Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 10. Индивидуальная коррекция личности




 

“Как можно глубже изучайте теорию, но откладывайте ее тотчас в сторону, когда соприкоснетесь с чудом живой души”

К.Г.Юнг

 

 

«Высшее достижение человека – когда он оставляет разум и постигает мир через эмоции и другие виды опыта»

Э.Беккер

План:

1. Необходимые условия и методы

2. Цели

3. Технические этапы

4. Содержательная сторона: мастерство консультанта

5. Типичные ошибки консультанта

 

Подобно тому, как личность несводима к природному в человеке, так факт запроса и принятия психологической помощи, будучи, прежде всего, фактом Встречи двух личностей, не может быть жестко технологизирован. И все же некоторые моменты надо выделить. Необходимые условия:

· добровольное согласие на получение такой помощи;

· доверие клиента к психологу;

· активность клиента и его творческое, исследовательское отношение к собственным проблемам;

· право клиента самостоятельно принимать решения.

Клиенты могут ожидать от психолога:

· психологической поддержки;

· совета (как изменить ситуацию, как адаптироваться к ней или выйти из нее);

· помощи и руководства в самопознании;

· помощи в исследовании своей проблемы и принятии самостоятельного решения.

Основные методы:

Убеждение - метод психологического воздействия на сознание клиента посредством изменения его прежних суждений. Применяется к людям с высоким уровнем интеллектуального развития, мало внушаемым и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами.

Внушение - подача информации, воспринимаемой без критической оценки и логической переработки воспринимаемого. Применимо к сильно внушаемым клиентам, дает быстрый, но нестойкий результат.

Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемы.

Три основных подхода в психологическом консультировании:

1. Проблемно-ориентированное консультирование- направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. Подход - бихевиористический.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Подход - психодинамический. Консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи.

3.Решение-ориентированное консультирование. Центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.

 

Цели и задачи психологического консультирования:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме (от ”тупика” к выбору решения);

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

6) повышение ответственности и выработка готовности к творческому осмыслению своей жизненной ситуации.

Технические этапы консультирования

(выделяются независимо от подходов):

1) установление контакта;

2) предоставление возможности выговориться(порой люди, впервые получившие возможность рассказывать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают видеть проблему по-другому и на этом этапе останавливают консультирование, самостоятельно приняв решение);

3) предоставление эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах обсуждаемой ситуации;

4) совместная переформулировка проблемы;

5) заключение контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности клиента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента);

6) формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как клиент сформулировал 2-3 решения);

7) выбор из выявленного регистра оптимального с точки зрения клиента решения;

8) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально -”критикой и сомнениями” консультанта;

9) завершение консультирования с предоставлением клиенту права повторного обращения при необходимости либо назначение поддерживающей встречи.

Эта программа может быть реализована и в течение одной встречи (2-3 часа), и за 2-5 встреч по часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель. В большинстве случаев предъявляемая проблема маскирует индивидуальный или семейный кризис, который и становится объектом психологической коррекции.

Искусство консультанта заключается не столько в том, чтобы:

I правильно осознать, понять проблему клиента, сколько в том, чтобы подвести клиента к адекватному пониманию своей проблемы;

II самому знать, как должен клиент решить свою проблему, сколько в показе клиенту возможных способов его изменения так, чтобы он сознательно и добровольно принял эту новую перспективу своего поведения;

III изменять клиента, оказывая на него то или иное воздействие, сколько в стимулировании его к изменениям, в поддержке намерения измениться.

 

Рассматривая содержательную сторону консультативного процесса, можно выделить в нем два этапа с тремя стадиями в каждом.

I этап - Начальный

1-я стадия. Установление эмоционального контакта: соблюдение правил делового этикета

2-я стадия. Ориентация в проблеме клиента: техники расспроса, подсказки

3-ястадия. Формулировка проблемы клиента, принятие его заказа и заключение договора: понимание установок клиента, забота о непротиворечии заказа нравственным или педагогическим принципам.

Мастерство консультанта на первом этапе в том, чтобы помочь самораскрытию клиента, помочь ему преодолеть свои страхи, стыд, недоверие, помочь рискнуть открыться.

Для этого необходимо:

§ 1.Рассказать клиенту вкратце, как консультант может ему помочь. Это будет способствовать появлению доверия у клиента.

§ Гарантировать клиенту конфиденциальность.

§ Демонстрировать принятие, поддержку и ободрение.

§ Вселять уверенность и надежду на благоприятное разрешение проблемной ситуации.

§ Демонстрировать уважение к клиенту и его ценностям.

§ Быть к клиенту внимательным и заботливым.

§ Акцентировать какие аспекты проблемы, которые побуждали бы клиента говорить о своей проблеме все более и более конкретно.

§ Не допускать манипуляции клиентом.

§ Проявлять к клиенту искренний интерес.

§ Не прятаться за профессиональной ролью.

§ Своевременно помочь клиенту в самораскрытии, уловив оптимальный момент, чему помогает эмпатия консультанта.

Чувство безопасности и доверие к консультанту позволяет клиенту преодолеть барьер закрытости.

II этап - Основной

1 стадия. Продолжение сбора информации о проблеме клиента.

2 стадия. Анализ проблемы и формулировка объяснительной гипотезы.

3 стадия. Проверка гипотезы в ходе терапевтической беседы.

Мастерство консультанта на этом этапе проявляется в:

§ интеграции наблюдений;

§ выборе техники, которая поможет клиенту увидеть новую перспективу;

§ умении подвести клиента к новому взгляду на свое поведение, инсайту;

§ умении показать противоречия и искажения в жизни клиента и в интеракциях с консультантом - быть способным к конструктивной конфронтации;

§ экспрессии, эмпатии;

§ отказе от своих ожиданий и ориентации на цели клиента;

§ динамичности, гибкости поведения;

§ избегании субъективизма в оценках поведения клиента;

§ терпимости к невротическим срывам клиента;

§ общей культуре поведения;

§ профессиональном такте;

§ деликатности в интимных вопросах;

§ построении и выдерживании до конца своей линии поведения;

§ совместном с клиентом анализе проблемной ситуации;

§ адекватном поведении в конфликтной ситуации;

§ содействии появлению ответственности у клиента за свою судьбу;

§ самораскрытии своих чувств и своего опыта;

§ анализе взаимоотношений с клиентом, возникающих “здесь и теперь”;

§ постановке и руководстве целями изменения отношений клиента и интериоризации им этих целей;

§ держании паузы, если необходимо обдумать сообщение клиента, при этом возможно побуждение клиента к высказыванию;

§ умении быть спонтанным и свободным в коммуникациях, не следовать привычной и запланированной стратегии;

§ умении рассчитывать сразу на состояние или потребность клиента, не выжидать подходящего времени или не слишком долго обдумывать свои действия.

 

Типичные ошибки консультанта:

§ Жесткое, механическое использование модели консультирования, что выражается, прежде всего, в жестком следовании этапам, стадиям. Главный критерий - что делать в данный момент- польза для клиента.

§ Временная жесткость. Реальный процесс может быть свернут, ряд функций может выполняться одновременно.

§ Жесткая специализация стадий: на первой - только эмпатия и т.д. Такая “специализация “ снижает эффективность процесса, который является целостным.

§ Остановка процесса консультирования или “ходьба по кругу” после самораскрытия клиента.

§ Схематизм мышления, ”психологическая слепота “ на живого человека: психолог видит то, что знает.

§ Преувеличенная вера в силу научного знания, недоверие к собственному опыту психолога (если бы я лучше знал психиатрию).

§ Интерпретационный ажиотаж- игнорирование живого опыта, увлечение теоретизированием, сложными интерпретациями.

§ Иллюзия собственного могущества, проявление установки психолога: ”Я должен что-то сделать, все изменить”. Намерения только психолога недостаточно, необходимо и клиенту иметь желание измениться. Реалистическая профессиональная установка -выслушать.

§ Иллюзия “материнской любви”, установка: ”Все очень милые, хорошие, но несчастные. Никто их не поймет, кроме меня. ” 24 часа в сутки невозможно быть “любящим”, прощать злобу, отказывать себе в естественных чувствах. В этом случае быстро наступает профессиональная деформация - выгорание чувств.

§ Неадекватность, неконгруэнтность (по Роджерсу конгруэнтность- искренность терапевта в выражении своих естественных чувств)

§ Иллюзия собственной непогрешимости, мудрости: ”Я - единственный, у кого есть правильный ответ для вас.”

§ Иллюзия помощи. Психотерапевт ограничивает свою роль только диспетчерством - “Обратитесь туда, там вам помогут”.

§ Растерянность консультанта, когда клиент не может сказать, что ему надо.

§ Выдача предписаний, советов и объяснение неудачи низкой мотивированностью клиента.

§ Слишком ранний показ клиенту величины и значимости его проблемы: он может закрыться.

§ Многословие консультанта.

§ Категоричность и безаппеляционность высказываний при интерпретациях и рекомендациях.

§ Понимание эмпатии как бессмысленного повторения слов клиента.

§ Декларирование резкости как искренности.

§ Представление застенчивости как тактичности (сила, а не слабость)

Непонимание, когда сдержать эмоции, а когда искренне отреагировать.

§ Агрессивное самоутверждение.

§ Неискренность и отсутствие спонтанности в реагировании из-за скованности страхом перед возможным самораскрытием.

§ Отсутствие осторожности при изложении своих нравственных принципов и ценностей: навязывание своих ценностей и жизненных правил.

§ Объяснение всех достижений клиента психотехникой - формирование зависимости от техники. Результат в практической психологии неоднозначен и не может быть приписан только технике.

§ Неадекватное проявление эмпатии: психолог не слышит клиента или неверно воспринимает его чувства.

Индивидуальная коррекция личности осуществляется с преимущественной ориентацией на собственные резервы клиента. Потому психологу важно помнить, что не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций психокоррекции, а безопасность клиента важнее, чем требования психолога: нельзя добиваться цели любой ценой, используя любые методические средства, не обращая внимания на состояние клиента.

Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет универсального. Соответствие избранного подхода личностному складу клиента и его проблеме - важное условие эффективности индивидуальной психологической коррекции

Литература:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...