Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствие характеристик АРАКС типу конституции.




Тип конституции Характеристики по АРАКС
Сырой Активность=1 Реактивность=2 Адаптивность=5 Стабильность=1
Грубый Активность=2 Реактивность=3 Адаптивность=3 Стабильность=3
Крепкий Активность=3 Реактивность=3 Адаптивность=4 Стабильность=3
Сухой Активность=4 Реактивность=4 Адаптивность=2-3 Стабильность=2-3
Нежный Активность=1-5 Реактивность=4-5 Адаптивность=1 Стабильность=1

 

Несомненными достоинствами системы АРАКС следует признать, во-первых, ее независимость от смысла поведения; во-вторых, возможность более полного и точного аналитического описания особенностей психической деятельности; в-третьих, возможность выделения конкретных отклонений от желательной нормы и точно адресованного воздействия именно на те характеристики, которые определяют собой эти отклонения. В практической части настоящего курса будут приведены методики и упражнения для коррекции каждого параметра в отдельности.

Дрессируемость собаки отражает относительную легкость выработки рефлекторных навыков. Она является сложным показателем, представляя собой функцию от описанных выше параметров АРАКС, и рассчитывается по формуле:

Д = С (А12) / Р (1)

Пользуясь этой формулой, можно получить следующие значения показателя Д для представителей разных темпераментов:

· сангвиник: ДС = 7,0;

· холерик: ДХ = 1,4;

· флегматик: ДФ = 6,0;

· меланхолик: ДМ = 0,66.

Как нетрудно видеть, показатели дрессируемости в целом соответствуют практическим представлениям о дрессируемости собак различных темпераментов. При анализе разных составляющих показателя Д можно сделать вывод о “сдвиге” темперамента в ту или иную сторону и предусмотреть в дрессировочной работе коррекцию отклонений, снижающих эффективность дрессировки, приближая свойства психики собаки к “сангвиническому оптимуму”.

Такой параметр, как конструктивность поведения, отражающий способность животного к логическому осмыслению происходящего и анализу причин и следствий, очевиднейшим образом влияет на процесс обучения собаки желательному поведению. Высокое значение конструктивности поведения интерпретируется как способность собаки конструировать поведенческие программы, зависящие от ситуации, а также сравнивать свои действия по эффективности относительно ситуации, причем в качестве важнейшего критерия эффективности выступают требования человека. Поэтому комплексный показатель обучаемости (О) учитывает одновременно и степень дрессируемости, и конструктивность поведения и определяется по следующей формуле:

О=К*Д=К*С*(А12)/Р (2)

Этот показатель характеризует уже не столько легкость и прочность выработки отдельных навыков, сколько возможность формирования сложного поведения, зависящего от понимания собакой происходящего. Значение обучаемости можно использовать для прогнозирования успеха функционального обучения рабочей собаки (независимо от конкретной службы и набора навыков), а также для оценки способности собаки усваивать требования человека к бытовому поведению.

Арифметическая подстановка в эту формулу граничных значений параметров приводит к тому, что показатель О может принимать значения от (-250) до (+250). Однако эти граничные значения остаются чисто умозрительными, тогда как практика обследования поведения собак по системе АРАКС приводит к следующим основным выводам:

1. Реальные характеристики АРАКС укладываются в диапазон значений приблизительно от (-60) до (+60).

2. Отрицательные значения обучаемости соответствуют так называемой “проблемной психике” и говорят о наличии наследственных отклонений, последствий депривационного развития, психической травмы или результатов неадекватной предшествующей дрессировки. Чем больше при этом абсолютная величина показателя О, тем серьезнее проблема и меньше возможностей для устранения ее традиционными дрессировочными средствами. Причина этого заключается в том, что при высокой дрессируемости, способствующей эффективному закреплению любого поведения, все поведенческие аномалии также отличаются высокой устойчивостью. В этих случаях требуется применение специальных программ психокоррекции.

3. Значения О ниже (+30) свидетельствуют о слабой обучаемости собаки – в этом случае требуется обучение по специальной программе с учетом коррекции отдельных свойств психики под обязательным контролем зоопсихолога.

4. Средний диапазон значений О (примерно от 30 до 50) соответствует уравновешенной и достаточно активной психике при хорошей способности к усвоению новой информации. Собака может эффективно дрессироваться и обучаться по стандартным программам без участия зоопсихолога. Риск психических перегрузок и передрессировки минимален.

5. Высокие значения О (выше 50) – признак одаренности собаки и предрасположенности ее к освоению сложнейших программ обучения. Одновременно весьма вероятен чрезмерно эмоциональный склад психики, что повышает вероятность психических перегрузок и срывов. Рекомендуется тщательно определить предрасположенность собаки к той или иной работе, а в процессе дрессировки и обучения обратить особое внимание на этап ситуативного обучения. Необходимо следить за признаками психической перегрузки и при их появлении консультироваться с зоопсихологом, при необходимости меняя методику и темпы обучения. В этих случаях нередко требуется также и коррекция контакта хозяина с собакой.

Система АРАКС может применяться для сравнения разных состояний психики у одной и той же собаки (как возрастных, так и ситуационно обусловленных), а также для выявления характеристик психики, подлежащих коррекции. В то же время эта оценка дает возможность сравнивать индивидуальные особенности психики у разных собак – например, с целью отбора наиболее перспективных животных для той или иной службы. При этом требования, предъявляемые характером работы к психике и поведению собаки, определяют собой желательные значения разных показателей, которые при необходимости могут развиваться в нужном направлении с использованием специальных методик. Показательно также сравнение параметров системы АРАКС до работы с собакой и после нее, будь то курс обучения или корригирующая программа.

Вводя в сценарий проверки стимулы, воздействующие на ту или иную мотивацию животного (пища, игрушка, присутствие другой собаки или кого-то из людей, действия хозяина и т.п.), зоопсихолог может исследовать изменения поведения и определять значимость и баланс мотиваций.

 

 

МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА

Напомним, что социальная организация животных с точки зрения повышения вероятности выживания строится на развитии возможностей приспособления в коллективе, на использовании интеллектуальных, поведенческих и физических возможностей партнера в дополнение к собственным возможностям. Поэтому для стайных животных важнейшим аспектом психической деятельности являются осознание роли партнера в своей жизни и доверие к нему, строящееся на положительном прогнозе результатов его поведения. А поскольку поведение собаки как социального животного в значительной степени опосредуется влиянием человека, то в практике зоопсихолога необходимо учитывать межвидовые партнерские отношения, определяющие как осознание собакой собственной социального ранга, так и прогноз действий главного партнера – хозяина.

Надежное прогнозирование поведения партнера, становление доверия к нему и, как следствие, построение партнерских отношений, учитывающих действия партнера как важный фактор процесса принятия решения, становится возможным только на основе субъектной модели, описывающей представления субъекта о состоянии психики и возможном поведении партнера. Назовем эту модель Субъектной Информационной Моделью Партнера (СИМП). Она строится по тем же правилам и в том же порядке, что и собственная СИМ, но отражает представления субъекта о партнере, сложившиеся в процессе научения под влиянием жизненного опыта. Сама СИМП складывается на социальном уровне собственной информационной модели субъекта.

От того, насколько адекватны СИМП каждого из партнеров, зависит степень влияния на поведение, эффективность совместных стратегий поведения и, в конечном счете, степень удовлетворенности партнерством.

При анализе партнерских отношений человека и собаки необходимо учитывать тот факт, что человек является в этих отношениях лидером, а собака – ведомым партнером.

Влияние фактографического уровня СИМП на партнерские отношения человека и собаки осознается человеком с трудом (в силу видовых различий в восприятии среды), но, тем не менее, моделирование восприятия мира собакой нередко становится важным шагом к полноценному партнерству. Для этого необходимо знать и учитывать основные физиологические отличия и возможности органов чувств, а также ассоциативно-интуитивный характер мышления животного. Эти особенности влияют, в частности, на степень детализации восприятия и на природу дифференциальных признаков, существенных для животного. К примеру, при коррекции нежелательного поведения собаки нередко приходится учитывать и метеорологические факторы, и возможные сенсорные перегрузки, и характер моторики и т.п.

Собака же научается учитывать особенности восприятия среды человеком опосредованно, по результатам поведения. По опыту совместных действий собака выявляет те факторы, которые определяют собой поведение партнера. Так, например, собака замечает, что на поведение человека не оказывают влияния звуки ультразвукового диапазона (от 20000 до 40000 Гц), которые сама она слышит хорошо; определяет более или менее существенные различия в восприятии освещенности и т.п. Чем отчетливее человек демонстрирует собаке результаты своего восприятия и оценки среды, тем эффективнее строится фактографический уровень СИМП.

Важнейшую роль для прогноза возможного поведения партнера играют стереотипный и критериальный уровни СИМП, содержание которых также демонстрируется партнерами в ходе каких-либо совместных действий. При этом стереотипы поведения выявляются по их повторяемости в типичных, стандартизованных ситуациях, что обеспечивается наблюдением за партнером во множестве сходных и различающихся ситуаций. Критерии поведения определяются по выбору форм поведения путем многофакторного анализа, который требует от человека не только внимания к поведению собаки, но и детального осмысления с учетом максимального количества факторов, определяющих собой это поведение. Для собаки этот анализ может быть затруднительным, поскольку он реализуется только за счет хорошо развитых структур критериального уровня собственной СИМ. В процессе развития критериального уровня СИМ собаки как ведомого партнера крайне важно демонстрировать ей критерии человеческого поведения явным и понятным ей образом. Эта демонстрация включает в себя как одобрение или неодобрение действий животного, так и доступное объяснение собственных критериев поведения. Так, например, для выработки критериев безопасного поведения на улице необходимо не только управлять движением собаки на переходе, но и обращать ее внимание на сигналы светофора, наличие движущегося транспорта и т.п.

Личностные отношения человека и собаки складываются под влиянием эмоционального и социального уровня СИМП. Эмоции привязанности и доверия не вполне определяют собой структуру отношений, которая складывается под влиянием видоспецифичных представлений о соотношении ответственности и прав каждого из членов сообщества. Поэтому для более полного построения адекватной СИМП человек должен понимать, в какой социальной роли он выступает по отношению к собаке и какую социальную роль отводит ей. Эти представления должны отражать возраст, породные и индивидуальные особенности собаки, а также ее самооценку. Для того, чтобы собака легче восприняла социальный ранг каждого из членов хозяйской семьи, весьма желательно (особенно для пород с развитыми социальными стереотипами) чтобы отношения людей в семье и характер принимаемых решений более или менее соответствовали социальным стереотипам собаки.

Концептуальный уровень СИМП может соответствовать представлениям о возможном исследовательском и, в частности, провокационном поведении партнера и, следовательно, он может влиять на степень доверия к партнеру. При этом надо учитывать доверие обоих партнеров: собаки к человеку и человека к собаке.

Обобщенные представления о поведении незнакомого партнера (определенным образом стандартизованные и не затрагивающие индивидуальных личностных особенностей) отражаются в социальном и идеальном уровнях СИМП. Складываются они под влиянием информации о поведении ближайшего партнера, т.е. хозяина, которое принимается за эталон. Поведение незнакомых людей собака оценивает по отклонениям от стереотипов и критериев поведения хозяина. Этот факт может непосредственно влиять на поведенческие проявления у собаки – именно по этой причине собака может остро реагировать на иной, чем у хозяина, характер движений и жестов, тон голоса и т.п.

Таким образом, для максимального развития СИМП и, следовательно, для построения наиболее эффективных партнерских отношений и максимальной удовлетворенности общением наиболее существенны следующие факторы:

· моделирование видовых и индивидуальных особенностей восприятия среды партнером;

· развитые представления о наследственных и благоприобретенных стереотипах поведения;

· максимальное совпадение критериев поведения и представлений об эффективности поведения;

· эмоциональная близость партнеров (в том числе, общая радость от успешного поведения);

· соответствие функциональных обязанностей и социальных рангов;

· желательно – развитое исследовательское поведение в отношении партнера;

· желательно – сопоставление индивидуального поведения и более общих видовых закономерностей.

Естественно, что для профессиональной деятельности в области зоопсихологии перечисленные требования представляют собой conditio sine qua non.

Важным отличием СИМП от собственной информационной модели субъекта является то, что она отражает представления субъекта о том, какие потребности партнер удовлетворяет в общении. Это означает, что главнейшую роль при построении СИМП играет мотивационный анализ поведения партнера (вне зависимости от того, насколько осознанно он производится). Истинность или ложность этих представлений и определяет собой влияние одного из партнеров на поведение другого.

Каждый из партнеров при любом характере межличностных отношений удовлетворяет в партнерстве одну или несколько потребностей, относящихся к разным уровням СИМ. В качестве важнейших потребностей, удовлетворяемых в партнерстве, можно выделить следующие:

* потребность в реальной защите и/или психологической защищенности;

* потребность быть защитником;

* потребность в движении и активном образе жизни;

* потребность в стандартных взаимодействиях;

* потребность в функциональных взаимодействиях;

* потребность в доминировании (реже – в подчинении);

* потребность в проявлениях эмоций, в ласке и нежности, а также эстетические потребности;

* потребность в общении;

* потребность в социальных контактах (для человека они включают и отношения с хозяевами других собак);

* потребность в познании специфики другого вида;

* потребность в осмыслении высших форм взаимодействий (роли разных видов в природе, характера их взаимодействий и т.п.);

* потребность в самоутверждении (по различным критериям).

Осмысление собственных потребностей и потребностей партнера, удовлетворяемых в общении, достигается путем мотивационного анализа поведения (независимо от того, насколько осознанно он производится), а по смыслу может быть отнесено к идеальному уровню модели. Толчком к мотивационному анализу поведения партнера служит развитое альтруистическое поведение и приспособление к партнеру-лидеру.

Собака осуществляет мотивационный анализ поведения хозяина в повседневном общении, наблюдая и учитывая как собственное поведение человека, так и его требования к поведению животного. В зависимости от того, насколько успешно партнерство на всех уровнях и от эмоциональной окраски отношений, собака более или менее эффективно выделяет приоритетные требования человека и стремится им соответствовать ("порадовать" хозяина). Этим и обусловлен тот уровень контакта, который в быту называется "пониманием без слов" и выражается в реализации даже скрытых ожиданий хозяина. Именно этот уровень контакта дает человеку максимальное чувство удовлетворенности отношениями с собакой.

5. ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ МЕЖВИДОВОЕ ПАРТНЕРСТВО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...