Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группировка эксплуатационных расходов




Планирование и учет расходов на жел.дор.транспорте как и в промышленных предприятиях производится по отдельным элементам затрат.

Перечень затрат и их удельный вес (в среднем)

Наименование расходов Удельный вес
       
Заработная плата 20,7 21,8 17,5  
Отчисления на соц нужды 7,5 8,5 6,3  
Топливо 5,5 4,9 5,3  
В т ч для локомотивов 4,4 3,7 4,2  
Электроэнергия 6,4 8,7 7,2  
В т ч на тягу поездов 6,2 7,3 6,0  
Материалы 6,4 7,3 7,5  
Прочие материальные 7,4 7,1 8,7  
Амортитзационные отчисления 29,8 29,0 32,0  
Прочие расходы 6,2 3,5 4,2  

Всего 100 %

Если до 90-х годов наибольший удельный вес составляла (до 60%) зарплата и была первой по величине. По этому элементу расходов учитываются все виды оплаты труда рабочих и служащих, лиц не состоящих в штате,за работы относящиеся к деятельности хоз.единиц. Но этот удельный вес постоянно снижается, в 2001 году уменьшение достигло 17%.Различна она и по хозяйствам,наибольшая в хоз-ве движения –40 %,наименьшая – в хоз-ве пути –20 %.

В настоящее время первой по величине являются амортизационные отчисления и составляют более 30%.

Причиной является рост материально-технической базы, внедрение новой техники.

По элементу «материалы» учитываются стоимости материалов,потребляемых для эксплуатации,независимо от способа их заготовки и приобретения.По этому же элементу расходов учитывается погашение износа малоценных и быстроизнашиваемых предметов и спецодежды.

Отдельно планируются расходы на деповской ремонт вагонов.

Около 4% составляют прочие расходы. К ним относятся:

суточные, подъемные и другие выплаты не входящие в фонд зарплаты,скидка со стоимости форменной одежды,уплата жел.дор.тарифа за перевозки для нужд дорог,уплата по счетам посторонних организаций за разные работы и услуги,оплата за воду,отчисления общественным организациям и др.расходы.

Расходы эксплуатации планируются каждой дорогой с разложением по хозяйствам.Затраты каждого хоз-ва отделениями дорог планируются по отдельным расходным статьям в соответствии с утвержденной номенклатурой расходов.

В номенклатуре расходов они разделяются по видам деятельности:основной (выполнение перевозок) и подсобно-вспомагательной (погрузо-разгрузочные работы,транспортно-экспедиционные операции,содержание скдадов топлива,водоснабжение,добыча и разработка щебня,гравия и песка в карьерах,содержание электростанций,содержание материальных складов и др.)

Расходы по основной деятельности жел.дорог полностью относят на перевозки.

Расходы подсобно-вспомагательной деятельности на перевозки относят частично.

По номенклатуре расходы делятся на основные и накладные.

Основные расходы составляют около 90% от общей величины, накладные – около 10%.

К основным расходам относят затраты по приему к отправлению и выдаче груза, продаже билетов, приему и отправлению поездов станциями, сопровождению поездов,работе локомотивов,техническому осмотру вагонов,текущему ремонту и содержанию пути,ремонту и амортизации технических средств, эксплуатация которых обеспечивает перевозочный процесс и т.п.

Основные расходы подразделяют на расходы для отдельных отраслей хоз-ва и общие расходы по наименованиям для всех отраслей хоз-ва: оплата отпусков, отчисления на соцстрах, стоимость спецодежды,скидки по стоимости спец.одежды,обслуживание и ремонт произв. зданий и сооружений и т.д.

Осносительная величина общих расходов для всех отраслей хоз-ва составляет до 15 % от общей суммы эксплуат.расходов.

Накладные расходы подразделяются на общехозяйственные и административно-управленческие.

В состав общехозяуственных кроме указанных ранее включают расходы по содержанию центральных органов военизированной охраны,центральной станции связи,Всесоюзного научноисследовательского института и ряда других организаций обслуживающих сеть жел.дорог.

Централизованные расходы распределяют между дорогами пропорционально приведенным т-км.

Каждая статья номенклатуры объединяет расходы относящиеся к одной определенной операции или работе, или к нескольким близким однородным операциям.Относительная величина расходов колеблется.Так расходы по статьям «работа локомотивов в грузовом движении» амортизация верхнего строения пути» на некоторых дорогах составляют около 10%,расходы по другим статьям могут составлять до сотых долей процента от общих эксплуатационных расходов.

 

8. Методы планирования эксплуатационных расходов

План эксплуатационных расходов жел.дорог является частью производственного плана. Он определяет необходимые дорогам денежные средства на выполнение заданной работы. Заниженный план может привести к невыполнению заданий. Завышенный-приводит к непроизводительным расходам и завышению себестоимости перевозок.

Основной задачей составления плана расходов является правильное установления суммы денежных средств, необходимых для выполнения производственной программы.

При планировании расходов необходимо предусматривать их снижение всвязи с ростом технического оснащения дорог, улучшения эксплуатационной работы,ускорения оборачиваемости оборотных средств,проведения режима экономии,повышение производительности труда, что приводит к снижению себестоимости перевозок.

План расходов эксплуатации должен основываться на расчете всех элементов затрат и тщательном изучении технологических процессов.

Потребность в рабочей силе,зарплате,материалах,топливе,электроэнергии и прочих расходах рассчитывают разными способами.

Часть контингента работников жел.дорог (до 25% с зарплатой и 35 % общего ее фонда) планируют по установленному в плане объему работы и нормам затрат труда на единицу соответствующего измерителя работы.

Этим способом определяется численность поездных и локомотивных бригад,рабочих по текущему ремонту локомотивов проводников вагонов и т.д.Нормы затрат труда частично предусмотрены в приказах МПС,частично устанавливают на основе изучения производственной деятельности дороги и ее хозяйственных единиц.

Значительная часть контингента (50 % с зарплатой и 40 % общего фонда) определена исходя из количества пунктов или объектов обслуживания и потребного для каждого из них числа рабочих согласно требованиям технологического процесса.так определяют штат осмоторщиков вагонов,рабочих по текущему содержанию пути и постоянных устройств,по охране пути,рабочих по безотцепочному ремонту вагонов,приемосдатчиков,рабочих службы связи,штат охраны.

Около 25 % работников определяют по штатным расписаниям и кол-ва хозединиц.Так определяется потребность в административно-управленческом персонале отделений дороги,управлений дорог,а также предприятий.

После установления необходимого штата определяется фонд зарплаты,умножением по категориям работников на зарплату,как основную так и дополнительную.

Расходы на материалы для тек.ремонта лок-вов, смазку и освещение,электроэнергию на тягу поездов,топливо для лок-вов,материалы для текущего ремонта пас.и грузовых вагонов, на смазку и их обслуживание рассчитывают по заданному объему работы и нормам на единицу соответствующего измерителя.Эти расходы составляют около 60% затрат на топливо, электроэнергию и прочих.

Около 10% общей суммы расходов можно определить по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам на одного работника.Так рассчитывают расходы по спец.одежде,вещевому довольствию охраны,скидке со стоимости форменной одежды суточные,командировочные, расходы на текущий ремонт и возобновление мелкого инструмента.

До 20% общей суммы расходов на материалы и пр. определяют по количеству имеющегося оборудования и устройств, и нормам затрат на каждую единицу. Так определяют расходы на текущее содержание пути, отопление, освещение, текущий ремонт зданий, тек.ремонт и содержание устройств связи, сигнализации, централизации, блокировки и т.п.

Около 10 % расходов на материалы и пр.определяют по числу хозяйственных единиц и нормам затрат на каждую из них.

Так рассчитывают расходы станций, лок.и ваг. депо, дистанций пути, дистанций сигнализации и связи, отделений и управлений дорог.

Большое значение при планировании расходов имеет выбор единиц измерения объемов работы, объектов и разного рода устройств и установление обоснованных норм расходов на эти единицы измерения.

Выбор измерителей для планирования расходов представляет затруднения в связи со сложной зависимостью эксплуатационных расходов от выполняемой работы. Величина зависит часто от различных факторов и характер их влияния на эксплуатационные расходы разнообразен. Так,затраты по тек.ремонту лок-вов зависит от их пробега, выполненной механической работы, числа часов работы, кол-ва потребленного топлива и электроэнергии.

Для точного расчета расходов по отдельным статьям необходимо увязывать не с одним, а несколькими показателями. Тогда потребуется распределить расходы по ремонту электровозов на расходы по ремонту тяговых двигателей,вспом.машин,ходовых частей и кузова.А это усложняет планирование.

Трудно установить и степень расхода данной статьи от того или другого измерителя. Поэтому определяется один измеритель, который в большей степени определяет потребную величину расходов по данной статье.

Большое значение имеет при планировании установление расходных норм, от которых зависит сумма расходов. Необходимо, прежде всего,изучить производственный процесс предприятия, учесть все введенные новшества направленные на снижение себестоимости продукции.

Но нельзя на всех дорогах и линейных предприятиях принимать одинаковые нормы, необходимо учитывать особенности их работы.

При планировании расходов на текущий ремонт лок-вов необходимо учитывать тяжелый профиль пути и большой удельный вес кривых участков пути, что увеличивает износ лок-ва и затраты их ремонта на единицу пробега. Мощное верхнее строение пути,хороший балласт уменьшает износ подвижного состава,поэтому увеличивается пробег между ремонтами и сокращаются расходы на ремонт.

Расходы на деповской ремонт вагонов планируют согласно программы работ и установленных цен на единицу ремонта по типам вагонов.Программа ремонта по сети устанавливается согласно имеющегося парка вагонов.Деповской ремонт производится через 12 (14) месяцев.Кр.пл.цс – заводской ремонт через 10 лет, полув-7 лет.Норма меняется согласно состояния ваг.парка и условий работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...