Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценовая эластичность спроса и предложения




Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, т.е. число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате изменения другой на 1%.

Уровень (степень) ценовой эластичности спроса (предложения), т.е. роста (предложений) на изменение цены товара, можно измерить припомощи коэффициентов эластичности (Э) по следующим формулам:

1. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене:

, (10)

где: EA – коэффициент прямой эластичности спроса по цене данного товара; % QA – изменение объема спроса в % на товар А; % PA – изменение цены в % на товар А; ΔQ=Q2 –Q1; Q1- объем продажи по старым ценам; Q2 - объем продажи по новым ценам; ΔP=P2 - P1; Р1 - старая цена товара;P2 - новая цена товара.

Если EA>1, то спрос эластичный, т.е. даже небольшое изменение цены приводит к большому изменению объема спроса. Если EA<1, то спрос не эластичный, т.е. даже большое изменение цены не приводит к значительному изменению спроса.

В краткосрочном плане для производителя или продавца выгодно, чтобы спрос был эластичным. В длительной перспективе для производителя выгоден неэластичный спрос, поскольку он позволяет манипулировать ценой в широком диапазоне.

2. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, как меняется цена на другой товар, т.е. есть ли у данного товара дополняющие или взаимозаменяющие товары. Рассчитывается по формуле:

, (11)

где: EAВ – коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене; ΔQA%- изменение спроса в % на товар А; ΔPB% - изменение цены в % на товар В.

Если EAВ >нуля, то товары Аи В – взаимозаменяемые; если EAВ <нуля, товары Аи В – взаимодополняемые; если EAВ = нулю, товары Аи В - независимые.

3.При прогнозировании спроса на товар важно учесть, какова будет его динамика, если изменится доход покупателя. Для этого используется коэффициент эластичности спроса по доходу:

(12)

где: ER - коэффициент эластичности спроса по доходу; ΔQ% - изменение спроса; ΔR% –изменение дохода покупателя.

Если ER <0, товар - низкокачественный, с изменением дохода спрос на него снижается. Если ER >0, то товар – нормальный, т.е. с ростом дохода покупателей увеличивается спрос. Если 0 < ER и < 1, то мы имеем дело с товаром первой необходимости. Если ER > 1, то перед нами предмет роскоши, для которого нет ценового предела.

Аналитические исследования показывают, что различные товары по-разному реагируют на изменение цены. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости (жилье, электроэнергия и т.д.), товары, которым нет или почти нет замены (молоко, хлеб, лекарства, медицинские услуги); товары относительно недорогие (соль, спички); товары, приобретаемые покупателем из-за отсутствия выбора.

В своей деятельности предприниматель должен учитывать, что чувствительность потребителей к ценам и их реакция на ценовые изменения зависит от психологических и экономических факторов. Например, эластичность спроса от цен будет ниже в следующих случаях:

- товар не имеет аналогов;

- покупателю не известны или мало доступны товары-заменители;

- покупателю сложно сравнивать качественные характеристики товаров-заменителей;

- затраты покупателей на товар составляют небольшую часть их бюджета;

- потребитель может часть затрат на приобретение товара (или услуги, например, медицинское обслуживание) разделить с кем-то (фирмой, страховой компанией);

- продукт используется в системе с ранее приобретенными (базовыми) (прикладные программы к PC);

- товар относится к категории «предметов первой необходимости»;

- товару приписывают лучшее воздействие на здоровье потребителя, большую экологическую чистоту и престиж;

- товар не подлежит длительному хранению.

Если фирма проводит исследования возможного рынка сбыта новых товаров, то для расчета эластичности спроса можно проанализировать данные выборочного статистического исследования спроса на новый товар или экспертные оценки.

Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены. Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает решение о повышении цены так, чтобы его финансовое положение не ухудшилось совсем или ухудшилось незначительно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...