная организация призвана развивать «корпоративный дух».

Ò Эффективность управления организацией зависит от её взаимодействия с внешней средой.

Ò Ни одна организация не может функционировать замкнувшись в себе.

Ò Каждая организация зависит от среды, её ресурсов, кадров, идей и т.д.

Ò Вопрос 4.

Ò Основные психологические характеристики структурных групп организации.

Ò В организации выделяют следующие структуры:

Ò 1. Социальная (может быть представлена такими категориями, как рабочие, служащие, специалисты и руководители).
2. Функциональная (включает в себя работников умственного труда и работников преимущественно физического труда).
3. Профессионально-квалификационная (представлена следующими группами работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики со средним специальным образованием, с высшим образованием).
4. Социально-демографическая (в ней выделяют группы работников по возрасту, полу, национальности и т.д.).
5. Коммуникативная (сеть каналов, путей, по которым происходит обмен информацией и мнениями).

Ò Вопрос 5.

Ò Коммуникации в организации.

Ò Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации.

Ò Основными элементами коммуникационного процесса являются:
Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная в виде символов.
Канал – средства передачи информации.
Получатель ( реципиент) – тот, кому предназначена информация.
Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации.

Ò Типы коммуникации:

Ò По типу объектов:
-организация – внешняя среда;
-межуровневая (восходящая);
-межуровневая (нисходящая);
-горизонтальная;
-руководитель – подчиненный;
-руководитель – рабочая группа.

Ò По степени формализации:

-формальные коммуникации;
-неформальные коммуникации.

Ò Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:

Ò 1. повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;

Ò 2. полноценное использование информации для решения задач управления.

Ò Коммуникативная сеть — сложно соединенная и переплетенная система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам организации органа и обеспечивающая ее деятельность.

Ò Это схема циркуляции информации.

Ò Следить за влиянием психологических факторов на коммуникации.

Ò Разновидности коммуникации:

Ò -монолог – информации, поступающей от отправителя к получателю;
-диалог – информации, поступающей от отправителя к получателю и от получателя к отправителю;
-обратная связь как реакции на полученную информацию.

Ò Спасибо за внимание!!!


 

Ò Лекция 8

Ò Руководство и лидерство.

Ò Личностные особенности руководителя

Лектор: С.В. Андриевская

Ò План лекции:

Ò Понятие руководства и лидерства

Ò Теории лидерства

Ò Стили руководства и их эффективность

Ò Личностные особенности, способности руководителя

Ò Власть и её психологические источники

Ò Эффективность руководства.

Ò ВОПРОС 1.

Ò Понятие руководства и лидерства

Ò Лидерство

Ò Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Ò Лидерство в группе складывается из компонентов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...