Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовые спортивные праздники как форма досуговой деятельности. Возможности и виды звукового оформления спортивно-массовых выступлений




Массовые спортивно-художественные представления, как составная часть массовых праздников, являются для современного человека относительно новым жанром зрелищного искусства. Спортивные праздники и выступления выполняют не только рекреационные, но воспитательные и образовательные функции. Развитие спортивного шоу-бизнеса сегодня является перспективным направлением в деле пропаганды физической культуры и спорта. Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением числа проводимых спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий на стадионах и других спортивных сооружениях.

Для того чтобы спортивное представление, стало настоящим праздником и превратилось в красочное шоу, оно должно быть построено с использованием декораций, костюмов, спецэффектов и т.п. зрелищность, яркость, красочность, обилие световых и звуковых эффектов, превращений - непременные признаки услуг сферы шоу-бизнеса. Качество и зрелищность таких эффектов со временем будут постоянно возрастать, что связано с постоянным развитием технологической базы шоу-бизнеса. Задача организаторов спортивного представления - вовлечение всех участников в ситуацию праздника, ведь процесс раскрепощения, заражения зрителя действием тоже имеют свою логику развития, свое начало и свой наивысший эмоциональный всплеск.

Массовый спортивный праздник, как один из наиболее востребованных видов шоу, вобрал в себя весь арсенал выразительных средств, творческих принципов и методов, рожденных в различных видах искусства и воплощенных великими мастерами. "Много света, радости, грандиозности, заражаемости, вовлечение публики в действие, - писал выдающийся отечественный режиссёр В. Мейерхольд о своей театральной программе, которая предполагала массовость действия. Великий мастер сцены стремился к ее реализации в поиске самых разных выразительных средств. Концертные номера, цирковые трюки, песни, пляски, музыка, пластика, свет, цвет - он перепробовал всё, чтобы достичь того драгоценного эффекта как "возбуждение в зрителях радости бытия».

При организации любого шоу-действия, а спортивные праздники относятся именно к такой категории, следует учитывать закономерности работы с массовым зрителем. Известно, что объектом в системе шоу-бизнеса выступает услуга. Услугой в данном случае является зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. Услуги в сфере шоу-бизнеса всегда нацелены на привлечение максимально широкой зрительской аудитории. Для этого организаторам спортивного праздника, как и любого другого массового зрелища, с коммерческой точки зрения необходимо обеспечить выполнение двух основных условий:

1) услуга должна быть проста и понятна большинству потенциальных потребителей, то есть зрелищные продукты должны подчиняться вкусам большинства;

2) услуга должна быть легкодоступна как с помощью организаций, непосредственно осуществляющих показ зрелищ, так и с помощью средств коммуникации. При этом круг людей, обращающихся к средствам массовой информации, как правило, гораздо больше, чем тех, кто пользуется услугами соответствующей организации в сфере шоу-бизнеса.

Структура спортивного праздника складывается из трех основных элементов:

1) заказчика - того, кто диктует условия;

2) собственно праздника, который проводят те, кто создает, воплощает идеи заказчика (постановочная группа, спортсмены и артисты со своими новейшими технологиями, спортивные сооружения, спонсоры);

3) зрителей как воспринимающей стороны.

Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья. Исследованиями установлено, что любой праздник вызывает у человека желание сделать что-либо приятное близким людям, доброе для семьи и т.д. Всем обрядам и праздникам присуще стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности и желанию обнародовать событие в наиболее яркой, запоминающейся форме. Праздник в жизни человека - явление многогранное. Оно является неотъемлемой, органической частью всей жизнедеятельности человека и охватывает все стороны его жизни.

Праздники физической культуры в школе - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Они решают частные задачи - демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жизни страны, международной и спортивной жизни, коллектива школы, знаменательным датам.

Праздники приобретают оздоровительное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать участие все зрители. В программу праздника не целесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого количества времени.

Типичными составными частями праздника являются: торжественное открытие; награждение победителей соревнований и физкультурного актива; массовые показательные выступления учащихся, чередуемые с выступлениями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта, с массовыми играми, конкурсами и развлечениями зрителей; торжественное закрытие. Для праздника также характерны торжественные парады и церемонии открытия и закрытия, приглашения гостей. Массовые спортивные выступления могут быть частью физкультурного праздника или других массово-политических мероприятий. В нашей стране они проводятся на открытых и закрытых спартакиадах, а также во время праздников.

Организация проведения физкультурных праздников и массовых выступлений - это своеобразный экзамен школьного коллектива физкультуры и ее учителя. Но успешная сдача этого экзамена зависит от активной помощи администрации школы. В каждой школе такие праздники организовываются не более одного - двух раз в учебном году. Спортивный вечер - это не спектакль, где есть зритель и исполнители. На спортивных вечерах каждый присутствующий должен принять участие в конкурсе, викторине, игре или другом мероприятии.

При организации спортивно-художественных представлений большое внимание уделяется звуковому оформлению. Аудиоряд дополняет визуальную картину мира, оживляет её, поэтому является значимым изобразительным элементом постановки. Используются следующие виды музыкального сопровождения:

- классическое направление – музыка, проверенная временем (Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Чайковский, Таривердиев, Шнитке и т.д.);

- современное направление – рок-, поп-музыка и другие модные музыкальные веяния;

- шумовое направление - звуки природы (пение птиц и т.п.), скрипы, скрежет, крики, стоны и т.д.

Методика создания звукоряда постановки применяет следующие приёмы звукообработки:

- мастер-запись – фиксация оригинального звучания на магнитные, лазерные, цифровые носители;

- компиляция – написание музыкального сопровождения на основе известных музыкальных произведений, объединяя их в единое новое музыкальное произведение;

- нарезка – отделение музыкальных фрагментов и соединение их в единое целое без их трансформации;

- ремикс (приставка РЕ – обозначает повтор действия, а микс - смешивание.) – это повторная запись известной песни, музыки, с отличающейся от оригинала темпо-ритмической основой, партитурой, вычищение одной из частот (например, удаление голоса из песни);

- римейк – это переложение, аранжировка старых мелодий в новом формате времени при максимальном сохранении схожести с оригиналом.

Визуальная и звуковая картинки взаимосвязаны. Гармонично дополняя друг друга, они создают событийную атмосферу происходящего, формируют настроение.

Содержание и организация спортивно-художественных представлений

Массовые спортивные праздники – это комплекс разнообразных спортивных, культурных и художественно-тематических мероприятий, распределённых на обширных территориях. Местами проведения могут быть и небольшие школьные стадионы, и игровые площадки, и территории парков культуры и отдыха, и водно-природные ландшафты, и пространства больших городов. Особенностью организации спортивно-художественных представлений любого масштаба и уровня является одновременное использование как средств физической культуры и спорта, так и методов театрализации. Структура спортивно-художественного представления выявляется в композиции мероприятия путём монтажа. Другими словами, спортивно-художественное представление – это монтажное массовое действие, составленное из сольных, групповых номеров, массовых художественно-акробатических выступлений, объединённых в одну композицию.

Подготовка к спортивному празднику начинается задолго до проведения самого мероприятия. Исходя из анализа теоретических трудов, педагогических наблюдений и опыта специалистов в организации спортивно-художественных праздников можно условно выделить четыре этапа: 1) подготовительный; 2) организационный; 3) этап проведения; 4) заключительный этап. Общее количество, длительность и содержание этапов спортивного праздника зависит от масштабов проводимого мероприятия и возможностей материально-технической базы. Например, при подготовке чемпионатов мира подготовительный этап занимает от одной до двух недель, организационный - от месяца до полугода, этап проведения - 1...7 дней, заключительный этап - от недели до месяца.

Исследования деятельности спортивного режиссёра показали её многофункциональность. Он выполняет следующие функции: творческая, организационная, представительская, экспертная, педагогическая, хозяйственная, планирующая, контролирующая, финансовая, агитационная, научно-исследовательская, коммуникативная, самосовершенствования. Социологические опросы ведущих режиссеров массовых представлений позволили выявить ведущие виды деятельности. На первое место респонденты поставили творческую функцию, на второе – организационную, на третье – финансовую. Современному спортивному режиссёру для успешного проведения спортивно-художественного представления необходимо обладать:

• творческим началом, т.е. креативными способностями, чтобы создавать «идею» праздника, сделать его зрелищным;

• организаторскими способностями, чтобы организовать и успешно провести праздник;

• осведомленностью в экономических вопросах, финансовом планировании, материально-техническом обеспечении, чтобы "продать" праздник заказчику, рассчитать экономический эффект мероприятия.

Деятельность современного спортивного режиссера - это сложный комплекс работ, включающий в себя творческую составляющую (креативные способности, инновационное мышление, владение современными технологиями услуг шоу-бизнеса и т.д.) и управленческую составляющую (включающую все организационные и административно-управленческие функции). Режиссер является не только постановщиком представления, но также организатором и "продавцом" своего праздника, на него ложится много дополнительных, порой несвойственных и непредвиденных обязанностей. Все это вызывает большое количество сложностей в его работе.

Перед постановщиком массового спортивного представления всегда встает одна из сложнейших технологических задач режиссуры - создание силами большого количества исполнителей художественного образа. Здесь каждый отдельный исполнитель - деталь огромной, хорошо отлаженной машины. Условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса. От них бесполезно добиваться правдивого психологического перевоплощения в образ, поскольку это многотысячная масса непрофессиональных участников. Речь может идти только о ярком пластическом образе, для создания которого нужна в первую очередь "солдатская дисциплина" всех участников и точная режиссерская партитура перестроений. Участник массового спортивного представления чаще всего используется чисто функционально - в качестве статиста, дублера или носителя условного образа - маски, необходимого по сценарию. Отдельно выступающий, солирующий актер является только представителем массы, легко узнаваемым "героем своего времени". В этом случае лучше приглашать подлинного героя событий, "живого" человека, а не "исполнителя роли", например, олимпийского чемпиона.

Если многочисленные участники тех или иных эпизодов представления не проникнутся единым чувством ритма, общим пониманием задачи, если они не будут способны к синхронному движению, никакой режиссер не добьется впечатляющего результата.

Репетиции проводят обычно с отдельными группами исполнителей и по фрагментам всей пластической композиции. Для этого вся масса исполнителей делится на группы В каждую группу назначается руководитель, и к каждой группе прикрепляется режиссер - ассистент. Желательно, чтобы это был специалист по какому-то из видов сценического движения - танцу, пантомиме и т.д. Все должно быть четко продумано заранее, выверено с музыкальным руководителем и ассистентами, расчерчено на плане, расписано в партитуре. Исполнителю массовой сцены нет необходимости знать весь замысел композиции. Он должен лишь твердо помнить, по какой реплике (сигналу, музыкальной фразе) куда он идет, что делает и в каком ритме. Руководители и ассистенты репетируют каждый со своей группой. Начинать репетиции лучше всего под счет. Репетировать надо по фрагментам: выход на исходную позицию -точка - перестроение на первую позицию - точка и т.д. Режиссер-постановщик может контролировать работу, но, как правило, всю массу исполнителей он видит впервые на сводной репетиции. Здесь уже не до отдельных движений, необходимо свести воедино все группы, добиться полной синхронности и четкости. Не следует давать исполнителям сложных движений, тем более трюковых. Сложным может быть только общий рисунок перестроения массы, а движения каждого человека должны быть предельно просты. И жест при этом должен быть не бытовым, достоверным, а условно-спортивным, четким. Здесь весь эффект в одновременности, синхронности и четкости выполнения.

Движения каждого спортсмена элементарны: присел, встал, поднял правую руку, вытянул левую, поменялся местами с партнером, перебежал с одной точки на другую. Поле стадиона, как и всякая другая большая площадка для массовых выступлений, должно быть размечено по фронту и в глубину специальными "кнопками" или краской через каждые 2,8 м, что соответствует четырем шагам. На трибуне люди создают цветной декорационный фон. По сигналу с противоположной трибуны каждый участник поднял над головой лист цветной бумаги или флажок, надел или снял цветную шапку или манишку, по второму сигналу - перевернул. Чаще всего он даже не представляет себе, какая складывается из всего этого картина. Из элементарных отдельных движений, выполненных синхронно и ритмично, при общем сложном, рисунке перестроений создаются "живые картины": моря и леса, стройки и бои. Так создается образ Героя-массы.

Исключительность солиста в массе подчеркивается движением. Все двигаются - один стоит, все замерли - один начал движение. Может быть и контраст встречного движения: все присели - один встал и т.д. Если надо привлечь внимание зрителя к ведущему или солисту, находящемуся в гуще массы, то прежде, чем начать говорить или петь, он должен как-то выделиться пластически. Допустим, все замерли, а он сделал шаг вперёд, поднял руку, "взял на себя внимание зала", и лишь потом начал говорить. Еще используется почерпнутый у кинематографа эффект "замедленной или ускоренной съемки". Например, какое-то движение вся масса начинает выполнять нарочито замедленно, как во сне, а солист, наоборот, - лихорадочно быстро.

Когда исполнители массовки понимают общий замысел и свою роль в нем, привыкают к рисунку и чувствуют себя в нем свободно, начинается творческая массовая импровизация. В процессе этой импровизации могут родиться неожиданные детали и приспособления, которые еще более оживят и украсят композицию. Однако надо следить, чтобы это не сломало четкости режиссерского рисунка.

Каждый вид спорта имеет собственные традиции и ритуалы. Поэтому при организации спортивного мероприятия это обстоятельство следует в обязательном порядке учитывать. Режиссер, занимающийся организацией турнира, обязан уметь удачно расставить акценты, грамотно подчеркнуть достоинства и красоту определенного вида спорта и незаметно для зрителей "убрать" в тень его недостатки. Но есть такие спортивные турниры, для которых режиссёрские излишества послужат только помехой. Например, красочными и зрелищными сами по себе являются фигурное катание или бальные танцы и здесь самое важное - максимально привлечь внимание зрителя именно к спортивной части турнира, к выступлениям спортсменов.

Еще одним важным моментом отличается работа режиссера спортивных праздников. В условиях рыночных отношений руководителям крупных спортивных сооружений, представляющих материальную базу для проведения спортивных праздников и непосредственно организаторам этих мероприятий, приходится решать вопросы материально-технического обеспечения, поиска основных и дополнительных источников финансирования, новой системы организации и подготовки спортивно-зрелищных мероприятий. Некомпетентность по данным вопросам главного режиссера спортивно-художественных представлений может привести к колоссальным трудностям на этапе подготовки представления.

Основным выразительным средством спортивных мероприятий является упражнение. В основе любого массового зрелища стоят массовые упражнения с предметами или без предметов. Различают две группы предметов:

1. Индивидуального предназначения (ленточки, шары, палки, флажки и т.д.)

2. Группового предназначения, по возможности трансформирующиеся (ткани, плакаты, ширмы, щиты, лестницы, шесты, макеты и т.д.).

По характеру выполняемых действий все массовые упражнения делятся:

- вольные - зарядка, простые;

- имитационные - подражание действиям лыжника, конькобежца и т.д.;

- поточные - сомкнутые построения, «волна», «винт», «штопор», «ваза в круге», «цветок в круге», «фонтаны» и др., которые ещё более эффектно смотрятся на конструкциях;

- пирамидные - серии простых пирамид в больших количествах плюс конструкции.

Построение пирамиды занимает три последовательных фазы:

1. Построение самой пирамиды (обозначается фиксацией – «делай раз»).

2. Обозначение, выдержка, фиксация.

3. Постепенное или мгновенное разрушение.

Приёмы, изменяющие восприятие упражнения, не меняя его построения:

1. Изменение темпоритма.

2. Позиция сидя.

3. Позиция лёжа.

4. Приём противоположного действия, связан с пространством (направо, налево и т.д.)

5. Приём выделения главного, уводя на второй план другие действия.

6. Приём цветового эффекта (юбки, плащи, цветные флажки, двусторонние головные уборы и т.д.)

Основной структурной единицей спортивно-художественного представления на стадионе является не отдельное гимнастическое выступление, а эпизод.В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание,образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: I) начало (экспозиция) 2) главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и искусства, 3) финал (кульминация); 4) уход.

Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов спортивно-художественного представления на стадионе. С этой целью в действие вводится группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), которые в практике получило название "фонирующей группы ". Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы - укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с другим в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления. Фонирующая группа была впервые введена в массовое спортивно-художественное представление в 1979 г. на празднике открытия VII Спартакиады народов СССР (главный режиссёр Б.Н.Петров, впоследствии - режиссер-постановщик спортивной части церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр-80 в Москве).

В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение, как и смысловой. В практике постановки спортивно-художественного представления на стадионе сложились два вида монтажа при перестроении:

1. Открытый, когда переход происходит открыто, на глазах у зрителя.

2. Закрытый, когда внимание зрителя переносится на другой объект, а в этот момент происходит перестроение.

Неотразимое впечатление производит художественный фон - специфическое средство режиссуры спортивно-массового представления; живой экран,созданный из массы участников (от 3-х тысяч человек и больше) на одной из трибун стадиона, на котором создаются различные картины. В его основе лежит рисунок (мозаика), когда из различных фигурок составляется единое целое. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе "Динамо".
При работе необходимо определить:

1. Предметы для построения (флажки 50/50 или 50/60 с двумя древками, флажки с двусторонней раскраской).

2. Детали костюма самих участников (двусторонние головные уборы, манишки, плащи, юбки и т.д.).

Работа над художественным фоном начинается с разработки программы. Готовится экран прямоугольной формы, где каждый участник имеет свои координаты, он также получает свою карточку, на которой изображён нужный рисунок и предмет. За спиной зрителей устанавливается экран, где показывается, что нужно делать участникам или же участниками управляет координатор-регулировщик.

Управление художественным фоном состоит из команд:

- предупреждение о готовности;

- информация о показе определённого рисунка;

- команда на открытие рисунка;

- команда на закрытие рисунка.

Особенности организации массового спортивного праздника на воде. Полем действия являются водоём, суда, баржи, понтоны. Спортивные соревнования связаны с водой. Перед зрителями проплывают караваны судов, лодок с персонажами. Устраиваются фейерверки над водой. Зрительным залом являются берега, суда и т.д.

Особенности организации спортивно-массового праздника на территории Парка культуры и отдыха. Территория действия – эстрада, или открытые площадки парка. Особенности организации схожи с вышеперечисленными (на воде). Зритель может быть участником соревновательной части.

Особенности организации в концертных залах и Дворцах спорта. Более торжественное открытие, связанное с местом проведения и возможностями выразительных средств: музыка, свет, зрительный зал. Прологом чаще всего может быть выход спортсменов, вынос флага, выступление команд. Организуются выступления групп чарлидинга. Основная часть – соревновательная, между участвующими командами. Зрители выступают только в качестве наблюдателей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...