Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 5. Права на средства индивидуализации




Модуль 5. Права на средства индивидуализации

Вопросы к практическому занятию:

1. Фирменное наименование.

2. Коммерческое обозначение.

2. Понятие товарного знака и знака обслуживания.

2. 1. Виды товарных знаков.

2. 2. Оформление прав на товарный знак (знак обслуживания).

3. Наименование места происхождения товара.

 

Основные тезисы:

Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1225, помимо результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, говорит о приравненных к ним средствах индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товара).

Фирменное наименование, или фирма, по определению дореволюционных ученых, – это наименование, призванное индивидуализировать юридическое лицо. При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что российское законодательство придало правоустанавливающее значение регистрации фирменного наименования, что входит в противоречие с нормой ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Субъектом права на фирменное наименование признаются только коммерческие организации. Студентам предлагается попытаться провести границы между двумя понятиями: наименование фирменное и юридического лица.

Принципы фирменных наименований, разработанные еще дореволюционными юристами (см., например, Шершеневич Г. Ф. Учебник гражданского права. Т. 1) и нашедшие позже свое отражение в Положении о фирме 1927 г., актуальны и сегодня. Рассмотрите принципы, которым должны соответствовать современные фирменные наименования, и попытайтесь ответить на вопрос: отвечают ли этим принципам современные наименования юридических лиц.

В четвертой части Гражданского кодекса говорится о том, что фирменные наименования не должны быть тождественными или сходными до степени смешения. Что понимается под этими понятиями в современной действительности? Например, если в хозяйственном обороте существуют ПАО «Крокус», АО «Крокус» и ООО «Крокус*», то будут ли данные фирменные наименования считаться конкурирующими?

Студенты должны знать, что с момента вступления в силу четвертой части ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Коммерческое обозначение – средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий. Следует различать фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Товарные знаки (знаки обслуживания) прочно вошли в повседневную жизнь почти каждого человека, участвующего в процессе купли-продажи. Они применяются торговыми и производственными компаниями различных стран в качестве средства для идентификации своих изделий или услуг. Несмотря на то, что и национальное, и международное законодательство используют официально принятый термин «товарный знак», встречаются и другие термины. Например: торговая марка, торговый знак, фирменный знак и т. д.

По оценкам экспертов в условиях развитой экономики имущество предприятий на 30-60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак может занимать до 80 %. Поэтому товарный знак для эффективного использования в хозяйственной деятельности и охраны от нарушений со стороны конкурентов должен быть охраноспособным. Товарный знак становится охраноспособным только после прохождения регистрации. Поэтому необходимо рассмотреть, каким образом осуществляется регистрация товарных знаков.

Один из интересных вопросов – виды товарных знаков. Составьте классификацию товарных знаков по различным основаниям. Особого внимания заслуживают общеизвестные и коллективные товарные знаки, их правовой статус и охрана на территории Российской Федерации.

Наименование места происхождения товара как объект интеллектуальной собственности. Студентам рекомендуется ознакомиться с порядком регистрации данного средства индивидуализации, который заканчивается выдачей свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Следует знать, что распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

Задачи

 

1. Белорусский маслобойный завод «Раздолье» организовал продажу изготавливаемого им подсолнечного масла на нескольких московских продовольственных рынках. Торговля осуществлялась в ларьках под вывеской «Завод Раздолье». Об этом стало известно администрации подмосковного маслобойного завода «Раздолье». Его директор потребовал от представителя белорусского маслобойного завода снять вывески с ларьков, т. к. фирменное наименование данного завода идентично с зарегистрированным в Российской Федерации фирменным наименованием завода, которое он возглавляет. Однако тот отказался выполнить это требование, заявив, что фирменное наименование завода, который он представляет, также зарегистрировано в Республике Беларусь.

Действует ли исключительное право на фирменное наименование белорусского завода «Раздолье» на территории Российской Федерации?

2. Фермерская семья Великих занималась разведением овец, наладила производство свитеров, перчаток и носков из овечьей шерсти, реализуемых на товарном рынке. Увидев, что их изделия пользуются спросом, Великие стали вышивать на каждом экземпляре своей продукции товарный знак с обозначением «Екатерина Великая». Оно было выбрано по имени старшей представительницы семьи – инициатора разведения овец.

В декабре 2010 г. Роспатент на основе заявки члена фермерской семьи выдал ему свидетельство о регистрации товарного знака «Екатерина Великая».

В ноябре 2013 г. в Палату по патентным спорам поступило заявление из аппарата Государственной Думы РФ с возражением против регистрации товарного знака с таким обозначением. В обоснование такого возражения указывалось, что оспариваемое обозначение совпадает с именем российской императрицы, являющимся достоянием истории и культуры России, и поэтому не может быть использовано в качестве товарного знака.

Вправе ли Роспатент зарегистрировать товарный знак с обозначением, сходным с именем российской императрицы?

Какой срок установлен для подачи возражения против регистрации товарного знака, и как он исчисляется?

 

       3. ООО «Русское поле» по договору франчайзинга заключало договоры с предпринимателями на открытие кафе быстрого питания «Кушать подано». В связи с чем название кафе было зарегистрировано в качестве товарного знака.

       Узнав об этом, писатель Костров обратился в Палату по патентным спорам с возражением против предоставления правовой охраны словесному товарному знаку «Кушать подано», так как он полностью воспроизводит название его комедийной пьесы «Кушать подано», изданной два год назад. Пьеса была поставлена одним из московских театров и пользовалась большим успехом у публики. В ходе рассмотрения спора Костров заявил, что готов выдать разрешение на использование названия своей пьесы за 1 млн. рублей.

       Каков порядок использования товарного знака?

       Правомерно ли требование Кострова, заявленное в возражении, представленном в Палату по патентным спорам?

 

4. В одном из товарных знаков используется слово «Мойдодыр», которое является названием произведения, созданного К. Чуковским. Договора с наследниками К. Чуковского на использование слова «Мойдодыр» в товарном знаке не заключалось. Наследники подали в Палату по патентным спорам возражение, в котором требовали признать регистрацию данного товарного знака неправомерной.

Охраняются ли произведения К. Чуковского?

Охраняется ли название произведения?

Правомерны ли требования наследников К. Чуковского?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...