Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стереотипный тип ожиданий (психотип «укротитель»).




Преобладающие потребности человека: доминирование, активный образ жизни, стереотипные взаимодействия, защита и защищенность.

Представления человека обусловлены отношением к собаке как к автомату, психическая деятельность которого исчерпывается условными и безусловными рефлексами, а поведение определяется очень ограниченным набором внешних стимулов и условий. Очень развиты упрощенные представления о законах поведения («два кобеля обязательно подерутся», «кобель суку не обидит», «собака охраняет хозяина при любых условиях» и т.п.).

Хозяин придает огромное значение нормативной дрессировке, вплоть до стопроцентной автоматизации навыков, хотя далеко не всегда применяет полученные знания и навыки на практике. При необходимости управления поведением собаки и в экстремальных ситуациях хозяин легко впадает в растерянность, усугубляя тем самым социальную опасность.

В остальном собака представляется своему хозяину диким зверем, не способным понимать человека и общаться с ним и требующим жесткого подавления любой самостоятельности. Права на принятие решений человек за собакой не признает. Как ни парадоксально, хозяин этого типа недооценивает роль видовой специфики психики, полагая, что поведение собаки может быть полностью регламентировано за счет простейших команд.

К специалистам хозяин этого типа обращается крайне редко. К выставочной и племенной деятельности относится без энтузиазма, но для вязок выбирает партнеров, наиболее соответствующих стандарту породы. Часто берет собаку из рабочего питомника, предпочитая крупные служебные и пастушьи породы и так называемых «строгих» собак (аборигенные овчарки, черные терьеры, ротвейлеры).

Собака, предназначенная для инициативной работы и самостоятельного принятия решений, страдает от излишнего подавления. Нередки конфликты «возрастного бунта», переходящие в перманентную форму, поскольку хозяин склонен «забивать» собаку.

Возможные проблемы вытекают из непонимания человеком нестандартного и инициативного поведения собаки, неспособности хозяина учесть все многообразие мотиваций и влияющих на поведение факторов, а также из незнания видовых и породных стереотипов поведения.

Характерные жалобы: непредсказуемость поведения, драчливость, «трусость», «агрессия», порча домашнего имущества и разрушение квартиры.

Рекомендуется выбирать среди пород грубого и сырого типа конституции, с развитым стереотипным уровнем психики, с достаточной адаптивностью, с чуть сниженной активностью и реактивностью и высокой стабильностью поведения. Конструктивность поведения в этом случае большой роли не играет. Следует отдавать предпочтение собакам служебных пород с хорошей дрессируемостью и обращать внимание на насыщенную пигментацию и отсутствие явных пороков в костяке и зубной системе. Вполне возможно рекомендовать собаку в возрасте молодняка, а если выбирается взрослая собака, то следует проверить уровень дрессировочной подготовки.

Рекомендации по содержанию: обязательное наличие "места", строгий режим дня и рацион, близкий к условиям питомника и не предусматривающий большого количества добавок.

4. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТИП ОЖИДАНИЙ (психотип "Наставник").

Преобладающие потребности человека: доминирование, функциональные взаимодействия, социальные контакты.

Для владельца - "Наставника" собака представляет собой инструмент для осуществления полезных для хозяина рабочих функций (охота, охрана, выставочная и племенная деятельность и т.п.). Хозяин придает чрезмерно большое значение врожденным качествам собаки и плохо понимает роль прижизненного формирования психики, особенно раннего воспитания. С увлечением занимается функциональной дрессировкой (ЗКС, притравка, аджилити и прочее, вплоть до откровенно цирковых трюков), охотно участвует в показательных выступлениях, соревнованиях, конкурсах типа "Я и моя собака".

Возможные проблемы коренятся в ошибках в определении рабочей наследственности собаки и в переоценке ее роли, а следовательно – в недостаточном развитии психики в процессе выращивания и воспитания (обычный для этого типа подход: "собака сама обязана охранять"). Роль вариативного поведения и самостоятельного принятия решений несколько недооценивается. Высока вероятность передрессировки. Весьма вероятны осложнения в социальных отношениях ("привычная" агрессия к посторонним, являющаяся результатом жесткой дрессировки или провоцируемая хозяином).

Характерные жалобы: "трусость", низкая дрессируемость, недостаточная активность собаки, неуправляемость поведения.

Рекомендуются собаки с выраженными функциональными стереотипами, возможностью хорошего развития критериального уровня психики, характеризующиеся высокой активностью и адаптивностью, достаточно высокой конструктивностью поведения. Особого предпочтения заслуживают собаки рабочих пород, в том числе и мелкие (миттельшнауцер, цвергшнауцер, ирландский терьер, фокстерьер и т.п.). Важно, чтобы хозяин воспитывал собаку с самого раннего возраста.

Рекомендации по содержанию: не строго организованный рацион, допускающий отклонения от общих правил, продолжительная утренняя или вечерняя прогулка с "выхаживанием", функциональные игры как дома, так и на улице. Длительные и насыщенные программы дрессировки и обучения.

При подготовке собаки особое внимание следует обращать на уровень квалификации и стиль работы дрессировщика.

5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ОЖИДАНИЙ (психотипы "Младший друг" и "Собака собаки").

Преобладающие потребности человека: эмоции, проявления нежности, потребность быть защитником.

Хозяин рассматривает собаку как своего рода "отдушину" в нелегкой жизни и основной объект своей неизрасходованной нежности. Этот тип ожиданий весьма характерен для одиноких людей и семей с недостаточно развитыми эмоциональными связями между людьми. Для последнего случая характерно постоянное выяснение, кого в семье собака больше любит, упреки в том, что кто-то из членов семьи плохо ухаживает за животным и т.п. В некоторых случаях на собаку переносятся сентиментальные чувства, связанные с людьми, возмещая эмоциональную недостаточность у хозяина.

Никаких требований к происхождению и породности собаки, к наличию и качеству родословной хозяин, как правило, не предъявляет. В то же время при выборе собаки человек придает огромное значение "предопределению" и спонтанному контакту ("она сама пошла за мной на улице", "щеночек только на меня и смотрел" и т.п.).

Все требования к функциональному смыслу поведения и к выполнению стереотипных навыков резко снижены. Значение общевидовых форм поведения существенно недооценивается, сильно преувеличивается роль сиюминутных индивидуальных реакций и эмоциональных состояний собаки. Как правило, хозяин склонен наблюдать малейшие нюансы поведения, но объясняет их большим количеством второстепенных факторов и придает огромное значение индивидуальным привычкам и предпочтениям ("она у меня любит... не любит... боится... и т.д."). При этом собаке приписываются человеческие оценки и критерии. Дрессировочная работа, обучение и коррекция поведения существенно осложняются, а иногда становятся невозможными из-за чрезмерной "жалости" хозяина к собаке.

Возможные проблемы обусловлены излишним "очеловечиванием" собаки и вытекающим отсюда переносом представлений о психике и поведении. Собака испытывает постоянные эмоциональные перегрузки, перегружается тактильными ласками, весьма вероятен неправильный подбор рациона. Резко повышается опасность стресса и степень угрозы! ВНИМАНИЕ: у собаки повышена угроза сердечных и легочных заболеваний, а у служебных пород (особенно у немецких овчарок) – заболеваний желудка и поджелудочной железы!

Характерные жалобы: нервозность, нервная дрожь, гипер-охрана у служебных пород, драчливость, вой и лай в одиночестве, энурез, порча домашнего имущества, нередко – аллергии и кожные заболевания.

Рекомендуются собаки с очень высокой адаптивностью, высокой реактивностью и конструктивностью поведения, с хорошо развитым аналитическим мышлением, ориентированные на эмоциональное состояние хозяина и при этом достаточно устойчивые по отношению к стрессам, не слишком требовательные к условиям содержания. При индивидуальном выборе нужно отдавать предпочтение собакам с устойчивой психикой и высоким порогом возбуждения. Предпочтительно рекомендовать взрослую собаку, но при этом возможен и даже желателен несколько инфантильный склад психики. Нередко лучшим выбором для этого типа оказывается метис некрупных пород или собака – "потеряшка".

Рекомендации по содержанию: рацион, приближенный к питанию хозяина (обратить внимание на исключение сладкого, колбасы, сливок, сметаны и прочих деликатесов, а также на выбор фруктов и т.п.), не очень продолжительные прогулки, насыщенные играми (с ограничением игры "в палочку"), но обязательно включающие "выхаживание". Дрессировочная работа и коррекция поведения проводится в полуигровом режиме.

6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИП ОЖИДАНИЙ (психотип "Друг").

Преобладающие потребности человека: потребность в общении, в функциональных взаимодействиях, в социальных контактах.

Хозяин ценит в собаке взаимопонимание без слов, гибкость в общении и самостоятельное мышление. Требования к происхождению и качеству родословной резко снижены.

Требования к функциональным формам поведения имеются, но касаются главным образом сложных и составных форм поведения, а не элементарных дрессировочных навыков. Значимость поведения, выработанного обучением, снижена по сравнению со способностью понимать и учитывать мотивации хозяина. Отношение к дрессировке как средству достижения желательного взаимопонимания зависит от волевых качеств и дисциплинированности человека. Характерна недооценка роли поведенческих стереотипов, в том числе общевидовых и породных.

Хозяину этого типа доставляют большое удовольствие любые расширения породной специфики (например, пудель, выполняющий охранные функции, или боксер, освоивший элементы розыскной службы) и все возможные элементы спецслужб. Роль автоматизации навыков низка.

Возможные проблемы могут быть следствием чрезмерного развития стереотипных форм поведения и недостаточности аналитического и стратегического мышления у собаки. Возможно непонимание хозяином ограничений породы. Наиболее типичной стандартной проблемой является передрессировка и перегрузка психики собаки. Особого внимания заслуживает роль депривации в ходе развития, информационная и эмоциональная недостаточность.

Характерные жалобы: всегда очень индивидуальны и зависят от конкретных интересов хозяина. Проблемы нередко приписываются хозяином конкретным факторам и событиям.

Рекомендуются собаки со средней активностью и реактивностью и высокой адаптивностью. Решающее значение имеет высокая конструктивность поведения при средней и низкой стабильности. Предпочтительны собаки служебных и пастушьих пород с возможно более универсальными возможностями. Из собак-компаньонов следует отдавать предпочтение терьерам, поскольку, несмотря на развитый стереотипный уровень, эти собаки в высшей степени ориентированы на человека и его требования. Среди мелких собак можно также выбрать шелти, хотя в этом случае следует обращать внимание на более лабильную и возбудимую психику собаки.

Рекомендации по содержанию: "место" собаки должно находиться невдалеке от постели хозяина; питание не строгое, но в основе его лежит стандартный рацион; режим дня допускает вариации. Насыщенная прогулка, чередующая работу с играми и "выхаживанием" (как правило, вечером). Очень важно обратить внимание на развитие средств общения хозяина и собаки и на раннее развитие щенка. Необходимо функциональное обучение, включающее элементы спецслужб.

7. ЗАМЕСТИТЕЛЬНЫЙ ТИП ОЖИДАНИЙ (психотип "Собака собаки").

Преобладающие потребности человека: потребность в эмоциях, в социальных контактах.

При этом типе ожиданий на животное переносятся особенности межличностных отношений с конкретным человеком, обычно близким и потерянным для хозяина (смерть, развод, уход из семьи взрослых детей и т.п.). Как правило, это происходит в тех случаях, когда щенок был подарен близким человеком; приобретен вместе с утраченным человеком и/или для него; родился вскоре после смерти близкого человека или при "особых" обстоятельствах и т.д. В этих случаях хозяин собаки осознанно или неосознанно видит в своем любимце "перевоплощение" дорогого ему человека и ожидает более или менее полного воспроизведения характера в целом (иногда хозяин даже начинает кормить собаку той пищей, которую предпочитал родной ему человек).

Особенность такого эмоционального переноса состоит в полном очеловечивании собаки при упорном отрицании видовых различий. В этих случаях дисциплинарные методы коррекции оказываются полностью непригодными.

Возможные проблемы связаны с непониманием видовой и породной специфики собак и несоответствием поведения животного представлениям хозяина. Характерным примером может служить французский бульдог в замещающей роли "младенца" в бездетной семье.

Характерные жалобы: недостаточный уровень контакта ("я столько делаю для собаки, а она меня не любит, не слушается и т.п."), "необоснованное" поведение собаки – т.е., не понятое хозяином.

Рекомендуются собаки с очень высокой адаптивностью и очень низкой ролью общевидовых и породных поведенческих стереотипов, с высокой конструктивностью поведения и развитым аналитическим мышлением. Функциональные качества выбираются в зависимости от психологических потребностей хозяина и характера замещаемых взаимодействий.

Рекомендации по содержанию: снижение требований к рациону, режиму дня и т.д., максимально гибкие программы воспитания. Особое внимание следует обращать на раннее воспитание щенка и оптимальное психофизическое развитие. Во многих случаях возникают большие трудности в управлении поведением и ситуативном обучении собаки.

В составе семьи, как правило, имеются люди с различными типами ожиданий, что заставляет выбирать компромиссные варианты или подбирать для семьи достаточно адаптивную породу, более или менее легко приспосабливающуюся к разным типам отношений с людьми. Необходимо выяснить, как будущие хозяева представляют себе распределение ролей по отношению к собаке, предполагается ли "главный хозяин" и чьи ожидания будут приоритетными. При описании семейного контакта необходимо учитывать преобладающий тип ожиданий, указывая вместе с тем сопутствующие психотипы людей, к которым собака приспосабливается в повседневной жизни и на которых ориентирована в критериях поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...