Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная художественная культура в структуре культуры общества




ББК 82.3Р К 21



 


       
   
 
 

К

Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лек-К 21 ций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. Учебное пособие. - М.: Государствен­ный республиканский центр русского фольклора. 1997. -288 с.

Курс лекций представляет собой первое фундаментальное учеб­ное пособие, в котором в систематизированном виде излагается научная концепция народной художественной культуры, рассмат­риваются ее сущность, функции, составные части, исторический, культурологический и социально-психологический генезис, дают­ся основные понятия и определения.

Для преподавателей, аспирантов, студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств.

470201015-026

ББК 82.3Р

3 объявления

\

ЛР 700132-97

Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997


Время рождает традиции. Традиции переживают эпохи.

ОТ АВТОРА

Создание учебника "Народная художественная культура", в полной мере отвечающего своему назначению, — дело будущего, и не столь близкого.

Трудность его подготовки отражает реальную ситуацию, сло­жившуюся в разработке и преподавании данного предмета в рос­сийских вузах, средних специальных учебных заведениях культуры и искусств, в педагогических институтах и университетах, которые осуществляют подготовку специалистов в области народного твор­чества.

Учебной дисциплины по народной художественной культуре не било, а в ряде названных учебных заведений и сегодня нет, не считая кратких курсов по народному костюму на хореографиче-(к их факультетах и отделениях театральных учебных заведений, по 11.1 родному музыкальному творчеству в консерваториях и музы-| ли и! ых училищах в основном на теоретико-музыковедческих и шродных факультетах и отделениях, по устно-поэтическому фольклору на филологических факультетах университетов и пед­институтов.

Курсы или спецкурсы по народному изобразительному и при-• чадному искусству читаются на исторических и технологических 1рщ уинотах и отделениях некоторых педагогических институтов и умпиерситстов, вузах культуры, а также в специализированных училищах и ПТУ. Для каждой из названных категорий учебных шподоний подготовлены и изданы разной степени полноты учеб-

11111 И \

Мозаичной и противоречивой предстает картина с изучением пр. 1МС1.1 и н учебных заведениях культуры. Вплоть до начала 80-х |",|,.ц вопросы фольклора, художественной самодеятельности, м|П11 1|.итого искусства рассматривались в курсах "Клубоведение" ИЛИ Куп.гурно-просветительная работа". Введение самостоятель-

........ \р<;1 "Самодеятельное художественное творчество" не могло

I и.... • нес задачи преподавания истории и теории народной ху­
женной культуры, тем более, что менее чем через десять лет


 




 


курс был необоснованно исключен из учебных планов, хотя к то­му времени появились первые учебные пособия1 и учебная про­грамма по курсу2.

Вопросы народной культуры в общих курсах теории и истории культуры, впервые введенные именно в вузах культуры, в которых впервые были созданы и соответствующие кафедры, рассматрива­лись достаточно фрагментарно и косвенно. В появившихся в по­следние годы учебных пособиях по курсу истории и теории куль­туры, культурологии, освещению вопросов народной культуры от­водится мало времени. По стилю изложения эти учебные пособия являются фундаментальными теоретико-философскими моногра­фиями со специфической авторской концепцией3.

Объяснить все сказанное можно, видимо, недооценкой роли народной культуры в общей истории и теории культуры и сло­жившейся в прежние годы традицией ее преподавания. Нельзя не сказать и о том, что существующая концепция подготовки спе­циалистов в области народной художественной культуры по ана­логии с подготовкой специалистов для профессиональных художе­ственных коллективов или по образцу школьных педагогов приве­ла к тому, что оказались не востребованными многие действи­тельно важные предметы обучения: краеведение, народный кален­дарь, фольклор, методика сбора и обработки материалов фольк­лорных экспедиций, история народного быта и костюма, народное изобразительное и прикладное искусство.

Данное издание — первая попытка представить интегрирован­ный курс по народной культуре. Отрадно в этой связи отметить появление учебных программ4, которые во многих своих положе­ниях соответствуют предлагаемому курсу лекций.

Лекционное изложение курса по народной художественной культуре дает возможность отчасти в дискуссионной, свободной

1 См.: Смирнова Е.В. Теория и методика организации самодеятельного творчества
трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Учебное пособие. М., 1983;
Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе:
Учебное пособие. М., 1984; Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творче­
ство в СССР. М., 1986; Каргин Л.С. Самодеятельное художественное творчество.
История. Теория. Практика: Учебное пособие. М., 1988.

2 См.: Каргин А.С. Организация и методика художественной самодеятельности:
Программа для институтов культуры и искусств. М., 1990.

3 См.: Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993; Орло­
ва Э.А.
Культурная антропология: Учебное пособие. М., 1995; Рождественский Ю.В.
Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996 и др.

4 См.: Народная художественная культура: Программа междисциплинарно интег­
рированного курса/Сост. Т.И.Бакланова М., 1995; Теория традиционной культуры:
Программа/Сост. Н.И.Бондарь. Краснодар, 1997.


форме изложить узловые вопросы ее истории, теории, движущих сил, а также наиболее общие и частные вопросы изучаемого предмета, привлечь разнообразные источники, сопоставить суще­ствующие точки зрения и в конечном счете предложить опреде­ленную систему целостного познания предмета.

Автор стремился избегать крайностей в оценочных суждениях о судьбе, исторической перспективе, в трактовке наиболее дискус­сионных проблем народной художественной культуры, сознавая всю сложность и масштабность этого явления и стремился к адек­ватности его отражения.

Это — не свод положений, раз и навсегда установленных, объ­ясненных, доказанных. Курс вводит студента в непростую, пол­ную драматизма историю народной художественной культуры, в атмосферу поисков ответов на сложные вопросы ее бытия, учит основам самостоятельного анализа многообразных подходов, кон­цепций, точек зрения, позиций, взглядов на народную художест­венную культуру. С этой целью, в частности, сопоставляются раз­личные мнения, что помогает читателю сформировать собствен­ный подход. Понимание той или иной проблемы необходимо для каждого, кто готовится посвятить себя профессиональной деятель­ности в области народной художественной культуры.

Конечно, число приводимых в лекциях различных подходов, мнений, точек зрения можно было бы увеличить, учитывая остро­ту споров специалистов, ведущихся по вопросам народной культу­ры. Во многих случаях и предлагаемые автором подходы, видимо, будут не бесспорными, хотя и опираются на известную систему доказательств. Следовательно, предлагаемый курс является "открытой системой" и оставляет возможность его переконструи­рования, дополнения, развития.

Безусловно, курс лекций отражает социальные и культурные коллизии времени, конкретно-исторический уровень знания и на­учного понимания сущности, природы, функций, механизмов пе­редачи и движущих сил народной культуры и художественного творчества как важнейшего элемента.

Народная художественная культура — одна из тех областей, где установление истины требует постоянного поиска, новых фактов и открытий. В результате меняется глубина познания истины, ко­торая всегда относительна и потому требует диалектического, "развивающегося" осмысления народной художественной культу­ры.

В связи с отсутствием полноценных учебников особое значение приобретает умение студента работать со всем массивом разнооб-




 


разной литературы, посвященной народной художественной куль­туре. Только в последние годы о ней издано огромное количество книг, сборников, научных статей, монографий, справочников, брошюр, научных исследований, другой литературы. Знакомство даже с небольшим их числом может создать иллюзию или полного представления об этом явлении, или, наоборот, невозможности охватить его целостно во всем многообразии. И то, и другое впе­чатление — крайности. При этом о народной художественной культуре может существовать и бытовое, и научное представление. Первое, как правило, ограничивается восприятием событий или наиболее ярких явлений и только второе помогает найти стержне­вой момент в существовании этих явлений, объединенных в опре­деленную развивающуюся систему с богатым историческим про­шлым.

Курс лекций предполагает преподавание студентам специальных учебных предметов по фольклору и фольклористике, теории и исто­рии художественной самодеятельности, художественно-прикладному искусству, народным играм, которые конкретизировали бы и разви­вали общие представления о народном творчестве, способствовали большей профилизации в подготовке специалистов. Общий курс не может отразить особенности народной художественной культуры разных регионов, краев и областей России, тем более конкретных жанров творчества. Поэтому требуются дополнительные курсы, разрабатываемые применительно к конкретной теме и к конкрет­ному региону. Подобные конкретные курсы по народной художе­ственной культуре получают в последние годы все более широкое распространение в учебных заведениях культуры и искусств.

Предлагаемый курс должен стать заключительным в системе дан­ного вида предметов, ибо он, с одной стороны, подводит итоги, обобщает знания о конкретных видах народного творчества, народной культуры, представляет ее как целостную систему, с другой — корре­лирует полученные знания с предметами историко-культурологи-ческого цикла (историей мировой и отечественной культуры, теорией культуры, литературы и др.).

Изложение теоретических вопросов художественной культуры в ракурсе учебного предмета — дело чрезвычайно сложное и тонкое. Необходимо избегать опасности перейти на сухой, бесстрастно-лаконичный язык и тем самым не передать ощущения необычно­сти предмета изучения, эстетическую привлекательность народ­ного творчества, не пробудить страстного желания самостоятель­ного его "прочтения".


Академическое изучение народной художественной культуры кроме профессионального имеет важное научное значение. Оно закладывает основы формирования исследователей новой форма­ции, для которых народная культура не будет выглядеть ни наро­чито возвышенным, ни искусственно надуманным предметом. Без академической подготовки исследователей становление подлинно национальной научной школы — дело весьма проблематичное и может растянуться на долгие годы. Это не означает отказа от подготовки исследователей по конкретным сферам народной ху­дожественной культуры, в том числе и с узкой специализацией, скажем, по народному костюму, народному пению или музициро­ванию, обрядам и т.п. Речь идет о подготовке исследователей по народной культуре — культурологов соответствующего профиля, понимающих свои задачи не узко профессионально, владеющих не только конкретными методиками и навыками, а сознающих роль и место народной культуры в жизни современного общества и государства, в художественном процессе, в сохранении традици­онных национальных ценностей.

Автор выражает искреннюю признательность доктору фило­софских наук, профессору Н.А.Хренову, рецензентам: доктору ис­кусствоведения, профессору И.ФЛяшенко (Киев), кандидату фи­лологических наук В.Г.Смолицкому, кандидату искусствоведения А.Н.Иванову за их конструктивные предложения, сделанные на разных этапах работы над курсом лекций.



Предмет, теоретические основы и задачи курса 9


 


Введение. ПРЕДМЕТ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗДЦАЧИ КУРСА

Народная художественная культура — широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его грани­цы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им харак­теристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколь­ко.

Во-первых, народная художественная культура имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоян­ной смене составляющих ее элементов, включает явления как ма­териального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во-вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно-исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких. В-третьих, народная художе­ственная культура — понятие собирательное, объединяющее раз­нопорядковые явления, каждое из которых нередко требует опре­деления его границ и сущности. Это касается таких основопола­гающих категорий, как декоративно-прикладное искусство, фольклор, художественная самодеятельность, современное люби­тельское творчество. До сих пор понимание предметного поля ка­ждого из этих образований народной культуры остается весьма Дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время Изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уро­вень исследования общих вопросов народной художественной Культуры как целостного явления или как подсистемы художест­венной культуры, хотя такие попытки известны1. Тем более, что Ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) Претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении Народной культуры, преувеличивая значение для последней своих Проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усу-

1 См.: Алексеев Э.Е. Музыкальный фольклор в структуре культуры. М., 1981; Не­красова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983; Гусев В.Е. Русская Чародная художественная культура: Теоретические очерки. СПб., 1993.


губляется за счет потерянных народной художественной культу­рой ориентиров развития в XX в., когда насильственно отторга­лись по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа.

Народная художественная культура — реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие за­рубежные специалисты рассматривают ее как одно из эффектив­ных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам со­временной массовой культуры1, "суверенизации" национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных наро­дов. Не случайно ЮНЕСКО, авторитетная международная орга­низация по вопросам науки, образования и культуры при ООН, предприняла ряд шагов, направленных на поддержку традицион­ной народной культуры. Было выработано определение фольклора и в 1989 г. предложено правительствам всех государств содейство­вать распространению традиционных ценностей. ЮНЕСКО на­правила в свои национальные советы соответствующие "Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольк­лора"2.

При ЮНЕСКО созданы и успешно действуют специальные международные комитеты по народной музыке и ассоциации по вопросам фольклора и народного искусства — СИОФФ, ИОФ, ИНСИТА, которые вносят заметный вклад в координацию меж­дународных акций: проведение фестивалей фольклора, выставок, конференций и т.д.3

Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам тра­диционной художественной культуры, на современном этапе раз­вития России объективная потребность, обусловленная необходи­мостью переосмысления и обновления общественной жизни.

Без восстановления полнокровной народной художественной культуры, ее нравственных основ не может возродиться нацио­нальный духовный менталитет. В то же время нельзя не учиты­вать, что в понимании и оценке роли фольклора не обходится без "перегибов". Слово "фольклор" стало едва ли не одним из наибо­лее употребительных. Им часто и с легкостью оперируют не толь-

1 См.: Культурное наследие и традиционная культура народов Европы в становле­
нии "общеевропейского дома": Материалы II Европейской конференции по народ­
ному творчеству. Новгород. 1990.

2 См.: Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 495-499.

3 См.: Современный фестиваль фольклора: Опыт, проблемы, перспективы. М.,
1995.



Введение


Предмет, теоретические основы и задачи курса 11


 


ко этнографы, историки, филологи, искусствоведы и педагоги, но и политики, средства массовой информации. Происходит усилен­ная и искусственная фольклоризация самосознания значительного слоя людей. Можно говорить о положительных и негативных сто­ронах этого процесса, его идеологической и откровенно конъюнк­турной подоплеке1.

Последнее десятилетие XX в. с особой ясностью высветило во­прос об отношении к историческому прошлому, к культурному наследию, национальным традициям России. Впервые во всем объеме открылись масштабы потерь, понесенных народной худо­жественной культурой в XX в. Потери эти не всегда можно пред­ставить в конкретно-зримых очертаниях, назвать и перечислить их. Тем не менее даже то, что "лежит на поверхности", потрясает нас своими негативными последствиями для духовной жизни на­рода. Утрачены многие народные праздники, обряды, обычаи, иг­ры; растеряны традиции народного хорового пения и массового музицирования; приходится возрождать многие исконные народ­ные художественные ремесла; разрушены механизмы передачи и функционирования национальных ценностей. Русской народной художественной культуре нанесен ущерб искусственным выталки­ванием ее на обочину духовной жизни, размыванием националь­ных черт, отказом в праве на существование и утверждение своей самобытности, подавлением веками сложившихся традиций фор­мами политизированной самодеятельности. Безусловно, многие из потерь обусловлены объективными причинами: урбанизацией, мигра­цией, войной, раскрестьяниванием. Но немалая их часть была инспи­рирована государственной культурной политикой, в которой культур­ный плюрализм, многообразие региональных форм были принесены в жертву культурной монополии, насаждению единых эстетических ка­нонов в творчестве. В нормальный, естественный, культурно-созида­тельный процесс вторгались директивы партийно-государственных структур управления2. Не случайно, выдающийся русский дирижер В.Н.Минин, выступая на Всесоюзном совещании по развитию на­родного творчества в апреле 1988 г., просил органы культуры "не мешать фольклору самостоятельно развиваться; ибо создание му­зыкального фольклора — дело тонкое, и не нужно представления работников органов культуры о жизни народа натягивать на эту


жизнь, и уж тем паче делать ее формой отчетности, от которой гибнет множество хороших начинаний"1.

Народная художественная культура в современном мире имеет широкий спектр взаимодействий с элитарным искусством, а также с массовыми формами культуры. В течение длительного времени массовую культуру, народную культуру оценивали весьма негатив­но и противопоставляли им искусство элитарное. Однако очевид­но, что элитарное искусство, массовая культура не могут выпол­нить те задачи и функции, которые выполняет народная культура, ибо это не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые явления. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет ду­ховные устои жизни. Без определенного уровня народной художе­ственной культуры не может быть полноценной почвы для разви­тия элитарного искусства, она — те врата, через которые каждый человек может делать первый шаг в красочный мир эстетических ценностей. Благодаря в первую очередь народной художественной культуре, национальным традициям, человек ощущает свое место в исторической преемственности поколений, определяет свою эт­ническую и национальную самобытность.

Отношение к народной художественной культуре сегодня — ос­новополагающий фактор в культурной политике России. В разные периоды это отношение складывалось по-разному: от полной под­держки до полного отрицания отдельных ее пластов. Начиная с 20-х годов XX в. традиционные формы культуры нередко нивели­ровались по причине отказа от их региональных особенностей, делились на более и менее "ценные" формы и жанры во имя ут­верждения идей социализма, а также из-за несоответствия их формируемому "новому" менталитету народа. Концепции пролет­культовского характера, борьба с которыми якобы завершилась в конце 20-х годов, нередко проявлялись, в частности, по отноше­нию к фольклору в государственной культурной политике до кон­ца 60-х годов. Традиционная вековая народная культура, благода­ря которой получило бурное развитие не только элитарное искус­ство, но и русская культура в целом обрела яркую духовную само­бытность, была урезана в правах, исключалась из сферы интересов государства и общества. Она подвергалась насильственному упро­щению, отторжению, а порой и "революционному очищению".

С позиции исторического опыта необходима справедливая оценка традиционной художественной культуры и ее особой роли в жизни


 


1 См.: Каргин А.С. Обращение к читателям//Народное творчество. 1996.М» 1. С.3-4.

2 См.: Каргин А.С, Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993. С. 3-17.


1 Творчество народа — обновлению страны: Материалы Всесоюзного совещания по развитию народного творчества. 4-5 апреля 1988 г. Москва. М., 1988. С. 68.


12 Введение


Предмет, теоретические основы и задачи курса __________ О


 


народов России. Без этого останутся не осознанными до конца ни огромные масштабы потерь, понесенные народной культурой, ни зна­чение сохраненных ею, несмотря на неблагоприятные условия, живи­тельных корней, ни мощь народных традиций.

Чтобы понять сегодняшнее состояние народной художествен­ной культуры, необходимо обратиться к ее истории, осмыслить критически весь комплекс проблем ее функционирования и раз­вития. Только на этой основе мояшо выстраивать конструктивную стратегию возрождения традиций, не превращая эту деятельность в пропагандистскую кампанию.

Нельзя выбросить из истории народной культуры трагические ее страницы, но неверно ограничиться только постоянным перелистыванием этих страниц. Она про­должала сохранять и сохранила вплоть до настоящего времени многие свои традиции и вопреки сложным условиям развивалась в своеобразно огосударствленных формах художественной самодеятельности, ремесел и промыслов, в бытовом исполнительст­ве. Способность к выживанию в неблагоприятных условиях подтверждает открытую испанским фольклористом Р.М.Пидалем закономерность о скрытых, или латентных, способах развития и существования народной художественной культуры1. Однако сохранившиеся ее формы требуют умного И чуткого обращения, специальной под­держки со стороны общества и государства, профессионально подготовленных кад­ров.

Формы народной художественной культуры исторически изменяются. Она тако­ва, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. В част­ности, "структура фольклора любого социального коллектива, - по мысли Б.Н.Пу­тилова, - на данном историческом этапе соответствует структуре его быта"2. Струк­туру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народ­ная культура3. В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и раз­вивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народной культуры, но и стилевые, социальные, эстетические черты ее существова­ния. Она не означает отмену роли традиций в народной культуре. Преемственность -глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции народной художест­венной культуры. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов народной культуры к конкретной эпохе, с другой — видеть неразрывность и диалектику в ее движении.

Нельзя понимать народную художественную культуру как уста­новленную однажды заданность, развивающуюся только в кресть­янской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории

1 См.: Пидалъ Р. Избранные произведения/Пер. с исп. М, 1961. С. 102.

2 Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.,
1976. С. 181.

3 См.: Гусев В.Е. Жив ли фольклор?//Живая старина. 1995. №2.


народной культуры в дальнейшем повествовании придется много говорить, но народная культура — результат творчества всего на­рода, а не одной только его части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.

С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.); с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная ху­дожественная культура предстает в этих связях как многомерное яв­ление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством.

Отсюда задачи изучения народной художественной культуры не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Перечисленные явления предстают как составные части народ­ной культуры, но одновременно через них выявляются ее осново­полагающие системообразующие элементы, которые образуют ар­хитектонику этого типа культуры.

Народная художественная культура не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определен­ная ступень в развитии культуры, а как самостоятельный историче­ски обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и т.д. Предложенный подход к народ­ной культуре уже выводит за пределы традиционных методов ее изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольк­лористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопро­сы, как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, выразительные и изобразительные средства или жанрово-видовая


14 Введение


Предмет, теоретические основы и задачи курса 15


 


система народного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура на­родной культуры, статус ее творцов и потребителей, ее социаль­ные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Для подобного историко-культурологического подхода сегодня есть определенные историко-теоретические основания. В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этно­графические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, во­все не сводимые к произведениям народного искусства, фолькло­ра. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на ду­ховный мир человека. Сделаны попытки выявить космологиче­ские, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социо­логические и исторические закономерности народной культуры.

Современный этап изучения народной художественной культу­ры требует ее соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, ^находящимися в зави­симости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные эта­пы развития народной культуры, и ее функционирование на позд­них этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ народной художественной культуры выявление ее места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие народной художественной культуры станет очевидным лишь в случае, если ее соотнести с другими слоями культур, существующими в тот или иной период истории.

В науке существует стремление анатомировать структуру на­родной культуры, выделить в ней наиболее мощные пласты. Из­вестна попытка вычленить слагаемые языческой, дохристианской, средневековой народной культуры, а также народной культуры нового и новейшего времени. Если исходить из безусловного по­ложения о том, что каждый социальный слой или группа общест­ва выступает творцом и носителем определенного типа субкульту­ры (крестьянство — крестьянской, духовенство — религиозной, рыцарство — рыцарской, ремесленники, мещане, рабочие — го­родской и т. д.), то, очевидно, и слагаемые культуры будут весьма


различаться в разные исторические периоды. Наличие перечис­ленных слоев в культуре приводит не к разрушению ее как цело­стного организма, а к постоянно меняющейся архитектонике и соподчиняемости слагаемых. Самостоятельность каждого из выде­ляемых слоев культуры не отрицает их внутренних взаимоотноше­ний и взаимовлияний. В реальности не существует жесткого раз­деления, например, крестьянской и религиозной культуры или культуры рабочих и мещан. Наоборот, религиозная культура не­редко проявляется в фольклорных формах, последние несут ее за-данность, а народные представления отражаются в религиозном искусстве. Кроме того, из возникающей в этом случае картины мира, в которой переплетается языческое и религиозное, сакраль­ное и мирское, предстает культура не только мещан, рабочих, крестьянства, но в то же время дворянства, интеллигенции, купе­чества.

При все более дифференцирующейся социальной жизни, когда одни группы общества отделялись от других, ценности традици­онной культуры функционировали в каждой из них, несмотря на социальное расслоение. Можно также отметить, что основной бесписьменный механизм функционирования ценностей традици­онной культуры, сложившийся в древности и получивший всесто­роннее развитие в крестьянской среде, был задействован предста­вителями всех слоев, причем естественно изменялся с учетом осо­бенностей культурных традиций этих слоев.

Народная художественная культура, очевидно, единственная из всех типов культур, имеет такие механизмы функционирования, которые в том или ином виде заимствованы и трансформированы другими слоями культуры, в том числе элитарной и массовой.

В этой связи возникает проблема распространения и сфера функционирования народной художественной культуры. По на­шему мнению, если на стадии нового и новейшего времени народная художественная культура функционировала и функционирует в виде одного из пластов культуры, то на предшествующих этапах истории (язычество, средневековье) она оказывалась универсальным пластом культуры всего человеческого сообщества. "Подходя к делу истори­чески, — писал В.Пропп, - мы должны будем сказать, что для до­классовых народов фольклором мы назовем творчество всей сово­купности этих народов"1.

То, что обычно подразумевается под народной традиционной культурой, оказывается наиболее древней культурной системой,

1 Пропп В.Я. Фольклор и действительность//Избр. статьи. М., 1976. С. 18.


 



Введение


Предмет, теоретические основы и задачи курса 17


 


имеющей на разных этапах истории разную степень распростра­нения и дошедшей до наших дней как один из пластов культуры общества.

В условиях социальной дифференциации народная культура со­храняет свое универсальное значение как общенациональная цен­ностная система. Поэтому в нашем понимании народная художе­ственная культура — целостная и самодостаточная система духов­ной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социаль­но-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, сту­денчества и множества других групп), осуществляемой ими в со­ответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета.

В определении учтена мысль Б.Н.Путилова о двух — частью не­зависимых, частью пересекающихся и взаимодействующих — фольклорных системах. Одна из них принадлежит среде с господ­ствующим фольклорным сознанием и фольклорным способом со­хранения и передачи культурной традиции, другая функционирует в среде, культура которой определяется письменной, "ученой" традицией1. Предлагаемое определение вытекает из логики совре­менного художественного процесса, состава его носителей и хра­нителей. Картина здесь весьма противоречивая. Сохранение рав­новесия в развитии народной художественной культуры сопряже­но сегодня с повсеместным разрушением патриархального уклада жизни, который обеспечивал один тип культурного производства, уже невозможный в современных условиях. Формируются иные формы организации культурной деятельности, другие механизмы передачи культурных традиций. Поиск таких механизмов — дело трудное, требуется иное понимание места и роли народной худо­жественной культуры в современном мире.

Педагоги, мастера, руководители множества возникших в по­следние годы студий, школ, центров, домов ремесел, фольклора, традици

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...