Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Основные черты современной методики подготовки в беге, требующем развития скоростной выносливости




3.         Основные черты современной методики подготовки в беге, требующем развития скоростной выносливости

Методика тренировки в беге на средние и длинные дистанции формировалась и эволюционировала, главным образом, на основе

«дистанционного» принципа, идея которого выражалась в девизе:

«для того чтобы бегать, надо бегать». Методы дистанционной тре- нировки прошли длительный естественный отбор и апробацию в подготовке великих бегунов и достаточно подробно описаны в соответствующей литературе.

Однако эволюция системы подготовки в беге, где результат определяется уровнем развития скоростной выносливости, еще далеко не закончена. И сегодня еще рано проводить грань между абсолютно эффективными и менее эффективными методами дис- танционной тренировки. Тем более что в подготовке великих бе- гунов выбор того или иного метода в значительной мере опреде- лялся генетической предрасположенностью и индивидуальными свойствами личности, присущими каждому из них.

Тем не менее сегодня, опираясь на современные научные зна- ния, уже можно говорить о конкретных путях и перспективах со- вершенствования системы подготовки в беге, что, в свою очередь, даст объективные основания как к оценке практической целесо- образности существующих дистанционных методов, так и к вы- бору наиболее эффективных из них.

В данном разделе будут рассмотрены достижения современно- го цикла биологических наук, которые следует принимать во вни- мание как при оценке любой концепции подготовки в беге на вы- носливость, так и при разработке принципиально новых подходов к ее совершенствованию.

Главная идея, на которую опирается содержание данного раз- дела, исходит из представлений о том, что выносливость к ци- клической работе лимитируется не столько гипоксией скелетных мышц, МПК и минутным объемом крови, как это представлялось прежде, сколько способностью мышц экстрагировать более вы- сокий процент кислорода из поступающей артериальной крови.


Иными словами, ограничения в уровне дистанционной вынос- ливости задаются не способностью сердца перекачивать кровь, а адаптационными возможностями скелетных мышц к работе на выносливость.

 

3. 1. Постепенное повышение скорости бега в годичном цикле тренировки

Высокий уровень развития скоростной выносливости в годич- ном цикле может быть достигнут только при условии постепенно- го повышения скорости бега (рис. 3. 1, вариант а).

Как уже говорилось, преждевременная интенсификация дис- танционной работы в годичном цикле (рис. 3. 1, вариант b) при- водит к перенапряжению сердечной функции, повышению жесткости артериальных стенок, препятствующим усилению ре- гионального кровотока и затрудняющим работу сердца. В этом случае возможно снижение скорости в период ответственных со- ревнований.

Если же дистанционная работа начинается в режиме умеренной интенсивности (на уровне анаэробного порога), то она выполняет- ся при более экономичной деятельности дыхательной, сердечно- сосудистой и гормональных систем организма, что позволяет из- бежать чрезмерного напряжения сердечной функции. При этом создаются благоприятные условия для формирования адекватной гемодинамики, периферических сосудистых реакций и уменьша- ется вероятность дистрофии миокарда. Причем дистанционная ра- бота с высокой скоростью не должна начинаться раньше стойкого закрепления дифференцированных периферических сосудистых реакций, т. е. практически до предсоревновательного этапа.

Такой вариант повышения скорости бега в годичном цикле предусматривает вначале увеличение объема полостей сердца,

затем сократительной мощности миокарда. И только после этого целесообразно выполнение объ- емных дистанционных нагрузок постепенно увеличивающейся частоте сердечных сокращений.


Рис. 3. 1. Возможные варианты повышения дистанционной скорости в годичном цикле тренировки. Объяснение в тексте


В это время участие в соревнова-

ниях становится основным тре- нирующим средством развития скоростной выносливости.


Три примера иллюстрируют целесообразность такой организа- ции годичной тренировки.

В одном из них представлены результаты эксперимента, в ко- тором сравнивались две стратегии планирования тренировки ква- лифицированных бегуний на 800 м (рис. 3. 2). Одна группа (А)

 

 

   

Рис. 3. 2. Два варианта организации тренировки квалифицированных бегуний на 800 м. Объяснение в тексте


спортсменок включала интенсивный бег с постепенным повы- шением скорости, начиная с апреля. Другая группа (В) приме- няла интенсивный бег в течение всего года и в большем объеме (в 4 раза), чем группа А. Оказалось, что бегуньи группы В имели более высокие спортивные результаты в зимних соревнованиях и на первых стартах летнего сезона. Однако к моменту главных стартов спортсменки группы А вышли на более высокий уровень спортивной подготовленности.

Таким образом, если стоит задача достижения высоких (в том числе рекордных) результатов, то преимущества методики груп- пы А очевидны. Если же задача подготовки заключается в демон- страции достаточно высоких результатов в течение всего года, то методика группы В более целесообразна. Однако в этом случае шансы достижения рекордных результатов невелики.

Рис. 3. 3 содержит характеристики двухлетней тренировки бе- гуна на средние и длинные дистанции высокого класса в успеш-

 

 

                                                                                                                                                                                

 

 

                                                                                                                                                                                

Рис. 3. 3. Данные тренировки бегуна на средние и длинные дистанции высокого класса в успешном (А) и неудачном (В) сезонах.

Пунктирный график – динамика уровня интенсивности дистанционных нагрузок, столбики – результаты соревнований на различных дистанциях (выражены в условных коэффициентах)


ном и неудачном спортивных сезонах. В первом из них интенсив- ность дистанционной работы повышалась постепенно в течение декабря – апреля. Соответственно повышались и спортивные результаты. С началом соревновательного сезона (май) интен- сивность и объем нагрузки были снижены. В июне – июле были показаны высокие результаты и достигнуты личные рекорды на дистанциях 1500 и 5000 м. На следующий год спортсмен решил повысить интенсивность тренировки и начал скоростную работу уже в декабре. Однако его организм не выдержал такого напряже- ния, что в марте привело к срыву адаптации и снижению резуль- татов в соревновательном сезоне.

В следующем примере (рис. 3. 4) показана динамика МПК у двух бегунов на средние дистанции в течение трехгодичной тренировки. Один из них (график В) из-за травм и простудных заболеваний был вынужден на три месяца в конце сезона пре- кратить тренировку, что вызвало снижение величины МПК (с 66, 2 до 51, 9 мл/кг мин). Стремясь компенсировать вынужден-

     

 

                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

Рис. 3. 4. Динамика максимального потребления кислорода

у двух бегунов на средние дистанции в течение трех последовательных сезонов подготовки (по Н. Волкову, 1986)


ный перерыв в тренировке, он в начале следующего сезона фор- сировал тренировку и вскоре достиг утраченного уровня МПК. Однако чрезмерное перенапряжение организма вызвало срыв адаптации и привело к резкому снижению спортивных результа- тов. Попытка форсировать подготовку в третьем сезоне опять при- вела к снижению работоспособности. Неудовлетворенный резуль- татом своих выступлений, спортсмен прекратил тренировки.

У другого спортсмена (график А), который не допускал из- лишнего форсирования в наращивании интенсивности дистанци- онных нагрузок, показатели аэробной мощности поддерживались на высоком стабильном уровне и улучшались от сезона к сезону. Этот спортсмен успешно выступал в течение трех лет на междуна- родных соревнованиях.

Следует, однако, подчеркнуть, что приведенные выше приме- ры лишь указывают на ошибки, допускаемые при организации тренировки в годичном цикле, но отнюдь не на негативную роль интенсивного бега вообще.

Интенсивный режим дистанционной работы – непременное условие развития скоростной выносливости в системе подготов- ки бегунов на средние и длинные дистанции. Такой режим при условии предварительной подготовки специализированными силовыми и прыжковыми средствами, а также дистанционной тренировкой на уровне АнП, обеспечивает развитие устойчивых и длительно удерживаемых адаптивных сдвигов в организме и, в частности, повышение окислительных свойств волокон типа II. В результате работа, которая ранее превышала способности этих волокон к аэробной генерации энергии и приводила к быстрому накоплению лактата и утомлению, оказывается в пределах их аэ- робного метаболизма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...