Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ 10.. Методические рекомендации социальным работникам, осуществляющим социальное обслуживание пожилых и старых людей в домашних условиях




ЛЕКЦИЯ 10.

Методические рекомендации социальным работникам, осуществляющим социальное обслуживание пожилых и старых людей в домашних условиях

За прошедший 10-летний период, вопреки всем социально-политическим, финансово-экономическим, национально-этническим и другим катастрофам в нашей стране, можно с большой убежденностью говорить о том, что в Российской Федерации сложилась достаточно эффективная система социальной помощи и социального обслуживания различных категорий населения, оказавшихся малоприспособленными к новым жизненным условиям. Необходимо с огромной благодарностью оценить работу целой армии социальных работников различного уровня, которые не только помогают пожилым и старым людям, но и спасли многим старикам жизнь в самом прямом смысле в эти страшные и голодные для них годы.

Л. В. Топчий справедливо отмечает, что " особое значение в совершенствовании социального обслуживания приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности".

В то же время очевидно, что социальная работа с пожилыми и старыми людьми, как она проводится сегодня, уже исчерпала свои возможности кардинально изменить положение населения старших возрастов в лучшую сторону, несмотря на высокий профессионализм социальных работников, их искреннее желание и стремление скрасить и облегчить нищенскую старость большей части населения старшего возраста, да к тому же, " чтобы это одновременно не приводило к ущемлению интересов других нуждающихся в социальной поддержке категорий населения".

Зайнышев И. Г. с соавт. (2000) рекомендует в социальной работе при разрешении личностных проблем придерживаться следующих принципов:

- системный подход при анализе и решении личностных проблем;

- соответствие инструментария конкретно решающим проблемам;

- опора на физические и духовные ресурсы клиента;

- контроль действенности применяемого инструментария;

- коррекция содержания, форм и методов в процессе работы.

Авторы убеждены, что лишь в совокупности эти принципы обеспечивают эффективность решения социальных проблем.

Обращаясь непосредственно к деятельности социальных работников, совершенно естественно следует признать, что главными составляющими их инструментария являются:

- непосредственное общение с обслуживаемым старым человеком;

- регулярное и своевременное обеспечение тех социальных услуг, которые определены законодательством Российской Федерации.

Общеизвестно, что наиболее уязвимой областью в социальной работе является непосредственное общение социального работника со своим пожилым или старым клиентом. Как отмечают сами социальные работники, так и большинство психологов, оценивающих их деятельность, необходимость вести долгие разговоры с клиентами старческого возраста представляется чуть ли не профессиональной вредностью, но еще более обременительным является неумение достойно и уважительно прекратить разговор и распрощаться с пожилым человеком, не обидев его при этом.

Действительно, умение слушать - это большое искусство, и оно требует определенных навыков и опыта, а в конечном счете является показателем профессионализма. Поэтому от того, как пройдет первая встреча и первое знакомство, а также первая беседа, зависят будущие взаимоотношения и привязанности.

Время, отведенное для обслуживания клиента (в пределах 1 часа), при первой встрече должно быть полностью представлено старому человеку для того, чтобы он мог высказать все свои желания и требования к центру социального обслуживания, с которым он заключает договор о социальной помощи на дому. В течение всего этого времени социальный работник должен оставаться пассивным слушателем, попросив лишь разрешение по ходу разговора делать кое-какие записи в своей записной книжке или блокноте, чтобы " не забыть главное". При этом обязательно нужно внимательно следить за пожилым человеком, за его реакцией на эту просьбу: откликнется ли, обрадуется ли, что и молодой сотрудник тоже " может что-то забыть", отметит ли у себя такой же недостаток, или, напротив, не обратит внимание, " отмахнется как от чего-то мешающего сосредоточиться", а может быть и проявит явное неудовольствие. Эта эмоциональная реакция уже является для социального работника первым ориентиром личностных особенностей старого человека. В то же время, это первое свидетельство о том, как будут складываться дальнейшие отношения: необходимо ли четко и педантично исполнять все заказы или при определенных обстоятельствах " можно будет расслабиться" в зависимости от первоочередности исполнения заказов других клиентов.

При первой встрече желательно не делать никаких резких замечаний, отказаться от уточнений, комментариев, излишне обстоятельных расспросов; нужно только внимательно слушать и также внимательно наблюдать за поведением пожилого человека, его способностью четко выразить свою мысль, сформулировать свои желания и ожидания от социальной помощи. Обязательно нужно обратить особое внимание на то, высказывает ли он при первой встрече недовольство своими близкими, соседями, другими лицами из его ближайшего окружения; насколько многоречив, какова эмоциональная реакция (плаксив, слабодушен, раздражителен, суетлив, или, напротив, навязчиво, льстив и услужлив). Следует запомнить, что ни один человек, как бы словоохотлив не был, в свободной беседе, когда ему представлена возможность, впервые полностью высказаться, обычно укладывается в 20-30 минут, так что сам же не выдерживает своего монолога и в конце концов предлагает перейти к обсуждению деталей будущего взаимодействия. Если же монолог затягивается и не предвидится его окончание, то совершенно адекватным является за 15-20 минут до истечения срока, выделяемого на обслуживание одного клиента, спокойно и уважительно попросить разрешение прервать рассказ, при этом предложив запомнить, на чем прервалась беседа и продолжить ее в следующее посещение, успокоив, что с удовольствием выслушает все, что старый человек захочет сообщить о себе. Здесь нужно точно объяснить клиенту, сколько времени ему будет уделяться по имеющемуся графику и предложить сделать первую заявку на конкретные услуги, которые необходимо исполнить к следующей встрече.

Как известно, первая встреча в любом возрасте переживается очень эмоционально, тем более в пожилом и старческом возрасте и в столь критический для старого человека момент. Поэтому ни в коем случае не нужно настаивать на том, чтобы старый человек сразу же определился со всеми своими потребностями и решил, что ему необходимо, а от чего он может отказаться. Такая жесткая постановка вопроса может насторожить старого человека, особенно если к тому же есть снижение слуха или зрения, в чем не всякий хочет сразу признаться, а некоторые вообще отвергают наличие сниженного слуха или зрения и даже сердятся, когда с ними говорят слишком громко.

Обязательным правилом должен быть отказ от устного перечисления тех социальных услуг, которые социальный работник обязан оказывать старому человеку. Уже давно пора повсеместно перейти к перечню услуг в виде буклета, красочно и очень разборчиво оформленного, чтобы старый человек мог спокойно, оставшись один, просмотреть весь список, критически оценить, сравнить стоимость платных услуг и своих материальных возможностей и посоветоваться с близкими людьми, Этот перечень услуг, обязательных и сверхположенных платных, должен содержать исчерпывающую информацию о ЦСО, руководителях, с которыми он может связаться при необходимости, обязательна и информация о всех развлекательных мероприятиях, проводимых в центре.

Во время первой встречи необходимо предложить старому человеку самостоятельно определить время и день посещений и уточнить, на сколько строго будет соблюдаться установленный пожилым человеком график посещений. Затем нужно в его присутствии проверить свой график посещений других клиентов, не совпадает ли случайно выбранное старым человеком время с уже имеющимися встречами. Если выявилось совпадение, то тут же необходимо совместно обсудить возможности переноса на другое свободное время и здесь инициатива должна исходить только от социального работника, чтобы не нарушить права других клиентов, с которыми он уже работает.

При таком совместном обсуждении деталей будущего обслуживания со стороны старого человека не может возникнуть никаких обид и недоразумений, в первую очередь потому, что полностью соблюдены его интересы и интересы других клиентов-сверстников.

Далее, прежде чем взять заказ на покупки продуктов, нужно поинтересоваться, когда пожилой человек в последний раз делал их самостоятельно, в курсе ли цен на рынке и в магазине и вообще наслышан ли о ежедневном изменении цен в сторону их повышения и т. д. Это особенно важно, чтобы социальный работник составил себе общее впечатление об интеллектуально-мнестических способностях своего клиента и хотя бы мог предварительно оценить степень выраженности снижения или, наоборот, убедиться в их полной сохранности. Следует всегда помнить, что сами по себе интеллект и память не имеют прямую связь с ориентацией в повседневных бытовых делах, причем это прослеживается даже у старых людей с нарушенными когнитивными способностями. Так, по данным А. Миличевич-Калашич и соавт. (1997), среди обследованных, ими старых людей оказалось 35, 1% не справлявшихся с основными арифметическими действиями, а 54, 5% были не способны к логическому мышлению, но только 7, 4% не знали, как вскипятить молоко, и 10, 7% не умели измерить температуру.

Первая встреча должна закончиться в точно определенный срок, ни раньше, ни позже, чтобы старый человек в свою очередь осознал, что кроме него есть и другие клиенты, ждущие своего часа посещения социального работника. При прощании следует еще раз повторить совет обдумать более серьезно и детально, что хочет получать клиент в первую очередь, определить самую значимую для него услугу.

Х Х Х

Взаимоотношения, устанавливаемые между социальным работником и старым человеком, должны быть аналогичны взаимоотношениям между врачом и пациентом. Идеальным следует признать обращение друг к другу по имени и отчеству, полностью исключить как со стороны социального работника, так и клиента, фамильярности в обращении, типа " ты", " бабушка, дедушка, доченька, внучек" и т. п. Общеизвестно, какая бы возрастная разница не была между врачом и пациентом, последний никогда не позволит себе обратиться к врачу слишком фамильярно, используя лишь имя. Именно такой характер взаимоотношений прежде всего повышает значимость социальной помощи, оказываемой социальным работником, в глазах старого человека, а с другой стороны, подчеркивает, что это " не мальчик или девочка на побегушках”, а специалист, выполняющий свои профессиональные обязанности. Среди теперешней когорты пожилых и старых людей, в основной своей массе людей со средним образованием, имевшим в прошлом достаточно высокий социальный статус, очень часто фамильярнее обращение " мать, отец, бабушка и дедушка" воспринимается не только как неуважительное, но даже унизительное и оскорбительное. Вообще нужно уже проникнуться пониманием, что подобного рода обращение возможно лишь в отношении близких, - кровных родственников. Само собой понятно, свои особенности имеются в различных регионах, где большую роль играют местные обычаи, национальные традиции и религиозные догмы в межличностных отношениях между различными поколениями, которые должны учитываться социальными работниками.

Для каждого социального работника должно быть незыблемым правилом - уважительное отношение ко времени встречи с пожилым человеком.

Аккуратность со временем должна стать привычкой, " второй натурой", нужно всегда стремиться быть пунктуальным и педантичным при выполнении всех договоренностей со старым человеком, если даже эти личностные качества не присущи самому социальному работнику, их необходимо в себе культивировать и потому, что это-один из основных показателей профессионализма. Само собой понятно, что быть всегда очень четким во времени в социальной работе не только трудно, но порою просто невыполнимо из-за очередей в магазине, поиске места, где продукты по-дешевлее, очереди в поликлиниках, нерегулярного транспорта и многих бытовых мелочей, которые усложняют выполнение непосредственных обязанностей. Однако речь в данном случае идет о несобранности, легкомысленности, да просто из-за молодости, которая еще не накопила жизненного опыта беречь время, поэтому никогда нельзя забывать, что социальная работа, как и любой другой вид деятельности, требует добросовестного отношения. Каждый давно работающий в этой сфере сотрудник знает, что предпочтительно не устанавливать очень строгие и жестко регламентированные сроки посещений, гораздо проще в последующие встречи обсудить вопрос о более широком временном диапазоне, например, плюс-минус 0, 5-1 час. Необходимо обязательно уточнить хотя бы в общих чертах возможности переноса времени встречи или замены другим днем при возникновении неожиданных обстоятельств, независимых от воли социального работника. Если старый человек отвергнет даже гипотетическую возможность изменения времени посещения, то нужно запомнить во избежания возникновения разного рода осложнений - к этому старому человеку нужно приходить всегда вовремя, урегулировать что-то можно только при добровольном согласии старого человека, точно также нужно относиться и к проявлению собственной инициативы в исполнении заказов клиента. Инициатива возможна, если принимается благосклонно старым человеком, тем более нельзя навязывать свои убеждения и взгляды, что " полезно и что неполезно для старого человека".

Совершенно недопустимо позволить себе " забыться", " заболтаться", " увлечься разговором" до такой степени, чтобы забыть исполнение всего объема социальной помощи, а потом " спохватиться, все делать на бегу, суетиться" и т. д. Это может пройти незамеченным или быть прощенным один-два раза, но если это станет привычкой, обычной формой поведения социального работника, то можно не сомневаться, что избежать будущих недоразумений вряд ли удастся.

Отличительной особенностью социального работника в общении с пожилым и старым человеком должна стать доброжелательная заинтересованность ко всей долгой жизни, проявлять самое живое участие к прошлому, если только сам старый человек хочет о нем поведать, причем всегда интересоваться только позитивными воспоминаниями, вовремя гасить, уходить от разговора о негативных событиях в жизни старого человека, переключать его внимание на возможности положительного разрешения теперешних нужд. И во всех случаях необходимо поддерживать в старом человеке уверенность, что жизнь прожита " не зря".

При всех доброжелательных и доверительных отношениях нужно избегать слишком большой близости, нужно всегда иметь определенную грань, черту, за которую переходить нецелесообразно, взаимоотношения со старым человеком не должны быть фамильярными, иронически-покровительственными и уж тем более покровительственно-пренебрежительными. Опыт показывает, что при таких взаимоотношениях у старого человека постепенно накапливается обида (чаще всего не заметная для социального работника), которая может выплеснуться в совершенно неожиданной для последнего форме, разумеется, весьма неприятной для него.

Еще более недопустимым является желание поделиться с пожилым человеком своими семейными или, что еще хуже, служебными неприятностями. Как врач, который жалуется на собственные болезни своим больным, не может рассчитывать на полное доверие в правильности предлагаемого им лечения, так и социальный работник не может внушать чувство защищенности и надежности у старого человека, если этот работник при своей молодости и здоровье (особенно ценное в глазах клиента) не может справиться сам со своими проблемами.

Следующее правило - полная откровенность и полная информированность обо всем, что касается выполнения просьб и поручений старого человека. Вообще выполнению именно этого правила особое внимание уделяют английские специалисты. " Так старики крайне огорчались и даже впадали в депрессию, если не имели сведений о результатах рассмотрения их заявки в разумные сроки или ничего не знали о ее продвижении. Это провоцировало у них чувство беспомощности и бесправности. В целом внимательное отношение к нуждам и желаниям стариков, высказываемые им уважение и заинтересованность, производят на них глубокое впечатление. Для того, чтобы такое отношение стало непременной частью общения социальных работников, требуется умение и сочувственное отношение. Следует помнить, что проявляя интерес к мелочам повседневной жизни, которые так важны для старых людей, предлагая им выбор, необходимо способствовать самостоятельности и активности хотя бы в делах обыденных, повседневных, что будет способствовать формированию и укреплению в них чувства комфорта и благополучия (Ф. Парслоу и соавт. 1997).

Существенным моментом в социальной работе и в общении со старыми людьми является умение задавать вопросы, и тут главным является интуиция, умение наблюдать за поведением старого человека в каждый конкретный момент, так как дать какую-либо схему задавания вопросов невозможно. Важным является самочувствие старого человека, его желание отвечать на вопросы, общий эмоциональный настрой. Вообще нужно учиться улавливать состояние, когда можно задать вопрос, а когда лучше воздержаться, кстати, такое умение - тоже один из основных показателей профессионализма. Предпочтительно не задавать прямых вопросов, а выяснять интересующие социального работника и необходимые для лучшего и более эффективного обслуживания пожилого человека какие-то дополнительные сведения и детали постепенно, по мере дальнейшего общения и взаимодействия. Особенно нужно избегать назойливости и бестактности при расспросах о неприятных и волнующих старого человека событиях из его прошлого, вообще нужно как можно больше и дольше предоставлять возможность старому человеку говорить самому, вспоминать, обсуждать события, в которых он был " на высоте", исполнял положительную роль. Во всех случаях нужно с осторожностью, исподволь подводить старого человека к необходимости самому разобраться в своих проблемах и выделить наиболее значимую для него в данный момент, чтобы обсудить планы разрешения совместными усилиями.

Другое немаловажное условие - никогда не осуждать, не критиковатьповедение клиента, тем более занимать какую-либо сторону в его конфликтах с родственниками или соседями, особенно если этот конфликт длится с давних времен, еще задолго до знакомства с социальным работником. Конечно, если речь не идет о реальном физическом или моральном насилии над старым человеком. Но в подобных случаях в первую очередь нужно уведомить непосредственное руководство центра социального обслуживания, а также участкового врача и милиционера, при необходимости психолога, психиатра (на предмет экспертизы) для комплексного решения данной проблемы.

Х Х Х

В психологической литературе очень много пишут, что нередко единственным человеком, с которым общается старый клиент, есть социальный работник, обслуживающий его в домашних условиях. Такое утверждение по меньшей мере представляется несколько преувеличенным, так как полная социальная изоляция наблюдается в пожилом и старческом возрасте крайне редко, причем обычно - это активная самоизоляция, т. е. по инициативе самого старика. Поэтому в каждом конкретном случае нужно выявлять внутренние и внешние причины одиночества, привлекая к этому по возможности геронтопсихолога и геронтопсихиатра. Как известно, с одиночеством легче справляются люди, которые всю жизнь были одинокими, нежели те, кто стал одиноким только в старости. В отношении этих людей будет и совершенно различная психологическая и психиатрическая тактика. Роль самого социального работника скорее заключается в налаживания прежних добросердечных отношений с другими родственниками, оживить потерянные связи со старыми приятелями, попытаться уладить недоразумения с соседями, стараясь пробудить в последних сочувствие и терпимость к старому человеку.

Однако в любом случае не стоит забывать, что старый человек получает удовольствие от общения не как пассивный слушатель, а напротив, как активный рассказчик, нередко претендующий на лидерские позиции в силу своего возрастного превосходства, желая давать советы, делиться жизненным опытом, поучать, морализировать и т. д. В этих случаях нужно с пониманием, уважением и доброй снисходительностью относиться " маленьким слабостям", стараясь действительно извлечь для себя что-то полезное из житейских поучений, спокойно и доброжелательно слушая и никогда не вступая в бурную полемику о том, что " сейчас совсем другое время, совсем другая жизнь! ". В этом и заключается психотерапевтическое предназначение социального работника. Хороший психотерапевт для старого человека - тот, кто соглашается выслушать его " до конца", особенно когда это касается нравоучений.

Довольно часто социальному работнику приходится сталкиваться с повышенными претензиями своих пожилых клиентов, с капризностью и даже откровенным иждивенчеством, со стремлением переложить на плечи социального работника всю домашнюю работу, с которой могут самостоятельно справиться без ущерба для своего здоровья. В подобных случаях не нужно сразу возмущаться, отказываться в грубой форме, а сначала необходимо внимательно разобраться, что стоит за капризностью и завышенными требованиями старого человека. Возможно, для него более значимым является непосредственное общение с социальным работником, желание поговорить, обсудить те или иные местные и общественные события, поделиться впечатлением об очередном сериале, или желание вместе почитать, послушать любимые мелодии, поделиться воспоминаниями, показать многочисленные фотографии, свое рукоделие и т. п. Нельзя забывать о том, что довольно часто старые люди обращаются за социальной помощью не столько из-за тех или иных услуг, сколько из-за желания иметь моральную и коммуникативную поддержку, а покупка и доставка продуктов - всего лишь повод, который в первую очередь принимается во внимание при взятии на социальное обслуживание. В таких случаях нужно совершенно по-другому планировать работу с такими старыми людьми, уделяя большую часть отведенного времени на непосредственное общение со старым человеком, который, как правило, сам избирает форму контактов. Это чаще всего относится к пожилым и старым людям с достаточно высоким образовательным уровнем и кругом интересов, увлечений, например, бывшие учителя, служащие и т. д.

Если же капризы старого человека, его несообразные действительности требования невозможно объяснить ни чем иным, как рентными установками и отношением к социальному работнику как бесплатному слуге, то в подобных случаях необходимо очень четко и достаточно твердо посоветовать клиенту вновь изучить перечень социальных услуг, которые государство в лице системы социального обслуживания предоставляет своим нуждающимся гражданам бесплатно, а все, что сверх положенного, он может получить в соответствии с установленными расценками и правилами.

Само собой разумеется, что при этом нужно быть очень сдержанным и проявлять самое явственное уважение к желаниям старого человека, которые могут быть выполнены на установленных законом условиях. В таких случаях нельзя отступать от своей принципиальной позиции, чувства собственного достоинства и полной убежденности в правильном исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Конечно, при определенных обстоятельствах, связанных с внезапным ухудшением здоровья старого человека, можно сделать значительно больше из сострадания и сочувствия, но это не должно стать повседневием, чтобы не способствовать развитию " заученной беспомощности" как средства достижения дополнительных благ и услуг, " нужно не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения... стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни" (Краснова О. В., 1998). При этом стоит почаще объяснять суть социальной работы, основного направления деятельности социального работника - активизации самого старого человека, помочь ему как можно дольше сохранять независимость в самообслуживании, освобождая его от более утомительных и жизнезатратных действий. Такая беседа должна проводиться в уважительном тоне, без криков и обвинений, убеждая, что социальный работник - это друг, компаньон, а не банальный слуга. Такая позиция социального работника исключает обострение взаимоотношений и возникновение конфликта, так как необходимая помощь оказывается в полном соответствии с законодательством. В противном случае - необходима помощь психолога и психиатра, так как речь идет уже о внутренних причинах, которые нужно нейтрализовать либо психологическими беседами, либо соответствующим психиатрическим лечением.

Важным представляется и необходимость откровенного объяснения, что социальный работник не может разрешить все проблемы старого человека, что он не обладает такими социальными полномочиями и механизмами, но он может помочь реагировать на эти проблемы более адекватно, по-другому, менее болезненно и менее эмоционально. Особенно важно дать понять, до какой степени хватает компетентности социального работника в решении экономических, соматических и психологических проблем пожилого человека.

Нужно взять за правило воздерживаться от опрометчивых обещаний, предпочтительнее, выслушав просьбу пожилого человека со всей внимательностью, попросить время для того, чтобы посоветоваться со своим непосредственным руководством или привлечь других специалистов, более компетентных в вопросах, волнующих старого человека. Вообще во всех сложных ситуациях нужно использовать весьсвой авторитет и влияние, чтобы убедить клиента проконсультироваться у соответствующих специалистов (адвокатов, юристов, нотариусов, врачей различных специальностей, психологов, психиатров и т. д. ). Однако, при этом не следует забывать, что если человек не представляет опасности для себя и окружающих, никто не может лишить его выбора - отказаться от предложенной помощи или принять ее. Более сложная ситуация складывается при наличии высказываний о нежелании жить и мыслях о смерти. Конечно, идеально уговорить обратиться к психиатру, но в любом случае необходимо проинформировать своего непосредственного руководителя.

Н. Ф. Шахматов подчеркивал, что индивидуальная повседневная деятельность имеет огромное значение в наполнении жизни социальным смыслом в старости. Если на первых порах, по мнению автора, это сохранная или частично сохранная общественная деятельность, то на последующих этапах речь может идти только о тех или иных формах повседневной занятости. Самое распространенное заблуждение, утверждал Н. Ф. Шахматов, состоит в том, что эту занятость легко организовать. Попытки искусственно возбудить у старика интерес к хобби, различного рода развлечениям обычно оказываются безрезультатными, что зачастую приводит социальных работников в недоумение и вызывает обиду, " мы столько стараемся, а им все равно". И тем не менее следует сообщать о всех развлекательных программах и мероприятиях, организуемых центром социального обслуживания, а если старый человек пожелает принять участие, необходимо приложить все усилия, чтобы он мог реализовать свое желание. Вообще следует отметить, что вся празднично-развлекательная деятельность центров социального обслуживания есть ни что иное как самая действенная форма психотерапевтического воздействия на население всех возрастов, но особенно на пожилых и старых людей. Общеизвестно, какую высокую оценку дают они этому направлению социальной работы, с какой непосредственностью и детским восторгом рассказывают о своем участии и делятся своими впечатлениями, именно " проблеме досуга, его влиянию на благоприятное течение последних лет жизни" (Ташева А. И., 1999) должно уделяться очень большое внимание. При организации досуга можно использовать такие групповые сеансы психотерапии, как музыкотерапия, т. е. использование определенных музыкальных произведений (ретро-стиль, классика и т. п. ) в лечебных целях, чем достигается прежде всего эмоциональное отреагирование и эмоциональная активизация, положительный релаксирующий и коммуникативный эффект, а также пробуждение созерцательности, философского отношения к жизни, развитие нового мировоззрения и т. д. В свою очередь организация досуга должна не только преследовать цель разнообразия всех развлекательных мероприятий, но и расширение аудитории, привлечения, не только старых людей, посещающих дневные отделения, но и обслуживаемых в домашних условиях, а также привлечение тех представителей пожилого и старческого возраста, которые не нуждаются в социальной помощи и обслуживании, но нуждаются в интересном и разнообразном времяпрепровождении, особенно если это еще и близко от дома.

Х Х Х

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми принципиально отличается от других направлений, например, работы с детьми, инвалидами молодого и зрелого возраста, семьями. Основным отличием является ограниченность возможностей активизации старых людей, зачастую с трудом выполняющих самый минимальный объем самообслуживания. Принцип активизации и пути его реализации полностью зависят от конкретных возможностей и потребностей индивида или группы. Те, кто ставит себе целью вселять уверенность в других, заставить их поверить в свои силы, должны обладать умением дать шанс тем, с кем они работают, осознать эти силы.

Существенным фактором, осложняющим, а иногда и препятствующим успешному осуществлению, и реализацию социальной работы с пожилыми и старыми людьми, является большая возрастная разница между ними и основной массой социальных работников.

Теоретики социальной работы и психологи много пишут об эмпатии и требуют, чтобы социальные работники обладали этим чувством, и последнее чуть ли не является, по их мнению, определяющим показателем профессиональной пригодности.

Российский энциклопедический словарь " Социальная работа" (1997) определяет эмпатию как " особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании ему, постижении его эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в его переживания… Эмпатия проявляется не в рациональном осмыслении проблем человека, а в стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы, ситуация не столько " продумывается", сколько " прочувствывается" (аффективное " понимание" ). Эмпатия предполагает понимание любого переживаемого другим человеком чувства, проявляемого как в положительных, так и отрицательных эмоциях". Определение очень сложное и малопонятное, однако в упрощенной форме эмпатию можно выразить как необходимость на время исполнения профессиональных обязанностей социальному работнику в возрасте 25-30 лет (средний возраст основном массы социальных работников) обладать душой 75-80-летнего старика. Но ведь это невозможно! Как нельзя требовать от ребенка 5-ти лет вчувствоваться в переживания 10-летнего, а от последнего - понять и прочувствовать переживания 15-20-летнего юноши, тем более понять его положительные и отрицательные эмоции. Кстати, одной из самых многочисленных жалоб социальных работников является то, что им часто приходится слышать от старых клиентов упреки в их молодости, даже какой-то неприкрытой зависти к их более молодому возрасту, не секрет, что нередко старые люди отказываются от обслуживания слишком молодым сотрудником. Понять старость, конечно, можно лишь в одном случае - стать самому старому и накопить весь жизненный опыт, позитивный и негативный, чтобы сопереживать другому старому человеку. Однако погасить недоверие старого человека, его настороженность к молодому социальному работнику можно одним единственным способом - проявляя восхищение уже самим фактом, что человек дожил до старости, проявляя совершенно искренний интерес к событиям этой долгой жизни, которая совершенно естественно не могла быть только благоприятной, а вобрала в себя не только личные события положительные и отрицательные, сделав старого человека соучастником всех исторических событий, происходивших в мире в этот период.

Именно такое доброжелательное отношение к старым людям как носителям национальных традиций, уважение старшего поколения позволяет социальному работнику завоевать доверие старого человека и желание совместного сотрудничества.

Как известно, существует два основных подхода или направления в социальной работе с пожилыми и старыми людьми.

1. Сторонники первого подхода считают, что все клиенты одинаковы. Разница заключается лишь в характере и степени их немощности и необходимых услугах, поэтому вся социальная работа должна исходить из этих особенностей клиентов старческого возраста. Потребности старых людей могут различаться по типам (отсутствие продуктов, невозможность приобрести их самостоятельно, плохое неблагоустроенное жилище или его полное отсутствие, недоступность медицинской помощи) и по степени (необходимость оказания полного объема помощи или в каких-то отдельных сферах, самой минимальной, от долгосрочной до кратковременной). Исходя их этих вполне определенных категорий могут планироваться и осуществляться конкретные меры социальной помощи.

2. Сторонники второго подхода в основу социальной работы кладут различие, а не сходство пожилых людей. Согласно этой точке зрения, клиенты пожилого и старческого возраста должны рассматриваться прежде всего как индивиды, личности, чьи неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания, так что планировать действия нужно в каждом конкретном случае, а не для целых категорий пожилых людей. Совершенно очевидно, что для реализации такого подхода необходима разносторонняя профессиональная подготовка, " широкий диапазон мастерства", т. е. научный и творческий подход.

Вне всякого сомнения, качество социальной работы не зависит от того или иного подхода, в любом случае добросовестное исполнение трудовых обязанностей является единственным мерилом профессиональной пригодности социального работника.

Возникновение естественного чувства благодарности со стороны обслуживаемого старого человека за оказываемую помощь и поддержку, а со стороны социального работника - сочувствия и доброжелательной заинтересованности, осознания своей собственной значимости и необходимости в решении самых разнообразных проблем нуждающегося человека, приобретение опыта и профессиональных знаний и есть, то гармоничное сочетание спроса и предложений, к которому стремится вся система социального обслуживания.

Рекомендуемая литература:

1. Компли М. Учиться слушать (азбука общения для работающих с пожилыми людьми). М.: Рандеву - АМ, 1999.

2. Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним. //Психология зрелости и старения, весна, 1998.

3. Пути пожилых: развитие практической помощи пожилым. //Хелп-Эйдж интернешнл, февраль, июль, октябрь, 1999.

4. Технология социальной работы /под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Владос, 2000.

5. Энциклопедия социальной работы. М.: АО " 3орис", 1994, т. 2.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...