Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В групповой психокоррекционной работе




Подборка стихов

(тема неразделенной любви, утраты любви)8

 

 

Куда-то бежать, разбежаться,

И узко, и слепо нестись,

Упасть и не сразу подняться,

И в плаче беззвучном зайтись...

А после, в больничном ”простое”

Вдруг ясно вполне ощутить:

К тому и спешить-то не стоит,

К чему так привыкли спешить.

А то, что казалось потерей,

Лишь шах от судьбы, но не мат,

Коль мы увернуться успели

И не допустили разлад:

В гармонии тела и духа,

В симметрии ночи и дня.

Пусть дышится горько и сухо,

Надломленность - чур, не меня!

 

Вопросы для обсуждения:

- В чем заключается гармония тела и духа?

- Что значит: нарушена симметрия ночи и дня?

- Каково субъективное переживание “надломленности”?

- Какое отношение к потерям помогает устоять, не “сломаться”?

 

***

Оплакать потери

И снова - вперед.

За черным неверьем

Надежда блеснет.

Шепнет ее лучик:

Уныние - грех.

Примерь-ка ты лучше

Улыбку и смех.

Да веры на плечи

Набрасывай плащ.

Ты видишь - не вечер,

Ты слышишь - не плачь!

 

Вопросы для обсуждения:

- Нужно ли оплакивать потери? Может быть, прав поэт А.Дементьев, который написал:

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя возвратить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

Рвите с прошлым непрочную нить...

-Почему для христианина уныние -грех?

-Что есть уныние для человека неверующего?

 

***

Хочу я расстаться с тревожными снами,

На вечный вопрос сочинить свой ответ,

Любви уходящей сухими глазами

Смотреть отстраненно, не пристально вслед...

Хочу - значит, буду! Вот шаг, а вот - третий...

А вот я на слух примеряю свой смех...

Да разве одна я, такая, на свете?

Но бег мой - на месте. И все-таки - бег!

 

Вопросы для обсуждения:

-Почему утрата любви может вызвать тревогу?

-Что мешает посмотреть вслед любви отстраненно?

-Что происходит, если человек надолго “застревает” на переживании привязанности к утраченному объекту любви?

-Каким может быть диалог:

а) между все еще любящим и разлюбившим;

б) между благополучно пережившим утрату любви и переживающим ее в данный момент

 

***

За грехи плачу:

Глаза потухли.

Чистоты хочу -

В душе, на кухне.

Чтобы взгляд сиял

Счастливо - мокро,

Чтобы свет стоял

В квадратах окон.

Чтоб опять - бежать,

Открыть все двери.

Чтоб чего-то - ждать,

Во что-то - верить...

Вопросы для обсуждения:

- Какое значение имеет наведение порядка, чистоты, любое изменение жизненного контекста для человека, переживающего разочарование, потерю?

- Каково психологическое содержание образа дверей? (ассоциации на слово «двери»).

 

***

Я прощаюсь и прощаю,

Раздаю долги.

Я сегодня уезжаю -

Спорить “не моги”.

Принимай хоть запоздало:

Слово, дело, взгляд.

Мне от площади вокзалов

Нет пути назад,

Но тогда удачи-искры

Вспыхнут, поманят,

Когда будет чисто-чисто

В прошлом у меня...

 

Вопросы для обсуждения:

- Почему прощение необходимо в момент прощания?

- Кого мы долго не прощаем и как это сказывается на нашей жизни?

- Почему прощение ассоциируется с чистотой?

 

***

Я сотру пыль обид с неутешных потерь

И тебя отпущу - будто б не проклинала...

Я поставлю входную (красивую!) дверь,

Чтобы было к чему торопиться с вокзала.

Переплавив страдание в музыку рифм,

Разложив свою боль на мельчайшие части,

Я однажды пойму, что любовь моя - миф.

Он развеян - и вовремя. И - даже к счастью...

 

Вопросы для обсуждения:

- Каково психологическое содержание образа “пыль обид”?

- Что значит - ”отпустить” того, кого проклинал?

- Образом чего может выступать в этом контексте красивая дверь?

Варианты работы с текстами стихов:

а) чтение по кругу с последующей вербализацией чувств и ассоциаций;

б) групповая дискуссия (примерные вопросы приведены);

в) психодраматический розыгрыш содержания стихотворения

Задание: проанализируйте возможности каждого варианта

 

 
 

Бабочка
Работа с небольшим прозаическим текстом

Легкая пестрокрылая бабочка радостно порхала с цветка на цветок.

- Боже, как прекрасен этот мир! – говорила она. – Солнце светит для меня, поле зеленеет для меня, цветы расцветают для меня. Потому что нет на свете красивее меня.

Она увидела алый цветок полевого мака и устремилась к нему.

- И этот цветок раскрыл свою чашечку для меня! – запела она. – Дай-ка я полакомлюсь его нектаром.

Пестрокрылая бабочка осторожно, боясь испачкать свое красивое и мягкое тельце, села на цветок. Склонилась к нему и тут же отпрянула. Из глубины цветка показалось маленькое косматое существо, все запорошенное цветочной пыльцой.

- А-а-а, пчела! – презрительно протянула пестрокрылая красавица. – Ишь, куда забралась!

- Добрый день, - поклонилась Пчелка и отряхнула крылышки. – Ты за нектаром прилетела?

- Я-то за нектаром, а вот ты что делаешь на этом красивом цветке?

- Неужто не знаешь? – подняла голову Пчелка. – Я собираю мед.

- Я не спрашиваю, что ты собираешь, - огрызнулась Бабочка, - я спрашиваю, что ты здесь делаешь?

Пчелка изумилась.

- Не понимаю, почему ты как груба, - сказала она. – Я ведь не сделала тебе ничего плохого.

- Ничего? А зачем ты влезла в этот цветок? Разве ты не знаешь, что он расцвел для меня?

- Почему это для тебя?

- Потому что я самое красивое существо на свете! – гордо заявила бабочка и взмахнула своими пестрыми крылышками. И не только этот мак расцвел для меня. И солнце светит для меня, и поле зеленеет для меня, и все цветы цветут для меня. А посмотри-ка на себя! Не стыдно тебе лезть в такой красивый цветок?

- Мне все равно, красивый он или нет, - пошевелила усиками Пчела. – Только бы собрать побольше меду, ведь мед – самая вкусная и полезная вещь на свете.

- Не понимаю, как ты, такая уродина, можешь собирать самую вкусную вещь на свете!

- Что ж, ты красива, слов нет, - ответила маленькая Пчелка, - но из твоих яичек выводятся гусеницы, самые вредные и отвратительные существа на свете.

(Г.Караславов. Рассказы для детей. София-Пресс. 1977. Перевод с болгарского. Под ред. В.Поляновой)

 

Варианты работы

§ Младшие школьники. Тренинг коммуникативных навыков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...