Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение монополиста в краткосрочном периоде




 

Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет со­бою отрасль. В силу этого кривая спро­са на продукцию монополиста есть ни что иное как кривая рыночного спроса. Поэтому важнейшей характе­ристикой, отличающей фирму-монополиста от совершенно конку­рентной фирмы, является принципиальное различие в ценовой элас­тичности спроса на их продукцию. Спрос на продукцию монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая его средней выручки со­впадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки бу­дет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в ус­ловиях монополии предельная выручка не равна цене (рис. 9.1).

 

Совершенно конкурентная фирма

 

 

Рис. 9.1. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции и абсолютной

монополии

 

Являясь единственным продавцом, монополист способен оказы­вать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не является произвольным. Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет функцией объема его предложения. Поэтому он может регулировать цену лишь посредством изменения объема своего предложения Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист должен так регулировать объем предложения, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения сопровождаются ростом совокупной выручки.

 
AVC

 

Рис. 9.2. Краткосрочное предложение фирмы в условиях абсолютной монополии

 

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения Qm, для которого MR = МС, что при спросе на продукцию монополиста Dm даст цену Рm (рис. 9.2). Как и в случае совершенно конкурентной фирмы, в краткосрочном периоде монополист будет осуществлять предложение до тех пор, пока имеет место некоторое превышение цены над средними переменными из­держками. Для фирмы-монополиста это означает, что при кривой спроса, расположенной ниже кривой средних переменных издержек D1, не существует оптимального объема выпуска. При соответствую­щем спросе на продукцию и данном для этого объема выпуска уров­не средних издержек прибыль монополиста составит: П = {AR(Pm)— AC(Qm)}Qm— темный прямоугольник.

Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен Dm, то, во-первых, назначаемая моно­полистом цена превышает значения предельных издержек производства для любого объема предложения, что является свидетельством реализации рыночной власти, и, во-вторых, выбираемый им объем выпуска меньше оптимального, что говорит о неэффективности про­изводства. Таким образом, хотя в моделях и совершенной конкурен­ции и монополии фирмы руководствуются одним и тем же принци­пом оптимизации предложения MR = МС. при аналогичных функ­циях производства и спроса, результат будет разным.

Монопольная цена Рm за единицу продукции выше конкурентной Рk, а объем предло­жения монополиста Qm меньше конкурентного предложения Qk.

Наличие у монополиста рыночной власти отнюдь не означает, что наценка над предельными издержками устанавливается им произ­вольно. Устанавливая цену, он руководствуется правилом, общим для всех обладающих рыночной властью фирм*.

МС

Р = -----------

1+ 1/Ed

 

Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину обратно пропорциональную эластичности спроса.

 

Говоря о рыночной власти монополий, следует избегать непра­вильного ее понимания.

• Во-первых, даже обладание большой рыночной властью не означает, что монополист взимает максимально возможную цену, поскольку в условиях убывающего спроса это не обеспе­чивает ему максимальной прибыли.

• Во-вторых, само обладание рыночной властью не является га­рантией получения прибыли. Поскольку прибыль зависит не только от цены, но и уровня средних издержек, что при опре­деленном их сочетании (в случае падения спроса) может при­нести убытки.

• В-третьих, само по себе монопольное положение на рынке не является свидетельством получения высокой прибыли. Даже при отсутствии конкурентов низкий спрос и высокие издерж­ки производства уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоких прибылей.

Кроме того, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации имеющейся у него рыночной власти. Это опасения, связан­ные с применением антимонопольных мер в случае получения чрез­мерно высоких прибылей. Почти всегда существующая угроза про­никновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет мо­нополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти в целях сохранения высоких барьеров проникновения в отрасли, и, следовательно, своего монопольного положения. (Лучшая монополия — спокойная жизнь). Существуют ограничения и со сторо­ны спроса, связанные с ростом противодействий со стороны потреби­телей по мере усиления проявления рыночной власти монополии — переход к заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...