Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть III. О Священном Писании и Священном Предании 4 страница




Итак, протестанту нужно осознать: выбор между Православием и протестантизмом – это не выбор между Писанием и преданием: это выбор между отцами Церкви и реформаторами; преданием православных святых и преданием основателей и деятелей протестантских. Так не очевидно ли должно быть, что отцы Церкви, многие из которых видели и слышали самих Апостолов, лучше знали Истину и учение Апостолов, чем реформаторы XVI и дальнейших веков?

На всё это легкомысленно экуменистически настроенные протестанты могут сказать: зачем разделять отцов Церкви и реформаторов на два непримиримых лагеря? Может быть, и отцы и реформаторы являются учителями и посланниками от Бога, только одни трудились в одном времени и обстоятельствах, а вторые – в других. Нет, примирить отцов Церкви и реформаторов – совершенно невозможно: они по множеству самых важных вопросов веры проповедуют противоположные учения, и несут совершенно разную духовность и взгляд на мир. И думать, что и одни и другие действовали одним духом – полная бессмыслица, ложь. Так могут думать только крайние экуменисты, которые считают, что какой-либо объективной истины на этой земле вообще нет. Настоящий же протестант, верующий в свои догматы и знающий, чему учили отцы Церкви, не может признать их посланниками Христа, но антихриста, что и делают честные протестанты (см. абз. 113). Поэтому никакого примирения в учении отцов и реформаторов быть не может: нужно либо одних признать посланниками Христа, а других – дьявола, либо наоборот.

Другая часть протестантов может сказать ещё так: «мы не собираемся выбирать между одними и другими авторитетами и толкователями, и вникать во все их труды и противоречия. Мы сами читаем Библию и следуем тому, что Бог нам открывает через Своё Слово». Такова позиция не менее первой лжива и ошибочна, и вот почему.

1) Если так мыслящий протестант является членом какой-то общины, то его слова – пусты, поскольку он не сам читает и толкует Библию, но слушает проповеди других и, вольно или невольно, воспринимает дух и видение Библии своей общины. Если же он никуда не ходит и сам, дома, верует во Христа и читает Библию – а таковые «верующие-одиночки» тоже встречаются в протестантизме, и таковых особенно много было в первые годы возникновения протестантизма, когда было объявлено, что каждый сам лично может читать и толковать Писание, и что для спасения не нужна Церковь, а только личная вера во Христа – то и здесь он совершенно неправ, ибо сама Библия обличает такую частную веру, заповедуя собираться верным вместе, причащаться, быть послушным своим пастырям и прочее, а всё это предполагает общность и собрание верных.

2) Выше уже было сказано, что человек испорчен грехопадением, которое отразилось на всём его естестве, и обращение к Богу, даже истинное, отнюдь не сразу преображает человека и делает его способным слышать голос Божий в своей душе и отличать его от внушений бесовских. Эта способность достигается в длительном процессе освящения, если человек правильно подвизается. Потому каждый человек в отдельности, не достигнув всей святости, не может безошибочно понимать святое Слово Бога, и нуждается в помощи одарённых и более опытных своих собратий, достигших большей святости. Причём всё сказанное вообще относится только к православным, только к Церкви (см. абз. 100).

3) Священное Писание, вопреки пошлым заявлениям протестантов, что Библия написана так просто, что всякий крестьянин без труда может её понимать, – сложнейшая в мире книга. В ней заложен глубочайший смысл и великая премудрость Божия. Чтобы хорошо и ясно понимать Библию, нужно для начала хорошо знать библейские языки, древнюю историю, географию, культуру и литературу, иметь хорошее общее образование, причём это ещё не гарантирует понимания Библии. Ведь Бог часто говорит в Своём Слове таинственно и премудро. Так, книга Притч говорит сама о себе, что она содержит «мудрость», «изречения разума» и «замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (1: 1–6), а отнюдь не каждому простецу понятные вещи. Часто же Слово Божие имеет несколько значений, и говорит сразу о нескольких вещах; содержит, кроме главного смысла, намёки. Св. Феофил Антиохийский († 181 г. ) так писал о первых главах Библии: «Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства его, хотя бы имел тысячу уст и тысячу языков; даже хотя бы кто жил тысячу лет на этом свете, и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении»1337. Вот истинная оценка величия и премудрости Слова Божия, совершенно далёкая от протестантского упрощенства. И сказанное относится, естественно, не только к творению, но ко многим другим частям Библии, по большому счёту – ко всему Писанию. Можно сказать, что смысл Библии дано познать только всей Церкви в её Соборе (вместе с Церковью небесной). Это не значит, что человек не может ничего понять в Библии, или что ему не нужно тогда и читать её, но смысл Библии бесконечно глубже, чем то, что может понять человек, особенно не образованный, и главное – не прошедший тяжелейший путь освящения и духовного совершенствования. Он может понять кое-что, что убивать и красть, например, нельзя. Да и то, без Духа можно понять только внешний смысл этих заповедей, и чем больше человек освящается, тем больше он раскрывает для себя смысл даже простейших, казалось бы, заповедей. Понять до конца смысл основной и, казалось бы, простой заповеди о любви к Богу и ближним можно не иначе, как через полное освящение и Богоуподобление. Творения же отцов и святых Церкви и помогают человеку в этом пути: иначе – помогают ему по-настоящему понять Евангелие. Одним словом, принципиально отвергать опыт других верующих, тем более святых, и только самому читать и толковать Библию – безумие и гордыня.

4) Главное условие к пониманию Библии – Дух Святой и принадлежность к Церкви Христовой, в которой и даруется человеку этот Дух. Протестанты, отвергнув Церковь и создав свои рукотворные и человеческие, не имея Духа Святого, не могут правильно понимать Писание. Они приняли иного духа, который никогда не даст увидеть им истинный смысл Библии: напротив, он полностью гарантирует то, что водимые им никогда не познают главного в Писании, пока они не освободятся от духа протестантизма. Можно сказать и иначе: тот факт, что протестанты отвергли Церковь Христа и создали свои церкви, и так упорно держатся многих богопротивных догматов, ясно свидетельствует, что они не понимают главного в Писании.

5) Слово Своё Господь дал не каждому человеку отдельно, а Церкви – собранию, собору избранных людей. В Церкви же Господь, для истолкования и изъяснения Своего Слова, ставит пастырей, учителей «пророков, и мудрых, и книжников» (1Кор.   12: 28; Мф.   23: 34). Вот этими людьми, прежде всего, после Апостолов, явились их ученики и ученики их учеников – святые Ерм, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Климент Римский, Иустин Мученик, Ириней Лионский, Ипполит Римский и т. д., и последующие отцы – Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, и многие другие. Церковь, видя 1) прямую преемственность их учения от самих Апостолов; 2) святость их жизни; 3) мудрость и благодать, данную им Богом1338 в толковании Св. Писания, а также 4) единство их учения – признала в них тех пастырей, учителей, пророков, мудрых и книжников, которых обещал Господь послать Церкви1339, и почтительно назвала их «отцами Церкви», приняв их видение и толкование Библии. И теперь своим чадам Святая Церковь заповедует толковать Библию не каждый «по-своему», а в согласии со святыми отцами. Этим Церковь исполняет слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» (Ин.   13: 20). Соответственно, не принимающий тех, кого послал Христос, Его не принимает. Об этом, как бы самим протестантам, прекрасно говорит св. Игнатий Брянчанинов: «Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных»1340.

Итак, «Писание необходимо толковать соборно», т. е. в кафолическом Духе, следуя за толкованиями тех учителей, которых Христос поставил в Церкви – вот важнейший принцип православной герменевтики, которого, к великому сожалению, нет в герменевтике протестантов. Нужно сравнивать свое толкова­ние и понимание Писания с тем, как его понимают другие в Церкви, как понимала его Церковь раньше, с самого начала, как понимали его повсеместно. Практически смысл заключается в следующем: если я сел почитать Библию и мне показалось, что Христос говорил о Своем Теле и Крови на вечере символически, а Церковь всегда и во все времена понимала это место иначе, то я делаю такой вывод: «значит, я неправильно понял это место», а не такой: «вот, Церковь столетия ошибалась, но наконец-то Бог открыл мне, самому духовному и просвещённому, истинный смысл слов Христа». Надо же: Церковь столетиями читала Писание, и её великие отцы и святые (в том числе ученики Апостолов), всю жизнь свою посвятившие служению Христу, не понимали истинного значения слов Христа. Дух Святой никак не мог сообщить им правильного их толкования (вместо этого они внимали духу обольстителя), но вот появился Кальвин, который наконец-то постиг Истину. Хотя я говорю это с иронией, но именно такова суть и последствия протестантского догмата «каждый верующий обладает правом и способностью толковать Писание так, как ему кажется правильным». Это – путь гордыни, самости, разобщённости, раскола, с Собрание сочинений. Т. I, с. 121. амомнения, самонадеяния. Дух Божий – это дух соборности, стремящийся объединить всех людей, всё творение в едином Божием Царстве Христа. Этому Духу кафоличности и следует Святая Церковь. Дух дьявола – дух индивидуализма. Он первый учинил раскол в Божьем Царстве и теперь всегда стремится разобщить людей. Этому духу и следуют протестанты, проповедуя толкование Писания «по-своему» и вообще идею личного спасения и «личного Спасителя», сами не зная, какого они духа.

Вот наглядный пример того, как мыслит протестант, читающий только Писание и отвергающий всякое предание, следуя только своему пониманию. Один такой баптист, Гриднёв Василий Романович, однажды дал мне почитать брошюрку, им написанную, где он толкует книгу Откровение. Вот что там написано в самом начале: «Эти вопросы были открыты мне Духом Святым в 1963 и в 1964 годах. В этих моих объяснениях нет ни одной мысли, взятой из чужих книг или взятой от какого-то

Если рассудить эти слова чисто логически, то получается следующее. Если Василий не читал никаких книг, никаких человеческих толкований, а только Библию; если он приводит этот факт как важное достоинство своей книги; если такая позиция (читать только Библию) – верна, то для чего он даёт мне (и другим) свою книгу? Ведь если я буду следовать его же принципам, то я также буду читать только Библию и никогда не прочту написанное им. Для чего же он тогда написал свою работу? Очевидно, он думает так: другие книги – это всё творения человеческие, они не достояны внимания, но моя – это откровение от Бога, и потому её стоит прочесть. Получается, вот только ему одному в XX веке Бог нечто открыл, а до него никому ничего не открывал, что было бы достойно прочтения. Ведь Василий не пользовался книгами других не потому, что их у него не было, а принципиально.

Чтобы глубже понять, как неразумно при чтении и толковании Писания полагаться только на себя, на свой ум и опыт, нужно вспомнить, что в жизни, чем бы люди ни занимались – воспитанием детей, науками, производством, строительством, приготовлением пищи и т. д. – они всегда пользуются опытом других, знанием, которое собирали люди веками. Почему же в духовной жизни и толковании Писания – сложнее чего ничего нет в мире – мы должны полагаться только на себя и отвергать опыт других христиан, тем более – лучших, святых, мучеников, которые уже прошли этот путь, которые сталкивались с такими же, как и мы, духовными вопросами, и которым Бог помогал их решать? Позицию протестантов, принципиально читающих только Писание, можно сравнить с человеком, который захотел изучить какую-либо науку, но при этом не желает читать труды тех, кто прежде уже изучил эту науку.

Итак, Церковь за тысячелетия обогащена опытом духовной жизни, в том числе и опытом толкования Писания. И принципиально пренебрегать этим опытом не только глупость, но и гордость, и богопротивная дерзость.

Сказанное относится, конечно же, прежде всего, к тем протестантам, которые не признают никаких книг, кроме Библии. Таковых протестантов хочется спросить: если вам Бог открывает смысл Библии, то и другим, должно быть, Он тоже что-то открывает? Эти откровения некоторые люди записывают в книгах. Почему же вы не признаёте никаких книг? Значит, вы в действительности думаете, что только вам Бог открывает Истину, причём во всей полноте, так что помощь и опыт других вам уже не нужны. Храни Господь Своих людей от этой бесовской прелести!

Итак, верный путь, идя по которому человек не заблудится, не впадёт в заблуждения, не станет еретиком, не погибнет, есть путь следования не своему личному толкованию Писания (при котором дьявол очень легко может внушить человеку свои мысли и своё толкование), а соборному – толкованию Церкви, её отцов и святых. Каждый человек должен толковать Писание не сам по себе, а в согласии с теми учителями, которых послал Христос по Своёму обещанию.

Этот мудрый церковный подход к толкованию Св. Писания хорошо описывает св. Игнатий Брянчанинов, справедливо осуждая при этом горделивую, индивидуалистическую и пагубную позицию протестантов: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?

Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И слово Божие и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!

Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.

И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его вонею в смерть (т. е. запахом смертоносным – ср. 2Кор.   2: 15–16), мечем обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель. Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство»1341.

Но, к сожалению, протестанты идут именно этим путём погибели – путём Ария и Нестория, погубившими себя тем, что толковали Писание горделиво и произвольно, не в согласии с Церковью, Её святым и Её кафолическим Духом. Протестанты отвергают св. отцов – истинных посланников Христа, как писал в 1530 г. один из реформаторов Севастьян Франк: «Глупцы Амвросий, Августин, Иероним, Григорий, из которых ни один не знал Господа, да поможет мне Бог, и не был послан Богом. Все они были апостолами антихриста»1342. И пусть далеко не всякий протестант согласится с такой резкой формой этого высказывания, он всё же соглашается с ним по самой сути. Если изучать св. отцов, то легко понять, что по всем вопросам, в которых есть несогласие между протестантами и православными, они всегда на стороне последних – этот вывод можно сделать хотя бы на основании тех цитат, которые приводятся в данной книге. А поскольку протестанты считают православных идолопоклонниками, спиритистами, язычниками, отступниками, не возрождёнными и т. д. и т. п., то таковыми они должны считать и отцов Церкви. И С. Франк лишь честно это признал.

Вот в этом с особой ясностью и проявляется боговраждебная сущность протестантизма. Если Бог указывает своим людям (таким, например, как св. Игнатий Брянчанинов), на отцов Церкви, приводя искренних искателей Истины к учению тех, кого Он Сам избрал, одарил и вдохновил на мудрое истолкование Своего Слова, то протестантизм уводит своих последователей в противоположном направлении, от святых отцов, которых он объявляет слугами и посланниками антихриста, и приводит к своим «отцам»1343, поставленным дьяволом для своего истолкования Библии, для её искажения. И при этом – какая наглость! – протестанты провозглашают, что они вернулись к вере древней Церкви.

Теперь следует дать более обстоятельное определение Священному Преданию. Нужно заметить, что если понятие «Св. Писание» довольно простое («это 77 таких-то книг»), то дать исчерпывающее определение Св. Преданию и понять смысл и объём этого понятия сложнее. Выше было сказано о значении самого слова «предание» – это «то, что передано». Преданию же Церкви можно дать такое краткое определение: «это всё, что даровал (передал) Бог Церкви, чему научил Её Дух Святой, и что Она передаёт своим чадам из поколения в поколение». Более обстоятельное определение Св. Преданию даёт, например, Димитрий Чуйков: «В отношении Церкви, Божественным Преданием называется все, что даровал и дарует Церкви Бог в Своем Откровении; что даровано Церкви, в том числе Ветхозаветной, преемницей наследия Которой стала Новозаветная Церковь; все явленное Богом чрез Духа Святого: в творении, в попечении о человеке, в знамениях, чудесах, видениях, в жизни святых, в Слове Божием: устном и письменном, в пророчествах, и в исполнении пророчеств, особенно же в Слове воплощенном, – во всем, что говорил и делал Христос; во всём, что говорили и делали и Его ученики, и ученики учеников Его, и т. д.; все многоразличные плоды жизни Духа Божия, а преимущественно же Сам Святой Дух (или иначе – дар Святого Духа), Который, собственно, и является Преданием, будучи передаваем через рукоположение и миропомазание Церковью Церкви, из поколения в поколение, к тому же, непрекращающееся действие Которого продолжает обогащать Церковь новым Преданием»1344.

Хочу обозначить главные выражения Предания Церкви и указать на отношение к ним протестантов.

1) Дух Святой – главное Предание Церкви. Его послал Своим ученикам Христос по Своему обещанию, и даровал Апостолам власть передавать Его верующим через руковозложение. Затем Апостолы по вдохновению мудро заменили руковозложение миропомазанием, и через это таинство передаётся верующим Дух Святой доныне (обо всём этом говорилось в 14 гл. ). Протестанты же, отказавшись от Предания Церкви и в частности – от таинства Миропомазания, оказались вне Духа.

2) Благодать священства также является важнейшей частью Предания Церкви. Эту благодать даровал Христос Своим Апостолам через дуновение, наделив их духовной властью и правом руководить Церковью и совершать все священнодействия. Эту благодать Апостолы передали через таинство Хиротонии своим ставленникам и преемникам, а те – своим, и так до сего дня (об этом говорилось в гл. 12). Протестанты же презрели и это церковное Предание, и сами, не будучи рукоположенными Церковью, стали рукополагать других, в безумии думая при этом передать то, чего сами не получили.

3) Св. Писание также является важной частью Св. Предания: это то, что Божьи люди, пророки и Апостолы, возвестили Церкви – ветхозаветной и новозаветной. Апостолы, авторы Нового Завета, были пастырями Церкви, и написали они свои Евангелия и послания для Церкви, которая с любовью приняла эти слова, сохраняла их, переписывала, защищала от нападков еретиков и канонизировала, чтобы выделить эти книги из ряда других как наиболее важные и святые, и передала последующим поколениям. Протестанты же, по сути, украли у Церкви эту часть Её Св. Предания, отбросили от него некоторую часть (11 книг и некоторые другие главы и отделы), и, главное, истолковали его по-своему, крайне извращённо, вне контекста всего Предания. Протестанты не осознают, что Библия не принесёт им пользы вне Церкви, вне остальной части Св. Предания; что через одну Библию они не смогут получить дар Духа, креститься во Христа, причаститься Ему, создать Церковь и стать её членами. Напротив, воровское использование Библии и провозглашение себя Церковью приносит протестантам великое проклятие и муку ада, делая их святотатствующими кощунниками и самозванцами – врагами Христа и Его Церкви.

4) Устное предание (учение) Апостолов: то, что не записано в Новом Завете, но что записано в других книгах (в «Апостольских Правилах», в «Дидахе», в «Апостольских Постановлениях» св. Климента, в «Апостольском Предании» св. Ипполита, и др. ) и что передали нам их ученики и ученики их учеников. Из этого предания мы узнаём, например, что Апостолы заповедали: крестить детей; крестить троекратным погружением; помазывать миром крестившихся, запечатлевая их Духом Святым; пост в среду и пятницу; Великий пост; совершение крестного знамения и т. д. – во многих главах настоящей книги приводятся ссылки на это предание. Именно этого предания (прежде всего) и заповедуют держаться Апостолы в своих посланиях (1Кор.   11: 2; 2Фес.   2: 15; 3: 6; 1Тим.   6: 20). Протестанты же игнорируют и извращают эти заповеди.

5) В Православии на Богослужении кроме Библии используются ещё несколько книг, которые крайне важны и являются непогрешимыми, ибо по ним читает, поёт и священнодействует при совершении служб и таинств Святая Вселенская Церковь многие века. Первые чины литургии (главное Богослужение Церкви), как известно, появились в первые же годы Церкви, ещё при жизни всех Апостолов. Естественно, что Господь позаботился о том, чтобы Его Слово на Богослужении было совершенным, святым, непогрешимым и весьма благодатным – таковым оно и является, и всякий, кто пожелает с любовью познакомиться с ним, может в этом убедиться. Нет никаких слов, чтобы описать величие и мудрость Православного Богослужения. Оно, как и Св. Писание, непостижимо во всей своей глубине, ибо источником своим как одно, так и другое предание, имеет премудрого Бога. Эти богослужебные чины и тексты и передаются в Церкви от поколения к поколению как весьма важная часть Священного Предания. Протестанты, естественно, отвергают богослужебные тексты Церкви, оставив из них, как говорилось, лишь каплю, например, пасхальный тропарь. Вместо них они изобрели свои богослужебные чины и тексты – сборники своих песнопений.

6) Постановления Соборов, особенно Вселенских, есть также весьма важная часть Св. Предания: на Соборах были выработаны символы и точные догматические определения Христовой Православной Веры, и различные правила благочестия, что и передаётся в Церкви как предание. Христос обещал, что Дух Святой после Его Вознесения наставит Церковь на всякую истину (Ин.   16: 13). Ни через книги Нового Завета, ни через устное предание Апостолы не могли написать и сказать всего, оговорить подробно все возможные за всю историю, которую предстояло Церкви прожить, обстоятельства, все возможные возражения еретиков, которые имели появиться. Для решения всех этих вопросов Господь даровал Церкви Духа Святого, а Апостолы описали лишь общие принципы веры и церковного устройства. И когда возникали споры о вере – а их было очень много – Церковь для их решения собирала Соборы, которые осуждали еретиков и вырабатывали символы веры и правила церковного благочиния. Потому решения этих Соборов, признанных каноническими1345, считаются истинными, и их нужно также держаться, ибо Дух Святой именно через них, в значительной мере, и наставил Церковь на истину. Протестанты же отвергают авторитет церковных Соборов, ибо они приняли иного духа. Церковные Соборы советские баптисты, например, заменили своими съездами.

7) Труды отцов Церкви, в том числе и экзегетические, также являются важной частью Предания Церкви. Господь, как уже говорилось, обещал послать и поставить в Церкви учителей, мудрецов и книжников для наставления верных, и Церковь признала их, прежде всего, в св. отцах – по их духу, святой жизни, мудрости и единомыслию. Протестанты же отвергают св. отцов, называют их лжецами и посланниками антихриста, и в любом случае, не чтят их как учителей веры и по ряду даже самых основных вопросов не следует им, поставив на их место Лютера, Кальвина, Меланхтона и прочих реформаторов, принесших совершенно чуждое древней Церкви учение и мировоззрение, которых как раз таки не Христос послал, ибо не может Господь противоречить Сам Себе.

8) Агиография и агиология, то есть описания жизни и смерти Апостолов, мучеников и других святых (не только первых веков, но и всех последующих, ибо святые никогда в Церкви не оскудевали), и их труды и духовный опыт также является частью Предания Церкви. Из этого предания мы узнаём о том, что ап. Петр был распят вниз головой, что ап. Павлу отсекли главу мечом, что ап. Андрея распяли на Х-образном кресте, что св. Игнатий Богоносец был растерзан львами, что христиан пытали в колизеях, и пр. У протестантов эта ниша не пустует, и они тоже описывают жизнь и подвиги своих героев веры (у протестантов есть книга, которая так и называется «Герои веры»). Но различие в том, что истинных героев веры, святых Церкви, протестанты предают забвению или вообще хулят, а вместо них прославляют обольстителей и посланников дьявола, еретиков, раскольников и врагов Церкви.

9) К Преданию Церкви относятся, также, различные традиции и обычаи; правила приветствия, общения и поведения; каноны иконописи и храмовой архитектуры, храмовое устройство и убранство. Всякий дух ищет себе форму. Поэтому и Дух Святой избрал подходящие формы для выражения (и отображения) Небесного Царства. Духу было угодно, например, избрать определённый вид облачения для священства и монашества, определённый вид песнопений. Ему было угодно, чтобы на Богослужении верные стояли, ради почтения Бога, чтобы при молитве зажигали лампады и свечи, чтобы верные друг другу кланялись, чтобы священники благословляли народ, и т. д. Протестанты многое из этого не приемлют: их дух находит для себя свои формы. Поэтому, и поведение, и приветствия, и песнопения, и формы богослужения у протестантов отличаются от православных – они создали своё предание, свой дух веры. Одним словом, совершенно очевидно, что у протестантов другой хозяин, который устроил всё иначе, чем Христос в Своей Церкви.

В общем, соотношение между Св. Писанием и Св. Преданием можно выразить так.

1) Св. Писание есть основа (главная часть) словесного1346 Божественного Предания, а остальные части Св. Предания – надстройка, ибо и писания отцов, и Соборы, и Богослужебные тексты, и всё прочее в Предании основано на Св. Писании, на его духе и букве. И как для здания нужен не только фундамент, так и для жизни Церкви нужно не только Св. Писание.

2) Св. Писание о многих вопросах – догматах веры, церковном устройстве, о ходе Богослужения, правилах благочестия и прочем говорит кратко, а Св. Предание шире. Например, о Троице в Библии не много говорится (буквально же вообще не используется слово «Троица»), но в Св. Предании, в творениях св. отцов, например, св. Григория Богослова, этот догмат раскрывается значительно полнее. Богослужебных текстов в Библии также очень мало. Хотя в Церкви много читается Библия – и Евангелие, и Апостол, и Псалтирь, и другие библейские тексты – но всё же большая часть богослужебных текстов и сами чины Богослужения описаны не в Библии, и т. д.

Здесь нужно понимать то, что Св. Писание не имеет целью описать всё, необходимое для жизни Церкви, как думают протестанты. Библия это канон, что кроме прочего значит мера (в следующей главе об этом будет ещё сказано, в абз. 371–373). Т. е. из всего Божественного Предания Господь выделил определённую меру самого главного, что нужно знать и читать верным прежде всего. Т. е., Церковь за века Своей жизни по наущению Духа Святого создала многое, но войти в Св. Писание это всё не может – хотя бы потому, что в таком случае оно было бы необъятным.

3) Св. Предание исполняет Св. Писание1347. Например, если в Библии мы находим повеления молиться, то Св. Предание повествует нам о многих подвижниках веры, которые посвятили свою жизнь молитве и оставили нам наставления о том, как молиться и бороться со всеми искушениями в молитве – рассеянностью, унынием и пр. В Священном Писании есть повеление творить милостыню – в Священном Предании мы найдём многие примеры того, как эта заповедь исполнялось лучшими христианами, как многие даже всё имение раздавали нищим. В Св. Писании есть повеления не противиться злому – в св. Предании мы найдём повествования о том, как люди выполняли эту заповедь. Например, русские князья Борис и Глеб, которые, ради любви ко Христу, не желая кровопролития, не противились убиению от своего брата Святополка и приняли смерть ради испол­нения этой заповеди, и т. д.

Теперь хочу ответить на самые известные возражения протестантов против Священного Предания.

Возражение 1. В Откр.   22: 18 сказано: «И я также свиде­тельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы». Протестанты говорят, что этими словами заканчивается Библия, и к ней нельзя ничего прибавлять, а православное предание является преступным прибавлением к Писанию.

Во-первых, под «книгой сей» имеется в виду книга Откровения, ибо Библия это буквально «книги», а не «книга». Православные ничего к книге Откровения не добавляют. Если смысл этих слов понимать по-протестантски, то нужно обвинить в преступном добавлении к Писанию и самого ап. Иоанна, ибо своё Евангелие он написал после Откровения.

Во-вторых, если даже в этих словах и видеть намёк на всю Библию, то православные и к Библии ничего не добавляют, и никакие другие книги не называет «Священным Писанием».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...