Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ 2.. Анализ психической деятельности на разных этапах старения и старости




ЛЕКЦИЯ 2.

Анализ психической деятельности на разных этапах старения и старости

Содержание: новые подходы в исследовании интеллектуально-мнестических способностей пожилых и старых людей. Понятие " когнитивный стиль" и интерпретация психической деятельности в пожилом и старческом возрасте. Геронтопсихология и геронтопсихиатрия в изучении интеллектуальной сохранности и компетентности пожилых и старых людей: взаимосвязи и взаимозависимости.

 

Известно, что общие проявления старения в любой из функционирующих систем организма сказываются в виде возрастного снижения силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности. В свою очередь такого рода общие возрастные изменения определяют и состояние интеллектуальных функций в старости, находят выражение в различных проявлениях снижения психической активности.

Еще в первой половине прошедшего столетия преобладающее большинство психологов рассматривали психическое старение как деструктивный, разрушительный процесс, выражающийся в ухудшении памяти, неспособности к осмыслению окружающей ситуации, в нарастании внушаемости, консерватизма, сварливости, в заострении характерологических черт и пороков, таких, как скупость, недоверчивость, подозрительность и т. д. Но, как оказалось, эта почти однозначная точка зрения, что старость делает человека карикатурным изображением самого себя, не получила подтверждений даже в результатах поперечных исследований, не говоря о лонгитюдных, накопленных к концу 60-х годов. Более того полученные данные свидетельствовали о больших индивидуальных различиях в изменении силы и подвижности психических процессов, было установлено, что на любом из этапов старения среди людей одного и того же возраста обнаруживается большой диапазон показателей, характеризующих состояние интеллектуально-мнестических функций. Также выяснилось, что выведение возрастных норм интеллекта и памяти, опираясь на которые можно было бы судить об уровне интеллектуальной активности индивида по мере достижения глубокой старости, не представляется возможным. Если в детстве хотя бы приблизительно определены нормы интеллектуального развития, то в старости нормы повозрастного ослабления психических функций отсутствуют.

К началу 70-х годов было установлено, что изменения психической деятельности, происходящие в процессе старения, неравномерны и подчиняются определенным закономерностям. По этой причине возрастное снижение психической деятельности представляет собой не простую сумму сдвигов, а новое структурное состояние. К структурным особенностям психического старения относится существенно большая выраженность снижения наиболее сложных (комбинаторных, творческих, интегрирующих, абстрагирующих) видов психической деятельности и относительно большая сохранность тех из них, которые основываются на использовании приобретенного опыта и прочно усвоенного словарного запаса. Но мере старения определяется умеренный сдвиг в сторону снижения психической активности, который выражается в сужении объема восприятия, затруднений сосредоточения внимания, замедлении психомоторных функций.

Большого внимания заслуживают результаты 35-летнего изучения интеллектуального развития взрослых (5000 человек) в возрасте от 25 до 81 года К. У. Шаем (1998) среди широких слоев населения и представителей самых разнообразных профессий от рабочих, служащих самых различных уровней квалификаций вплоть до правительственных структур. Автор поставил перед собой цель:

- выяснить, изменяются ли умственные способности на протяжении взросления однообразно, или в течение жизни существуют различные их соотношения;

- установить момент, в котором достоверно выявляется возрастное снижение интеллектуальных способностей, и определить его величину;

- уточнить когортные различия в выполнении интеллектуальных задач, т. е. существуют ли различия в умственных способностях между поколениями;

- определить стабильность интеллектуальных способностей, оцениваемых психометрическими методами на протяжении взрослой жизни;

- выявить факторы, обуславливающие широкие индивидуальные различия в возрастных изменениях интеллекта взрослых;

- изучить возможности затормозить возрастное интеллектуальное снижение с помощью обучающего воздействия.

Автор делает вывод, что интеллектуальный коэффициент (IQ) не достаточен для понимания возрастных изменений и возрастных различий индивидов или групп. Он подчеркивает, что достоверное снижение интеллектуально-мнестических способностей не выявляется до 67 лет, причем в дальнейшем, вплоть до 80 лет это снижение имеет довольно умеренные значения и происходит не линейно, а ступенчато и по отдельным функциям с различными скоростями, т. е. гетерохронно и гетерокинечно. Различия в интеллектуальном снижении между возрастными когортами, по мнению автора, целиком связаны с фактором образования, а следующие факторы уменьшают риск когнитивного снижения в старости:

- отсутствие сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний, причем те виды поведения, которые ведут к раннему возникновению хронических заболеваний, отражают стиль жизни, неблагоприятный для высокого когнитивного функционирования;

- проживание в благоприятных условиях окружающей среды, как это бывает у людей, характеризующихся высоким социально-экономическим статусом, т. е. образование выше среднего уровня, трудовой опыт, отличающийся высокой сложностью и отсутствием рутины в работе;

- самоотчет испытуемых о гибком личностном стиле в середине жизни наряду с показателями гибкости по объективным оценкам при психометрическом исследовании;

- брак с супругом, обладающим высоким когнитивным статусом, и стремление к повышению собственного интеллектуального уровня;

- удовлетворенность тем, как сложилась жизнь, высказываемая в середине жизни или в ранней старости, что указывает на большую вероятность и удовлетворенностью жизнью в глубокой старости.

К факторам, способствующим более раннему снижению и ослаблению когнитивных способностей, автор относит:

- значительное снижение гибкости в период всего лонгитюдного исследования;

- низкий образовательный уровень;

- принадлежность к мужскому полу;

- низкая удовлетворенность жизненными достижениями.

К. У. Шай установил когнитивное сходство между родителями и их потомством, а также между сестрами и братьями. Он также определил взаимосвязи между окружением, здоровьем, личностными свойствами и различным характером когнитивных изменений во времени, знание которых позволяет осуществлять дифференцированный подход к лечению интеллектуально-мнестических расстройств. Но особенно важным представляется заключение автора о том, что наблюдаемое снижение интеллектуальных возможностей у многих пожилых людей возникает из-за нежелания их использовать активно до самой глубокой старости. Следовательно, можно говорить, что в большом количестве случаев снижение познавательных способностей обратимо. По крайней мере, используя различные формы обучения, автор отмечал улучшение интеллектуально-мнестических возможностей у старых людей, особенно у тех, кто демонстрировал интеллектуальную стабильность, индуктивное мышление и пространственную ориентацию в течение всего времени лонгитюдного исследования.

Созвучным выводам К. У. Шая можно расценивать заключение М. А. Холодной (1997), что работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив по отношению в любым попыткам манипулирования им извне. Человек может вести себя независимо от ситуаций, только в том случае, если он имеет полное и адекватное представление об этой ситуации.

В последние два десятилетия 20 века в изучении интеллекта большое распространение получило т. н. " концептуальное" направление, которое в отличие от измерительной психологии, т. е. основанной на количественных результатах, полученных с помощью различных стандартизированных тестов и шкал, использует интеллект в качестве соответствия индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Представители " концептуальной" психологии определяют интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта.

В геронтопсихологии произошла радикальная смена ряда позиций в понимании природы индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности пожилых и старых людей, что было связано с изучением проблемы когнитивных стилей, исследованием стилевых особенностей когнитивной сферы человека. В результате были пересмотрены критерии оценки индивидуальных интеллектуальных возможностей в пожилом и старческом возрасте.

УВ/умственный возраст  хронологический возраст
Согласно психометрической (тестологической) теории исследования интеллекта, мерой интеллектуального развития является соотношение реального хронологического возраста к возрасту умственного развития, который определялся по количеству правильно выполняемых заданий. Коэффициент интеллекта выводится из формулы =                                        х100%.

УВ (умственный возраст) хронологический возраст
Чем больше баллов получает испытуемый при решении тестовых задач по сравнению с нормой исполнения для своего возраста, тем выше его IQ. Как известно, те личности, которые получали низкие оценки при решении стандартных тестовых задач (шкала Векслера для взрослых), в теориях интеллектуальных способностей признавались интеллектуально несостоятельными. Напротив, в теориях когнитивных стилей утверждалось, что любой показатель степени проявления любого когнитивного стиля - " это хороший" результат, так как мера выраженности того или иного стилевого полюса характеризует эффективность интеллектуальной адаптации данного человека к требованиям объективной действительности.

В широком понимании - когнитивные стили представляют собой индивидуально-своеобразные способы переработки информации об окружении, которые базируются на когнитивном опыте, или умственных (ментальных) структурах, обеспечивающих хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации и отвечающих за воспроизведение в психике познающего субъекта устойчивых закономерных аспектов его окружения. Основное назначение данных ментальных структур - участие в оперативной переработке текущей информации об актуальном воздействии.

В данном стилевом исследовании испытуемый не решает задачи в привычном значений этого слова. Ему предлагается достаточно простая ситуация без каких-либо задачных подвохов и временных ограничений с инструкцией открытого типа, согласно которой испытуемый мог выбрать свой собственный, наиболее удобный и естественный вариант ответа (сделать выбор, оценить, разложить предметы на группы по своему усмотрению).

По мнению Холодной М. А. (1996), в отличие от традиционного исследования индивидуальных интеллектуальных различий, в котором испытуемый заведомо превращался в некий объект, достаточно жестко манипулируемый извне, в стилевом исследовании он выступает в качестве субъекта, имеющего возможность продемонстрировать присущие ему способы восприятия и интерпретации экспериментальной ситуации.

Автор подчеркивает, что когнитивные стили - это другой тип интеллектуальных способностей сравнительно с обычными интеллектуальными способностями, диагностируемыми по показателям успешности выполнения шкалы Векслера.

Особенности интеллектуальной деятельности, обозначаемые как " когнитивные стили", характеризуют индивидуальные различия процесса построения познавательного образа ситуации, ее " ментальной" картины. Как обнаружено, разные испытуемые по-разному ментально " видят" одну и ту же ситуацию и соответственно по-разному на нее ментально реагируют (оценивают, принимают решения, высказывают суждения и т. д. ). Именно эти факты и являются фундаментом когнитивного стилевого подхода.

Когнитивные стили, подчеркивает Холодная М. А., не являются интеллектуальными способностями, если последние понимаются исключительно как готовность быстро находить правильные ответы при решении тех или иных задач, в том числе и тестовых. И они являются интеллектуальными способностями, если последние интерпретируются как субъективный инструмент организации интеллектуальной деятельности.

М. А. Холодная с соавт. (1998) при сравнении стилевых характеристик интеллектуальной деятельности в юношеском (18-26 лет) и пожилом (60-75 лет) возрастах выявила отсутствие различий между этими группами в степени точности идентификации изображений при их сравнении с изображением-эталоном, что, по убеждению авторов, свидетельствует о достаточной сохранности в пожилом возрасте фазы контроля интеллектуальной деятельности, с одной стороны, а с другой, - категориального анализа и синтеза.

Вместе с тем, отмечают авторы, в пожилом возрасте нарастают проявления полезависимости и ригидности, отмечается явная замедленность развертывания ориентировочной фазы интеллектуальной деятельности, т. е. возрастает время подготовки при принятии решения в условиях неопределенности.

Авторы делают вывод, что можно говорить о неоднородности изменений познавательной деятельности в различных возрастных группах, которая, по их мнению, является результатом сложной перестройки психической деятельности, характеризующейся сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом возрастные изменения предполагают формирование компенсаторных механизмов, обеспечивающих возможность функционирования познавательного отражения на новых уровнях его организации.

Таким образом, исследования когнитивных способностей в различные возрастные периоды на новом этапе развития геронтопсихологии подтверждают ранее эмпирически выявленный факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе, который свидетельствует, с одной стороны, о существовании органического единства инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в процессе старения, а с другой, - о формировании мощных компенсаторных механизмов, обеспечивающих при перестройке интеллекта необходимые приспособительные эффекты.

Э. Я. Штернберг (1977), один из первых в отечественной геронтопсихиатрии, заявил, что снижение темпа психической деятельности, в частности, познавательных процессов, относится к тем общим закономерностям, которые проявляются при физиологическом психическом старении и при органических процессах в головном мозгу в старости. Он считал вопрос о взаимоотношениях между возрастными изменениями психической деятельности и особенностями позитивных и негативных проявлений психических болезней в старости главным и очень важным, так как " он практически находится на стыке психопатологии и психологии, т. е. решения проблемы возможности проведения четких границ между явлениями психического старения и снижением уровня психической деятельности, развивающегося вследствие органических заболеваний".

Известно, что в психиатрии давно существует точка зрения, что между психическим старением и проявлениями органической деменции позднего возраста имеются лишь количественные различия и различия в сроках наступления. Более того, по мнению психиатров, разнообразные психические изменения, которые описываются как проявления психического физиологического старения, по существу не отличаются или отличаются только по степени выраженности от психопатологических феноменов, которые возникают как симптомы начальной стадии органической деменции в старости.

По мнению Н. Ф. Шахматова, процессы естественных возрастных изменений в высшей нервной деятельности (ВНД) оказываются в старости тем особым фоном, который определяет специфичность невротических и психопатических проявлений и расстройств.

Х Х Х

В 1970 г. на совещании научной группы ВОЗ по психогериатрическим вопросам было принято считать возраст старше 65 лет началом позднего возраста, хотя убедительного научного, т. е. клинического обоснования для этого нет и до сих пор.

В то же время общеизвестно, что психические расстройства, манифестирующие, т. е. впервые проявляющиеся в возрасте 55-65 лет (инволюционный, пресенильный период), и старческие - в возрасте, свыше 65 лет (сенильный период) - кардинально отличаются друг от друга в психопатологическом отношении. В связи с этим обстоятельством в круг геронтопсихиатрических исследований включаются все психические расстройства этих двух, только условно разграничиваемых периодов позднего возраста, при которых общевозрастные закономерности возникновения, синдромообразования и течения получают особое клиническое выражение.

Психологами предприняты попытки установить психологический возраст человека на основе определенной формулы, исходным моментом которой является субъективное восприятие реализации жизненной программы. Обычно для этого задается вопрос, если содержание жизни (событий прошлого, настоящего и будущего) принять за 100%, то какой процент этого содержания реализован на данный момент? (Абрамова Г. С., 1997). Зная, как человек оценивает сделанное и прожитое, можно установить его психологический возраст, т. е. умножить " показатель реализованности" на то число лет, которое человек надеется еще прожить. Так, если человек склонен думать, что он реализовал свою жизненную программу на половину и предполагает прожить еще до 80 лет, то его психологический возраст рассчитывается по формуле 0, 5х80, т. е. на данный момент ему всего 40 лет (в то время как хронологический, календарный возраст может быть 60-70 лет). В определенном смысле психологический возраст скорее указывает на запас жизнестойкости, направленности на такую продолжительность жизни, которая позволит человеку полностью реализовать свою жизненную программу.

И все-таки для решения конкретных задач патопсихологии и психопатологии пожилого и старческого возраста главным является исследование памяти и ее возрастных изменений. В физиологическом и патологическом ослаблении памяти обнаруживаются несомненные общие закономерности, отмеченные и сформулированные еще французским психологом Рибо в 1881 г.: " раньше всего исчезает память недавних событий; помня хорошо очень отдаленное прошлое, больные совершенно забывают все, что происходило в последние дни, даже в тот же день, за полчаса или за несколько минут. При дальнейшем ходе расстраивается и память давних событий, перепутываются даты, имена, последовательность событий, но еще сохраняется память чувств и антипатий, но затем и память чувств исчезает и остается только память привычных движений, поступков, которая разрушается последнею".

Память - это отражение объективного прошлого опыта, заключающееся в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято. Память слагается из двух актов: из способности запоминания, т. е. сохранения или фиксаций следов воспринятых впечатлений и из способности воспоминания, воспроизведения, репродукции. Память имеет три основные функций:

- запоминание или фиксация;

- сохранение или ретенция;

- воспроизведение или репродукция;

В последние годы в психиатрической и психологической литературе все чаще привлекается внимание к отношению самих пожилых людей к первым признакам возрастного изменения памяти: оно, как правило, спокойное и даже ироническое и редко кого заставляет задуматься о необходимости провести экспериментально-психологическое исследование. Между тем последнее необходимо для наблюдения динамики мнестических изменений, чтобы использовать полученные данные для соответствующей профилактики и замедления ухудшения памяти с помощью психологических тестов, специального тренинга, приема витамино-стимулирующих препаратов, или, что наиболее важно, для ранней диагностики развивающегося сосудисто-церебрального и атрофически-дегенеративного процесса.

Расстройства памяти могут наблюдаться как при усилении (гипермнезия), которое проявляется в необыкновенно развитой способности запоминания, фиксации и воспроизведения определенного материала, так и при ослаблении (гипомнезии) или потери памяти (амнезии), что в пожилом и старческом возрасте наблюдается много чаще.

Существуют два вида памяти:

- кратковременная память - это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению определенного материала через сравнительно короткое время;

- долговременная память - это способность к продолжительному удержанию знаний, сохранения умения и навыков, большого объема информации.

Основным расстройством кратковременной памяти является фиксационная амнезия, при которой страдает способность к запоминанию и удержанию в памяти текущих событий, т. е. происходящих в настоящий момент. Пожилые люди с этой формой нарушения памяти неспособны сохранить события на сколько-нибудь длительный срок. Именно фиксационная амнезия является одним из первых признаков сосудистого поражения головного мозга. Обычно при фиксационной амнезий наблюдается дезориентировка во времени и месте (аллопсихическая дезориентировка).

К извращениям или обманам памяти – (парамнезии) - относятся ложные воспоминания (псевдореминесценции) и конфабуляции, т. е. замещение провалов памяти вымыслами, причем больные уверены, что сообщаемые ими факты действительно имели место. Подобного рода расстройства памяти чаще наблюдаются при атрофических деменциях позднего возраста.

В связи со все более усложняющимся комплексом психологических, психопатологических и социальных проблем людей пожилого и старческого возраста актуальным становится использование различного рода анкет и опросников с целью получить общую количественную характеристику интеллектуально-мнестических возможностей пожилых людей. Обычно комплексная оценка психического статуса дает представление о состоянии сознания, ориентации в месте, времени, собственной личности, о наличии нарушений памяти и речи, счета, письма, способности понимать чужую речь и говорить самому, абстрактное мышление, общее настроение. Конечно, анкеты и опросники не могут быть использованы для постановки психиатрического диагноза, но их использование позволяет оценить текущие нарушения, а также самооценку пожилого и старого человека.

В социальной работе для оценки и выявления степени интеллектуального снижения и деменции (слабоумия), наиболее уместным представляется использование клинико-поведенческой школы:

1. Способность участвовать в беседе: разговорчив - 0; повторяется, ищет синонимы, несловоохотлив - 1; говорит с намеками, легкие ограничения речевого запаса, но охотно вступает в разговор - 2; теряет мыслительную связь, забывает слова - 3; не понимает ошибок, которые делает, несогласованность речи, персеверации (повторение одного и того же слова), неологизмы (выдумывание новых и непонятных слов) – 4; повторяет как попугай, выражается неясно, сильное ограничение речевого запаса -5; молчалив, речевой контакт невозможен - 6.

2. Социальные контакты общителен, активный участник, последовательный в своих контактах и действиях – 0; участвует из-за любезности – 1; нет чувства такта, необщительный - 2; сторонний наблюдатель, путает родственников, временами агрессивный - 3; с трудом узнает близких, а временами свое отражение в зеркале, очень пугливый, подозрительный - 4;. неусидчивый, бесцельно бродит, часто имеет бредовые идеи - 5; ко всему равнодушный, неосмысленный взгляд -6.

3. Внимание: сосредоточенный, впечатлительный, отзывчивый - 0; нуждается в напутствии и руководстве, не может вспомнить дат - 1; пониженное внимание, легко отвлекается, не знает текущий день - 2; неустойчивое внимание, легко утомляется, нет никаких желаний к сосредоточенности, умственной деятельности – 3; внимание невозможно привлечь, непрерывно чистит одежду от воображаемого мусора, не узнает показываемых предметов - 4; внимание может быть привлечено случайно и очень на короткое время - 5; рассеянный - 6.

4. Пространственная ориентация: ориентирован - 0; ориентирован лишь в месте, где находится в данный момент - 1; колеблющийся, нерешительный, теряет вещи - 2; дезориентирован в месте, носит все вещи с собой, перекладывает их с места на место, прячет - 3; телесная дезориентировка, дезориентирован в собственной личности, не знает свой возраст, не может усидеть на одном месте - 4; галлюцинирует - 5; нет никакой мыслительном деятельности - 6.

5. Моторная координация: полностью координированные движения - 0; снижена физическая активность, но может исполнять инструкции - 1; плохая координация, медленные и неустойчивые движения - 2; временами нуждается в посторонней помощи и поддержке - 3; непроизвольные движения, неподвижный, нуждается в помощи - 4; спастичен, нуждается в полной посторонней помощи - 5; не может ходить, поза " эмбриона" - 6.

6. Самообслуживание: может себя полностью обслуживать - 0; нуждается в помощи при личном туалете - 1; необходимо постоянное напоминание о туалете, неаккуратен, забывает умываться, периодически неопрятен мочой - 2; нуждается в постоянной помощи, неопрятен мочой - 3; полностью нарушены физиологические отправления, крайне неопрятен - 4; непредсказуемое поведение, контроль осуществляется через клизму, туалет требует специального материала (пеленки, памперсы и т. п. ) - 5; полная неспособность физиологических отправлений, необходим постоянный надзор, чтобы не образовались пролежни - 6.

7. Питание: может есть сам, поддерживает постоянный вес, может сам приготовить себе еду - 0; нуждается в напоминании об еде, теряет в весе, при приготовлении пищи часто еда приготовляется неправильно (подгорает, отсутствуют основные ингредиенты и т. д. ) - 1;. необходимо еду приготовить, нарезать, иногда избегает есть, оставаясь один, сам не может ничего приготовить - 2; не может пользоваться столовыми приборами, ест руками - 3; жадно ест сладости, крадет еду, прячет ее, теряет вес - 4; нуждается в кормлении со стороны другого человека, ест несъедобные вещи - 5; искусственное питание через зонд, дисфагия (неусвояемость пищи) - 6.

8. Одевание и личная гигиена: очень хорошо следит за своей внешностью, хорошо и по возрасту одет - 0; отказывается следить за своей одеждой, неаккуратный - 1; грязный, заросший, неправильно одет, на одежде следы пищи - 2; неправильно пользуется предметами одежды, не узнает их, носит чужие вещи - 3; одевается только при получении инструкций и с чужой помощью, крайне неряшлив – 4; нуждается всецело от посторонней помощи - 5; должен быть одет другим человеком - 6.

Согласно данной шкале, оценка правильного поведения и интеллектуальной сохранности для каждой категории - 0; нарушения от 1 до 6 указывают на степень выраженности, 6 - самое грубое нарушение. Таким образом, при отсутствии нарушений по всем показателям общая оценка - 0, а при наличии тяжелого расстройства - 48.

По мнению многих геронтопсихиатров, с продвижением возраста, достижения глубокой старости закономерно наступающие органические и психические изменения протекают параллельно с развитием болезненных феноменов, однако интеллектуальные способности в старости больше зависят от исходных дарований, состояния физического здоровья, чем от возраста. При попытках обучения пожилые люди хуже усваивают бессмысленный материал. Если же смысловые связи могут быть понятны, то эффект обучения не уступает таковому у молодых. Решающим является вопрос о мотивации: зачем это нужно изучать, стоит ли оно того? Воспроизведению изучаемого материала препятствует больше свойственная старости неуверенность, скорее нежелание оказаться несостоятельным, чем недостаточная способность к обучению. Постоянно оказывается, что способности, упражнения, здоровье и мотивация гораздо сильнее влияют на процесс обучения, чем возрастной фактор.

Полищук Ю. И. (1994) подчеркивает, что борьба за физическое и психическое долголетие есть прежде всего стремление к продлению периода зрелости, в то время как признание себя старым является существенным фактором старения. Автор предлагает следующие принципы интеллектуальной работы с пожилыми людьми:

- принцип " преодоления себя" предусматривает систематическую тренировку памяти, речи, навыков общения с индивидуальной дозировкой эмоционального и физического напряжения и расслабления;

- принцип компенсации - на основе восполнения дефицита ярких эмоциональных впечатлений, речевой, оценочной, интеллектуальной деятельности достижение утверждения собственного " я", собственной личности и восстановление ослабленного чувства социально-психологической общности " мы";

- принцип социализации - сознательное включение в групповую (клубную) деятельность по интересам как способ защиты людей в старости и от старости, освоение новых общественных ролей в условиях микросоциума как предпосылка к оздоровлению личности пожилых через новый образ их жизни, развитие культурных и эстетических интересов. И в этом состоит, по мнению автора, суть психокоррекционной и психотерапевтической работы с психически здоровыми и психически больными позднего возраста.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Новые достижения геронтопсихологии в изучении психической деятельности пожилых и старых людей.

2. Понятие " когнитивные стили" и их отличие от психометрических методов в исследовании интеллектуально-мнестических способностей в пожилом и старческом возрасте.

3. Раскрыть общее и различие в периодизации пожилого и старческого возраста в геронтопсихологии и геронтопсихиатрии.

Обязательная литература:

1. Полищук Ю. И. Старение личности. // Социальная и клиническая психиатрия. №3, 1994.

2. Холодная М. А. и др. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте. // Психология зрелости и старения, лето, 1998.

3. Шай К. У. Интеллектуальное развитие взрослых. // Психологический журнал, №6, 1998.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Academia, 1997.

2. Бауэр М. и др. Психиатрия, психосоматика и психотерапия. М.: АЛЕТЕЙА, 1999.

3. Холодная М. А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтение или " другие" способности. // Психологический журнал, №1, 1996.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...