Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В процессе мобилизующего самовнушения надо различать два основных положения.




Первое положение состоит в том, что словами, используемыми для самомобилизации, не воздействуют непосредственно на органы, от состояния которых зависит успех мобилизации. А с помощью соответствующих слов вызывают мысленные образы тех ведущих симптомов, которые характерны для повышенного тонуса симпатической нервной системы (например, «приятного озноба» или «сухости во рту»).

Мы знаем, что повышение тонуса симпатической нервной системы сопровождается такими явлениями, как учащённое сердцебиение, учащённое дыхание, обострение слуха и зрения. Одновременно возникают ощущения лёгкой дрожи, похолодения конечностей, мурашек на теле, появляется «гусиная кожа» и т.д. Так вот, слова для самомобилизации должны содержать описание тех симптомов, которые возникают в связи с повышением тонуса симпатической нервной системы, без непосредственного упоминания о ней.

Вот несколько примеров таких слов, а, вернее, фраз, которые принято называть формулами самовнушения: «Возникает ощущение лёгкого озноба… как после приятного прохладного душа… В мышцах появляется лёгкая дрожь… Озноб усиливается… Дыхание глубокое, учащённое…» Как видишь, о симпатической нервной системе в этих формулах нет ни слова. Тем не менее, правильно подобранные слова способны вызвать её активизацию. Таково первое положение, касающееся мобилизации с помощью формул самовнушения.

Второе положение состоит в том, что (не помню, говорил ли я тебе) воздействие слов проявляется сильнее, когда уровень бодрствования головного мозга снижен. Поэтому, если ты решил овладеть методом сознательного регулирования тонуса симпатической нервной системы, надо научиться достигать состояния полного, глубокого покоя - дрёмы. Тогда действие формул самовнушения окажется значительно эффективнее. Особенно важна эта методика на начальном этапе обучения психической саморегуляции. С приобретением опыта мобилизующие формулы будут оказывать своё действие и в обычном, бодрствующем состоянии. Выработается привычка, новый устойчивый паттерн поведения, ведь ты работал напрямую с подсознанием. Погружение в дремоту перед активизацией и мобилизацией можно сравнить с приседанием, которое помогает выше прыгнуть вверх.

 

Мобилизующие формулы ПМТ, повышающие тонус симпатической нервной системы до оптимального уровня, могут быть различными.

Ниже приводится набор формул, прицельно направленных на симпатическую нервную систему, в той последовательности, в какой они обычно применяются (хотя их порядок может быть и иным - в зависимости от индивидуальных особенностей психики).

Эти мобилизующие формулы лучше использовать сразу после успокаивающих, приводящих к снижению уровня бодрствования головного мозга, к погружению в дремотное («экранное») состояние. Последовательность мобилизующих формул представления в общем виде такова («проговаривать» их надо, как обычно, с закрытыми глазами):

1. Возникает чувство лёгкого озноба.

2. Состояние, как после прохладного душа.

3. Из всех мышц уходит чувство тяжести и расслабленности.

4. В мышцах начинается лёгкая дрожь.

5. Озноб усиливается.

6. Холодеют голова и затылок.

7. По телу побежали «мурашки».

8. Кожа становится «гусиной».

9. Холодеют ладони и стопы.

10. Дыхание глубокое, учащённое.

11. Сердце бьётся сильно, энергично, учащённо.

12. Озноб ещё сильнее.

13. Все мышцы лёгкие, упругие, сильные.

14. Я всё бодрее и бодрее!

15. Открываю глаза.

16. Смотрю напряженно, предельно сосредоточенно.

17. Я приятно возбуждён.

18. Я полон энергии.

19. Я как сжатая пружина.

20. Я полностью мобилизован!

21. Я готов действовать!

 

Конечно, эти формулы не догма. Кому-то подойдёт иной их порядок, а кому-то, возможно, понадобятся всего лишь 2-3 формулы, созданные на основе личного опыта. Например, даже такие формулы воображения: «Хожу босиком по снегу», «Купаюсь в проруби», «Стою на краю пропасти». Ещё раз, образное представление таких ситуаций и своего состояния при этом, оформленное в точные фразы, тоже способно вызвать повышение тонуса симпатической нервной системы, а, следовательно, и необходимую мобилизацию резервных сил организма.

И ещё один важный момент: промысливая и представляя содержание мобилизующих формул, можно и нужно использовать соответствующие физические компоненты. Если, например, при формуле «Я - как сжатая пружина» невольно напрягутся мышцы тела или сожмутся кулаки, то это естественная и полезная реакция. Подобные физические элементы помогают сопровождать словесные формулы чёткими реальными ощущениями. В ряде случаев соответствующие физические ощущения можно и нужно воспроизводить специально, сознательно активизируя те или иные группы мышц. С помощью такой целенаправленной активизации опорно-двигательного аппарата в сознании прочно закрепляются отдельные физические элементы, способствующие процессу дальнейшей психической мобилизации.

Чередуя процедуры самоуспокоения с процедурами самовозбуждения (иного пути не дано!), мы тем самым, как уже было сказано, укрепляем не только своё психическое начало, но и весь организм, что весьма полезно в наше довольно напряжённое время.

Всё, подготовительная практическая часть АТ-ПМТ завершена. С новыми навыками можно приступать к, что называется, самосовершенствованию своей личности. Далее я приведу несколько примеров для достижения распространённых целей.

 

Итог

Итак, ПМТ состоит из двух частей - релаксации (глубокой) и мобилизации (активизации и тонизации). В обеих для достижения нужного результата используется главным образом сила слов и соответствующих им мысленных образов. С их помощью можно регулировать своё психическое состояние, даже психофизическое.

Практика показывает, что занимающиеся осваивают в черновом варианте успокаивающую часть ПМТ за 5-7 дней. За это время они как бы учатся читать по слогам, испытывая, однако, всю гамму ощущений, о которых говорится в формулах этой основной части ПМТ.

Но для полного овладения психической саморегуляцией, которое после самостоятельного промысливания всех формул (без помощи педагога) давало бы ярко выраженный и стойкий эффект, необходимы ежедневные (по меньшей мере 2-3-разовые) самостоятельные тренировки в течение нескольких месяцев! Только при этом условии можно рассчитывать на успех в овладении способностью хорошо регулировать своё психическое и физическое состояние в любой ситуации.

Мерилом мастерства может быть следующий пример. Для релаксации. Входить в состояние глубокой дрёмы за несколько секунд или пару вдохов-выдохов. При этом степени мастерства по ощущениям делятся условно на три: сильная тяжесть, воздушная лёгкость, «исчезновение тела». Для мобилизации. Уметь уверенно за несколько секунд привести себя в состояние высокого тонуса, высокой энергичности сохраняя крепкое состояние глубокой релаксации перед началом. Всё вместе. Уметь спокойно, уверенно, свободно несколько раз переключаться из состояния высокой тонизации в состояние глубокой релаксации за несколько секунд при любых обстоятельствах в позе кучера. После этого тебя ни одна ситуация не застанет врасплох и ты сможешь эффективно использовать любую форму самовнушения для решения конкретных задач.

Ощущения же у начинающих могут быть самыми неожиданными. Одни, например, начинают покачиваться на стуле; у других кружится голова; третьи заявляют, что никак не могут «увидеть» своего лица, и т.д. В сложных случаях надо, не смущаясь, прекратить занятия и проконсультироваться с опытным психотерапевтом, так как иногда ПМТ оказывается лакмусовой бумажкой, с помощью которой удаётся обнаружить остаточные явления перенесённых болезней или, наоборот, уловить начальные симптомы некоторых заболеваний.

Существенное значение для успешного проведения занятий имеет интонация: важно, чтобы она соответствовала содержанию формул. Например, нельзя произносить «Я расслабляюсь и успокаиваюсь» бодрым тоном. С другой стороны, было бы неверно формулу «Я всё бодрее и бодрее» произносить вяло, безразлично.

Всем ли доступно овладеть ПМТ? Её формулы может освоить каждый, кто разобрался в смысле изложенного выше. Но эффективность их реализации, быстрота и прочность их усвоения у разных людей, несомненно, различаются. Это обусловлено целым рядом факторов, среди которых в первую очередь надо выделить серьёзность отношения к занятиям, регулярность тренировок, упорство и методичность при работе с формулами.

Имеют значение и особенности нервно-психической сферы. В частности, люди, относящиеся к так называемому художественному типу, у которых хорошо развита способность к образному, предметному мышлению, овладевают психической саморегуляцией быстрее, чем так называемые «мыслители». Для вторых более характерно оперирование абстрактными, отвлечёнными понятиями, им труднее образно представить процессы, о которых говорится в формулах.

Есть простой тест, позволяющий определить, сколько занимающихся относится к художественному типу, а сколько - к мыслительному. Педагог произносит: «Фрукты и овощи», а затем спрашивает, у кого какие мысленные образы возникли при этом. «Мыслители», как правило, представляют надпись «Овощи и фрукты» в том виде, в каком она изображается на вывесках продовольственных магазинов. А представления «художников» всегда связаны с образами конкретных овощей и фруктов. Есть, конечно, и так называемый «средний тип», представители которого мысленно видят и написанные слова, и реальные дары природы. Отмечено также, что люди с подвижными нервными процессами опережают в занятиях тех, у которых эти процессы замедленны.

Но не от этих факторов(!), связанных с врождёнными особенностями нервной системы, зависит, в конечном счёте, успешность овладения психической саморегуляцией. Есть одно самое главное - можно сказать, решающее - условие, которое и определяет успех. Это важная, ясно осознанная цель и чёткое понимание того, что именно самовнушение способно помочь в достижении этой цели.

Когда у человека появляется цель, достижение которой ему крайне важно, занятия психической саморегуляцией наполняются глубоким смыслом, отношение к ним становится по-настоящему серьёзным и тренировка даёт высокие результаты. Вот почему перед началом занятий обязательно нужно чётко определить цель, ради которой они будут проводиться.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...