Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоохранительная деятельность таможенных органов.




 

Вся деятельность таможенных органов связана с охраной государственных интересов и направлена на сохранение стабильности и обеспечение бесперебойности функционирования всей таможенно-правовой системы. Эта деятельность проявляется в осуществлении таможенного и валютного контроля, совершении таможенных операций. За нарушение таможенного законодательства к должностным лицам таможенных органов могут применяться меры принудительного характера.

В ст. 7 ТК ТС регламентируется правоохранительная деятельность таможенных органов. Выполняя правоохранительную функцию, таможенные органы могут выступать как: а) органы, наделенные полномочиями проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных определенными статьями Уголовного кодекса; б) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; в) органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях и привлекающие лиц к административной ответственности.

Полномочия таможенных органов при осуществлении ими правоохранительной деятельности закреплены соответствующими актами национального законодательства.

Так, ст. 157(ч.3 п.9): Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации наделены полномочиями проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (ч.3 п.9):

дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных

- статьями 194 частями первой и второй, Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

И ч. 5 ст. 157 предусматривает полномочиями таможенные органы производить предварительное следствие если следователями органа, выявили преступления:

- ст. 190 ч. 1 и ч 2 "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран";

- ст. 193 (ч.1 и ч 2 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте"

- ст. 200.2. (ч. 2) Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий:

- ст. 226.1 (ч.2 и ч. 3) " Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей ";

- ст. 229.1 (ч.2) " Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ ".

Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших деяние, признаваемое законодательством государств-членов союза преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Данный вид деятельности осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п.6 ст.13) относит таможенные органы к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности, определяет её характер и содержание. Особенность этой деятельности таможенных органов РФ заключается в том, что они проводят такие оперативно-розыскные мероприятия, как опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отожествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отдельная глава посвящена проведению контролируемой поставки товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ, - оперативно-розыскному мероприятию, осуществляемому таможенными органами (гл. 46).

Задачами контролируемой поставки являются:

- во-первых, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (установление каналов поступления товаров и веществ, а также установление отправителей и получателей);

- во-вторых, добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (обеспечение доказательств преступной деятельности);

- в-третьих, установление имущества, подлежащего конфискации.

Проведение контролируемой поставки зиждется на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Таможенным органам (должностным лицам), осуществляющим контролируемую поставку, запрещается:

- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения контролируемой поставки, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

- фальсифицировать результаты, полученные в ходе проведения контролируемой поставки.

Основания для проведения контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными таможенному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

3) поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве;

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности;

5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Осуществлять перемещение контролируемых предметов могут:

1) лица, осведомленные о противоправном характере перемещения контролируемых предметов и осознанно совершающие это деяние;

2) лица, не знающие о противоправном характере перемещения и совершающие это деяние неосознанно.

Контролируемые поставки проводят путем:

а) наблюдения за грузовыми перевозками (на автомобильном, морском, речном, железнодорожном, авиационном транспорте);

б) слежения за почтовыми отправлениями, в том числе и на подставные адреса, а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров.

В зависимости от избранной тактики контролируемые поставки бывают обычные, когда обнаруженные предметы не изымаются до завершения операции, и исключительные (чистые), когда происходит частичная или полная замена обнаруженных предметов на муляж. В зависимости от территории действия: внешние (осуществляемые на территориях нескольких государств), внутренние (проводимые на территории РФ) и транзитные (проводятся на основании запросов органов иностранных государств) контролируемые поставки. В зависимости от характера делятся на сопровождаемые и несопровождаемые контролируемые поставки.

При принятии решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых из РФ, на основании международных договоров РФ или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в РФ не возбуждается, о чем незамедлительно уведомляют прокурора.

Таким образом, контролируемая поставка товаров, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ, это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем таможенного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускаются ввоз в РФ, вывоз из РФ либо перемещение по территории РФ ввезенных товаров.

В соответствии со ст. 330 ФЗ РФ № 311-ФЗ в зависимости от тактики производства контролируемой поставки товары могут изыматься полностью или частично до завершения операции в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета или по соображениям безопасности с заменой на муляж. Предметы, представляющие повышенную опасность для здоровья людей и окружающей среды (например, материалом для изготовления оружия массового поражения и т.п.), подлежат безотлагательному изъятию.

Контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем таможенного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В режиме контролируемой поставки через таможенную границу могут перемещаться:

а) предметы, вещества и продукция, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (например, наркотические средства и психотропные вещества, оружие, культурные ценности, драгоценные металлы и драгоценные камни);

б) предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления;

в) орудия или средства совершения преступления (документы, оружие, деньги).

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств таможенные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение контролируемой поставки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах РФ, ввоз (вывоз) или транзит через территорию РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования (ст. 49 вышеуказанного Закона).

Денежные средства, конфискованные судами РФ и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовалась контролируемая поставка, а также вырученные от реализации конфискованного имущества, распределяются между государствами, которые участвовали в осуществлении контролируемой поставки, в соответствии с заключенными международными договорами.

Осуществление контролируемых поставок для выявления административных правонарушений не допускается.

Таможенные органы государств - членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов союза. Так КоАП РФ наделяет должностных лиц таможенных органов правом составлять протоколы об административных правонарушениях и в случаях обнаружения иных правонарушений (ст.28.3), рассматривать дела о нарушении таможенных правил (ст.23.8), применять различные меры административного принуждения (гл. 27).

С целью координации усилий по борьбе с административными правонарушениями и преступлениями государства - члены Таможенного союза заключили ряд международных договоров и соглашений:

Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...