Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть III. О Священном Писании и Священном Предании 5 страница




В-третьих, если Предание Церкви считать преступным добавлением к Писанию, то тогда и протестанты добавляют к нему свои предания. Ведь как Церковь имеет толкования Св. Писания, так имеют свои толкования и протестанты; как Церковь имеет богослужебные тексты, так имеют их и протестанты; как Церковь имеет Соборы, так и многие протестанты имеют свои съезды; как Церковь описывает жития своих святых, так и протестанты пишут о своих главных деятелях; как Церковь содержит свои обычаи, традиции, так имеют их и протестанты: одним словом, как у православных, так и у протестантов есть своё предание. Разница лишь в содержании этого предания (а также в том, что протестанты, как было замечено, имея предание, не признают этого, и не называют его преданием). Поэтому, если протестанты не считают своё предание добавлением к Библии, то и православных бессмысленно в этом обвинять.

Весьма забавно то, как П. Рогозин описывает возникновение церковного Предания: «В пятом веке церковь, находясь уже в состоянии духовного отступничества, нашла, что Священное Писание не вполне отвечает требованиям резко изменившейся духовной жизни её членов и поэтому нуждается в каких-либо особых дополнениях, вследствие чего вошли в употребление предания (…) В церковной истории предания эти известны под названием «фальсифицированных постановлений" »1348.

Под «фальсифицированными постановлениями» П. Рогозин имеет в виду, очевидно, Лже-Исидоров сборник, составленный в IX столетии на западе с целью подтвердить идею папизма, которой там уже давно были поражены римские епископы и их приспешники. Этот сборник долгое время признавался католиками истинным, пока в 1629 году его подложность не доказал реформаторский учёный Блондель, после чего и сами католики, хоть и неохотно, вынуждены были признать его фальшивым. Но какое отношение этот случай имеет к Преданию Церкви? Православные не менее протестантов рады, что наглая ложь католиков была вскрыта, потому что они уже 1500 лет защищаются и страдают (и морально, и физически) от нечестивых притязаний римских пап на единоличное господство над Вселенской Церковью. И Предание Церкви вовсе не тождественно этим нелепым выдумкам папистов. Какое отношение к Лже-Исидоровым декреталиям имеет Дух Святой – главное Предание Церкви? Какое к ним отношение имеет Апостольское Предание, записанное в Дидахи, в правилах и постановлениях апостольских, и других источниках? Какое отношение к ним имеют чины Богослужения древней Церкви? Какое отношение к ним имеют 7 Вселенских и 10 Поместных Соборов, которые Церковь признаёт святыми? Какое отношение имеют к ним писания св. отцов? И так далее.

Одним словом, нет никакого основания смешивать истинное Предания Церкви с фальсифицированными Лже-Исидоровыми или какими иными постановлениями, в составлении которых латиняне действительно были замешаны, чаще всего при попытке обосновать папизм и другие свои отступления от веры и жизни древней Церкви. Таким образом, аргумент П. Рогозина ничего общего с реальностью не имеет: он здесь просто выдаёт желаемое за действительное, и выражает иллюзию протестантизма о том, что такое Священное Предание Церкви.

Возражение 2. Христос осудил предание, сказав фарисеям: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф.   15: 6)1349, противопоставив заповедь Божию преданию человеческому (Мк.   7: 8–9).

В действительности, Христос осудил не само по себе предание, а конкретное предание фарисеев, которое шло в разрез с заповедью Божией о почитании родителей. В древнем мире у пожилых людей не было пенсии, и вся их надежда была на поддержку детей в их старости. Фарисеи же говорили своим родителям «корван», то есть, что своё имение они посвятили Богу, и поэтому родителям уже нельзя им воспользоваться. В этом была ложь и нарушение самой сути заповеди Божьей о любви и почитании родителей. Таким образом, их предание совершенно искажало суть Писания и было продиктовано не Духом Божиим, а духом сребролюбия, немилосердия и лукавства. Одним словом, это не было преданием Божественным.

Так и в наши дни есть различные верования и суеверия, которые невежды ошибочно считают церковным преданием. Но к ним никоим образом не относится то, что перечислено выше (абз. 117–125), и христианину должно знать свою веру и отличать её от суеверий.

Нужно заметить, что само выражение «предание человеческое» никак не делает отрицательным явлением всякое предание, как думают протестанты: напротив, оно предполагает существование предания Божественного, которому и противопоставляется предание человеческое. И в Библии в нескольких местах заповедь Божия, слово Божие, и истинная вера называется или тесно связывается с преданием, конечно же, Божественным, а не человеческим: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Пет.   2: 21); «чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2Пет.   3: 2); «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд.   3). Одним словом, есть предания Божественные (это все откровения и наставления, которые сообщил (передал) Своим людям Дух Святой), а есть предания человеческие и бесовские, которые изобрели люди или бесы (или люди под водительством бесов). И вот как раз многие учения протестантов являются именно преданиями человеческими и бесовскими, противостоящими Преданию Божественному.

Возражение 3. Предания нужно сверять со Священным Писанием. Ж. Кальвин говорил, что «авторитет Отцов Церкви и соборов простирается до тех пор, пока они согласуются с законом Слова»1350. О том же пишет и Е. Пушков: «…различные предания, апокрифы, личные выводы цер­ковных писателей, видения и умозаключения монахов, жития свя­тых и тому подобное могут восприниматься лишь тогда, когда они соответствуют Священному Писанию, а не противоречат ему. Всё противоречащее Библии христианину надо отвергать, чтобы не заб­лудиться в дремучем лесу преданий…»1351.

Да, предания сверяются с Духом Церкви и со Св. Писанием, которое как раз является каноном или строительным отвесом, по которому нужно сверять церковное строительство. Но здесь нужно задать главный вопрос: а судьи кто? Кто должен сверять? Протестанты без малейшего зазрения совести назначают каждый самого себя верховным безошибочным судьёй, могущим без труда решить, какие предания соответствуют Библии, а какие нет. Но как же он может это определить? Если мой читатель внимательно прочёл предыдущие главы, то он мог уже понять и глубоко прочувствовать, как не просто толковать Писание, и как легко при этом можно сделать ошибочные выводы. Протестант прочёл в Библии об идолах и изделиях рук человеческих и решил, что Библия говорит здесь об иконах и православных святынях; прочёл о братьях Христа и решил, что это неприменно дети Девы Марии; прочёл, что на Кресте умер Христос, и решил, что Крест – это мерзкое орудие убийства, достойный презрения, и т. д., хотя всё это совершенно не так, ибо он не увидел других мест Писания, и не смог их правильно связать с прочитанным. И теперь, когда он будет сверять различные предания с таким своим взглядом на Писание, что будет? Он отвергнет значительную часть истинного Предания. И отвергнет он её не потому, что она не соответствуют Библии, но потому, что она не соответствуют его пониманию Писания, или, лучше – протестантскому преданию. То есть протестант будет сверять Предание Церкви со своим человеческим преданием, которое он принял, или просто со своим собственным немощным умом, со своим собственным духовным опытом.

Хорошей иллюстрацией к сказанному может служить книга «Забавная Библия» атеиста Лео Таксиля, где он на более чем 450 страницах говорит об «убожестве «священного писания" » и «аморальном смысле» Ветхого Завета. Ему всё на страницах Библии кажется смешным и крайне противоречивым. Вопрос: почему ему Библия кажется таковой? Ответ очевиден: он не верует в Бога и богодухновенность Библии, он душой отвергает благодать. И через это своё мировоззрение он и рассматривает Библию, приходя к таким выводам.

Вот так же, по большому счёту, относятся и протестанты к Церкви Её Преданию. Они не веруют в Неё – «во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», не веруют в Её Предание, то есть в то, что Дух Святой от начала наставлял Церковь на всякую истину, они отвергают душой благодать Божию. Как же при этом они могут сверить Её Предание со Священным Писанием и оценить его? Так же, как оценивает Библию Лео Таксиль, сверяя её со своим атеистическим умом, т. е. извращённо.

Итак, Писание есть отвес, но чтобы уметь сверять различные предания со Св. Писанием правильно, нужно, прежде всего, любить Церковь и Истину, веровать в Церковь, получить Духа Святого в таинстве Миропомазания и хорошо знать Священное Писание, и букву его и дух. Протестанты же не веруют и не любят Церковь, не имеют Духа Святого; в Писании же знают только его букву, да и то, обычно, очень плохо. Кроме того, многие части Предания, такие как богослужебные тексты и постановления Соборов, вошедшие в книгу правил, уже не подлежат критической сверке, ибо уже давно сверены соборным разумом Церкви, и сейчас каждый христианин, изучая их, только убеждается в их истинности и выявляет их смысл. А если у него возникают вопросы или он видит нечто, что кажется ему противоречивым, то он поступает так же, как протестант, когда он находит «противоречия»1352 в Библии. Видя их, он не соблазняется, и к нему даже не приходит мысль о том, что Писание здесь ошибается. Нет, он свято верует в его непогрешимость и ищет этим «противоречиям» разрешение, зная, что не Писание противоречит себе, а он чего-то не может понять. Вот так нужно относиться и к главным выражениям Предания Церкви. Его можно сверять с Библией и другими частями Предания и задаваться различными вопросами о его смысле, но это нужно делать не с ненавистью и предубеждённостью, а с верой и любовью, и тогда только будет открываться красота, глубина и истинность Священного Предания, и его чудная гармония со Священным Писанием. И чтобы в этом убедиться не обязательно предварительно креститься и миропомазаться в Церкви. Господь откроет всё это, в необходимой мере, и некрещёному, если только он захочет пусть и не с любовью и полным доверием, но объективно и хотя бы без духа злобы и противления познакомиться с православным Преданием.

Возражение 4. Некоторые мои бывшие единоверцы спрашивали меня: «а ты читаешь Библию? » Такой вопрос возникает потому, что многие протестанты думают, что православные не читают Библию, а только свои «предания», и даже запрещают её читать своим прихожанам, как пишет Е. Пушков: «православным иерархам приходится отго­варивать мирян от чтения Библии»1353.

Даю слово св. Игнатию Брянчанинову, одному из самых читаемых святых иерархов в Русской Православной Церкви, чтобы мой читатель мог увидеть, как он «отговаривает» от чтения Библии: «Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря и по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. (…) Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть. (…) Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия»1354. Такими советами преисполнены все писания как отцов Церкви, так и последующих православных святых. В «Настольной книге священнослужителя», например, есть несколько разделов, где приводится множество таких высказываний1355.

Итак, православные иерархи никоим образом не запрещают, а только призывают читать Библию, особенно Новый Завет. Но только вместе с этим они призывают читать и святых отцов, и вникать и в другие выражения Священного Предания Церкви. Эту православную позицию хорошо понял, слава Богу, протестантский профессор богословия Д. Ферберн (у которого Е. Пушкову следовало бы поучиться объективности). Он пишет: «Из-за акцента православного богословия на Предании и различных формах его выражения, у евангельских христиан может сложиться впечатление, что в Православии роль Священного Писания преуменьшена. В действительности же это не так. Книги Библии составляют первичное выражение Предания Церкви, и православное богослужение в значительной мере состоит из чтения избранных мест Священного Писания. Литургия содержит более 200 библейских цитат, ежедневных чтений избранных мест из Евангелий и новозаветных посланий. Во время служб по случаю христианских праздников читается большая часть Ветхого и Нового Заветов… Уэр комментирует это следующим образом: «В конечном итоге, православные богослужебные книги полностью являются не чем иным, как одним обширным и расширенным размышлением над Священным Писанием" »1356.

А также: «Глядя на то, что православные богословы не так уж и часто непосредственно ссылаются на Священное Писание, у евангельских христиан может возникнуть искушение прийти к заключению, что православное понимание спасения является результатом недостаточного внимания к библейскому учению. Как бы правдоподобно такое объяснение ни выглядело, в действительности это не так. Необходимо помнить, о чем уже несколько раз говорилось выше, что чтение избранных мест из Священного Писания играет значительную роль в ежедневном и ежегодном циклах жизни Православной Церкви. К тому же, в первой части этой книги мы рассмотрели, что православные христиане твердо придерживаются Предания в результате убеждения, что это Предание является традицией и жизнью Церкви, жизнью, которая в христианском мире выражается во многих различных формах. Когда православные богословы ссылаются на отцов Церкви наряду с Писанием, то это происходит по той лишь причине, что они верят в то, что и Библия и другие писания Ранней Церкви несут в себе истинное свидетельство об универсальной жизни Предания. Они слушают отцов Церкви потому, что отцы слушали Писание»1357.

И ещё: «Поэтому западные христиане, и евангельские в том числе, с недоверием относятся к тому, что, как им может казаться, умаляет, например, уникальность Библии как Божьего откровения, или Христа как Посредника между Богом и человечеством. Православное христианство, напротив, способно рассматривать личность или доктрину только в связи с целым и способно, например, почитать другие источники истины наряду с Писанием, святых наряду с Христом, не умаляя, в то же самое время, поклонения Христу»1358.

За эти слова Д. Ферберна можно только похвалить – за непредвзятость. Когда протестант говорит о Православии просто объективно, без злобы и безудержного противления, это уже великое достижение. И для того, чтобы увидеть истинность Православия, не нужно его обелять и приукрашивать – нужно просто понять и объективно передать то, чему оно учит и на каком основании. Протестанты же, как правило, решительно отказывают в этом Православию, и вместо этого совершенно искажают его учение и осыпают его самой безумной клеветой, наподобие той, что высказывает П. Рогозин (см. абз. 136) и Е. Пушков здесь и в других местах своей книги, тем самым собирая себе только «гнев на день гнева» (Рим.   2: 5).

Таким образом, православные иерархи никогда не запрещали читать Библию, и определение собора в Тулузе (Франция) в 1229 г.: «Мы запрещаем мирянам читать книги Старого и Нового Заветов за исключением Псалтири», приводимое Е. Пушковым, было сделано католиками после их отпадения от Православия, и не имеет к нему отношения. И если кто-то из протестантов считает себя выше православных только потому, что он не читает слова человеческого, а только Слово Божие, то о лживости и иллюзорности этой мысли уже всё было сказано.

Итак, протестантский догмат «только Писание» совершенно лжив во многих отношениях, ибо 1) он сам является не чем иным, как преданием протестантизма, потому как Церковь никогда так не относилась к Библии; 2) протестанты имеют своё предание во всех главных его частях, но их предание как раз таки во многом человеческое и бесовское, а не Божественное; 3) Св. Писание человек не имеет ни возможности, ни права толковать по-своему – оно дано Церкви, т. е. собору верующих, и поэтому и толковать его нужно соборно, следуя за теми учителями (отцами и святыми Церкви), которых Господь поставил в Церкви и которым дал особую мудрость и благодать разуметь и толковать Его Слово. Одним словом, «Sola Scriptura» это бесовский и прогнивший от лжи и противоречий тезис, но протестанты свято его держаться. По этой причине ненавидящий ложь и дьявольское обольщение не может быть протестантом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...