Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Развитие навыков письма и чтения.




Здесь мы расскажем о том, как помочь ребёнку овладеть письмом и чтением с помощью упражнений, придуманных Марией Монтессори и её последователями. Подбирая упражнения, мы встали перед нелёгкой задачей. Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению, и как технические приемы предложенные упражнения -только один из таких способов. Дети подвергаются дрессировке не хуже медве­дей и обезьянок, но в том-то и отличие педагогики М. Монтессори, что чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребёнка.

Например, общеизвестно, что к пяти годам дети в группах Монтессори начи­нают читать. Но это не правило. Моему сыну было уже шесть, когда он пришёл из детского сада и сказал маме: «Дай мне книгу, я хочу читать». Так и читал три дня подряд на занятиях и дома. Такой эффект, который М. Монтессори назвала «взрыв чтения», - результат долгой самостоятельной работы ребёнка, и не толь­ко в области языка.

Две простые идеи лежат в основе Монтессори-метода. Первая - ребёнок лучше, чем любой взрослый, знает, что ему нужно в каждый конкретный момент его жизни, и имеет внутренние силы для развития. Вторая - внимательный взрослый может по­мочь ребёнку не потеряться в чужом и подчас враждебном ему мире.

Именно поэтому учитель в Монтессори-группе наблюдает за самостоятель­ной работой детей и обычно показывает ребёнку упражнение только тогда, когда видит, что малыш к этому готов. Родителям иногда трудно это определить, но ес­ли ребёнок явно заскучал и начал отвлекаться, лучше не настаивать на продолже­нии. Впрочем, заскучать он может и потому, что взрослый сопровождает показ очень долгими и непонятными ребёнку объяснениями. Надо помнить, что занятия не должны быть для ребёнка тяжелой повинностью. Предполагается, что «урок» длится не более 3-5 минут, а признак его успешности - дальнейшая самостоя­тельная работа ребёнка. Итак, Монтессори предлагает такую триаду: специаль­ная развивающая среда - свободный выбор - короткий урок. В нашей книге урок даётся под рубрикой «УПРАЖНЕНИЕ».

Обычно прежде чем показывать что-то детям, учитель сам, желательно не один раз, должен проделать и проговорить всё то, что он собирается предъявить ребёнку. Родителям тоже следует обдумать, как и что показать и сказать ребёнку. Порядок действий и примерный текст даны в «Упражнениях», но важно не только то, что вы скажете, но и как (насколько точно и доступно, каким тоном и с какими интонациями).

Всё это не заменит работу профессионалов с вашими детьми в правильно подготовленной Монтессори-группе, но даст ребёнку шанс естественно войти в увлекательный мир чтения. Правда, придётся не жалеть сил и времени. Поэтому несколько слов о системе и о том, что осталось за рамками этой книги.

Базой для чтения становится устная речь. Говоря с детьми, давая им точ­ные уроки с новыми для них словами, вы расширяете их словарный запас, помогаете детям почувствовать красоту точного, правильно выстроен­ного высказывания. Поэтому следите за тем, как вы говорите с ре­бёнком.


 

Но прежде чем ребёнок начнёт читать, М. Монтессори предлагает научить его писать. Ведь письмо, как процесс, в котором преобладают психомоторные механизмы, легче, чем чте­ние, в которое вовлечен интеллект ребёнка. Этот пародокс, с точки зре­ния традиционных методик, объясняется тем, что Монтессори под чтением понимает не простое узнавание букв и умение складывать их в слова с определен­ной скоростью, а понимание ребёнком смысла прочитанного. В этом процессе малыш интерпретирует чужие мысли, а при письме только выражает свои, что, не­сомненно, более просто даже для взрослого человека.

Но и обучение письму у Монтессори нетрадиционно. Так, подготовка детей к письму происходит путем параллельного развития различных и не связанных меж­ду собой навыков, необходимых при письме. И в какой-то момент ребёнок прихо­дит к «написанию» букв из бархатной (шершавой) бумаги. Знакомство с каждым символом проводится в виде знаменитого трёхступенчатого урока. Учитель пока­зывает ребёнку две-три буквы и называет их. На втором этапе просит ребёнка най­ти названную букву. А на третьем, указывая на карточку, просит самостоятельно на­звать букву. Ребёнок обводит буквы пальчиками, потом карандашом. Иногда, вспо­миная название звука (у Монтессори даётся не буква, а звук, то есть не как пишет­ся, а как читается буква), дети многократно обводят шершавую букву пальчиком.

Но истинный анализ и синтез звуков в слове проводится с помощью подвиж­ного алфавита. Это набор букв, из которых ребёнок может сложить слово. Перед тем как составить слово, ребёнку нужно чётко произнести его и сопоставить каж­дому звуку символ. Вначале ребёнку предлагаются простые слова без звуковых сложностей. Подвижный алфавит также служит прекрасным средством совер­шенствования правописания. Для исправления обнаруженной ошибки ребёнку не надо переписывать всё слово, достаточно заменить букву или убрать лишнюю. После слов дети начинают писать фразы и даже маленькие рассказы. Теперь можно переходить к чтению.

Неудобство этого, на наш взгляд, наиболее эффективного пути заключается в том, что взрослому приходится даже на подготовительной к письму и чтению ста­дии делать множество специальных материалов, которые мы описываем в рубри­ке «Материал». Мы предлагаем вам наш вариант и думаем, что не так уж страшно купить вместо куклы Барби и её бесчисленных аксессуаров муляжи овощей, фруктов и животных. Эти нехитрые игрушки при умелом использовании будут ра­ботать на развитие вашего ребёнка. Подвижный алфавит можно купить, а можно использовать магнитную азбуку или сделать буквы самим. Желательно каждую букву иметь в нескольких экземплярах. Бумажная разрезная азбука здесь не го­дится - буква должна быть объемной.

Не столь сложно подобрать и красивые прищепки. Они послужат не только
для подготовки пальцев ребёнка к письму, но и помогут малышу освоить работу с
ножницами. Наверное, самый сложный материал - это рамки (упражнения 7, 8,
9). Пусть они будут если не фирменные металлические, то самодельные картон­
ные, простых форм. К сожалению, сложные фигурные рамки (которые легко
купить) практически непригодны для работы - рука ребёнка не может кра­
сиво и точно воспроизвести сложный контур, часто ломается карандаш,
и поэтому такая работа вызывает раздражение.


Расширение словарного запаса

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Цель. Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям.

Материал. Три коробочки или корзинки с муляжами фруктов, животных и с тем, что использует человек в повседневной жизни: очки, расчёска, ма­шинка, зубная щётка, карандаш и т.д. (содержимое последней коробочки можно постоянно менять, складывая туда то, что может быть определено общим понятием).

УПРАЖНЕНИЕ 1

Предложите малышу выложить из одной коробочки и назвать те предметы, ко­торые он уже знает. Отложите их в сторону. Незнакомые предметы достаньте из коробочки сами и назовите их (не больше двух-трех предметов за одну игру). На­пример: кораблик, паровоз, вертолёт. Поиграйте некоторое время с новыми предметами, повторяя их название: «Дай мне паровозик», «Возьми себе кораб­лик», «Поставь вертолёт на окно» и т.д.

В конце игры спросите у малыша, поочередно указывая на эти предметы: «Что это?» Когда ребёнок назовёт их, взрослый собирает все предметы вместе и даёт общее понятие: «Это транспорт».

Повторяйте игру с муляжами овощей, фруктов, животных. В конце каждой иг­ры давайте общее понятие.




 


УПРАЖНЕНИЕ 2

Ребёнок беспорядочно выкладывает предметы из трёх коробочек, называя уже знакомые ему предметы. Попросите его сложить в одну коробочку только то, чем пользуется человек, в другую то, что относится к растениям, в третью - жи­вотных. Предложите ребёнку самостоятельно повторить это и проверьте выпол­ненную работу.


 


Ты помнишь Ёжика, Мышку и Мишку-малышку? Вот раз уехали их папы и мамы по делам, а деток одних оставили. Стали зверята порядок наводить, вещи и игрушки по местам убирать. Подобрали очки, которые на пол упали, расчёску, щётку зубную -и в одну коробочку сложили. «Потому что это не игрушки, а вещи, которыми мы пользуемся», - сказал Ёжик. «А я все машинки, самолетики, кораблики тоже в одну коробочку сложил, потому что это транспорт», - сказал Мишка. «А я яблоко хочу к очкам и расчёске положить. Я им тоже пользуюсь, каждый день ем», -сказала Мышка. А ты как думаешь, в какую коробку яблоко положить?


РАЗВИТИЕ

Цель. Расширение словарного запаса, представлений о живой природе. Материал. Серия карточек,

УПРАЖНЕНИЕ 3

Разложите перед ребёнком серию карточек с картинками, представляющими развитие плода. Например: зёрнышко, росток, молодое деревце, цветущее дере­во, апельсин в разрезе с зёрнышками (в разрезе). Объясните малышу порядок появления плода, выкладывая карточки в правильный ряд. Потом перемешайте карточки и попросите ребёнка разложить карточки самостоятельно. В конце про­верьте правильность выполненной работы. Можно подготовить карточки по раз­витию зверей, растений, насекомых (яйцо - цыпленок - курица; гусеница - кукол­ка - бабочка и т. д.).



 


СЕМЬЯ

Цель. Расширение словарного запаса. Материал. Муляжи животных одной группы.

УПРАЖНЕНИЕ 4

 

 

Попросите ребёнка взять коробочку с одной группой животных (например: бык, корова, телёнок) и назвать их. Взрослый повторяет за ребёнком или уточняет: папа - бык, мама - корова, ребёнок - телёнок. Играем в игру, где взрослый ча­сто повторяет названия членов семьи. Папа-бык пошел к воде, мама-корова кор­мит телёнка и т.д. В конце игры спросите у ребёнка:«Как мы называем ребёнка в этой семье?» и т.д. Повторяйте эту игру с другими семьями, время от времени возвращаясь к уже изученным животным.

 


Решили зверята пообедать. «Не хочу сейчас обедать, -сказала Мышка. - Давайте сначала играть. Я буду мама-корова, Ёжик - папа-бык. А Мишка будет коровий ребёнок. Как его называют-то?». Ты знаешь, как зовут сына коровы? Каких детёнышей ты ещё знаешь?


Подготовка руки к письму

ВИНТИК, ЕЩЁ ВИНТИК

Цель. Развитие кисти, концентрация внимания, координация движений. Материал. Две коробки с разными крупными шурупами и гайками.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Ребенок берёт из одной коробки шуруп и подбирает к нему парную гайку из другой коробки и навинчивает её на шуруп. После показа взрослого это упражне­ние ребёнок может выполнять самостоятельно.

СОЛНЫШКО, СВЕТИ

Цель. Развитие трёх пишущих пальцев. Материал. Прищепки и полоска картона.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Взрослый берёт одну прищепку тремя пальцами и показывает ребёнку, как её прицепить к картону. Далее малыш может повторить упражнение под присмот­ром взрослого и затем работать самостоятельно. Позже можно заменить картон туго натянутой верёвкой.

ШТРИХОВКА

Цель. Тренировка руки при обводке плоских фигур, штриховка, со­блюдение границы при штриховке.

Материал. Раечки-вкладыши (десять рамок с вкладышами различ­ной геометрической формы). Кроме классических рамок молено ис­пользовать и другие вкладыши, но не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Взрослый кладёт под лист картонную подкладку, затем обводит внут­ренний контур рамки. Убирает её. Вкладыш совмещается с нарисованной фигурой и обводится карандашом другого цвета (начинать необходимо с левого нижнего угла вверх, не отрывая руки). Вкладыш убирается. Фигу­ра заштриховывается без отрыва руки и перехода границ. Движение ими­тирует письмо. Ребёнок повторяет упражнение самостоятельно.

Упражнение повторяется с другими вкладышами. Потом возможна ком­бинация фигур и штриховка линиями разной частоты и цвета. Ребёнок сам придумывает различные комбинации, создавая разнообразные орнаменты.


Постирала Мышка после обеда салфеточки и только начала их на верёвку вешать, а верёвка возьми и оборвись. «Не беда, -утешает подругу Мишка, - здесь гвоздик выпал, сейчас я тебе помогу». Нашел Мишка новый гвоздик, крепко к дереву прибил и верёвку на него привязал. «Вот теперь вешай салфеточки!» А Мышка их ещё и прищепками прикрепила, чтобы от ветра не улетели. Ёжик говорит: «А я сейчас картинки нарисую и на стенку повешу. Красиво получится!»


ВЫКАЛЫВАНИЕ

Цель. Тренировка руки при обводке плоских фигур.

Материал. Рамки — вкладыши (десять рамок с вкладыша­ми различной геометрической формы). Кроме классических рамок можно использовать и другие вкладыши, но не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки. Ши­ло или крупная кнопка с головкой.

Перед показом этого и следующего упражнения побеседуй- / / /
те с ребёнком об осторожном обращении с колющими предме *

тами. Дайте ребёнку осторожно попробовать острый конец.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Взрослый помещает на лист бумаги плоскую форму и обводит её карандашом с левого нижнего угла вверх и направо, не отрывая руки. Под бумагу с рисунком кладём подкладку из картона или линолеума. Обкалываем по контуру шилом. В завершении работы отсоединяем полученную фигуру от листа бумаги. Ребёнок может работать с различными фигурами или их комбинациями.

ВЫШИВКА

Цель. Тренировка руки при обводке плоских фигур.

Материал. Рамки - вкладыши (десять рамок с вкладышами различной ге­ометрической формы). Кроме классических рамок можно использовать и дру­гие вкладыши, но не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, лис­ты бумаги и подкладка из картона того оке размера, что и рамки. Шило, иголка с разноцветными нитками. Необходимо выбрать иголку с большим уш­ком и показать ребёнку, как вставлять нитку.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Как в предыдущем упражнении, обкалываем контур, делая отверстия на рас­стоянии одного сантиметра друг от друга (для упражнения желательно использо­вать более плотную бумагу). Берём иголку с ниткой и начинаем вышивать по кон­туру, не пропуская сделанные отверстия. Ребёнок может, комбинируя формы и цвет ниток, получить оригинальный орнамент.

ПРИЧЁСКА КУКЛЫ

Цель. Развитие мускулатуры руки, концентрация внимания.

Материал. Бумага и подкладка из картона, шило, иголка с разноцветными нитками, ножницы.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Взрослый заготавливает рисунки с контуром в форме головы куклы. Показываем ребёнку, как вырезать эту фигуру. По верхней части вырезанного контура, немного отступив от края шилом, прокалываем отверстия. Вставляем в отверстия заготов­ленные нитки, получая волосы для куклы. Ребёнок может нарисовать глаза, нос, рот.


«Знаешь, Ёжик, - сказала Мышка, - картинки ведь и вышивать можно. Хочешь попробовать?» Взяли зверята нитки, большие иголки. Мишка говорит: «Я звезду вышью. Только дырочки для ниток сначала шилом проколю, а то мне иголкой трудно». «Ой, а я себе дочку-куколку сделаю! - придумала Мышка. - Сейчас личико нарисую и волосики ей пришью». Давай и мы с тобой что-нибудь вышьем, хорошо?


Звуковые игры

НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК

Цель. Научить ребёнка различать звуки в слове на слух и подготовить к грамотному написанию букв.

Материал. Три коробочки с мелкими игрушками (или карточками с изоб­ражениями предметов - 3-4 в каждой коробке). В первой коробке — предме­ты, в названии которых есть общий звук в начале слова, во второй - тот же звук в середине, в третьей — в конце слова. Таких групп игрушек (картинок) желательно иметь на каждый звук в алфавите.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Достаём из коробочки предметы и просим ребёнка назвать их (используем уже знакомые ему предметы). Например: слон, собака, сумочка. Повторите эти названия несколько раз, выделяя звук «с» в начале слова. Помогите ребёнку по­нять, какой звук общий для всех этих слов. Упражнение повторите с другой груп­пой игрушек, в которой звук в середине, в конце слова. Избегайте сложных слов, где звук повторяется дважды (например, «сосна», «соска» и т.д.).

ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК

Цель. Научить ребёнка различать звуки в слове на слух и подготовить к грамотному написанию слов.

Материал. То же, что в предыдущем упражнении.

УПРАЖНЕНИЕМ

Игрушки (например, со звуком «с» в начале, середине и конце слова) вынимаются из коробочек и перемешиваются. Ребёнок должен разложить их по вагонам паровози­ка: в первый вагон - со звуком в начале слова, во второй - со звуком в середине, в тре­тий - со звуком в конце слова. Предназначено для самостоятельной работы ребёнка.

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Цель. Научишь ребёнка различать звуки в слове на слух и подготовить к грамотному написанию слов. Закрепление соотношения звука и его символа.

Материал. Коробка с отделениями (по числу звуков), в каждом из которых лежат предметы, начинающиеся на один из звуков. В каждом отделении по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.

УПРАЖНЕНИЕ 13

Ребёнок выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который оканчивается предыдущее. Например: куб -белка - ананас - самолёт - телефон - носок.






 


 


Ту-ту! Чух-чух-чух! - это поезд бежит по рельсам. Мишка за Ёжика, Мышка за Мишку. Ту-ту! Бежал-бежал поезд в далёкие края и остановился на погрузку. «Сейчас будем в вагоны загружать звуки», - сказал Ёжик. «Звуки? Как это?» - удивились Мышка и Мишка. «Возьмём звук «К» и придумаем с ним слова, чтобы этот звук в начале, в середине или в конце слова был. Я придумываю первое слово - корова». «Я придумал подушку, здесь «К» в середине», - обрадовался Мишка. «Да-а, -расстроилась Мышка, - мне самое трудное слово оставили. Зато я вот какое красивое придумала - сапожок!» Молодцы зверята!


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...