Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к проведению физкультурных занятий




Их целью является укрепление здоровья детей, развитие систем и функций организма, удовлетворение потребности в движениях, накопление двигательного опыта, обеспечение гармоничности физического развития.

Занятия физкультурой входят в систему оздоровительно-физкультурной работы и организованно проводятся с подгруппами детей 5 раз в неделю по 20-25 минут в 1-ую и во 2-ую половину дня. Три занятия проводятся на воздухе.

На физкультурных занятиях решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Дети третьего года жизни учатся реагировать на зрительные, слуховые сигналы, различать их, строиться в круг, парами, в колонку друг за другом (с помощью воспитателя); усваивают разнообразные положения и движения рук (вверх, вперед, в стороны, скрещивание рук перед грудью, отведение их назад и т.д.), ног (шаги вперед, назад, в стороны, поочередное сгибание и разгибание ног стоя и лежа, приседания, держась за опору; наклоны туловища: вперед, в стороны; повороты вправо-влево; овладевают основными движениями: ходьбой и бегом со сменой темпа и направления; подскоками на месте и с передвижениями, спрыгиваниями с предмета, катанием мяча друг другу, перебрасыванием мяча через предмет; бросанием предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль; ползанием и лазанием. При этом должна быть обеспечена оптимальная физическая нагрузка и двигательная активность каждого ребенка.

Занятия с детьми могут быть игрового характера, состоящие из 2-3 подвижных игр, каждая из которых повторяется не меньше двух раз. Принимая во внимание особенности детей третьего года жизни (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкую физическую и психическую ранимость, быструю утомляемость), необходимо осуществлять частую смену активной деятельности и отдыха, и, подбирая игры, обращать внимание на их большую и малую подвижность, последовательное чередование.

Чаще всего физкультурные занятия носят сюжетный характер, в которых все действия и движения объединены в один сюжет, например «Прогулка в лес» («Встаньте друг за другом, сделаем поезд. Я – паровоз, а вы вагончики. Поехали». Ритмично двигают руками и ногами. «Приехали в лес на полянку. На полянке растут деревья. Покажите, какие большие деревья. А теперь покажите траву. А теперь снова покажите деревья. Подул ветер, ветки закачались. На полянке «растут» цветы. Понюхайте их, соберите мне в корзинку. А теперь на полянку прискакали «зайчики». Покажите как прыгают зайчики» и т.п.).

Сюжетные занятия увлекают и заинтересовывают ребенка, а положительные эмоции, которые малыш испытывает, способствуют нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы. Вместе с тем не следует заставлять ребёнка заниматься насильно: принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Обучение детей новым движениям может проводиться и на обычных занятиях, имеющих трехчастную структуру. В них различаются вводная, основная и заключительная части.

В водной или подготовительной части используются разновидности ходьбы, бега, подпрыгиваний. Основная часть занятия состоит, как правило из 3-4 общеразвивающих упражнений, направленных на то, чтобы разогреть те мышцы, на которые предусмотрена нагрузка в дальнейшем (каждое упражнение повторяется 3-4 раза). Затем предусматривается обучение детей основным движениям.

При этом надо иметь ввиду, что на 3-ем году жизни дети осваивают движения в общих чертах (в целом), допуская значительное количество неточностей, которые не следует считать ошибками.

На закрепление основных движений в основной части проводится подвижная игра (повторяется 2-3 раза).

В заключительной части занятия, чтобы привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, используется спокойная игра, дыхательные упражнения имитационного характера или задания спокойного типа.

В группах детей раннего возраста все двигательные задания связывают с конкретной задачей: «Перешагнем через палочку, бросим мяч в корзину, достанем рукой погремушку и т.д. Это помогает малышам понять смысл движения, что является важным стимулом к его выполнению.

Если у отдельных детей некоторые движения не получаются, предложите выполнить их вместе с вами или позанимайтесь с ребенком отдельно вне занятия, создав специальные условия для самостоятельного выполнения.

Оптимальность физической нагрузки на занятии оценивается по показаниям пульса детей. В вводной части занятия он увеличивается обычно на 15-20% к исходному, а пик нагрузки приходится на подвижную игру в конце основной части занятия (пульс повышается на 40-50%). К концу занятия пульс должен восстановиться.

Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера. Объем двигательной активности на занятии составляет 900-1500 шагов, а общая ее продолжительность – 65-75 % всего времени занятия.

При проведении занятий с детьми 3-го года жизни необходимо оказывать им частые индивидуальные поддержки, одобряя и поощряя их действия.

Конспект физкультурного занятия может быть построен по такой схеме:

- название, вид (сюжетное, обычное) и тема занятия;

- задачи;

- место проведения (спортивная площадка, спортивный зал, групповая комната), участок яслей-сада;

- оборудование.

 

Части занятия Основное содержание занятия Дозировка, время Методические указания
І. Вводная часть Используются разные виды ходьбы: врассыпную, взявших за руки, по кругу, с переменой направления и т.д. Можно включать усвоенные раннее упражнения в основных видах движений, особенно в равновесии. 1,5 – 2 минуты Упражнения в форме конкретных занятий и игровых приемов помогут детям понять характер движений и правильно выполнить их. Например, задание – ходьба врассыпную; сюжетная форма: дети гуляют в лесу, собирают ягоды, цветы.
ІІ. Основная часть Состоит из: а) общеразвивающих упражнениях; б) основных видов движений; в) подвижной игры. 8-15 мин. 3-4 упражнения по 3-4 раза;   2-3 раза. При отборе упражнений на отдельные группы мышц следует чередовать и.п.: стоя, сидя, лежа на спине и животе. Половину упражнений дают из положения лежа для разгрузки позвоночника, при этом движения по координации даются более сложные.
ІІІ. Заключительная часть а) Игры спокойного характера: «Погуляем по лесу», б) задания: «Соберите мячи и отнесите их в корзинку». 1,5 – 2 минуты  

 

Примерный конспект проведения физкультурного занятия

Программное содержание: Совершенствовать умение ходить и бегать в заданном направлении и темпе. Упражнять в подпрыгивании на двух ногах. Развивать согласованность движений. Воспитывать ловкость, внимание.

I. Игра «Бабочки».

На сигнал «бабочки летают» дети бегают в разных направлениях, на сигнал «бабочки улетели» присаживаются, отдыхают (3-4 раза).

II. Основные упражнения.

1. «Бабочки машут крылышками»

И.П. Ноги на ширине ступни, руки внизу.

1-4 – поднять руки, помахать ими.

5 – И.П. (4 раза).

2. «Бабочки хлопают крылышками»

И.П. То же

1-2 – развернуться влево (вправо). Хлопок руками (по 3 раза в каждую сторону).

3 – И.П.

3. «Бабочки сели на цветок»

И.П. Ноги на ширине ступни, руки в стороны.

1 – присесть

2 – встать (6 раз)

4. «Бабачки перелетают с цветка на цветок»

И.П. Ноги на ширине ступни, руки в стороны

На 4 счета кружиться вправо, на 4 – влево (3 раза).

III. Основные движения:

1. Ходьба и бег в заданном направлении и темпе. На сигнал «бабочки летают» дети ходят по площадке за воспитателем, делают руками взмахи; «подул ветер» – бегают по площадке в быстром темпе (3 – 4 раза).

2. Прыжки на двух ногах. «Бабочки перелетают через ручеек» (две линии на расстоянии 30 см). Выполняют одновременно (по 6-8 прыжков).

Игра «Ловля бабочек»

3. Ходьба по кругу за воспитателем, на сигнал «бабочки отдыхают» дети присаживаются на корточки, «отдыхают» (2-3 раза).

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Цель: воспитывать эмоциональный отклик на музыку, желание слушать ее. Развивать умение вслушиваться в музыку, узнавать знакомые произведения. Стимулировать двигательный отклик на музыку. Учить рзличать музыкальные игрушки по высоте и тембру звучания. Формировать певческие интонации, элементарную ритмичность

Структура занятия:

- построение и двигательные упражнения под музыку;

- слушание музыки;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- музыкально-дидактическая игра /проводится в любой части занятия/.

 

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Воспитатель заранее (не позже, чем за день) знакомится с планом музыкального занятия, переписывает кратко структурное содержание занятия в свою рабочую тетрадь: построения и двигательные упражнения под музыку, которые будут выполнять малыши в музыкальном зале, музыку, которую будут слушать (указывается автор, название произведения, песенок) и петь дети, музыкально-ритмические движения, музыкальные и дидактические игры.

Роль воспитателя на музыкальном занятии сводится к тому, что он включен в совместную деятельность с детьми по плану занятия, т.е. обеспечивает возможность услышать звучащую мелодию (не шуршать, не двигать стульчиком, не разговаривать), вместе с детьми поет распевку и песенки (слова песен выучивает при ознакомлении с планом занятия), стимулирует мимикой и жестами подпевание песни за воспитателем, выполняет все музыкально-ритмические движения вместе с детьми (подпрыгивание, полуприседания и т.д.) стимулирует их желание двигаться, приглашает детей к участию в играх, хороводах; сам исполняет в музыкально-дидактических играх роль зайки, медведя, петуха и т.п.

На музыкальном занятии очень важна эмоционально-положительная настроенность воспитателя, его активность.

После музыкальных занятий, в свободное время, воспитатель поет знакомые детям песенки и просит подпевать. Таким образом, дети хорошо усваивают текст и эмоционально откликаются впоследствии на мелодию знакомой песни. Стимулом к пению может явиться красочная картинка, предложенная воспитателем детям, на которой изображены те персонажи, о которых дети поют: мишка, зайка, курочка и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...