Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В движении экономического цикла наблюдаются четыре последовательно проходящие фазы — «кризис», «депрессия», «оживление» и «подъем». 10 глава




В своем исследовании семейных и родственных отно­шений Морган исходил из гипотезы, что в начальный пе­риод истории человеческого общества существовал пол­ный промискуитет, т. е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими норма­ми. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возник­ли определенные формы семейной жизни. Исходя из ре­зультатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня при­держиваются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнород­ственная семья, пуналуалъная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого разви­тия является сужение круга половых партнеров и укреп­ление связей, объединяющих членов семьи.


Социология



Промискуитет характерен для низшей ступени дикос­ти. Это такая форма совместной жизни, когда отсутство­вали отдельные, обособленные семейные группы и семей­ная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне разви­тия примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивно­му человеку неведомо понятие родства в смысле его, че­ловека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принад­лежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривали существование промис­куитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом свя­зан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение раз­решено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кров­нородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо вклю­чает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партне­ров в рамках семьи подобного типа произошло под влия­нием развития общества и привело к возникновению бо­лее развитой формы семьи — пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, одна­ко принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что



Глава X. Семья


можно сказать, что это брак между людьми, принадлежа­щими к одному поколению, но к разным родам. Пуналу-альная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжитель­ные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиас-мическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной жен­щиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном слу­чае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения опре­деленного мужчины и определенной женщины, синдиас-мическая семья делала известным действительного биоло­гического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и клас­сов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникнове­ния моногамной семьи было появление частной собствен-4 ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспор­ность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногам­ной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для половго удовольствия и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в оп­ределенные периоды развития общества и в отдельных об­щинах и сообществах.


Социология



Типология семьи

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем по­лигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встре­чающийся брак — в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество воаможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются ис­ключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родителъства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство «pater» и физиологическое отцовство — «genitor» и, соответствен­но, материнство. Отсюда, на основе принципов «патри-матри-» локализации семейных групп, прибегают к выде­лению патрилилизации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положе­ния ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и мат­риархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влияни­ем пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семей­ных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как рав­ное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с со­вместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская се­мья с доминированием мужа, если жена — то с домини-



Глава X. Семья


рованием жены. Кроме того, выделяются семьи с приня­тием решений одним из супругов — автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и ге­терогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широ­кой характеристики семей и браков по социальным и де­мографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, об­разованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдают­ся различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной лока­лизации семьи бывают патрилокальные, в которых молодо­жены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имею­щие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Самыми распространнеными в современных урбанизи­рованных агломерациях являются нуклеарные семьи, со­стоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нук-леарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (поли­андрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не пер­вом браке) вместе с супругами могут находиться дети дан­ного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом воз­никали по причине предшествующей смерти супруга, и в


Социология



них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).

Нуклеарная семья, состоящая из трех или только трех внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух ти­пов:

Репродуктивная семья — состоящая из родителей и не­совершеннолетних детей; и ориентационная семья — ро­дительская семья, из которой вышли взрослые дети, име­ющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья, состоящая более чем из трех вышеназванных позиций (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свек­ровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т. д.), имеет несколько разновид­ностей.

Линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда вместе с ро­дителями остается кто-то один из всех детей со своей се­мьей (сельские регионы Европы). Полная расширенная се­мья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).

Расширенная семья всей своей структурой обнаружи­вает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нук-леарные семьи именуются супружескими, а расширен­ные — кровнородственными.

Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями — не­полными (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ныне они итог чаще всего развода).

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи — это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двух детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первичногрупповые отноше­ния образуются начиная с трех членов группы. С другой



Глава X. Семья


стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) — чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью, или четверть двухдетных семей, а треть — трехдетных, 20% — четырех-детных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и од-нодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей — границы простого воспроизводства населе­ния — и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., что соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1—2 детьми до 16 лет — таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми — где детей намного больше для замещения поколений — меньше 1%. Среднедетных семей с 3—4 деть­ми, где детей достаточно для слегка расширенного воспро­изводства — около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лиш­ним раз меньше, чем следует, среднедетных — в 5 раз, тог­да как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из на­чавшегося в 60-е гг. в России распространения малодетно-сти и ускоренного роста смертности с середины 70-х гг.

Огромное разнообразие семейных стуктур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом из­менения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цик­ла семьи». Возможно, слово «цикл» здесь неточно, ибо только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социаль­но-психологической целостности. Но в отличие от дина­мики взаимоотношений членов семьи, быстрых измене­ний состояний семейной атмосферы, термин «цикл семейной жизни» применим для характеристики повторя-


Социология



емости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет само­стоятельную задачу социологии семьи (на основе статис­тических данных о распространнености тех или иных эта­пов цикла в семейной структуре населения).

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. 1-я стадия — стадия бездетности, предродительство; 2-я — стадия репродуктивного родительства и 3-я — объединя­ются в стадию социализационного родительства; 4-я — стадия прародительства. Сегодня нет статистических дан­ных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, чем дольше длятся 2-я и 3-я стадии, тем выше качество семейной жизни. Ста­дия репродуктивного родительства включает в себя ре­продуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность коитус — зачатие — роды, и непол­ным, если цикл сводится к коитусу с успешным примене­нием контрацепции, не допускающим зачатия либо родов. Семейный цикл может формироваться по разным основа­ниям: Ян Щепаньский выделяет, при условии отсутствия развода, три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепен­ного распада супружества. Другие ученые увеличивают чис­ло фаз, пытаясь совместить возрастной цикл с родитель-ством. Учет возможных болезней, разлук, смертей, разводов и т. п. позволяет расширить и углубить картину различных семейных состояний и сконструировать исчерпывающую типологию семей, охватывающую все разновидности семей от старта до финиша семейной жизни.


Литература

Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. С. Социологический словарь. М., 1999.

Американская социология / Под ред. В. И. Добренько-ва. М., 1994.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.

Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1998.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., Самы-гин С. И. Социология: курс лекций. Ростов н/Д, 1999.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Соци­ология: история и современность. Ростов н/Д, 1999.

Гидденс Э. Социология. Челябинск, 1991.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992, № 11.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб, 1997.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. Екатерин­бург, 1998.

Кравченко А. И. Социология. М., 1999.

Мендра А. Основы социологии. М., 1999.

Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.

Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по соци­альной антропологии. М., 1996.


I


Социология 506

Мостовая И. В. Зачет по социологии в кармане. Рос­тов н/Д, 1999.

Население. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. К. Эфен-диева. М., 1993.

Политология: Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.

Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 1998.

Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Рос­тов н/Д,1996.

Смелзер Н. Социология. М, 1998.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология / Под общей ред. Э. В. Тадевосяна. М., 1995.

Социология/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М., 1998.

Социология: Курс лекций/Под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998.

Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. М., 1996.

Социология. Основы общей теории. М., 1996.

Социология молодежи / Отв. ред. проф. В. Т. Лисов­ский. СПб., 1996.

Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс. М., 1998.

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1998.

Фролов С. С. Социология. М., 1999.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

Ядов В. А. Социологическое исследование: методоло­гия, программа, методы. Саратов, 1995.

Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М., 1995.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ......................................................................................... 3

Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ.................................. 4

Предмет социологии........................................................................ 4

Определения предмета социологии............................................ 6

Специфика социологии................................................................... 8

Социология как наука.................................................................. 11

Социологическая теория............................................................. 14

Предыстория и социально-философские предпосылки

социологии как науки................................................................... 15

Социологический проект О. Конта................................... 20

Классические социологические теории................................... 26

Социология Э. Дюркгейма..................................................... 26

Социология Г. Зиммеля........................................................... 32

Социология М. Вебера........................................................... 36

Современные социологические теории................................... 40

Развитие социологии в России................................................... 58

Структура социологии. Микросоциология

и макросоциология........................................................................ 62

Методы социологии...................................................................... 68

Методы социологического исследования.............................. 70

Программа прикладного исследования.................................. 75

Глава И. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО........................................... 77

Личность в социологии................................................................. 77

Биологическое и социальное...................................................... 79

Феральные люди: унаследованное и приобретенное......... 81

Понятие и теории личности........................................................ 82

Иерархия потребностей личности............................................ 92

Динамика потребностей............................................................... 94

Социализация................................................................................. 96

(Этапы социализации.................................................................... 98

Агенты и институты социализации........................................ 102

Жизненные кризисы.................................................................... 105

Десоциализация и ресоциализация........................................ 107

Социальный контроль и девиация......................................... 110

Ритуалы перехода....................................................................... 117

Глава III. КУЛЬТУРА........................................................................... 124

Понятие и компоненты культуры............................................ 124

Культурные универсалии......................................................... 128


Социология 508

Определения культуры.............................................................. 130

Основные элементы культуры................................................. 133

Миф и культура............................................................................ 139

Формы культуры......................................................................... 141

Молодежная субкультура........................................................ 145

Аккультурация и культурный конфликт............................... 151

Динамика социокультурных изменений............................... 152

Теории культурно-исторических типов................................ 155

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...