Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институционально-правовая структура СНГ. Роль Содружества в ВП




Важнейшие институциональные документы СНГ – 1) Беловежское соглашение 8 декабря 1991 г.; 2) 21 декабря 1991 г Протокол к Соглашению и Алма-Атинская декларация (Россия, Украина, Белоруссия + Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан); 3) 1993 г. Устав СНГ (ратифицировали все, кроме Украины и Туркменистана). В 1996 г. Устав зарегистрирован в ООН в качестве международного соглашения – СНГ признано международной региональной организацией.

1993 г. – присоединение Грузии к СНГ(таким образом, всего – 12 членов).

Замечания:

· Туркмения не ратифицировала Устав СНГ

· Украина не ратифицировала Устав СНГ

· 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ;

· Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя;

· Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

Органы Содружества:

· Совет глав государств

· Совет глав правительств

· Межпарламентская ассамблея

· Совет министров иностранных дел;

· Совет министров обороны;

· Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза

· Экономический суд;

· Совет командующих пограничными войсками;

· Исполнительный комитет;

· Комиссия по правам человека.

 

Основные направления политики России в СНГ:

Документы:

1. Концепция национальной безопасности РФ (10 февраля 2009);

2. Концепция внешней политики РФ (26 июня 2008);

3. Стратегический курс России с государствами-участниками СНГ (14 сентября 1995);

4. Основные направления развития отношений России с государствами участниками СНГ на современном этапе (19 декабря 1999).

 

Приоритетные усилия:

· Урегулирование конфликтов на территории СНГ;

· Борьба с терроризмом;

· Укрепление Союзного государства Россия – Беларусь;

· Обеспечение стабильности на всем пространстве СНГ;

· Создание действенных совместных механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы, формирование системы коллективной безопасности (роль ОДКБ);

· Ускорение процесса унификации нормативно-правовой базы (экономической);

· Расширение производственной кооперации и формирование финансово-промышленных групп;

· Защита прав и интересов соотечественников в странах СНГ;

· Выработка общих подходов к международным проблемам.

 

 

Организация Договора о Коллективной Безопасности

 

15 мая1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября1993 года, Грузия — 9 сентября1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу20 апреля1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.

7 октября 2002 г. саммит государств СНГ в Кишеневе 6 стран-участниц.

ДКБ решили создать на его основе Организацию договора коллективной безопасности и подписали проект ее устава, который предполагалось ратифицировать не позднее мая 2003г. 29 апреля 2003 г.участники ДКБ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан) на заседании совета коллективной безопасности СНГ в Душанбе приняли решение о создании постоянно действующего секретариата ОДКБ со своим бюджетом и штатом сотрудников. Решениями Совета было предусмотрено создание объединенного штаба и коллективных сил быстрого развертывания, в состав которых каждая страна обязалась выделить по одному батальону воинских контингентов. К этому времени 5 стран ОДКБ ратифицировали ее устав. 15 мая 2003 г. Его ратифицировала и Россия. Устав вступил в силу.

Война США против Ирака, начатая в 2003 г.под лозунгом «смены режима» и демократизации этой страны произвела тяжелое впечатление на многие азиатские гос-ва, прежде рассчитывавшие на прагматичное сотрудничество с Вашингтоном. Именно в этот момент обнаружился поворот Таджикистана к сближению с Россией. Вскоре стали заметны признаки взаимного недовольства Узбекистана и США, и Ташкент стал переориентироваться на сотрудничество с Россией. 16 июня 2004 г. был подписан договор о стратегическом партнерстве России и Узбекистана. Вслед за тем, 14 ноября 2005г. – российско-узбекский договор о союзнических отношениях. В августе 2006г. Узбекистан вступил в ОДКБ.

Военно-политическое сотрудничество между группой стан бывшего СССР стало развиваться по традиционному пути – от формального подписания договора к созданию на его основе организационных структур, - по тому же пути, по которому шло военное строительство в НАТО. Основную базу коллективных сил было решено создать в центрально-азиатском регионе, на аэродроме Кант в Киргизии. Это указывало на юго-восточную, азиатскую направленность военно-политических усилий и озабоченность стран-участниц. Западные страны не выказывали опасений в связи с возникновением в регионе новой военно-политической организации.

 

Конфликты и миротворчество на пост-советском пространстве. Феномен частично признанных гос-в

1) Конфликт в Южной Осетии (конец 80-х; 1991-1992; 2008)

2) Грузино-абхазский конфликт (1992-1993; 2008) 3)

3) Нагорный Карабах (1991-1994)

4) Приднестровье (1992)

5) Гражданская война в Таджикистане (1992-1997)

Отличительные черты:

v Высокая скоротечность латентной фазы

v Стремительный выход на вооруженный уровень развития

v Почти все начались еще в СССР, но обострение пришлось на период после его распада из-за разногласий между республиканскими властями и их автономиями (исключение – Таджикистан)

v Почти все конфликты приобрели межнациональный характер

v Ведущая роль России в их урегулировании

Южная Осетия

1989 год – Юго-Осетинская автономная область принимает решение о преобразовании в автономную республику в составе Грузинской ССР + Грузия хочет независимость, а Южная Осетия – остаться в составе СССР.

январь 1991 года – столкновения между МВД Грузии и осетинами - Ельцин и его грузинский коллега подписывают протокол об урегулировании ситуации

сентябрь 1991 года – Южная Осетия провозглашает создание Республики Южная Осетия

январь 1992 года- референдум в Южной Осетии, на котором большинство высказалось за независимость и присоединение к России. За этим последовало военное столкновение с грузинами.

июнь 1992 года – Сочинское соглашение между Россией и Грузией (о прекращении огня, выводе войск, обеспечении безопасности, восстановлении региона + ввод миротворческих сил (российских, грузинских, осетинских))

2007 год – приход к власти Саакашвили, его заявления о восстановлении целостности государства

С 7 на 8 августа 2008 года Грузия вводит свои войска в Южную Осетию, затем Россия, начинается вооруженное столкновение.

26 августа 2008 года Россия признает независимость Южной Осетии.

Абхазия

После распада СССР из-за перестановок во власти в Грузии начинается неразбериха: грузины принимают вновь Конституцию 1921 года (краткий период Гражданской войны Грузия была независимой), абхазы протестуют против этого решения и отменяют его, приняв Конституцию 1925 года. В соответствии с ней, Абхазия является суверенным государством в составе Грузии. Тогда должны были пройти переговоры между грузинами и абхазами о построении федеративных отношений между двумя государствами, НО

Август 1992 года –грузинские войска входят в Абхазию

Июль 1993 года – соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступила гарантом

Сентябрь 1993 года – абхазы нарушают перемирие, берут под свой контроль всю автономию

Май 1994 года – Соглашение о прекращении огня и разделении сил (с этого времени в Абхазии дислоцируются миротворческие силы СНГ)

20-26 мая 1998 года – Шестидневная Абхазская война (с грузинскими партизанами)

2006 год – Парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода миротворческих сил с территории Абхазии.

Август 2008 года – Абхазия полностью вытеснила грузин со своей территории

26 августа 2008 года Россия признает независимость Абхазии.

Нагорный Карабах

Республика Армения еще в 1988 году по итогам референдума в Нагорном Карабахе присоединила его к своей территории и на сегодняшний день не отменила своего решения. Де-юре нагорный Карабах находится в составе Азербайджана.

1991 – 1994 годы- масштабные боевые действия между Арменией и Азербайджаном (с 1992 года в урегулировании конфликта участвует Минская группа ОБСЕ – Россия, Франция, США являются сопредседателями)

май 1994 года – подписание Соглашения о прекращении боевых действий. Нагорному Карабаху предоставлен статус высокой автономии, конфликт в замороженной стадии.

С 1999 года по инициативе России налажен прямой диалог между Арменией и Азербайджаном.

Приднестровье

1990 год – провозглашение Приднестровской Автономной Республики

1991 год – референдум о независимости, на котором большинство проголосовало «за»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...