Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальный орган по оценке соответствия




ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Закон Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации", принятый и введенный в действие в 2004 году, направлен на совершенствование механизма оценки соответствия в области подтверждения соответствия и аккредитации с учетом международных принципов и требований Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО).

Закон Республики Беларусь 31 декабря 2010 г. № 228-З О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

 

Оценка соответствия – это деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Цели оценки соответствия:

· обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

· повышение конкурентоспособности продукции (услуг);

· создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Принципы оценки соответствия:

· гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;

· обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства;

· соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия.

Виды оценки соответствия:

· аккредитация;

· подтверждение соответствия.

Аккредитация - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции.

Подтверждение соответствия - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Сертификация - форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия, осуществляемого изготовителем (продавцом).

 

Структура Системы подтверждения соответствия и функции ее органов

Согласно ТКП 5.1.01 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»структуру Системы образуют:

– Национальный орган по оценке соответствия;

– Совет Системы;

– Комиссия по апелляциям;

– уполномоченные государственные органы;

– организационно-методические центры по подтверждению соответствия;

– центр подготовки экспертов-аудиторов;

– аккредитованные органы по сертификации продукции;

– аккредитованные органы по сертификации выполнения работ (оказания услуг);

– аккредитованные органы по сертификации систем управления;

– аккредитованные органы по сертификации профессиональной компетентности персонала;

– организационно-методические центры по подтверждению соответствия;

– штат экспертов-аудиторов.

Национальный орган по оценке соответствия

Руководителем Национального органа по оценке соответствия является Председатель Госстандарта.

Основными функциями Национального органа по оценке соответствия в Системе являются:

– проведение единой государственной политики в области подтверждения соответствия и осуществление регулирования и управления в этой сфере;

– участие в установленном порядке в разработке и согласовании проектов законодательных,

иных нормативных правовых актов и ТНПА по вопросам подтверждения соответствия;

– в пределах своей компетенции обеспечение создания, эффективного функционирования и развития Системы;

Рисунок – Структура Национальной системы подтверждения

соответствия Республики Беларусь

– разработка и утверждение правил и процедур Системы, изменений и (или) дополнений к ним;

– установление схем подтверждения соответствия, если в техническом регламенте такие схемы не установлены либо технический регламент отсутствует;

– разработка на основе предложений государственных органов проекта Перечня, изменений и (или) дополнений к нему;

– установление с учетом предложений государственных органов номенклатуры показателей, контролируемых при выполнении работ по подтверждению соответствия объектов оценки соответствия,

подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

– представление Республики Беларусь в пределах своих полномочий в международных и межгосударственных (региональных) организациях, занимающихся вопросами подтверждения соответствия;

– заключение в пределах своих полномочий международных договоров Республики Беларусь межведомственного характера;

– взаимодействие с национальными органами по оценке соответствия других государств, заинтересованными государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам подтверждения соответствия;

- организация и проведение обучения и повышения квалификации экспертов-аудиторов либо делегирование данных функций в установленном порядке;

- утверждение учебных программ в области подтверждения соответствия;

– обеспечение ведения реестра Системы, ведения и издание кадастра либо делегирование данных функций в установленном порядке;

координация, организация и проведение работ по подтверждению соответствия продукции, выполнения работ, оказания услуг, систем управления и профессиональной компетентности персонала,

и иных объектов, в отношении которых установлены требования технических регламентов и ТНПА;

– рассмотрение жалоб и апелляций сторон, принимающих участие в подтверждении соответствия;

– пропаганда целей и задач подтверждения соответствия;

– информационное обеспечение в области подтверждения соответствия;

– осуществление иных функций, установленных.

Форма, правила и процедуры обязательного подтверждения соответствия, а также правила и процедуры добровольной сертификации устанавливаются в документах Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Целями Системы подтверждения соответствия Республики Беларусь являются:

– удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТНПА;

– обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

– предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции (работ, услуг) относительно их назначения, качества и безопасности;

– повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

– обеспечение энерго- и ресурсосбережения;

– создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции навнутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Принципы подтверждения соответствия:

· открытость и доступность правил и процедур подтверждения соответствия;

· независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей на подтверждение соответствия;

· минимизация сроков исполнения и затрат заявителей на подтверждение соответствия на прохождение процедур подтверждения соответствия;

· защита имущественных интересов заявителей на подтверждение соответствия, в том числе путем соблюдения конфиденциальности в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

· недопустимость ограничения конкуренции при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении испытаний продукции.

Общее руководство Системой, организацию и координацию работ по реализации целей Системы осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт), выступающий в качестве Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь (далее – Национальный орган по оценке соответствия).

Объектами оценки соответствия при подтверждении соответствия в рамках Системы являются:

– продукция, процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

– выполнение работ;

– оказание услуг;

– система управления качеством (системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001, СТБ ИСО 13485 – для организаций, производящих медицинские изделия, а такжепредоставляющих связанные с ними услуги, СТБ ISO/TS 16949 – для организаций, производящих составные и запасные части, используемые в автомобилестроении, СТБ В 15.004 – для организаций, производящих оборонную продукцию);

– система обеспечения качества на основе принципов надлежащей производственной практики (GMP) в соответствии с требованиями СТБ 1435 – для организаций, производящих фармацевтическую продукцию;

– система управления энергопотреблением в соответствии с требованиями СТБ 1777;

– система управления окружающей средой в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001;

– система управления безопасностью продукции (система менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ ИСО 22000, система менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек (HACCP) в соответствии с требованиями СТБ 1470);

– система менеджмента информационной безопасности в соответствии с требованиями СТБ ISO/IEC 27001;

– система управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001;

– система лесоуправления и лесопользования в соответствии с требованиями СТБ 1708;

– профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, в том числе экспертов-аудиторов аккредитованных органов по сертификации.

Субъектами оценки соответствия при подтверждении соответствия в рамках Системы являются:

– Национальный орган по оценке соответствия;

– уполномоченные государственные органы;

– организационно-методические центры по подтверждению соответствия;

– центр подготовки экспертов-аудиторов;

– аккредитованные органы по сертификации;

– аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

– эксперты-аудиторы;

– заявители на подтверждение соответствия (далее – заявители);

– заявители на проведение испытаний;

– изготовители (продавцы);

– исполнители работ (услуг).

Системой предусматриваются следующие виды работ:

– сертификация объектов оценки соответствия;

– декларирование соответствия продукции;

– инспекционный контроль сертифицированных объектов оценки соответствия;

– подготовка экспертов-аудиторов;

– организационно-методическая помощь в области подтверждения соответствия;

– ведение реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее - реестр Системы);

– ведение Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов (далее – кадастр).

Подтверждение соответствия в рамках Системы может носить обязательный или добровольный характер. Подтверждение соответствия импортируемой продукции проводится по тем же правилам и процедурам, что и производимой в Республике Беларусь.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации продукции, выполнения работ, оказания услуг, профессиональной компетентности персонала, а также декларирования соответствия продукции.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольная сертификация проводится по тем же правилам и процедурам, что и обязательная.

Обязательная и добровольная сертификация осуществляется аккредитованными органами по сертификации в соответствии с их областью аккредитации.

Декларирование соответствия осуществляется изготовителем (продавцом). Декларация о соответствии подлежит регистрации в аккредитованном органе по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.

При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации, в область аккредитации которых включены заявляемые на подтверждение соответствия объекты оценки соответствия, заявитель вправе обратиться в один из них.

Объекты оценки соответствия, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, и формы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются техническими регламентами, а также (до разработки и введения в действие технических регламентов) - [4] (далее – Перечень).

Изготовитель (продавец) вправе вместо принятия декларации о соответствии на продукцию, включенную в Перечень, провести обязательную сертификацию в аккредитованном органе по сертификации с получением сертификата соответствия.

Обязательное подтверждение соответствия проводится на соответствие требованиям технических регламентов, а для продукции, включенной в Перечень, - на соответствие требованиям установленных в нем государственных стандартов.

Номенклатура показателей, контролируемых при выполнении работ по обязательному подтверждению соответствия объектов оценки соответствия, включенных в Перечень, установлена в ТКП 5.1.02 – ТКП 5.1.04, ТКП 5.1.06.

Добровольная сертификация проводится в отношении объектов, на которые не распространяются технические регламенты и которые не включены в Перечень.

Подтверждение соответствия продукции, выполнения работ, оказания услуг осуществляется по схемам, устанавливающим совокупность и последовательность действий, результаты которых ТНПА.

Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, работ, услуг и декларировании соответствия продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случае если схемы подтверждения соответствия в нем не установлены, либо технический регламент отсутствует – в [2], ТКП 5.1.02 – ТКП 5.1.04, а также в ТНПА Системы определяющих процедуры подтверждения соответствия конкретных видов продукции, работ, услуг, утверждаемых Госстандартом.

Схему подтверждения соответствия выбирает заявитель, исходя из условий ее применения.

Процедуры сертификации и декларирования соответствия продукции установлены в ТКП 5.1.02 и ТКП 5.1.03 соответственно.

Процедуры сертификации выполнения работ, оказания услуг установлены в ТКП 5.1.04.

Процедуры сертификации систем управления установлены в ТКП 5.1.05.

Процедуры сертификации профессиональной компетентности персонала установлены в ТКП 5.1.06.

Основные положения проведения лесной сертификации установлены в ТКП 5.1.16.

Положительные результаты осуществления процедур сертификации или декларирования соответствия удостоверяются сертификатом соответствия (сертификатом компетентности), выдаваемым заявителю аккредитованным органом по сертификации, или зарегистрированной аккредитованным органом по сертификации декларацией о соответствии, принятой изготовителем (продавцом).

Сертификаты соответствия (сертификаты компетентности) и декларации о соответствии вступают в силу с даты их регистрации в реестре Системы. Сроки действия сертификатов соответствия (сертификатов компетентности) и деклараций о соответствии определены [5] и составляют:

– при сертификации серийного производства продукции – 5 лет;

– при сертификации партии продукции – на время срока годности продукции либо ее реализации или без ограничения срока при возможности однозначной идентификации каждой единицы сертифицированной продукции;

– при сертификации выполнения работ (оказания услуг) – 5 лет;

– при сертификации профессиональной компетентности – 3 года;

– при сертификации систем управления – 3 года;

– при декларировании серийного производства продукции – 5 лет;

– при декларировании партии продукции – на время срока годности продукции либо ее реализации или без ограничения срока при возможности однозначной идентификации каждой единицы продукции.

Юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, подтвердившим соответствие объектов оценки соответствия в рамках Системы, предоставляется право применять знаки соответствия Системы.

Сертификаты соответствия (сертификаты компетентности), протоколы испытаний объектов оценки соответствия, полученные за пределами Республики Беларусь вне требований Системы, могут быть признаны на основании международных договоров Республики Беларусь.

Порядок признания указанных документов об оценке соответствия, протоколов испытаний объектов оценки соответствия устанавливается международными договорами Республики Беларусь, а если такой порядок не установлен международными договорами, – Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

Сертификация продукции

Процедуры сертификации продукции приведены в ТКП/ОР 5.1.02 «Сертификация продукции. Основные положения». Сертификацию продукции проводят аккредитованные органы по сертификации продукции (далее – органы по сертификации) в соответствии с их областью аккредитации.

В рамках Системы проводится обязательная и добровольная сертификация продукции. Сертификация продукции отечественного и иностранного производства проводится по одним и тем же процедурам.

Обязательной сертификации подлежит продукция, в отношении которой данная форма обязательного подтверждения соответствия установлена в техническом (их) регламенте (ах) или (до введения в действие технических регламентов) включенная в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь [1] (далее – Перечень).

Обязательная сертификация продукции проводится на соответствие требованиям технических регламентов, а для продукции, включенной в Перечень, на соответствие требованиям государственных стандартов, установленных в Перечне.

Номенклатура показателей, контролируемых при выполнении работ по подтверждению соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации в Республике Беларусь согласно Перечню, приведена в приложении А.

бытовые электрические приборы с питанием от сети переменного тока

бытовая радиоэлектронная аппаратура

светотехнические изделия

средства вычислительной техники

электротехнические изделия

бытовая аппаратура, работающая на твердом, жидком и газообразном топливе

средства обеспечения пожарной безопасности

средства обеспечения охранной и охранно-пожарной сигнализации

продукция, применяемая в дорожной отрасли

запасные части и принадлежности механических транспортных средств категорий m1, m2, m3

тракторы, машины сельскохозяйственные и оборудование

служебное оружие

гражданское оружие

продукция легкой промышленности

игрушки и товары для детей

средства индивидуальной защиты

готовые пищевые продукты, алкогольная продукция, безалкогольные напитки

 

Добровольная сертификация проводится в отношении продукции, на которую не распространяются технические регламенты и которая не включена в Перечень. При добровольной сертификации продукции заявитель самостоятельно выбирает государственные стандарты, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в государственных стандартах на данную продукцию.

Добровольная сертификация продукции, поставляемой в рамках договоров (контрактов), а также продукции, поставляемой на экспорт, может осуществляться на соответствие требованиям, установленным договорными документами, а также требованиям стран, в которые поставляется продукция.

Обязательная сертификация проводится по схемам подтверждения соответствия, применяемым при сертификации продукции (далее – схемы сертификации), установленным соответствующим техническим регламентом, а в случаях, если схемы сертификации в нем не установлены, либо технический регламент отсутствует, по схемам сертификации, приведенным в приложении Б.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...