Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика интеракционисткой ориентации в зарубежной социальной психологии




Интеракция – «социальное взаимодействие», т.е. воздействие людей в общении, в группе, в обществе.

Теоретический источник: социально-психологическая концепция Дж.Мида.

Интеракционистская ориентация пришла из социологии. Отправным пунктом анализа является не отдельный индивид, а сам процесс интеракции.

Выделяют следующие направления:

Символический интеракционизм.

Ролевые теории.

Теории референтной группы.

1. Символический интеракционизм. Представители: Блумер (он и ввёл понятие в 1937 г.), Кун, Роуз, Стросс. Шибутани.

«Символическая коммуникация» - общение, осуществляемое при помощи символов (движения, выражения лица, отдельные движения, которые можно познать только по реакции того, кому они передаются).

Символическое взаимодействие подразумевает интерпретацию жестов друг друга.

Предпосылки:

1. Люди действуют в отношении вещей на основе значений, которыми для них обладают вещи.

2. Значения вещей создаются во взаимодействии с социальным окружением.

3. Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.

Личность не может формироваться вне общества

Поведение человека определяется тремя переменными: структура личности; роль; референтная группа.

Структура личности:

I – импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности.

me (меня, каким меня должны видеть другие) – рефлексивное нормативное Я, внутренний социальный контроль- направление личности.

self (самость, личность) – совокупность импульсивного и рефлексивного Я.

Личность воспринимается как активное, творческое существо, которое способно оценивать и конструировать собственные действия. Наличие импульсивного Я в личности предполагает вариации в шаблонах ролевого поведения и их изменения. Причина изменений в обществе – в личности.

В символическом интеракционизме выделяют 2 школы: Чикагская школа (Блумер).

Определение ситуации. Совместная жизнь людей представляет собой процесс, в котором объекты создаются, закрепляются, преобразуются и отвергаются. В интеракции (социальном взаимодействии) любое действующее лицо участвует в определении ситуации, выражает это внешне и показывает своим поведением, как он желает истолковать ситуацию и что поэтому имеет значение.

Формирующий процесс – действующий взаимодействует с самим собой.

Сущность человеческого общества. Способ существования чел-х групп и общества – деятельность. Активность, как источник действия исходит от человека. Общество представляет собой непрерывный процесс взаимного согласования действия своих членов.

Сущность интеракции. Общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом → интеракция необходима. Интеракция – не условие, в котором проявляются социологические детерминанты поведения, а представляет собой взаимосвязанное поведение его участников → интеракция является процессом, который сам формирует человеческое поведение. Интеракция на человеческом уровне происходит преимущественно на символическом уровне.

Сущность объектов.

1) физические объекты (стулья, деревья)

2) социальные объекты (студенты, священники)

3) абстрактные объекты (нравственные принципы, философские учения)

Значение объектов заложено не в самих объектах, а в их определениях, которые действующие люди демонстрируют друг другу. Чтобы понять мир человека – надо понять мир его объектов.

Человек как действующий организм. Человек является организмом, который реагирует на раздражители не только заранее заданным образом, но и посылает другому человеку и сигналы и интерпретирует его сигналы.

Сущность человеческого действия. Поведение человека состоит в том, что он рассматривает вещи и на основе их строит свою линию поведения.

Переплетение социальных действий. Механизм переплетения обусловливает возможность совместных действий.

Айвовская школа ( Кун).

Личность находится в постоянном изменении, поэтому для ее характеристики пригодны лишь описательные методы (документы, интервью). Кун игнорирует в исследованиях воздействия импульсивного Я на поведение личности.

Кун автор «теории самооценки личности» - 20 ответов на вопрос Кто Я: а) консесуальные – групповые характеристики; б) индивидуальные характеристики.

Ролевые позиции наиболее значимы для личности. Решающее значение придается ролевому поведению.

Ролевые теории.

Привлекают много исследователей. Большие возможности, особый подход к исследованию личности.

Линтон предложил статусно-ролевую концепцию. Статус – занимаемое место в системе отношений. Роль – динамический аспект статуса, связана с поведением.

Дойч и Краус выделяют следующие аспекты роли:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий.

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида.

3 Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида.

Классификация: Активные и латентные (Ментон).

Формальные и неформальные роли (Шибутани):

- конвенциональные (в обществе есть сложившееся мнение);

- межличностные.

Аспекты роли: - знание роли (когнитивный); - значимость роли (эмоциональный); - умение выполнять роль (поведенческие); - способность рефлексировать свое ролевое поведение.

Ролевые конфликты. Индивид, имеющий определенный статус сталкивается с несовместимыми ожиданиями, не в состоянии выполнить предъявляемые ролью требования. Острота конфликта зависит от степени различия между ролями по предъявляемым требованиям, степени строгости предъявляемых требований.

Конфликты:

- межролевые (индивид выполняет слишком много ролей по требованиям или физическим возможностям, Гуд – надо освободится от ряда ролей (выявить значимость ролей, оценить санкции, реакцию окружающих на отказ).

- внутриролевые противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Социальная драматургия (Гоффман).

Полная аналогия между реальными жизненными ситуациями и театральной терминологией. Метод наблюдения, из литературы, мемуаров, личных бесед - «представления себя другим в повседневной жизни». Индивид рассматривается лишь как носитель множества ролей. Смысл существования – создание впечатления о себе у партнера по взаимодействию или у аудитории. Для эффективного взаимоействия партнеры должны иметь информацию друг о друге, которая получается по словам и делам партнера. Управляя словами и поступками, партнер может создавать нужный имидж. «Ролевая партия» - проигрывание роли. Фасад - используемые стандартные выразительные средства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...