Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для обсуждения. Задание 1. При разработке настольной фэнтази-игры автору хотелось бы использовать в ней города и страны, имена и героев произведений писателей фантастов Д. Р. Толкиена и Ника Перумова. Каким образом можно использовать плоды творчес




Задания для обсуждения

Задание 1. При разработке настольной фэнтази-игры автору хотелось бы использовать в ней города и страны, имена и героев произведений писателей фантастов Д. Р. Толкиена и Ника Перумова. Каким образом можно использовать плоды творчества указанных авторов без нарушения авторских прав? Дайте консультацию автору вопроса.

Задание 2. В художественном фильме предполагается использовать такие объекты, как гостиница Космос и Останкинская телевизионная башня. Они будут крупно показаны в кадре, с ними будут происходить изменения. Обоснуйте свой ответ, охраняются ли эти объекты авторским правом? Необходимо ли получать разрешение на их использование?

Задание 3. Охарактеризуйте «Советское наследие» как объект авторских прав (кинофильмы, мультфильмы, объекты изобразительного искусства, архитектуры и т. п. )

 

Модуль 3. Смежные права

Вопросы к практическому занятию

1. Понятие смежных прав.

2. Субъекты смежных прав:

2. 1. Исполнители.

2. 2. Изготовители фонограмм.

2. 3. Организации эфирного и кабельного вещания.

2. 4. Изготовители базы данных.

2. 5. Публикаторы.

3. Объекты смежных прав:

3. 1. Исполнения.

3. 2. Фонограммы.

3. 3. Программы эфирного и кабельного вещания.

3. 4. Содержание баз данных.

3. 5. Обнародованные произведения литературы, науки и искусства, до этого не обнародованные и находящиеся в общественном достоянии.

4. Исключительное право субъекта смежных прав.

5. Авторское право в рекламе.

 

Основные тезисы:

Развитие музыки, театра, кино в современном мире невозможно представить без фонограммы, передачи по каналам телевидения и радио.

Смежными правами называются права, близкие к авторскому праву и производные от него, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, при этом элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Многие объекты авторского права по своей природе могут быть доведены до аудитории только через деятельность других лиц. Так, если для литературного произведения основным является все же распространение экземпляров произведения, то для музыкальных произведений и театральных пьес главным будет исполнение. Поэтому при ответе на первый вопрос нужно уметь определять признаки и составы смежных прав. Следует обратить внимание на проблему определения сроков охраны смежных прав.

Действующее законодательство России не определяет детально круг лиц, которые приобретают смежные права в связи с творческим исполнением авторских произведений. К числу исполнителей отнесены три большие группы субъектов: артисты-исполнители, режиссеры-постановщики спектакля и дирижеры (ст. 1313 ГК РФ). Все они названы исполнителями, хотя две последние категории, и особенно режиссеры-постановщики спектаклей могут считаться ими только условно. Исполнителями являются лишь артисты, т. е. актеры, певцы, музыканты, чтецы, танцоры и другие лица, которые непосредственно представляют, поют, произносят, декламируют, играют или каким-либо иным образом исполняют творческие произведения.

В отличие от артистов-исполнителей режиссеры-постановщики, в частности театральные режиссеры, балетмейстеры, хореографы и т. д., непосредственного участия в исполнении произведения не принимают, хотя прежде всего благодаря их творческим усилиям создается художественно целостное сценическое произведение. Результаты их творческого труда, даже если они не зафиксированы на материальном носителе, могут использоваться без участия самих режиссеров-постановщиков. Так, многие театральные спектакли, поставленные известными режиссерами, продолжают идти на сценах театров уже после их смерти. В связи с этим нельзя не признать, что труд режиссера-постановщика в теоретическом плане гораздо ближе к авторскому, чем к исполнительскому, творчеству. Закон, однако, решает данный вопрос иначе, наделив режиссеров-постановщиков лишь исполнительскими правами.

Коллективное исполнение произведения приводит к возникновению между исполнителями примерно таких же отношений, какие порождает соавторство при создании произведения.

Изготовителями фонограмм называются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на материальном носителе. Необходимо помнить, что при отсутствии документов, подтверждающих права конкретного лица на фонограмму, изготовителем будет признано то лицо, чье имя или наименование обозначено на этой фонограмме или на содержащем ее футляре обычным способом.

Современные технические средства позволяют осуществлять доведение произведений до аудитории, находящейся на большом расстоянии от источника вещания, зачастую переходя государственные границы. Поэтому в качестве субъекта смежных прав законодатель упоминает об организациях эфирного вещания и организациях кабельного вещания. Права организаций эфирного и кабельного вещания одинаковы по своему содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи.

Определение объекта смежных прав «исполнение» представляет некоторую сложность. Это связано с тем, что под исполнением можно понимать представление произведений, фонограмм, а также исполнений посредством игры, пения, танца в контакте с аудиторией или с помощью технических средств. Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения.

Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.

Передачи организаций эфирного и кабельного вещания – набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли, либо иным образом, в том числе при кабельном вещании – посредством кабеля, провода, оптического волокна и т. п. Под передачей организации эфирного или кабельного вещания как объектом смежных прав понимается передача, созданная самой организацией или по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Необходимо отметить, что спутниковое вещание в силу своей специфики затрагивает интересы многих государств и требует международного регулирования юридических вопросов.

Так же, как и авторы произведений, субъекты смежных прав обладают исключительными правами.

При изучении данного вопроса необходимо рассмотреть имущественные и личные неимущественные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания; сравнить основные права субъектов смежных прав, предоставляемые национальным законодательством и Римской конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Новыми для законодательства объектами смежных прав стали содержание базы данных и произведения науки, литературы и искусства, ранее не обнародованные и перешедшие в общественное достояние или перешедшие во всеобщее достояние в силу того, что не охранялись авторским правом. Это должны быть такие произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права. Студентам предстоит ответить на вопрос о правовой разнице между понятием «база данных» и «содержание базы данных», а также задуматься о правильности отнесения изготовителей баз данных и публикаторов к субъектам смежных прав. Вопрос в том, носит ли деятельность этих субъектов творческий характер.

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. Практически любой рекламный продукт содержит в себе объекты авторского права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...