Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

День 2. Мы и Другие в профессиональном общении




«Не желая иметь дело со своей Тенью вы будете проецировать ее на других людей и называть их «плохими», «злыми» или «врагами»

Д.Перри

 

Цели:

-актуализация участниками своей профессионально-педагогической позиции;

-осознавание скрытых мотивов профессионального поведения;

-ориентация на партнерское общение;

-повышение уровня осведомленности в области психологии общения

 

1.Рефлексия «здесь и теперь»

2.Разминка: «получать от администрации положительные оценки – это хорошо», «получать от администрации положительные оценки – это плохо».

3.В микрогруппах: составить перечень (записать на карточки) типичных ситуаций общения в диадах: «учитель – учитель», «учитель- администратор», «учитель-родитель», «учитель – ученик» (темы – по жребию), одну из ситуаций –инсценировать.

4.Представление микрогруппами перечня и инсценировок. Деролизация.

Рефлексия: как себя чувствовали исполнители ролей, с кем себя идентифицировали наблюдатели, что общего в предложенных ситуациях –по смыслу, по переживаниям.

5.Информирование: структура деловой или критической беседы, причины психозащитного поведения и обход психологических защит, техники слушания, техники корректной самозащиты при общении с эмоционально заряженным собеседником.

6.Упражнение на присоединение с последующей рефлексией: в движении, в пении, в диалоге.

7.В парах: взять карточку (из раннее написанных, но не разыгранных) и инсценировать (дается время на подготовку) эффективные коммуникации. Демонстрация. При необходимости – коррекция (техника «горячий стул», привлечение вспомогательных ЭГО из числа участников), возможен регресс в детство.

8.В парах: упражнение «Диалог руками» с последующей рефлексией: участники закрывают глаза и пытаются обменяться сообщениями только через прикосновения рук.

9.Рефлексия «здесь и теперь». Плакат «Мысль дня».

10.Прощание.

День 3. Мы и наши ученики

 

«Учитель, по определению, - человек, понимающий проблемы детей»

А.Адлер

«…его, (ребенка) формирование будет зависеть не столько от наших уроков, сколько от той обстановки, что мы создадим для него, и от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать свои решения и действовать на их основе»

С.Френе

Цели:

- развитие педагогического рефлексивного мышления;

- расширение представления о себе как о профессионале;

- повышение уровня осведомленности в области психологии творчества

 

1. Рефлексия «здесь и теперь»

2. Разминка: «уметь быстро дисциплинировать учеников – это хорошо», «уметь быстро дисциплинировать учеников – это плохо».

3. Микрогруппы: работа с анкетой.

Дух соперничества

Чувство товарищества

Креативность, способность к творчеству

Способность критически мыслить

Любознательность

Озабоченность материальным успехом

Порядочность

Честность

Независимость

Доброта

Интеллектуальная развитость

Послушание

Предприимчивость

Открытость

Наличие собственных убеждений

Уравновешенность

Организованность

Чувство юмора

Эмоциональность

Искренность

Социальная адаптабельность

Воспитанность

 

Ведущий: «Перед вами перечень индивидуальных характеристик личности, ни одна из которых не имеет заведомо негативного смысла. Отберите пять черт и расположите их по степени значимости (проранжируйте), которыми, в вашем понимании, обладают: хороший ученик, хороший учитель, идеальный ученик, идеальный учитель, успешный взрослый. Сначала сделайте это индивидуально, а затем выработайте единое мнение в группе.

Следующий этап нашей работы - согласование портретов, полученных в микрогруппах. Применим для этого технику «Аквариум».

Представители микрогрупп (по одному от каждой) сядут в центр круга. Их задача - получить пять итоговых портретов. Остальные наблюдают за обсуждением, но не имеют права вмешиваться.»

4.Динамическая пауза: движение под музыку

5.Обсуждение:

· Каковы наши представления о хорошем ученике и чем они обусловлены?

· Каковы наши представления о хорошем учителе и на чем они основаны?

· Насколько близки образы хорошего и идеального учителя, хорошего и идеального ученика?

· Согласуются ли «хорошее» состояние основных участников образовательного процесса и описание успешного взрослого?

· Согласуются ли описания идеальных ученика и учителя с целевой ориентацией современного образования?

· Каковы причины выявленных противоречий?

· Что может быть следствием этих противоречий?

· Как снять эти противоречия?

· Как формировать у ученика такие качества, которые помогут ему стать успешным взрослым?

· Как согласовать цели образования с его содержанием, с системой оценивания, со стилем педагогического взаимодействия (формы поведения педагога заимствуются с высоким коэффициентом подражания, часто на совершенно бессознательном уровне)?

6.Упражнение: лист бумаги, восковые мелки. Ведущий: «Разделите этот лист на две части. В одной представьте свою профессию левой рукой, в другой – правой».Обсуждение: что чувствовали, когда работали левой рукой, правой?

7.Информирование: правополушарное мышление – основа творчества, учет этого положения в образовательной практике.

8.Индивидуально: мой ролевой репертуар.

Ведущий: «Набросайте метафорический ряд для описания содержания вашего педагогического «Я». Например: оратор, нянька, жилетка для слез, надзиратель и т.д.

9.В 2-3-ах: обмен, обсуждение своих ролей и соотнесение их с функциями педагогического общения (информирования, взаимопонимания, взаимодействия, взаимовлияния)- какая функция более наполнена, какие могут быть проблемы (или уже ощущаются) в связи со слабым наполнением определенных функций.

10.Рефлексия. Плакат «Метафора дня».

11.Прощание

 

День 4. Мы – коммуникаторы

 

«Диалог – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение»

М.Бахтин

«Музыка начинается только с прекращением слов» А.Г. Рубинштейн

Цели:

- формирование понимания закона обратной связи как основного закона педагогического взаимодействия;

- рефлексия способности к эмпатическому контакту

 

1.Рефлексия «здесь и теперь»

2.Разминка: «Много читать по своей специальности – это хорошо», «Много читать по своей специальности – это плохо»

3.Ролевая игра «Геометрический диктант»

Ведущий: «Мы сейчас разыграем миниурок. Все получают листы для рисования и простые карандаши. Рабочие столы ставим как в классе. Один из вас (по желанию) – в роли учителя, остальные - ученики. Учителю я даю бланк с изображением композиции из семи, соприкасающихся хотя бы в одной точке геометрических фигур. Учитель должен только словами объяснить, что тут изображено, а ученики по этому рассказу - нарисовать у себя идентичную картину. Учителю и ученикам нельзя вставать, жестикулировать. Ученикам нельзя также разговаривать ни с учителем, ни друг с другом».

Деролизация.

Обсуждение: как себя чувствовали учитель и ученики, чем был вызван дискомфорт. Темы, возникающие в ходе этой рефлексии: переживание дефицита обратной связи и собственной неуспешности, эмоциональная центрация на себе и необходимость децентрации, психологическая зависимость от внешних оценок.

4.Информирование: виды и формы обратной связи на уроке, ее специфика в художественной педагогике.

5.Упражнение «Педагогический экспресс». Первый этап: формируется поезд, «паровоз» - с открытыми глазами, «вагончики» - с закрытыми, сцепка – путем захвата талии впереди идущего «вагончика». Маршрут заранее не сообщается, в роли «стрелочника» – тренер. Он же – «дежурный по вокзалу, «инженер по технике безопасности».

Второй этап – анализ упражнения: кто как себя чувствовал. В ходе обсуждения упражнение осознается как модель образовательного процесса: «зрячий» учитель ведет «слепых» учеников и отвечает за их самочувствие, которое опять же во многом зависит от качества обратной обратной связи.

6. Информирование: психологический комфорт на уроке - организация пространства общения, учет модальностей восприятия, право-левополушарности.

7. В парах: упражнение «Просьба». Ведущий: «Всегда найдется что-то, что мы не можем сделать для себя сами, но можем попросить об этом других. Сделайте это».

Обсуждение: что чувствовали те, кто просил, кого просили, от чего зависело достижение взаимной удовлетворенности, почему трудно попросить.

8.Информирование: субъектность и личностные границы, разведение проблем (своих и партнера), «лягушачесть» и «принцевость».

9.Индивидуально: обозначить ситуацию, когда ученик (или собственный ребенок) не хочет, не делает то-то, делает не так и т.п. Объединение в микрогруппы по общим темам и разведение проблем: в чем это моя проблема, а в чем – ребенка, что я могу сделать, чтобы эти проблемы были решены.

10.В парах: упражнение «Детство по глазам». Первый этап: партнеры садятся напротив друг друга и в течение 3-х минут молча и внимательно смотрят друг на друга, стараясь представить партнера пятилетним ребенком – мальчиком или девочкой. Нужно настроиться на партнера. Соответствующая картинка должна появиться как бы сама. Второй этап – нарисовать возникшую картинку. Третий этап – рассказать друг другу о своих представлениях, подарить друг другу картинки, сверить представленное с реальностью. Четвертый этап - выставка рисунков «Угадай, кто это?». По завершении – обмен впечатлениями в кругу.

11.Рефлексия. Плакат «Пословица дня».

12.Прощание. «Домашнее задание» - принести фото из школьного, из семейного альбома.

 

День 5. Наши итоги

 

«Душевно-духовный мир больше любых результатов. Таково предвосхищающее уважение – включая и прощение – к другим: оно креативно предвосхищает возможное грядущее и делает тем самым более вероятным, что оно действительно грядет».

Батищев Г.С.

«Когда работаешь, главное, - чтобы тебе самому было интересно»

Ф.Феллини

Цели:

-осознание участниками различия между ролевым и межличностным общением;

-рефлексия по поводу персональных результатов тренинга

 

1.Рефлексия «Здесь и теперь»

2.Разминка: «Ставить на экзаменах много пятерок – это хорошо», «Ставить на экзаменах много пятерок – это плохо»

3.В парах: фото – взаимное интервьюирование, обмен чувствами.

4.По кругу: наши открытия - что нового узнали друг о друге, о себе, говоря о фото

5.Психодрама по фото (при наличии запроса)

6.Мастерская «Экзамен»

Ведущий: нейтрально, без эмоциональной окраски произносит слово «экзамен».

-Запишите это слово на листках, как вам хочется.

-В каких сочетаниях для вас существует это слово? Набросайте.

По кругу: все зачитывают, что получилось.

В парах: обмен опытом экзамена.

Индивидуально: вспомните свой удачный экзамен и запишите в столбик слова, объясняющие эту удачу. Рядом – столбик слов, сопровождающих воспоминание об этом же экзамене, но уже отрицательного свойства.

По кругу: зачитывание записей, сначала один столбик, затем – другой.

Индивидуально: вспомните теперь свой неудачный экзамен и точно так же в два столбика запишите слова, объясняющие неудачу и слова, характеризующие положительную сторону ситуации неуспеха.

(Открытие: одно и то же попадает и в положительное, и в отрицательное)

- Послушайте рассказ Василия Шукшина «Экзамен» (чтение обрывается на словах: «Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой коридор. Зачетку держал в руке – боялся посмотреть в нее»)

Индивидуально: дописывание рассказа.

- Попробуйте предположить, чего боялся студент, что ему поставил профессор, какую запись оставил в подаренной студенту книге

По кругу: зачитывание вариантов. Объединение в микрогруппы по сходному финалу.

- А теперь ознакомьтесь с незавершенным текстом рассказа еще раз, индивидуально (раздаются тексты каждому). Попробуйте найти в нем слова, которыми можно аргументировать избранный вами финал. Обсудите в группе, выработайте общее мнение.

После обсуждения группы представляют свою позицию или обзор позиций.

Групповая дискуссия: столкновение различных точек зрения, аргументация.

Индивидуально: ознакомление с авторской концовкой.

-Какие вопросы у нас возникают? Какие проблемы хочется обсудить?

По кругу: зачитывание сформулированных вопросов и проблем.

В микрогруппах: дискуссия по выбранным из общего ряда проблемаПредставление в кругу итогов дискуссии.

(Темы: горизонталь и вертикаль педагогического общения, роль и личность, объективность отметки, оценка и самооценка, зависимость от оценки и независимость, личностная зрелость и личностная незрелость, внутриличностный и межличностный конфликт)

7.Рефлексия: наши открытия в ходе мастерской

8.Упражнение «Броуновское движение». Всем предлагается закрыть глаза и «хаотично» двигаться в свободном пространстве (все посторонние предметы, стулья удалены заблаговременно), соблюдая тишину. После хлопка ведущего в ладоши, не открывая глаз, нужно постараться соединиться с кем-нибудь в «молекулу из двух атомов». Повторяется несколько раз.

Обсуждение: не хотелось ли открыть глаза, был ли план движения, удалось ли его выполнить, какие были чувства при столкновении с другими, какие были опасения, как происходило соединение: вы кого-то схватили или схватили вас, принятие или непринятие факта связи, соединения. Выход на понимание смысла упражнения: в творческой образовательной среде должна быть оптимальная организация системы связей между всеми участниками образовательного процесса, исключающая давление, ощущение «схваченности», обеспечивающая творческое саморазвитие личности и ученика, и учителя, мысль о желательности некоторой свободы, спонтанности движения, о терпимости к неопределенности, ситуации поиска, о признании ценности хаоса (креативность хаоса в синергетической модели творчества)

9.Динамическая пауза: движение под музыку

10.Индивидуально: образ моего личного результата работы в тренинге.

Плакат «Наши итоги»

11.Заключительная рефлексия.

12.Прощание

Литература:

1.Андреева Ж.О.Мастерская " Экзамен" /Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже.Материалы научно-практической конференции "Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты.-СПб.,1998

1. Иванова Г.В. Игротерапия для взрослых //Психология зрелости и старения.-1999.-Весна.-С.75-80

2. Кандыбович Л.В. Психологическое сопровождение становления профессионального самосознания молодых педагогов //Мир психологии.-1999.-№2.-С.216-219

3. Кривцова С.В.Тренинг: учитель и проблемы дисциплины.-М.,2000

4. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. -Ростов-на Дону,1995

5. Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности учителя//Мир психологии.-1999.-№2.-с.169-175

6. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга.-СПб.,1995

7. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе.-СПб.,2001

8. Скок Г.В. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность.-М.,2000.-С.34-36,32

9. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя //Вопросы психологии.-1994.-№6.-С.57-63

10. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде.-М.,1997

 

Задание:

-Как построена эта программа: линейно или концентрически?

-Как соотносятся эпиграфы с содержанием занятий и возможно ли их представление группе, если да, то в каком контексте?

-Как в день третий избежать превращения групповой дискуссии в педсовет: на чем должно быть акцентировано внимание?

-Какое содержание динамических пауз вы бы предложили?

 

Приложение

В.Шукшин

 

ЭКЗАМЕН

— Почему опоздали? — строго спросил профессор.

— Знаете... извините, пожалуйста... прямо с рабо­ты... срочный заказ был...— Студент — рослый парня­га с простым хорошим лицом — стоял в дверях ауди­тории, не решаясь пройти дальше.

Глаза у парня правдивые и неглупые.

— Берите билет. Номер?

— Семнадцать.

— Что там?

— «Слово о полку Игореве» — первый вопрос. Второй...

— Хороший билет.— Профессору стало немного стыдно за свою строгость.— Готовьтесь.

Студент склонился над бумагой, задумался.

Некоторое время профессор наблюдал за ним. Пе­ред его глазами за длинную жизнь прошла не одна тысяча таких вот парней; он привык думать о них коротко — студент. А ведь ни один из этой многоты­сячной армии не походил на другого даже отдаленно. Все разные.

«Все меняется. Древние профессора могли называть себя учителями, ибо имели учеников... А сегодня мы только профессора»,— подумал профессор.

— Вопросов ко мне нет?

— Нет. Ничего.

Профессор отошел к окну. Закурил. Хотел доду­мать эту мысль о древних профессорах, но вместо этого стал внимательно наблюдать за улицей.

Вечерело. Улица жила обычной жизнью — шуме­ла. Проехал трамвай. На повороте с его дуги посы­пались красные искры. Перед семафором скопилось множество автомобилей; семафор подмигнул им, и они все сразу ринулись по улице. По тротуарам шли люди. Торопились. И машины торопились, и люди торопи­лись.

«Люди всегда будут торопиться. Будут перемещать­ся со сверхзвуковой скоростью, и все равно будут то­ропиться. Куда все это устремляется?..»

— Кхм...— Студент пошевелился.

— Готовы? Давайте.— Профессор отвернулся от окна.— Слушаю.

Студент держал в толстых грубых пальцах узкую полоску бумаги — билет; билет мелко дрожал.

«Волнуется,— понял профессор.— Ничего, повол­нуйся».

— «Слово о полку Игореве» — это великолепное про­изведение,— начал студент.— Это... шедевр... Относится к концу двенадцатого века... кхэ... Автор выразил здесь чаяния...

Глядя на парня, на его строгое, крепкой чеканки лицо, профессор почему-то подумал, что автор «Слова» был юноша... совсем-совсем молодой.

—...Князья были разобщены, и... В общем, Русь была разобщена, и когда половцы напали на Русь...— Студент закусил губу, нахмурился: должно быть, сам понимал, что рассказывает неинтересно, плохо. Он по­краснел.

«Не читал.— Профессор внимательно и сердито по-. смотрел в глаза студенту.—Да, не читал. Одно преди­словие дурацкое прочитал. Черти полосатые! Вот вам — ягодки заочного обучения!» Профессор был противни­ком заочного обучения. Пробовал в свое время выступить со статьей в газете—не напечатали. Сказа­ли: «Что вы!» «Вот вам — что вы! Вот вам —князья разобщены».

— Читали?

— Посмотрел... кхэ...

— Как вам не стыдно?—с убийственным спокой­ствием спросил профессор и стал ждать ответа. Студент побагровел от шеи до лба.

— Не успел, профессор. Работа срочная... заказ срочный...

— Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меня интересует человек, русский человек, кото­рый не удосужился прочитать величайшее национальное произведение: Очень интересует!—Профессор чувствовал, что начинает ненавидеть здорового студента.— Вы сами пошли учиться?

Студент поднял на профессора грустные глаза.

— Сам, конечно.

— Как вы себе это представляли?

— Что?

— Учебу. В люди хотели выйти? Да? Некоторое время смотрели друг на друга.

— Не надо,— тихонько сказал студент и опустил голову.

— Что не надо?

— Не надо так...

— Нет, это колоссально! — воскликнул профессор, хлопнул себя по колену и поднялся.— Это колоссаль­но. Хорошо, я не буду так. Меня интересует: вам стыдно или нет?

— Стыдно.

— Слава тебе господи!

Они минуту молчали. Профессор ходил около до­ски, фыркал и качал головой. Он даже как будто по­молодел от злости.

Студент сидел неподвижно, смотрел в билет. Минута была глупая и тяжкая.

— Спросите еще что-нибудь. Я же готовился.

— В каком веке создано «Слово»?—Профессор, когда сердился, упрямился и капризничал, как ре­бенок.

— В двенадцатом. В конце.

— Верно. Что случилось с князем Игорем?

— Князь Игорь попал в плен.

—. Правильно! Князь Игорь попал в плен. Ах, черт возьми! -Профессор скрестил на груди руки и изоб­разил на лице великую досаду оттого, что князь Игорь попал в плен, и оттого, главным образом, что разговор об этом получился очень уж глупым. Издевательского тона у него не получалось — он действительно злился и досадовал, что вовлек себя и парня в эту школьную игру. Странное дело, но он сочувствовал парню и по тому злился на него еще больше.— Ах, досада какая! Как же это он попал в плен?!

— Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь.— Студент сказал это резким, решительным тоном, И встал.

На профессора этот тон подействовал успокаива­юще. Он сел. Парень ему нравился.

— Давайте говорить о князе Игоре. Как он там себя чувствовал? Сядьте, во-первых. Студент остался стоять.

— Ставьте мне двойку.

— Как чувствовал себя в плену князь Игорь?!— почти закричал профессор, опять испытывая прилив злости.— Как чувствует себя человек в плену? Не­ужели даже этого не понимаете?!

Студент, стоя некоторое время непонятно, смотрел на старика ясными серыми глазами. — Понимаю,— сказал он.

— Так. Что понимаете?

— Я сам в плену был.

— Так... То есть как в плену были? Где?

— У немцев.

— Вы воевали?

—Да.

Профессор внимательно посмотрел на студента, и опять ему почему-то подумалось, что автор «Слова» был юноша с голубыми глазами. Злой и твердый.

— Долго?

— Три месяца.

— Ну и что?

— Что?

Студент смотрел на профессора, профессор — на студента. Оба были сердиты,

— Садитесь, чего вы стоите,— сказал профессор.— Бежали из плена?

— Да.—Студент сел. Опять взял билет и стал смотреть в него. Ему хотелось скорей уйти.

— Как бежали? Расскажите.

— Ночью. С этапа.

— Подробней,— приказал профессор.— Учитесь го­ворить, молодой человек! Ведь это тоже надо. Как бежали? Собственно, мне не техника этого дела интересна, а... психологический момент, что ли. Как чувствовали себя? Это ведь горько — попасть в плен?— Профессор даже поморщился...— Вы как попали-то? Ранены были?

— Нет.

Помолчали. Немножко дольше, чем требуется для беседы на такую тему.

— А как же?..

— Попали в окружение. Это долго рассказывать, профессор.

— Скажите, пожалуйста, какой он занятой!

— Да не занятой, а...

— Страшно было?

— Страшно.

— Да, да.— Профессору почему-то этот ответ очень понравился. Он закурил.— Закуривайте тоже. В ауди­тории, правда, не разрешается, но... ничего...

— Я не хочу,— Студент улыбнулся, но тут же по серьезнел.

— Деревня своя вспоминалась, конечно, мать?.. Вам сколько лет было?

— Восемнадцать.

— Вспоминалась деревня?

— Я из города.

— Ну! Я почему-то подумал — из деревни. Да...

Замолчали. Студент все глядел в злополучный би­лет; профессор поигрывал янтарным мундштуком, рас­сматривал студента.

— О чем вы там говорили между собой?

— Где? — Студент поднял голову. Ему этот разговор явно становился в тягость.

— В плену.

— Ни о чем. О чем говорить?

— Черт возьми! Это верно.— Профессор заволно­вался. Встал. Переложил мундштук из одной руки в другую. Прошелся около кафедры. Это верно. Как вас зовут?

— Николай.

— Это верно, понимаете?

— Что верно? — Студент вежливо улыбнулся. По­ложил билет. Разговор принимал совсем странный характер — он не знал, как держать себя.

— Верно, что молчали. О чем же говорить! У врага молчат. Это самое мудрое. Вам в Киеве приходилось бывать?

— Нет.

— Там есть район — Подол называется,— можно стоять и смотреть с большой высоты. Удивительная даль открывается. Всякий раз, когда я стою и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда-то. Не в своей жизни даже, а давным-давно. Понимаете? — У профессора на лице отразилось сложное чувство — он как будто нечаянно проговорился о чем-то весьма сокровен­ном и теперь, во-первых, опасался, что его не поймут; во-вторых, был недоволен, что проговорился. Он смот­рел на студента с тревогой, требовательно и заиски­вающе.

Студент пожал плечами, признался:

— Как-то сложно, знаете.

— Ну, как же! Что тут сложного? — Профессор опять стал быстро ходить по аудитории. Он сердился на себя, но замолчать уже не мог. Заговорил отчетливо и громко:—Мне кажется, что я там ходил когда-то. Давно. Во времена Игоря. Если бы мне это казалось только теперь, в последние годы, я бы подумал, что это старческое. Но я и молодым также чувствовал. Ну?

Повисла неловкая пауза. Два человека смотрели друг на друга и не понимали, что им, собственно, тре­буется сейчас выяснить.

— Я немного не понимаю,—осторожно заговорил студент,— при чем тут Подол?

— При том, что мне показалось очень точным ваше замечание насчет того, что —молчали. Я в плену не был, даже не воевал никогда, но там, над Подолом, я каким-то образом постигал все, что. относится к войне. Я доду­мался, что в плену — молчат. Не на допросах — я мог об этом много читать,— а между собой. Я многое там узнал и понял. Я, например,.много думал над вопро­сом: как бесшумно снимать часовых? Мне думается, их надо пугать.

Студент удивленно посмотрел на профессора.

— Да. Подползти незаметно и что-нибудь очень тихо спросить. Например: «Сколько сейчас времени, скажите, пожалуйста?» Он в первую секунду ошалеет, и тут — бросайся на него.

Студент засмеялся, опустив голову.

— Глупости я говорю? — Профессор заглянул ему в глаза.

Студент поторопился сказать:

— Нет, почему... Мне кажется, я понимаю вас. «Врет. Не хочет обидеть»,— понял профессор. И скис. Но счел необходимым добавить еще:

— Это вот почему: страна наша много воюет. Трудно воюет. Это почти всегда народная война и народное! горе. И даже тот, кто не принимает непосредственного участия в войне, все равно живет теми же чувствами и заботами, какими живет народ. Я это не из книжек вычитал, сами понимаете. Я это чувствую и верю этому.

Долго после этого молчали — отходили. Надо было вернуться к исходному положению: к «Слову о полку Игореве», к тому, что это великое произведение постыд­но не прочитано студентом. Однако профессор не удер­жался и задал еще два последних вопроса:

— Один бежали?

— Нет, нас семь человек было.

— Наверно, думаете: вот привязался старый чудак! Так?

— Да что вы! Я совсем так не думаю.— Студент по­краснел так, как если бы он только что так именно и подумал.— Правда, профессор. Мне очень интересно.

Сердце старого профессора дрогнуло.

— Это хорошо, солдат. Это хорошо, что вы меня понимаете. «Слово» надо, конечно, прочитать. ИГ не раз. Я вам подарю книжку... У меня как раз есть с со­бой...— Профессор достал из портфеля «Слово о полку Игореве», подумал. Посмотрел на студента, улыбнулся. Что-то быстро написал на обложке книги, подал сту­денту.— Не читайте сейчас. Дома прочитаете. Вы заме­тили: я суетился сейчас, как неловкий жених? — Голос у профессора и выражение лица были грустными.— После этого бывает тяжело.

Студент не нашелся, что на это сказать. Неопределенно пожал плечами.

— Вы все семеро дошли живыми?

— Все.

— Пишете сейчас друг другу?

— Нет, как-то, знаете...

— Ну, конечно, знаю. Конечно. Это все, дорогой мой, очень русские штучки. А вы еще «Слово» не хоти­те читать. Да ведь это самая русская, самая изумитель­ная русская песня. «Комони ржуть за Сулою; звенить слава въ Кыевъ; трубы трубять въ Новъ» градь; стоять стязи въ Путивлъ». А? — Профессор поднял кверху палец, как бы вслушиваясь в последний растаявший звук чудной песни.— Давайте зачетку.— Он проставил оценку, закрыл зачетку, вернул ее студенту. Сухо ска­зал: — До свиданья.

Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой коридор.

Зачетку держал в руке – боялся посмотреть в нее, боялся, что там стоит «хорошо» или еще тяжелее, - «отлично». Ему было стыдно.

«Хоть бы «удовлетворительно», и то хватит», думал он.

Оглянулся на дверь аудитории, быстро раскрыл зачетку … некоторое время тупо смотрел в нее. Потом еще раз оглянулся на дверь аудитории, тихо засмеялся и пошел. В зачетке стояло: «плохо».

На улице он вспомнил про книгу. Раскрыл, прочитал: «Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело. Проф. Грирорьев».

Студент оглянулся на окна института, и ему показалось, что в одном он увидел профессора.

… Профессор действительно стоял у окна. Смотрел на улицу и щелкал ногтями по стеклу. Думал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...