Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 10. Организация проведения товарной экспертизы 276




УДК 339.3(075.8) ББК 65.9(2)421 Н63

Рецензенты:

Маюрникова Л.А. — доктор технических наук, профессор

кафедры технологии общественного питания Кемеровского

технологического института пищевой промышленности

Елисеева Л.Г. — доктор технических наук, профессор

кафедры товароведения и экспертизы Российской экономической

академии им. Г.В. Плеханова

Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. — М.: Изда­тельский Дом «Деловая литература». — 2007. — 320 с.

ISBN 978-5-93211-041-6

Учебное пособие является переработанным и дополненным изданием выпущенного в 1998 г. учебника под тем же названием. В учебном пособии отражены основные понятия, составные элементы товарной экспертизы, да­ны характеристики отдельных ее видов с учетом действующей нормативно-правовой базы. Для студентов вузов, обучающихся по специальности 35 1300 «Коммерция», но может быть рекомендовано и по специальности 35 1100 «Товароведение и экспертиза», а также для аналогичных специаль­ностей 0608 и 0612 для образовательных учреждений СПО.

УДК 339.3(075.8)

ББК 65.9(2)421 БИБЛИОТЕКА J/

Обяч.

ISBN 978-5-93211 -041 -6 © Николаева М.А., 2007

© Деловая литература, 2007 © Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы. 5

§ 1. Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины 5

§ 2. Цели, задачи и основания проведения экспертизы......... 8

§ 3. Принципы товарной экспертизы.................................... 12

§ 4. Общность и отличия товарной экспертизы от других

видов оценочной деятельности..................................... 17

§ 5. Классификация товарной экспертизы............................ 20

Глава 2. Объекты и субъекты товарной экспертизы......... 32

§ 1. Объекты экспертизы....................................................... 32

§ 2. Субъекты товарной экспертизы..................................... 37

Глава 3. Средства товарной экспертизы.............................. 50

§ 1. Классификация средств товарной экспертизы.............. 50

§ 2. Средства товарной информации.................................... 52

§ 3. Материально-технические средства.............................. 67

Глава 4. Методы товарной экспертизы................................ 81

§ 1. Классификация методов товарной экспертизы............. 81

§ 2. Измерительные методы.................................................. 83

§ 3. Регистрационный метод................................................. 90

§ 4. Органолептические методы........................................... 91

§ 5. Экспертные методы...................................................... 123

Глава 5. Товароведная экспертиза...................................... 170

§ 1. Общие положения......................................................... 170

§ 2. Количественная экспертиза.......................................... 172

§ 3. Экспертиза по качеству................................................ 187

§ 4. Идентификационная экспертиза................................... 205

§ 5. Документальная экспертиза.......................................... 209

§ 6. Комплексная экспертиза............................................... 21 1

Глава 6. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза..... 213

§ 1. Общие положения......................................................... 213

§ 2. Экспертиза продукции.................................................. 220

§ 3. Технологическая и медицинская экспертизы............... 224


4 Оглавление

Глава 7. Фитосанитарная экспертиза................................. 229

Глава 8. Ветеринарно-санитарная экспертиза.................. 234

Глава 9. Экологическая экспертиза товаров..................... 244

§ 1. Основные понятия, цели, задачи и объекты экологической

экспертизы..................................................................... 244

§ 2. Нормативы качества окружающей среды.................... 249

§ 3. Источники негативных воздействий на окружающую

среду............................................................................... 259

§ 4. Порядок изъятия и утилизации недоброкачественных

и опасных товаров........................................................ 269

Глава 10. Организация проведения товарной экспертизы 276

§ 1. Подготовительный этап................................................ 276

§ 2. Основной этап............................................................... 282

§ 3. Заключительный этап.................................................... 290

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................... 302

Приложения............................................................................... 305

Приложение 1....................................................................... 305

Приложение 2....................................................................... 305

Приложение 3....................................................................... 306

Приложение 4....................................................................... 308

Приложение 5....................................................................... 310

Приложение б....................................................................... 314

Приложение 7....................................................................... 316

Приложение 8....................................................................... 318


Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

§ 1. Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины

Изучение любой учебной дисциплины начинается с определения ключевого понятия, составляющего ее предмет, а также с целей и задач по усвоению теоретических знаний, овладению практическими умения­ми и навыками в конкретной области профессиональной деятельности.

Ключевым понятием в данной учебной дисциплине является тер­мин «экспертиза».

«Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — ис­следование экспертом каких-либо вопросов, решение которых требу­ет специальных познаний в областях науки, техники, экономики, тор­говли и других» [34].

В зависимости от области профессиональной деятельности разли­чают следующие важнейшие группы экспертизы: товарная, техноло­гическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.

Экспертиза находит широкое применение в различных сферах, где требуется проведение экспертных исследований. При этом экспертиза отличается от научных и иных исследований тем, что ее результаты оформляются по определенной форме и используются для определен­ных юридических целей (доказательств, отказов и т. п.). Истоки прак­тики проведения экспертиз можно отыскать в глубокой древности. Однако методологические основы экспертизы начали развиваться лишь во второй половине XX в. Без знания этих основ невозможно проводить экспертизу на современном уровне.

Предметом изучения данной учебной дисциплины является экс­пертная деятельность, ее важнейшие структурные элементы.

Выделение данной области профессиональных знаний в самостоя­тельную учебную дисциплину произошло в начале 1990-х годов, что


6 Глава I. Методологические основы товарной экспертизы

было вызвано становлением рыночных отношений и в связи с этим потребностью более глубокого исследования товара как объекта ком­мерческой деятельности. До этого информация в области товарной экспертизы органически входила в товароведную характеристику от­дельных товаров и была раздроблена по отдельным, группам товаров и частным разделам товароведения.

Создание конкурентной среды на рынке потребительских товаров, необходимость обеспечения их конкурентоспособности в первую очередь за счет повышения качества потребовали совершенствования подготовки товароведов-экспертов. Один из путей такого совершен­ствования — разработка учебной дисциплины «Товарная экспертиза», в которой систематизированы и обобщены основные теоретические положения в области экспертизы потребительских товаров (далее — товарная экспертиза).

Товарная экспертиза — исследование и оценка экспертом осно­вополагающих характеристик товаров, а также их изменений в про­цессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

При проведении экспертизы оценке могут подвергаться все осново­полагающие характеристики товара: ассортиментная, квалиметрическая, количественная, стоимостная, информационная, или только их часть.

Экспертная оценка — совокупность операций по выбору ком­плекса или единичных характеристик потребительских товаров либо других объектов, определению действительных их значений и под­тверждению экспертами соответствия установленным требованиям и/или товарной информации и/или суждениям экспертов. При экс­пертной оценке требования к характеристикам товаров либо иных объектов могут устанавливаться не только нормативными докумен­тами, но и экспертами.

При этом под товарной информацией следует понимать сведения, указанные на маркировке, в товарно-сопроводительных документах и/или других источниках информации (нормативных технических документах, учебной, научной, справочной литературе и т. п.). Подробнее данные во­просы рассматриваются в дисциплине «Товарная информация».

Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упаковочные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее


§ 1. Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины 7

часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, ко­торые определяются как совокупность единичных экземпляров и/или упаковочных единиц, объединенных общностью признаков: едино-временностью выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.

Ранее были даны определения основных понятий учебной дисци­плины: экспертиза, товарная экспертиза, экспертная оценка, товарная партия. Понятия других терминов, необходимых для рассмотрения экспертной деятельности, приводятся в соответствующих разделах учебной дисциплины.

Цель изучения дисциплины «Товарная экспертиза» — приобрете­ние теоретических знаний, практических умений и навыков эксперт­ной оценки товаров, необходимых для профессиональной деятельно­сти эксперта.

Задачами дисциплины являются:

• выявление элементов экспертизы, входящих в ее структуру;

• усвоение ключевых понятий — терминов и их определений;

• классификация экспертной деятельности;

• определение области применения экспертизы товаров, а также
принципов и оснований для ее проведения;

• выявление отличий экспертизы от других видов оценочной дея­
тельности;

• установление прав и обязанностей экспертов, их роли в обеспече­
нии качества товаров;

• изучение организационной структуры субъектов экспертизы по­
требительских товаров;

• овладение средствами и методами проведения экспертизы;

• изучение организации проведения экспертизы потребительских
товаров;

• овладение навыками документального оформления экспертной
оценки товаров.

«Товарная экспертиза» относится к специальным дисциплинам товароведного цикла. Предшествующими межпредметными связями являются следующие общепрофессиональные и специальные дисцип­лины: «Химия», «Физика», «Микробиология, санитария и гигиена», «Теоретические основы товароведения», «Товароведение продоволь-



Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы


ственных и непродовольственных товаров» (частные разделы), «Стандартизация, метрология и сертификация». Знания и умения, по­лученные студентами при изучении указанных дисциплин, необходи­мы для усвоения основ товарной экспертизы.

Структура содержания учебной дисциплины определяется ее ос­новной целью и базируется на изучении важнейших элементов, свой­ственных любой профессиональной деятельности. Схематично струк­тура товарной экспертизы представлена на рис. 1.

В последующих главах изложение учебной информации основано на рассмотрении структурных элементов товарной экспертизы.

Рис. 1. Структура товарной экспертизы

§ 2. Цели, задачи и основания проведения экспертизы

Цель товарной экспертизы — получение новой информации об ос­новополагающих характеристиках товаров в форме экспертного заклю­чения, которая не может быть получена объективными методами, но не­обходима для принятия определенных решений в отношении товара.


§ 2. Цели, задачи и основания проведения экспертизы

Именно этим товарная экспертиза и ее основная составляющая — экспертная оценка отличаются от товароведной оценки товаров. Це­лью товароведной оценки является определение действительных зна­чений основополагающих характеристик товара и установление их соответствия требованиям нормативных документов или информации о них на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.

Цель товарной экспертизы должен формулировать инициатор ее проведения — заказчик с учетом возникшей проблемы, на основе ко­торой принято решение о проведении товарной экспертизы. Цель экс­пертизы позволяет правильно определить задачи и вопросы, решае­мые в процессе ее осуществления.

Конечным результатом достижения целей товарной экспертизы служит заключение эксперта, имеющее доказательное значение.

Цель представляет собой совокупность функциональных свойств, среди которых основными являются необходимость, достаточность и принадлежность. Необходимость определяется субъективными же­ланиями субъекта — инициатора экспертизы достичь ее конечных ре­зультатов. Достаточность — это возможность достижения целей экс­пертизы путем создания определенных условий ее проведения (наличие финансовых и материальных ресурсов, время достижения цели, точность результатов исследований и т.п.). Принадлежность подразумевает постановку таких задач, которые позволят получить достоверные и необходимые инициатору экспертизы результаты.

Для достижения целей проведения товарной экспертизы экспер­там необходимо решать ряд общих и специфичных задач.

К общим задачам относятся:

• определение оснований проведения экспертизы;

• установление требований к объекту и условий проведения экспер­
тизы;

• формулирование вопросов, на которые необходимо ответить в ре­
зультате экспертизы;

• исследования объекта экспертизы;

• анализ и оценка полученных при экспертизе данных для состав­
ления заключения;

• документальное оформление результатов экспертизы в форме за­
ключения экспертов.


10 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

Специфичные задачи формулируют эксперты с учетом особенно­стей объекта экспертизы — товара, а также целей экспертизы. Напри­мер, при экспертизе новых товаров могут быть поставлены следующие специфичные задачи: определение степени новизны товаров и методов ее экспертной оценки, установление конкурентоспособности этих това­ров и др. В то же время при проведении контрактной экспертизы в круг решаемых задач эксперты могут включить проведение приемки по ка­честву и установление соответствия товара требованиям на доброволь­ной основе.

Цели и задачи проведения экспертизы базируются на проблемах, возникающих у ее инициатора, и связаны, как правило, с необходимо­стью удовлетворения его потребностей (информационных, экономи­ческих и т.п.). Однако для проведения экспертизы необходимы опре­деленные основания, так как возникающие у субъектов проблемы можно решить с помощью не только экспертиз, но и иных, менее за­тратных способов (например, путем товароведной оценки, приемки товаров по количеству материально ответственными лицами и т.п.).

Основания проведения товарной экспертизы — проблемы, об­стоятельства или ситуации, необходимые и достаточные для побуди­тельных поводов или мотивов выполнения определенных действий.

Следует различать основания назначения и основания проведения экспертизы. Основания назначения экспертизы появляются при возникновении и осознании субъектом определенной проблемы (хо­зяйственной, юридической, этической и т.п.), имеющей два аспекта: правовой и специальный. Правовой аспект базируется на необходи­мости специальных знаний для решения проблемы с учетом дейст­вующего законодательства или для получения доказательств либо иной информации. Специальный аспект носит индивидуальный, про­изводный от общего предмета экспертизы характер и помогает в оп­ределении наличия или отсутствия правового назначения экспертизы.

Основанием для назначения экспертизы может быть невозмож­ность решения возникающих проблем без использования экспертного исследования. Инициатор экспертизы должен выявить объективно существующую информационную потребность в результатах экс­пертного исследования с применением специальных знаний. Пра­вильно выбранное и сформулированное основание назначения экс-


§ 2. Цели, задачи и основания проведения экспертизы 11

пертизы помогает точно определить цели и задачи, а также основания для проведения экспертизы. Таким образом, определение основания назначения экспертизы должно быть предшествующей процедурой для формулирования целей и задач товарной экспертизы.

Установление оснований проведения экспертизы является одной из ее задач. Такими общими основаниями служат ситуации (условия) определенности, риска и неопределенности.

Основанием проведения товарной экспертизы в условиях оп­ределенности служит получение доказательств подлинности, тожде­ственности данных, заранее известных, но требующих подтвержде­ния достоверности независимым субъектом — экспертом. Примером может служить, возникновение конфликтных ситуаций при приемке товаров по количеству из-за потерь за счет естественной убыли или хищений при транспортировании груза, хотя его количество при от­правке известно.

Основанием проведения экспертизы в условиях риска может служить сомнение получателя товаров в том, что при их транспорти­ровании качество осталось без изменения. Риск заключается в воз­можности возникновения предполагаемых актируемых потерь каче­ства товаров в пути, которые в зависимости от разных обстоятельств (качество отгружаемых товаров, условия перевозки и т.п.) могут быть различными. В этом случае требуется не только независимость, но и компетентность экспертов.

Основанием проведения экспертизы в условиях неопределенно­сти служат трудности отбора выборок, объединенных и точечных проб из товарных партий, так как, несмотря на установленные стан­дартами правила отбора, очень сложно взять выборки или пробы из разных мест партии, достоверно отражающие неоднородность ее ка­чества. Поэтому существует множество альтернативных вариантов отбора, результаты которых экспертам неизвестны.

Наиболее распространенными конкретными основаниями прове­дения товарных экспертиз являются:

• возникновение конфликтных ситуаций между получателями и по­
ставщиками;

• расхождение действительных значений основополагающих харак­
теристик товаров с документальными данными или установлен-



Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы


ными требованиями нормативных документов либо информацией на маркировке;

• оценка конкурентоспособности и/или новизны и/или позициони­
рования новых товаров на определенном сегменте рынка;

• проведение следственных или судебных мероприятий;

• подтверждение соответствия для целей сертификации и/или госу­
дарственной регистрации товаров или иных целей.

В завершение следует указать последовательность осуществления указанных процедур, являющихся составными элементами эксперти­зы (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность процедур определения составных элементов на подготовительном этапе товарной экспертизы

§ 3. Принципы товарной экспертизы

В Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяются следующие принципы, на которых базируется эта деятельность: • законность;


§ 3. Принципы товарной экспертизы



соблюдение прав и свобод человека и гражданина и прав юриди­
ческого лица;

• независимость эксперта;

• объективность;

• всесторонность и полнота исследований.

Однако при проведении товарной экспертизы наряду с указанны­ми основными принципами имеют значение еще и ряд дополнитель­ных принципов: преемственность, конфиденциальность, безопас­ность, эффективность, системный подход, компетентность (рис. 3).



Общие основные принципы

Дополнительные принципы

 


Рис. 3. Классификация принципов товарной экспертизы


14 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

Рассмотрим более подробно перечисленные принципы товарной экспертизы.

Законность — принцип, основанный на регламентации прав, обя­занностей, ответственности субъектов, участвующих и/или проводя­щих товарную экспертизу. Важнейшей обязанностью субъектов явля­ется соблюдение обязательных требований, действующих законов и нормативных документов, а также положений договоров. Требования на добровольной основе могут учитываться субъектами. Однако эти требования могут приобретать обязательный характер в силу заклю­ченных договоров или необходимости доведения достоверной ин­формации до потребителя о соответствии этим требованиям.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина и прав юридического лица — принцип, которым должны руководствовать­ся эксперты в отношении прав потребителей товаров (например, пра­во на безопасность, право на достоверную информацию и т.п.) и прав юридических лиц — заказчиков экспертизы или других заинтересо­ванных лиц (право на достоверную и объективную информацию о ре­зультатах проведенной экспертизы или о причинах отказа от проведе­ния экспертизы, право участия или присутствия при проведении экспертизы в качестве наблюдателя и др.).

Объективность заключается в предупреждении и/или устранении субъективизма при проведении экспертных оценок. Соблюдать этот принцип непросто, так как в основе экспертных оценок, осуществ­ляемых отдельными экспертами, изначально заложены элементы субъективизма. Каждый эксперт отличается индивидуальными вкуса­ми, взглядами, определенной профессиональной компетентностью и другими особенностями личности, что неизбежно влияет на характер и уровень экспертных оценок.

Для преодоления субъективизма применяются определенные средст­ва и методы, обучение которым имеет чрезвычайно важное значение. К приемам, направленным на преодоление субъективизма, относится фор­мирование экспертных комиссий по определенным признакам, напри­мер, введение в их состав специалистов одного профиля или наоборот — разных, взаимно дополняющих друг друга профилей.

Независимость экспертов является важнейшим принципом, на котором базируется их объективность. Сущность принципа состоит в


§ 3. Принципы товарной экспертизы 15

том, что эксперт должен быть независим от любых заинтересованных в результатах экспертизы сторон. Заинтересованной стороной могут быть и изготовители, и продавцы товаров, и потребители.

Всесторонность и полнота исследований обеспечивают дости­жение целей экспертизы и ее достоверных результатов, достаточных для решения проблем заказчика, а также ответов на поставленные во­просы. Соблюдение этого принципа во многом зависит от компетент­ности экспертов, их способности к многофакторному анализу. Недос­таточная полнота исследований может служить основанием для назначения повторных и дополнительных экспертиз.

Преемственность заключается в том, что при проведении экспер­тиз эксперты учитывают накопленный практический опыт как собст­венный, так и других экспертов в этой области. Кроме того, во многих экспертных организациях создается и хранится банк данных, вклю­чающий нормативные документы, справочные и методические мате­риалы, а также внутреннюю отчетность с обобщением результатов экспертиз, установлением типовых и нетиповых (частных) ошибок экспертов. Преемственность в работе экспертов достигается также за счет обмена опытом ведущих, опытных экспертов и периодического повышения квалификации.

Конфиденциальность — принцип, основанный на запрете раз­глашения сведений, составляющих государственную или коммерче­скую тайну. Соблюдение этого принципа особенно важно при прове­дении досудебной и судебной экспертиз, а также при проведении конкурса (например, на лучший товар). В Уголовно-процессуальном кодексе РФ (ст. 57) устанавливается, что эксперт не вправе разгла­шать сведения предварительного расследования, ставшие ему извест­ными при проведении экспертизы.

В то же время не вся информация, получаемая экспертом, состав­ляет коммерческую тайну. К такой информации относятся сведения об утрате безопасности товара, его фальсификации или контрафак­ции. В данном случае эксперты или экспертная организация обязаны довести это до сведения органов государственного контроля.

Принцип эффективности заключается в том, что окончательные результаты товарной экспертизы должны способствовать рациональ­ному использованию товара, организации оптимального товародви-


16 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

жения, сокращению расхода сырья, материалов, электроэнергии, за­трат труда, а также материальных и товарных потерь.

Например, при проведении экспертной оценки новых товаров эксперты учитывают увеличение или сокращение расхода сырья, за­трат на производство, распределение и реализацию, после чего на ос­нове принципа эффективности принимают решение о возможности серийного или опытного производства.

Безопасность товаров или связанных с ними торговых услуг яв­ляется одним из важнейших принципов, на котором базируется их экспертиза.

«Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерб ограничен допустимым уровнем» (ИСО ГОСТ Р 9000—2001). При проведении товарной экспертизы эксперты обязательно должны учи­тывать реальную и/или предполагаемую степень вреда, который на­носят или могут нанести в дальнейшем товары и связанные с ними торговые услуги жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде. Принцип безопасности положен в основу сани­тарно-эпидемиологической, ветеринарной и экологической экспертиз, в задачи которых входит оценка безопасности товаров для потребите­ля и окружающей среды.

Компетентность экспертов обеспечивается их подготовкой в оп­ределенной области товароведных знаний и опытом работы с това­ром. Для проведения товарной экспертизы необходимо в первую оче­редь глубокое знание товаров, их химических, физических и физико-химических свойств, а также процессов, влияющих на эти свойства. Кроме того, эксперт должен хорошо разбираться в вопросах техноло­гии производства товаров, организации и учета товародвижения, коммерческой деятельности, ценообразования, документоведения, маркетинга, менеджмента и права. Поэтому они включены в цикл общепрофессиональных специальных дисциплин образовательных стандартов и учебных планов по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров» (для высшей школы) и «Товароведение» (для средних специальных учебных заведений).

Любая учебная информация через определенное время забывается и/или устаревает. Поэтому эксперты должны постоянно повышать квалификацию путем самостоятельного изучения научной, учебной и


§ 4. Общность и отличия товарной экспертизы от других... 17

справочной литературы, а также на курсах или семинарах по повы­шению квалификации.

Системный подход необходим эксперту при любых экспертных оценках. Сущность его заключается в обобщении, группировке и при­ведении в определенную систему данных, необходимых для проведе­ния экспертизы. Например, при экспертной оценке товаров очень важно уметь отнести их к определенной группе, подгруппе, виду, раз­новидности или типу. Такая систематизация должна основываться на правильном выборе признаков группировки и/или классификации. При этом очень важно, чтобы признаки носили принципиальный, а не случайный характер.

Примером сможет служить отнесение крахмала и крахмалопро-дуктов к группе кондитерских товаров. По нашему мнению, такая группировка носит случайный характер, поскольку по большинству принципиальных признаков (состав, пищевая ценность, сырье, назна­чение) крахмал не похож на основные подгруппы кондитерских това­ров. Более правильно относить крахмал и крахмалопродукты к вспо­могательным товарам, с которыми крахмал объединяет общность назначения. К этой группе следует отнести и пищевые добавки.

§ 4. Общность и отличия товарной экспертизы от других видов оценочной деятельности

Товарная экспертиза, базирующаяся на указанных выше принци­пах, является одним из видов оценочной деятельности. К другим ее видам относятся товароведная и потребительская оценки, контроль качества и количества, подтверждение соответствия. Для всех видов оценочной деятельности характерны общие и отличительные призна­ки (рис. 4).

Оценочная деятельность — это деятельность по выбору но­
менклатуры показателей, определению их фактических значений и
сопоставлению с требованиями норматиБНвд~документов или сужде­
ниями экспертов. /^

// областная \\
2-7248 ^ БИБЛИОТЕКАJ/


Рис. 4. Общие и отличительные признаки разных видов оценочной

деятельности


§ 4. Общность и отличия товарной экспертизы от других... 19

Как уже отмечалось, сферой применения товарной экспертизы (ТЭ) является оценка характеристик товара, непосредственное изме­рение которых или затруднено, или невозможно либо требуется заключение независимого эксперта. Это прежде всего относится к ор-ганолептическим свойствам и показателям, оцениваемым субъектив­ным методом. Нет сомнения в том, что для повышения объективности этого метода необходимо прибегнуть к экспертной оценке. Однако даже анализ данных, полученных измерительными методами, иногда также требует независимой и компетентной оценки, особенно в слу­чае разногласий между заинтересованными сторонами.

Для определения физико-химических и микробиологических по­казателей качества существуют объективные методы измерений. Ка­залось бы, что группы таких показателей лежат вне сферы примене­ния ТЭ. Однако это неверно. Дело в том, что эти показатели и их действительные значения не отражают в полной мере отношение к ним потребителей или потребительские запросы.

Более того, они носят разобщенный характер и не дают комплексной оценки, которую всегда проводит потребитель товаров. Поэтому, не­смотря на объективность значений физико-химических и микробиологи­ческих показателей, для их комплексной оценки как части товарной экс­пертизы требуется профессиональная деятельность экспертов.

Все перечисленное свидетельствует, что товарная экспертиза име­ет важное значение для коммерческой деятельности. Производство и закупка крупных товарных партий всегда связаны с риском замедле­ния реализации из-за низкого качества, недостаточного спроса вслед­ствие изменившихся потребностей на рынке. Риск уменьшается, если товар будет подвергнут оценке экспертом или группой экспертов, умеющих оценить не только товар, но и рыночную конъюнктуру, наиболее рациональные каналы распределения.

Особенно важна экспертная оценка новых товаров, спрос на кото­рые реально неизвестен. Выявление экспертами преимуществ и не­достатков новых товаров позволяет своевременно устранить наиболее существенные недостатки, которые могут отрицательно сказаться на спросе и конкурентоспособности новых товаров по сравнению с ана­логами. Кроме того, любые товары — новые и уже известные — должны проходить санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

В последнее время наметилась тенденция обращения предприни­мателей к независимым экспертам с целью идентификации и эксперт-

2*


20 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

ной оценки образцов, представленных поставщиками на предвари­тельных этапах заключения договоров купли-продажи. Зачастую ре­зультаты товарной экспертизы оказываются решающими при заклю­чении таких договоров.

При этом товарная экспертиза может быть проведена путем под­тверждения всех или части установленных требований, регламенти­руемых нормативными документами (НД). Кроме того, номенклатура показателей для товарной экспертизы может быть расширена и за рамки действующих стандартов и других НД.

Товарная экспертиза может быть также частью сертификацион­ных испытаний, проводимых экспертами сертификационных лабора­торий и органов по сертификации. Следует отметить, что между то­варной экспертизой и подтверждением соответствия существует более тесная связь, чем с другими видами оценки качества товаров. ТЭ и ПС базируются на общих принципах. Субъектами ТЭ и ПС яв­ляются эксперты. Различие между ними заключается в окончательных результатах деятельности. Эксперты ПС выдают только акт эксперти­зы или заключение, но не имеют права выдавать сертификаты, даже если они аттестованы в Системе сертификации ГОСТ Р. Эксперты по товарной экспертизе составляют акт или заполняют протоколы испы­таний и/или акты, которые являются конечными документами.

В силу определенного юридического статуса эксперты не облада­ют контрольными функциями, поэтому не могут проводить контроль качества и количества товаров. Право проведения инспекционного контроля принадлежит только руководителям и инспекторам экс­пертных организаций.

 

§ 5. Классификация товарной экспертизы

Общая классификация товарной экспертизы на классификацион­ные группировки проводится по следующим признакам: требования к товару, процессуальная форма, основания для проведения, объем ис­следований, характер знаний, цель проведения, статус инициатора экспертизы (рис. 5).

 

Рис. 5. Общая классификация товарной экспертизы


22 Глава 1. Методологические основы товарной экспертизы

В зависимости от требований к товару как объекту экспертизы раз­личают пять видов экспертизы: товароведную, санитарно-эпидемиологи­ческую, фитосанитарную, ветеринарно-санитарную и экологическую.

Товароведная экспертиза — оценка экспертом одной или не­скольких основополагающих товароведных характеристик товаров путем проведения экспертных исследований и установления соответ­ствия этих характеристик требованиям нормативных документов и/или требованиям, принятым в практике, либо суждениям эксперта.

Иногда в литературе и на практике применяется термин «товаро­ведческая экспертиза», но, по нашему мнению, этот термин неверен.

Санитарно-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...