Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европейская интеграция в 1992-2014 г.г.: укрепление и развитие Европейского Союза. Лиссабонский договор.




Стадии: 1)Зона Свободной торговли; 2)Таможенный союз; 3)Общий рынок 4)Экономический и валютный союз; 5)Политический союз.

Органы: Еврокомиссия, Европарламент, Совет министров, Европейский совет.

9 -10 декабря 1991 г. на встрече лидеров стран ЕС в Нидерландах (Маастрихтский договор) был одобрен проект договора о ЕС. Договор предусматривает существенное углубление интеграции на ряде направлений:

1. Введение института «гражданства ЕС», не отменяющего гражданства отдельных государств. Сформирован комитет по региональным вопросам. Расширены полномочия Европарламента.

С 1999 г. дополнен Европейским валютным союзом (ЕВС), согласованной политикой в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной сфере.

2. Осуществление совместной внешней политики и политики безопасности (СВПБ).

3. Сотрудничество в сфере внутренней политики (например, согласование вопросов, связанных с полит. убежищем, незаконным оборотом наркотиков, преступностью)

Далее его положения развивались межправительственной конференцией стран ЕС, которая завершилась в Амстердаме 16-17 июня 1997г. принятием Амстердамского договора, подписанного министрами иностранных дел 2 октября 1997 г.

Амстердамский договор:

- расширение компетенции ЕС в сфере внутренней политики (например¸ общие стандарты контроля за внешними границами)

- регулирование правового положения граждан стран ЕС(против дискриминации, женщины и мужчины равны)

- расширение функций союза в сфере социальной политики. (минимальные стандарты в области здравоохранения)

- новые функции по регулированию международных кризисов

- реформу структур и институтов ЕС (расширение перечня вопросов, по которым решения принимаются большинством голосов)

Ниццкий договор (2000). Подготовка ЕС к расширению. Переход от единогласия к квалиф. большинству, усиление сотруд-ва по ОВПБ, число Еврокомиссаров 27 (когда членов ЕС будет больше 27 - ротация).

Проект Конституции (разработка с 2002, подписан в 2004, не вступил в силу, заменен Лиссабонским договором). Проект упорядочивал все документы ЕС, вводил гимн ЕС, должность президента и МИД. На референдумах проект отвергли Великобритания, Франция, Нидерланды, Польша, Дания.

2004 – вступили Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта.

2007 — подписание Договора о реформе в Лиссабоне. Для улучшения функционирования Европейского союза и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.). Когда в 2005 году на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена, Европейский союз оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. На решение этой двуединой задачи и направлен Лиссабонский договор.

Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:

• масштабность расширения;

• низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;

• усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;

• приоритет политических соображений над экономическими.

Расширение ЕС. «Восточная политика» Евросоюза. Проблема «общего соседства» в отношениях между ЕС и Россией.

Чтобы присоединиться к Европейскому союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии: стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов.

Этапы интеграции:

1995 – Австрия, Финляндия, Швеция.

2004 – Эстония, Литва, Латвия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Кипр, Мальта.

2007 – Болгария, Румыния.

2013 - Хорватия

Кандидаты: Турция (в очереди 40 лет), Исландия, Македония, Черногория. Сербия и Албания подали заявки.

Европейская политика соседства стартовала в 2004 после расширения на 10 стран. РФ отказалась (вместо этого дорож. карты с 2005). Участвуют 6 стран из СНГ (Бел, Мол, Укр, Гр, Азер, Арм) и 10 из Средиземноморья.

Цели: зоны стабильности по внеш. границам ЕС, «кольцо друзей», разделить все, кроме институтов. Но не обещают членство в ЕС.

Полит. механизм: индивид планы «27+1», контрольные показатели (с помощью КЕС). В перспективе – 4 свободы. Финансирование: ТАСИС (для СНГ), МЕДА (для Средизем.).

Восточное партнёрство —(26 мая 2008 года) проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.

Приоритетные области:

· демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности;

· экономическая интеграция создание зон свободной торговли;

· энергетическая безопасность;

  • развитие контактов между людьми

 

4 саммита: Пражский саммит 2009 год, Варшавский саммит 2010 год, Брюссельский саммит 2012 год, Вильнюсский саммит 2013 год.

РФ боится влияния ЕС на постсоветском пространстве и столкновения интересов, т.к. СНГ - основное направление Внешней Политики РФ. Подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе и укрепление здесь позиций ЕС.

 

 

Отношения Россия-ЕС в 1991-2014 г.г.: основные этапы, документы, направления взаимодействия.

25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»): • экономического; • внутренней безопасности и правосудия; • внешней безопасности; • науки и образования.

Безвизовый режим - на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений.

На российско-германско-французском саммите в Довиле 19 октября 2010 год а лидеры согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности.
В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России.

В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия,Грузия и т. д.

С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС, на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

Претензии России к ЕС касаются:

• предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;

• неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;

• ущемления прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии;

• попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;

Претензии ЕС к России касаются:

• нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;

• сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);

• заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;

• взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

Весной 2014 года, в связи с российским вмешательством в ситуацию на Крымском полуострове, последовавшим вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации и дальнейшей эскалацией ситуации на Востоке Украины, что рассматривается как нарушение территориальной целостности Украины, Евросоюз принял ряд ограничительных мер в отношении России, её органов власти, государственных учреждений, компаний, политических государственных и военных деятелей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...