Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV)Центральная Европейская область




Помимо прочих, на территории Европейской России возможно также (по крайней мере, со слов Уваровой) выделение Центральной Европейской историко-этнографической области. На севре она ограниченна Северной этнографической областью, на юге Кавказом и частично Поволжско-Приуральской областью, на востоке Уральскими горами (граница с Сибирью), на западе границей РФ с Украиной, Белоруссией, Латвией, Эстонией. Основным населением области являются русские говорящие преимущественно на русском языке, славянской группы, индоевропейской языковой семьи и его диалектах. Имеются субэтнические группы русских. Большей частью население области относится к европеоидной расе.

Основное традиционное занятие в сельской местности — оседлое плужное земледелие. В степной зоне пахали тяжёлым плугом на волах, в лесной — лёгкой сохой на лошади.

Традиционные пища — щи, супы (на мясном, грибном бульоне), каши, пироги, блины, на юге — холодные супы (свекольники), вареники, овощи, фрукты; напитки — квас, чай.

Традиционное и наиболее распространённое жилище – деревянная изба с <<русской печью>> внутри.

Традиционная одежда состоит из рубахи (у мужчин до колен, у женщин — длиннее), штанов у мужчин и юбок или сарафанов у женщин; тёплой верхней одежды (тулупы, куртки), кожаной обуви и лаптей.

Религия – православие.

 

 

2. Формирование «уральского массива» населения на территории Европейской части России

Леонид П.

 

В конце 3 тыс. до н.э произошло отделение финнов от угров. В эпоху бронзы (2тыс. до н. э.) началось постепенное распространение финнноязычных племён из района Прикамья на запад вплоть до Балтийского моря. При этом они смешивались с местным населением, испытывали его культурное влияние.

8 в до н. э. – 3 в до. н. э - сложилась ананьинская археологическая культура, носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов, марийцев.

Начало формирования современных финноязычных народов Волго-Камья относится к первой половине 1 тыс. н. э.

 

Удмурты.

Основу удмуртской этнической группы составили племена, жившие по р. Чепце, а также по среднему и нижнему течению р. Вятки. В дальнейшем этногенез удмуртов протекал на значительно более широкой территории, где в процессе объединения удмуртских племён возникали более крупные территориально-племенные образования. Наиболее чётко были разграничены северные и южные удмурты.

Этнографические группы северных удмуртов: ватка, калмез. В этногенезе южных удмуртов приняли участие различные тюркские племена, оседавшие в Нижнем Прикамье, начиная с эпохи великого переселения народов.

Особый компонент в удмуртском этносе (!!11) составляют бесермяне, живущие на р. Чепце. Происхождение их не выяснено. Возможно, они являются потомками какой-то группы тюрок, переселившихся из Нижнего Прикамья.

Марийцы.

Область формирования марийских племён охватывала правобережье Волги и противоположное левобережье с нижним Поветлужьем. Основу их составили потомки ананьицев, испытавшие этническое и культурное воздействие позднегородецких племён – предков мордвы. Из этого района марийцы расселялись в восточном направление вплоть до р. Вякти, где они вошли в соприкосновение с удмуртскими племенами, и в южном, где границы их расселения доходила до р. Казанки. Ко времени включения Марийского края в состав России марийский этнос состоял их ряда групп, различавшихся своими диалектами и культурными особенностями.

До сих пор сохраняется деление марийцев на горных, луговых и восточных. Восточные марийцы сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье.

 

Мордва.

Древнемордовские племена формировались в междуречье Оки и Волги, на основе местного финноязычного населения. В начале 1 тыс. до н. это здесь образовалось несколько этно-лингвистических групп предков мордвы, которые в процессе исторического развития вступали во взаимодействие с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения. На севере и западе мордва длительное время находилась в тесных контактах со славянами. Часть мордвы обрусела. Ко времени включения Мордовии в состав России среди мордвы выделялось две большие группы: мокша и эрзя. Мокша сложилась в бассейне рек Мокши и Цны, эрзя – в бассейне Суры.

В 17- 18 в. в. происходило постепенное движение мордвы на восток, в Заволжье и Башкирию.

 

Коми.

Коми-зыряне и коми-пермяки формировались на территории Верхнего Прикамья в начале 1 тыс. н. э. В конце 1 тыс. до н. э. часть их провдинулась на север в район Вычегды, где смешалась с местным население. Так возникли комя-зыряне. Отсюда они расселились по другим рекам Вычегодского бассейна. Оставшиеся на Каме племена коми составили коми-пермяцкую группу.

 

Карелы.

Формирование карел происходило на Карельском перешейке и прилегающих районах Финляднии. Этногенез не изучен.

 

3. Финно-балто-славянские взаимодействия на территории России.

 

Антон С.

 

1)Примерно 4,5 тыс л.н. на территории Волго-окско-камского междуречья появляются носители гребенчато-ямочной керамики, которые предположительно являются предками современного финно-угорского населения, что подтверждают данные археологии и физической антропологии. Эти народы населившие значительную часть европейской части России и прибалтики занимались охотой и собирательством, расселяесь вдоль рек.

 

2)В IV–VII вв. на территории европейской части России появляется именьковская культура, которая считается балто-славянской. Кроме археологии в пользу этого положения выступают и данные лингвистики, тк в современных западных и восточных финно-угорских языках производственная лексика заимствована из языка близкого современному литовскому, коим и был именьковский язык.

Именьковцы обладали развитыми знаниями в области земледелия и животноводства, жили они в укрепленных городищах с селениями вокруг них.

 

3)К восьмому веку восточнославянские племена начинают расселяться в пределах европейской части России (от берегов Черного моря до ильменского озера), здесь они встречают ф-у и восточных балтов. Славянские переселенцы начинают быстро осваивать редко населенные земли богатые чернозёмом, таким образом ассимилирую редкое местное население. Именно в эту пору начинают складываться современные великорусские антропологические типы. Славяне, словно клин, разрывают непрерывный ф-у языковой континуум поглощяя племена (меря, весь, мурома) и полностью ассимилируют редкое балтское население(голядь).

 

4)Далее русские расселяются на север и среднее Поволжье (XVI=XIX века), где мощным культурным влияниям (и христианизации) подвергаются местные ф-у народы. Культурное влияние не было одностороним, скорее это было взаимовлияние, посему в быту русских крестьян можно обнаружить много заимствованных вещей от туземцев.

 

Взаимовлияние славянской и ф-у культур не прекращается и по сей день, с явной доминацией первой. Ассимилятивные процессы были практически безконфликтными.

Последствия этих древних и долгих сношений мы можем обнаружить в языке(современная русская фонетика претерпела много изменений), в фольклорных параллелях, и конечно, в антропологических типах русских.

 

 

4. Формирование тюркоязычного массива населения на территории Европейской части России

Никита Х.


На территории европейской части России не особо много тюркских народов. Они расселены в историко-этнографическом районе Волго-Камье (бассейн рек Волга и Кама- фактически от западных границ России до уральских гор), а так же в некоторых южных районах европейской части России (устье Дона и Волги) – Ставропольский край, Астраханская и Ростовская область. Некоторые народы имеют свои автономии, республики – Татарстан, Башкортостан, Чувашия.

· Этногенез и история

Крупная волна переселения была в 7-8 веках булгар из степей северного кавказа и приазовья. Там кочевники-булгары имели соприкосновения с финно-уграми. В 10 веке создали гос-во – Волжская Булгария. В 13 веке государство пало из-за монголо-татар. После падения государства этническая картина начала меняться-многих взяли в плен, некоторые переселились на правый берег волги, к северу от камы. Впоследствии продолжили тесные контакты с финно-уграми. Про чувашей неясно-никто не знает откуда они взялись (интернеты говорят-синтез тюрков и финно-угров). Некоторые полагают, что предки чувашей-суары или сувары, жившие на правом берегу волги, впоследствии они имели сношения с горными марийцами – так получились чуваши. Основные предки поволжских татар – булгары, бежавшие от монголо-татар. Во время образования казанского ханства появился (вспомнился) этноним татары, заменивший булгары – это было в 15 веке. От мишарей появились так же татары, но уже другие. Кто такие мишари толком неизвестно (интернеты говорят-синтез тюрков и финно-угров). Вообще 2 группы татар – казанские и татары-мишари. Башкиры произошли от печенегов и смешались с татарами на севере камы,куда бежали от монголо-татар. Затем мигрировали на бугульминскую возвышенность, где формировалась их этническая идентичность в 9-10 в.

Историю и этногенез турков, азерюайджанцев, гагаузов, казахов и узбеков, которые проживают так же на территории европейской части России в среднем таком количестве, рассказывать не надо – в основном трудовая миграция и беженцы.

1) Татары – 2 млн в Татарстане (всего 7 млн). В основном проживают в Татарстане, Башкортостане, Москве, самарской обл. Группы, выделяемые по диалектам (субэтнос здесь один – татары поволжья): западные (мишарские), средние (казанско-татарские). Говорят на татарском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Антропологических 4 типа: Понтийский, светлый европеоидный, сублапаноидный, монголоидный. Религия – ислам (сунниты) – большинство, православные.

 

Традиционные занятия — пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Скот – крупный рогатый и лошади.

 

Традиционные черты интерьера избы — свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом.

 

Мужская и женская нательная одежда — рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (так называемые «штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками. Головной убор мужчин (кроме кряшен) — четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй). Женская шапочка — калфак — вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др. Традиционная обувь — кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки».

 

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища — супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье — бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем.

 

2) Башкиры – 1.3 в Башкортостане (всего 2млн – Татарстан, самарская обл.). Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. 2 диалекта – южный и восточный. Антропологические типы башкир – понтийский, светлый европеоидный, сублапаноидный, южно-сибирский, памиро-ферганский. Религия – ислам (сунниты).

 

Традиционный тип хозяйства башкир — полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля).

 

Традиционное жилище башкир — войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа.

 

Мужская одежда — рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины.

 

Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда — мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно.

 

 

3) Чуваши – 800 тысяч в Чувашии. Всего 1.5 млн. – Татарстан, Башкортостан, Москва, Самарская, ульяновская обл. Субэтнические группы — верховые (вирьял, тури) на севере и северо-западе, средненизовые (анат енчи) в центральных и северо-восточных районах и низовые чуваши (анатри) на юге Чувашии и за её пределами. Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Диалекты — низовой («укающий») и верховой («окающий»). Антропологический тип – смешанние монголоидного и европеоидного с преобладанием европеоидного. Верующие по большей части провославные.

 

Основное традиционное занятие — земледелие, в древности — подсечно-огневое, до начала XX века — трёхпольное. Главные зерновые культуры — рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю.

 

Со второй половины XIX века появляются жилища среднерусского типа. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, так называемые «русские» ворота с двухскатной крышей на 3—4 столбах — барельефной резьбой, позднее росписью.

 

Мужчины носили холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем). В основе традиционной одежды у женщин — туникообразная рубашка-кепе.

 

В традиционной пище преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени — сныти, борщевика, крапивы и т. д., каши (полбенная, гречневая, пшённая, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура cакар), пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль), лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч).

Далее не буду описывать триаду и хкт, а уж тем более историю, тк ребята, описанные ниже – мигрировали и мегрируют. И мне кажется не надо описывать их подробно.

Так же достаточно много на территории европейской части России – казахов, турков, азербайджанцев, узбеков. Они так же принадлежат к тюркоязычным народам. Все сунниты кроме азербайджанцев. В основном в южных районах европ. Части РФ – Ставрополье, ростовская обл и тд.

 

 

5. Север Европейской части России

Елена М.

Кроме русских – карелы, вепсы, коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы, саамы (лопари). Почти все – европеоидная раса; ненцы – монголоиды; саамы – смесь европеоидных и монголоидных черт.

Языки народов Европейского Севера относятся к уральской языковой семье.

Заселение европейского севера происходило в эпоху мезолита 10-12 тыс лет назад. С юга шли европеоиды, с востока – монголоиды. Раньше всех тут появились предки лопарей. Народы севера, кроме саамов, рано начали заниматься земледелием, однако развивалось позже в основном только на юге. Широкое распространение получило скотоводство. Дополнительные занятия – охота, рыболовство, коми-зыряне – оленеводство.

Схожий у всех народов традиционный комплекс одежды. женский: рубаха с длинными рукавами, на которую надевали разного покроя сарафаны на лямках. Головной убор: на волосы надевали шапочки, затем головной убор на твердой основе. Распр. шали и платки. Мужской костюм имел много общего с костюмом русского населения.

Гнездовой тип расселения: вокруг главного селения располагались небольшие выселки. Жилище – срубные избы. Под одной крышей с избой – хоз-венные постройки.

Карелы. Численность 124,9 тыс. человек. Коренное население Карелии (78,9 тыс.), расселены также в Тверской области, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Говорят на карельском языке финно-угорской группы уральской семьи.

Верующие - православные.

Краткий очерк истории

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии.

1-2е тысячелетие н. э. предки Карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера.

11 век – начало миграции карелов на север в район между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси, на севере Карелии в состав Карелов вошла часть саамов. Территория Карелов входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного государства. В 1920 на территории Карелов была образована Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР, с 1991 Республика Карелия.

ХКТ

Распространение пашенного земледелия (начало 2-го тысячелетия нашей эры) положило начало возникновению у Карелов комплексного хозяйства. Традиционные занятия - трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство (играет большую роль!), лесные промыслы, ремёсла, на севере - оленеводство. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с начала 20 века - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 века - картофель.

Пища одежда жилища

Селения прибрежные (речные или озёрные) с двумя основными типами расселения: преобладающим гнездовым и разбросанно-хуторским. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в основном трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 века) и уличная (с 19 века). Жилище Карелов близко к северо-русскому со значительной высотой сруба и соединением под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.

В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с 16 века), кофта с юбкой, платок, сорока. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом.

В традиционной пище Карелов преобладала озёрная рыба (солёная, вяленая, сушёная), растительные и животные продукты, дары леса. Уха, постные пироги, овсяные блины.

До конца 19 века сохранилась большая 3-4-поколенная семья.

Вепсы

Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек, в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии. Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Верующие - православные.

Предки Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), в Повести временных лет (11 век, весь). Археологические памятники древних Вепсов - многочисленные курганные могильники и отдельные поселения 10 - начала 13 веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье.

ХКТ

Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество.

Пища одежда жилища

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Особенность женской традиционной одежды – 2 комплекса: юбочный (юбка и кофта) и сарафанный.

Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле.

Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво, хлебный квас.

До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община и большая семья.

Коми (зыряне)

Численность 336,3 тыс. человек, коренное население Коми (292 тыс. человек), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Говорят на коми (-зырянском) языке финно-угорской группы уральской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Большая часть верующих Коми - православные, есть старообрядцы.

Непосредственные предки Коми - этнотерриториальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в 10-14 веках на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства. В 16-17 веках Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, Коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Расширение этнической территории на север продолжалось вплоть до конца 19 века, но чёткой этнической границы не сложилось.

ХКТ

Земледелие. Первоначально в 10-11 веках оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с 12 века. С 15 века постепенно внедрилось трёхпольное земледелие, однако даже в 19 - начале 20 века у Коми применялись все три системы земледелия: трёхполье, перелог и подсека.

Наиболее распространённой зерновой культурой был ячмень, второе место по значению занимала рожь. Овёс и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лён и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук, с конца 19 века картофель.

Скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей.

Специфической отраслью скотоводства у северных Коми было оленеводство. Заимствовали оленеводческий комплекс у ненцев.

Охота, промысел пушнины. Рыболовство. Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса Коми имело собирательство (брусника, клюква, голубика, черника, морошка, земляника, малина, смородина, рябина, черёмуха).

Пища одежда жилища

Основные типы поселений: деревня и село, расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окружённые сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни были мелкими, с разбросанной планировкой. В 18-19 веках распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр, в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В 19 веке в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные сёла, растянувшиеся на несколько км вдоль рек. Правильная уличная планировка появилась лишь в современный период.

Традиционное жилище - наземная, прямоугольная по форме, срубная из сосновых брёвен постройка на высоком подклете. Жилая часть - из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор: внизу хлев, вверху поветь. Характерная черта жилища - односкатность крыши, крытой тёсом. Для южных районов характерны одноэтажные жилища, у северных Коми в конце 19 века распространились двухэтажные многокомнатные дома. Из украшений жилища распространена резьба.

Традиционная одежда Коми сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных Коми - также с ненецкой. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана - короткие распашные кофты. Верхней женской одеждой являлась зимой овчинная шуба. Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с навёрнутыми поверх онучами. Верхняя одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой - шуба. Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшалась традиционным геометрическим орнаментом. Традиционная пища - растительная, мясные и рыбные продукты. Общераспространены кислые супы, летом - холодные похлёбки на основе хлебного кваса, каша из ячневой (реже перловой) крупы, рыба в варёном, солёном, сушёном, жареном виде, как начинка для пирогов. Рыбный пирог обязателен и в праздники. Мясо чаще было на столе у северных Коми - оленеводов и у охотников. Значительное место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав, хлебный квас, берёзовый сок, компот из пареной репы или брюквы, на праздничном столе домашнее пиво.

Коми-пермяки.

Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР 152,1 тыс. человек. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе. Большая часть верующих Коми-пермяков - православные, есть старообрядцы.

В русских источниках первое упоминание о Перми относится к концу 12 века (1187). Известно также, что в 15 веке у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 земли Коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области.

ХКТ

Традиционные занятия Коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа.

Пища одежда жилища

Традиционные поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. Традиционное жилище Коми-пермяков - рубленая изба из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у Коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.

Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук. Традиционные женские головные уборы - чепец, украшенный вышивкой, в южных районах и кокошник в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии. Зимняя - шуба из овчин.

Традиционная обувь - лапти, сплетённые из липового лыка и берёсты. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки.

Основа традиционной пищи Коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня Коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво. Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.

Ненцы

коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные Ненцы. Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство Ненцев, и лесной (им владеет около 2 тыс. Ненцев). Письменность на основе русской графики.

Ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки Ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население - охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав Ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

ХКТ

Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины 18 века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

Большинство Ненцев вело кочевой образ жизни.

Пища одежда жилища

Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Передвигались на лёгких деревянных нартах, запряженных оленями.

Верхняя одежда и обувь шились из оленьих шкур.

Пища - оленье мясо, рыба.

Основной социальной ячейкой Ненцев в конце 19 века был патрилинейный род.

Саамы

лопари, народ в Норвегии, Швеции, Финляндии, в Российской Федерации (на Кольском полуострове, Мурманская область 2 тыс. человек). Язык саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие Саамы в Российской Федерации – православные.

По-видимому, Саамы - потомки древнейшего населения Северной Европы, хотя существует мнение об их переселении с востока. Христианизация Саамов началась в 15-16 веках.

ХКТ

Комплексное хозяйство. Оленеводство, рыболовство, охота, в т.ч. на морского зверя. Доили оленей…

кочевники, перекочевывали несколько раз в год, с 15 века полуоседлый образ жизни. с 19 века кочуют только мужчины.

Пища одежда жилища

Жилище – вежа – низкий, углубленный в грунт сруб, засыпанный сверху землей. В крыше – небольшое отверстие для света и выхода дыма. В связи с полуоседлым образом жизни стали появляться срубные избы с окнами.

Традиционная мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины - рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил у у кольских Саамов - глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.

На голове зимой носили суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном.

Традиционная пища Саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом - из рыбы; некоторые группы Саамов употребляли также оленье молоко.

 

 

6. Поволжско-Приуральская историко-этнографическая область

Алина Б.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...