Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии




 

Безучёта влияния психоанализа невозможно понять весь облик зарубежной социальной психологии. Показательно, что практически все социальные психологи на Западе называют учение Фрейда теоретическим источником своих взглядов.

Современные психоаналитические взгляды на групповые процессы своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Фрейда, выраженным в работе 1921 г. «Массовая психология и анализ человекческого Я».

Раскрытые Фрейдом психологические механизмы функционирования семьи перенесены им же на интерпретацию межличностных отношений во всякой человеческой группе, т.е. специфические семейные связи оказываются прототипом групповых отношений.

Раскрывая природу сил, связывающих людей в группе, Фрейд аппелирует к понятию десексуализированного либидо (сублимированной любви). Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей.

Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые принимают одну личность – лидера – за свой идеал, идентифицируют себя с ним. Лидер – это родительский образ.

Фрейд отмечает, что члены группы не обязательно питают позитивные чувства к лидеру. Напротив, идентификация с лидером может являться механизмом защиты против враждебных чувств к лидеру.

С т.зр. Фрейда, психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя. Он никого не любит. Обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, поэтому он становится их идеалом-Я.

Обозначая круг социально-психологических теорий, разрабо­танных в ключе психоаналитической ориентации, следует назвать:

- динамическая теория функционирования группы В.Байона (на терапевтических группах).

- теория развития группы Бенниса и Шепарда (работали с Т-граппами, т.е.группами тренинга. Выделили 2 фазы: решение вопроса о лидере, затем налаживание взаимоотношений между членами).

- трёхмерная теория интерперсонального поведения Шутца (выделил 3 базовые межличностные потребности: потребность включения, в контроле и в любви. В основе теории положение о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства).

Неофрейдизм (Хорни, Салливан, Фромм) - обширное направление в зарубежной психологии. Источником являгютсч идеи Фрейда. Его появлению способствовал новый, не невротический тип больных, а тип больных, которые жаловались на неудачи, беспокойство, чувство одиночества. Необихевиоризм возник как социально ориентированная форма психоанализа.

Хорни в 1937 г. в книге «Невротическая личность нашего времени» критиковала основные аспекты фрейдистской теории - пансексуализм, Эдипов комплекс, инстинкт смерти и т.д. Соперничество является движущей силой. Все человеческие отношения имеют характер соперничества. Необходимость сравнивать себя с другими. Неуспех свой и успех других вызывает тяжелые переживания. Тревожность уходит корнями в детство и является источником притязания и желания любви. Отсутствие теплоты и безопасности в детстве порождает потребность в привязанности, безопасности. Принимает фрейдистский принцип, согласно которому поведение человека определяется бессознательными мотивами, которые, по ее мнению, носят аффективный или эмоциональный характер Они несовместимы. Конфликт между ними приводит к необходимости подавления одного. Она отвергает Сверх-Я как подавляющую силу. Культура стимулирует потребности и налагает ограничения, которые подавляют эти же потребности, а, следовательно, усиливает бессознательную внутрипсихическую драму. Основными элементами драмы являются противоположные бессознательные побуждения, основанные на несовместимых стремлениях Конфликты решаются в результате подавления. Их сумма, источник и развитие в течение жизни определяют характер индивида и делают личность нормальной или невротической.

Салливан - психиатр-практик, автор концепции межличностной психиатрии. Говорил о роли межличностных отношений в формировании личности. Задача воспитания - социальная адаптация. В межличностные отношения ребенок вступает с рождения под влиянием потребностей. В результате складываются образы, которые определяют все отношения к другим людям. Источником активности является энергия. Все психические процессы, привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии. В сумме они составляют «Я-систему». Овладение языком способствует социализации. Салливен подчеркивал важность детско-материнских отношений, т.к. мать вводит ребенка в социальный мир.

Фромм - ему принадлежит концепция радикально гуманистического психоанализа. Отвергал биологизм Фрейда и пытался понять человека к зависимости от социальных условий его существования. Человеческое существование и человеческая свобода неотделимы (в негативном смысле «свобода от»). Говорил о механизме бегства - пути решения проблем, которые выливаются в определенные тенденции поведения. Их всего три: авторитаризм, деструктивизм, конформизм. Они являются иррациональными и бессознательными. Они являются результатом потребности избежать собственной слабости. Проникнуть за эти защитные механизмы и раскрыть подлинные потребности личности может только психоаналитик с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т.д.

 

Вопрос 81

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...