Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические последствия монополии




 

Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов Во-вто­рых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше мини­мальных, что указывает на более низкую эффективность использо­вания ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению об­щественного благосостояния. Допустим, что функция спроса D ли­нейна, предельные издержки фирмы МС, а средние издержки АС. (Рис. 9.7.) В этом случае монопольный выпуск составит Qm против конкурентного Qk при соответствующих ценах Рm и Pk. Превыше­ние монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского из­лишка, равная площади пря­моугольника (А), перераспре­деляется в пользу монополи­ста и присваивается им в фор­ме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем моно­польного выпуска свидетель­ствует о потере части потре­бительского излишка, равной площади треугольника (В), и части излишка производителя, равной площади фигуры (С).

P

 

 

Рис. 9.7. Социальные издержки монополии

 

Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А — В) + (А — С), что даст величину потерь равную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополис­та, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественно­го благосостояния. Представляющие собою общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социаль­ной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибы­ли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее нало­гообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

 

Монополия, производя меньше оптимального объема и реализуя по ценам, превышающим предельные издержки производства, приводит к чистым потерям общественного благосостояния.

 

При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (VC = АС) на уровне конкурентной цены Pk в условиях совершенной конкуренции потребительский излишек составит величину равную Qk (P-Pk) / 2. В случае с монополией он сокращается до Qm (P – Pm)/2. а монопольная при­быль составит Qm (Рm -Рk). Если монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании про­исходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину равную площади треугольника (B), представляю­щему собою разницу между потерями потребителей и выигрышем моно­полиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излиш­ке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого груза» (W) и определяется как W= (ΔPΔQ)/2, где ΔР = Рm-Рk, a ΔQ = Qk-Qm.

Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d = (Рm-Рk/Рk = ΔР/Рk и выразив через нее эластичность спроса Ed = (ΔQ/Qk) / (ΔP/Pk) = (ΔQ/Qk)/d, мы можем определить ΔQ = Edd Qk и ΔР = Рkd. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W= 1/2 QkPk Edd2.

Потери «мертвого груза» — не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конку­рентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом не эффективность она мо­жет компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов произ­водства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее яв­ляется не неспособность оптимизировать производство, а недоста­ток конкуренции.

Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть суще­ственными, большинство экономистов склоняется к тому, что в дей­ствительности бремя монополии невелико. Связано это с тем, что, с одной стороны, чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии, а с другой сторо­ны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда ра­нее упоминавшихся нами факторов, которые ограничивают реали­зацию их рыночной власти.

Монополия приводит не только к отрицательным последствиям. Она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возмож­ности для инновационной деятельности фирм и способствует науч­но-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения эко­номии от масштабов и, следовательно, производства при более низ­ких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...