Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История заселения области.




К Поволжско-приуральской области относится обширная территория, расположенная в бассейне Средней Волги и ее притоков, среди которых такие крупные реки, как Кама, Ока, Сура и другие, восточной границей служат Уральские горы. Волга — крупнейшая в Европе река — играла и играет важную роль в исто­рии российских народов. В I тыс. до н. э. бассейн Волги стал местом притя­жения племен преимущественно финно-угорского про­исхождения. Позднее, во второй половине I тыс. н. э., их потомки стали основой формирования трех совре­менных народов — марийского, мордовского и удмурт­ского. В первой половине I тыс. н. э. в Среднее Повол­жье из приазовских степей пришли тюркоязычные народы, в том числе кочевники-булгары. С X по XIII в. на территории Поволжья существовало раннефеодаль­ное государство — Волжская Булгария. Включение Поволжья и Приуралья в состав Русского централизованного госу­дарства в середине XVI в. ускорило складывание Ура­ло-Поволжской ИЭО. Процесс расселения калмыков на сегодняшней территории складывался несколько по-другому. Предками калмыков были ойраты —- племена цен­трально-азиатского происхождения, которые пришли в низовья Волги из Джунгарии (историческая область на Западе Монголии). И у границ России они появи­лись относительно недавно — в начале XVII в., — преодолев огромные расстояния от Прибайкалья. Так во второй половине XVII в. возникло обшир­ное Калмыцкое ханство, которое включало и террито­рию современной Калмыкии. Население Болжской Булгарии приняло участие в формировании всех современных урало-поволжских народов; собственно булгары стали предками татар, чувашей и отчасти башкир. Потомки древнего населения Волжской Булгарии, Казанского ханства и других древ­них политических образований Поволжья и Приуралья продолжают жить здесь и в наше время. А длитель­ные и тесные контакты обитающих здесь народов, общность исторической судьбы и природно-климати­ческих условий способствовали формированию многих сходных черт культуры и в конечном итоге складыва­нию П-П историко-этнографической области.

Народы, их антропологический тип и современная территория расселения.

Территория П-П издавна была контактной зоной на границе Евро­пы и Азии. В своем внешнем облике народы сохраняют следы взаимного влияния двух рас — монголоидной и европеоидной. Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. Большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Удмурты – лапаноидный тип европиоидной расы. Калмыки представители центрально-азиатско­го типа монголоидной расы. Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы, с заметно большей долей монголоидного компонента. В большей степени мордва являются представителями европеоидной расы. Татары в большинстве своем европеоиды, в меньшинстве монголоиды.

К числу самых северных народов П-П относятся удмурты. К западу от удмуртов, в междуречье Волги и Вятки живут ма­рийцы. На западе и юго-западе региона расселена мордва. Оно известно по историческим источникам еще с VI в. В составе мордвы выделяются две эт­нические подгруппы — эрзя и мокша. В тесном соседстве с мордвой и марийцами на правом берегу среднего течения Волги живут чуваши. Срединное положение в П-П занимает этническая территория татар (точнее, по­волжских татар). На восток и юго-восток от татар — в Приуралье и отчасти Зауралье — простирается область расселения башкир. Калмыки компактно расселены в Калмыкии в низовьях Волги. Общая численность каждого из этих семи крупных этносов колеблется от 184т (калмыки) до 3 млн. человек (татары). Самой многочисленной этнической группой, с которой повсюду соседствуют народы здеш­них мест, являются русские.

Языки и религия.

Языки восьми народов Урало-Поволжской ИЭО принадлежат к двум языковым се­мьям — уральской и алтайской. Уральская языковая семья представлена финно-угорской ветвью, пермской и волжской группами. Пермскую группу представляет удмуртский язык (соответственно удмурты). К волжской группе уральской языковой семьи принадлежат два мордовских языка (эрзянский и мокшанский) и марийский язык с луговым, восточным, северо-западным и горным наречиями.

Алтайская семья языков представлена тюркской ветвью — это башкирский, татарский и чувашский язы­ки и монгольской ветвью - калмыцкий. Татарский и башкирский языки входят в кыпчакскую языковую группу, а чувашский язык принадлежит к булгарской группе.

С центрально-азиатским происхождением связа­на религиозная принадлежность верующих калмы­ков к буддизму в форме ламаизма. Татары исповедают мусульманство. Марийцы, удмурты, мордва, чуваши (есть приверженцы традиционных верований и мусульмане) и, естественно, русские – православные, башкиры исповедают ислам суннитского толка.

ХКТ, пища, жилище, одежда.

В Среднем Поволжье — зоне смешанных лесов, где много земель с хорошими, удобными для агрикультуры почвами, — уже давно сложилось комплексное земледельческое и животноводческое хозяйство. Пахотными орудиями чаще служили плуги.

Интенсивно развивалось в Поволжье и Приуралье животноводство. У восточных башкир сложилось под­вижное (кочевое, отгонное) скотоводство. В недавнем про­шлом калмыки вели кочевое и полукочевое скотовод­ство. Уже несколько десятилетий, начиная с 20 — 30-х гг. XIX в., калмыки ведут оседлую жизнь, но животно­водство, прежде всего овцеводство, остается главной отраслью сельского хозяйства. Башкиры разводили крупные отары овец, табуны лошадей, ста­да крупного рогатого скота. Заметное распространение получила в П-П и такая отрасль промыслово-хозяйственной деятельности, как бортничество (сбор меда диких пчел), а в более позднее время — пчеловодство. К регио­нальным отраслям Удмуртии и Мордовии относится лесозаготовительная и лесоперерабатывающая про­мышленность. Развитие рыболовства и бахчеводства ука­зывает на их теперь уже прочную связь с Нижним Поволжьем, а наличие земледельческого хозяйства и садоводства на контакты с народами Северного Кав­каза.

В наибольшей степени древние обычаи, вкусы и привычки сохраняются в пище. Типичны разнообразные пироги — открытые и закрытые, с мясной, овощной, картофельной, крупя­ной и фруктово-ягодной начинками. Своеобразны пи­роги с черемухой и калиной. Для тюркских народов характерно умение готовить разнообразные мясные блюда: домашние колбасы (та­тарская и башкирская хазы), фаршированная курица по-татарски, башкирский бешбармак (куски мяса с лапшой). Среди финских народов Поволжья и Приуралья популярны разнообразные каши, мучные блюда: блины, лепешки, пироги, ватрушки. Широкое распространение получили пель­мени. Калмыки предпочтение отдают кисломолочным, мучным и мясным продуктам. Особен­но ценятся молодая конина и баранина. Фрукты, ово­щи и зелень употребляются реже.

Сельские жилые постройки удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы очень похожи на среднерусские избы. Такие дома — бревенчатые постройки под двускатной или трехскатной крышей с тремя, реже четырьмя ок­нами по уличному фасаду. К избе примыкают двустворчатые крытые ворота, часто украшенные резьбой. Некоторые древние элементы материальной куль­туры калмыков с изменением их образа жизни утрачены окончательно. Так, их традиционное жилище - юртообразная гер, или кибитка, — в первой половине XX в, было полностью вытеснено русскими и общеев­ропейскими типами жилища. В настоящее время кал­мыцкий жилой дом, как городской, так и сельский, утратил этническое своеобразие.

 

7. Балто-германо-славянские взаимодействия: основные исторические этапы

Антон С.

  • Первым этапом с уверенностью можно считать первую половину первого тысячелетия нашей эры, когда еще не сложившиеся в отдельные группы балто-славяне жили бок о бок с германскими племенами на территории современной центральной Европы, в районе висло-одерского междуречья. В ту пору тесного межкультурного контакта возникают племенные союзы и ранние государства. Лучшими примерами отражающими те процессы служат Пшеворская культура и Ост-готская держава Германриха в Причерноморье. Данные образования были разноплеменными по своему составу, кроме Б-с и Г туда входили и ираноязычные племена.

 

2)С приходом гуннов в Европу начинается великое переселение народов. В этот момент балто-славянские племена переселяются на среднюю Волгу (именьковцы), где они встречают аборигенные ф-у народы. Таким образом, германско-балто-славянские контакты прерываются на некоторое время, продолжаясь лишь в западной прибалтике и висло-одерском междуречье.

 

3)В IX веке восточные славянские племена начинают формироваться в условиях культурного взаимовлияния с ф-у и балтскими племенами, появляются зачатки государственности, однако, междуусобицы и разногласия вынуждают пригласить человека на княжение извне. Таким человеком становится германец-варяг Рюрик и его дружина. Если доверять «норманской» гипотезе, то выходит, что германцы принесли на Русь государственность и во многом поспособствовали развитию торговых контактов древней Руси.

Примерно в тоже время складываются и летто-литовские народности из западных балтских племен(куршей, ятвягов, земголы и пр.), намечаются зачатки будущей государственности. Схожие процессы с образованием ранних государств протекают у Западных и Южных славян. Однако, если на Руси интересы малочисленных германских дружин заключаются в торговле с Византией, то в Прибалтике германские племена конфликтуют с балтскими.

Уже исчезнувший к 12 веку балтский народ голядь переселился в следствии германской экспансии в Прибалтике на восток, на территорию современной московской области.

Засим происходит переворот в спокойно-торгово-городской жизни Руси и южные пределы гос-ва(ведущие к Византии) заполняются тюркскими кочевниками (половцы, печенеги), торговые дела приходят в упадок, что вызывает поток миграций славян с юга Украины в Волго-Окское междуречье, где происходят мощные процессы славянизации местного населения(балтов, ф-у).

 

4)В XII-XIII века появляются германские рыцарские ордена, которые захватывают Прибалтику и останавливают процессы сложения государственности у народов оной (кроме Литвы). В этот момент торгово-партнёрский аккорд между восточными славянами и германцами замолкает и прибалтийские земли Руси попадают в сферу интересов германских государств(Тевтонский орден, Швеция).

 

5)Закрепившись в прибалтийских землях германцы онемечивают часть балтских племён, других же крестят (сначала католицизм, засим лютеранство), немецкое господство в этих землях продолжается до XIX века.

Подобным образом переварачиваются и германо-славянские связи. Так государственные объединения западных славян приходят в упадок и попадают в зону влияния германцев(судетская область Чехии, лужицкие славяне), часть Польши попадает под влияние династии Габсбургов. Многие мелкие славянские племена (или их части) были онемечены.

 

Балтско-славяно-германские связи и взаимовлияния начались еще в начале нашей эры и продолжаются по сей день. На ранних этапах данные процессы достигали своего максимума, именно в ту пору сложился общий лексический пласт производственной лексики, именно в ту, весьма отдаленную эпоху, существовали б-с-г государственные объединения.

Исторические судьбы народов разобщили это единство, но взаимодействие культур не остановилось.

Огромную роль для Руси и её государственности сыграли германские народы.

 

8. Восточнославянское население: ранние этапы расселения и истоки историко-культурной дифференциации (V –IX – XIII вв.)

Василиса Ф.

Восточнославянское население России – это русские, украинцы и белорусы. В основном они проживают в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий в Восточной Европе. Но также широко расселены в АО Поволжья, Северного Кавказа, в регионе Прибалтики, немного меньше - в Молдавии, Закавказье, Казахстане и т.д. Да и среди населения Сибири - восточных славян большинство.

С этнической историей славян всё сложно: сложно соотнести древние археологические культуры, первые упоминания о славянах с географией их расселения. Однако достаточно уверенно можно сказать, что

к середине 1 тысячелетия н.э. (V в.) славяноязычные племена были расселены на обширных пространствах в бассеинах рек Эльбы, Вислы, в Среднем Поднепровье. Уже тогда была дифференциация славян на западных, южных и восточных. Группа восточнославянских племён была известна готским и византийским источникам под именем антов.

В это время начинается продвижение отдельных славянских групп на юг, через Карпаты и на северо-восток в Верхнее Поволжье и Верхнее Поднепровье. Славяне вступали в сложные взаимоотношения с местным населением и распространяли славянские языки.

«Повесть временных лет» даёт более-менее подробную карту расселения сл. племён в IX вв. Эта карта – результат сложных этнических и политических процессов, произошедших в Восточной Европе к тому времени.

В «Повести временных лет» есть информация о «племенах» словен, кривичей, вятичей, и др., которые представляли собой обширные союзы племён. В них входили группы как славянского, так и неславянского происхождения, но объединение и ассимиляция зашли так далеко, что в основном языковая их принадлежность была славянской (в летописи отмечаются отдельно неславянские «племена» - меря, мурома, мещера (финно-угры) и др.).

Дальнейшие этнические процессы происходили уже в рамках Древнерусского государства: под сенью

- феодализма,

- централизации власти,

- христианизации,

- появления письменности и официализации древнерусского языка,

- унификации судебно-правовых норм.

Рюриковичи завоёвывали фино-угорские племена, кочевники степей устраивали набеги и оседали на юго-западных границах Киевской земли, ассимилировались, смешивались, влияли на формирование местных особенностей языка, культуры и пр.

Период феодальной раздробленности привёл к тому, что деление на «племена» ушло в прошлое. Население объединялось вокруг городов-центров феодальных княжеств, в какой-то степени осознавало себя о бщностью вне зависимости от этнической разнородности. Самоопределение было в большей части территориальным, но если смотреть на эти процессы в масштабе всего Древнерусского государства, то феодальные княжества были весьма замкнутыми, закрытыми системами, что не способствовало общей интеграции и образованию национального самосознания/объединению в один народ. Разные территориальные группы славян расходились в направлениях развития.

В XIII веке на Русь обрушилось татаро-монгольское нашествие, ослабило и разорило её земли. После этого полуобескровленные земли (западные и юго-западные) завоёвывались Польшей, Венгрией, Литовским государством.

 

Итак, украинский этнос (потомки полян, древлян, тиверцев, северян, уличей и др.) отделился в результате обособления Киевских земель, поочерёдной частичной принадлежности то к Литовскому княжеству, то к Речи Посполитой, затем – Польского королевства, Молдавского княжества, Золотой Ордой, Османской империи, потом под влиянием казачества… но это уже после XIII века.

 

Этногенез белорусов – спорный вопрос. То ли белорусы

– результат консолидации племён кривичей, радимичей, дреговичей, волынян и пр.,

– то ли отделились из-за распада Киевской Руси,

– то ли стали результатом микса местных балтов и пришлых славян,

– то ли их предками были финно-угры.

А может и всё вместе, только без финно-угров (ну или, чтобы не расстраивать Антона, без балтов).

 

В русском языке различаются два наречия: северное и южное. Соответственно, на ярком северном наречии говорят северные русские (Архангельская, Вологодская, Пермская, ярославская и пр. области), на южном – жители Курской, Орловской, Воронежской, Белогородской и пр. оластей. Между этими наречиями – обширная полоса среднерусских говоров, один из которых – московский – стал основой литераторного русского языка. Языковая дифференциация немного отражает и культурную, так как тоже связана с особенностями этнического состава и влиянием местного населения на расселившихся славян.

 

9. Государственный и религиозный факторы историко-культурной дифференциации восточных славян (XIV-XVIII вв.)

Василиса Ф.

(по Бромлею, Пименову (главы про восточных славян) + немного фактов истории).

 

XIV век – разорённые и выпотрошенные монгольским нашествием, узморённые годами ига, но упрямые русские земли, частично расхваченные Польшей, Венгрией, Литовским государством, всё же продолжают развиваться.

Из южных и юго-западных земель от завоевателей люди бежали на северо-восток, туда и сместились центры хоз-венного, политического и экономического развития.

XV в. – Московское княжество заметно выдвигается на первое место, становится опроным пунктом сопротивления Орде, централизации и объединения русских княжеств в сильное государство.

Это государство обеспечило быстрое развитие объединённых земель, рост населения городов (региональных центров со смешанным в этническом плане населением) и монастырских посадов.

Всё это требовало единообразия норм государственной жизни (законы, религия, язык). Нормативом языка стал московский говор/диалект. Конечно же унификация была совершенно не всеобщей. Большая часть населения жила в деревнях и хранила местные обычаи, диалекты, верования. Но постепенно – с ростом значения государственного и религиозного фактора в самосознании, образовании, социальной структуре – московские нормы распространялись всё шире – и расширялись земли сначала Московского (до XVI в), а затем, после объединения всех княжеств, Российского государства.

С XVI века (и до начала XVIII) мы уже говорим о Русском Царстве, продолжающем расширяться (в основном на восток, также на юг, немного на север и запад) и с переменным успехом объединяться экономически и культурно. С XVII века стали более-менее заметны школы, систематическое образование, несущее московские и православные каноны.

Кстати, о церкви. Реформа Никона XVII века стала прямой причиной отделения группы старообрядцев от общей массы и дальнейшего формирования русского субэтноса старообрядцев.

До объединения в царство значительные части древнерусских земель побывали в составе соседних государств, а потом стали местами, куда убегали в поисках свободы от издержек гос. строя. Это повлияло на этнические процессы (отделение украинского и белоруского этносов). Жители бассеина Среднего Днепра (местное население + казачество, пополнявшееся бежавшими от феодальной эксплуатации) позже превратились в украинцев. Восточные славяне Литовского, а потом Польского феодальных гос-в превратились в белорусов.

(Интересная группа «полехи» - это смесь ураинцев и белорусов. Они жили в украиско-белоруском полесье и отличались от обоих соседей)

Даже после воссоединения Украины и России в 1654 г. большая часть украинских земель оставалась в составе Польши и Турции. Те ещё строже ограничивали права украинцев, запрещая православную церковь (православие было фактором этнического самоопределения и общности украинцев). Национальную общность западные (правобережные!), восточные (левобережные!) и южные (Крым) украинцы - сохранили (несмотря ни на что), но всё же отличаются друг от друга.

И царская, и имперская политика (с XIII в.) была направлена на насаждение великорусской культуры, русского языка и официальной идеологии среди украинцев и белорусов. Правительство и его органы не признавали их отдельными народами и считали лишь «ответвлениями» «русского племени».

XVIII век стал временем крестьянских волнений, восстаний, происходивших на фоне русско-турецких войн (между прочим, в т.ч. за Крым, а мы знаем, какое там сейчас население, и чьи это земли). От казаков требовали постоянной военной службы, автономность и некоторая вольность в самоуправлении, предоставлявшиеся раньше казакам к концу XVIII века стали сходить на нет, Запорожскую Сечь расформировывали, казачьи войска переименовывали и не выделяли более среди других войск.

О белорусах можно сказать следующее:

Западнорусские княжества с XIV до XVIII в. были под властью Литовского, а затем (после уний Литвы с Польшей) и польсокго государств. Язык западнорусских княжеств долгое время был государственным языком Литовского гос-ва. А вот поляки стали насаждать католицизм, многие отказывались от православия, чтобы сохранить привилегии и права. Религиозная, и сословная дифференциация слилась с этнической. Крестьяне сохраняли православную веру, белорусскую культуру, сопротивлялись насаждению польского языка.

В конце XVIII века (1772, 1793, 1795 гг.) разделы Польши привели к включению почти всех белорусских земель в состав России. Это затормозило развитие капиталистических тенденций, но зато создало более благоприятные условия для выживания белорусского этноса.

 

 

10. «Украинский вопрос» в национальной имперской политике России

Юлия С.

В отношении Украины Российская Империя проводила политику русификации. Предпринимались различные меры, направленные на укрепление русского или российского национально-политического и языкового преимущества на территории Украины.

Русификация входила в политику властей по нескольким причинам:

- она способствовала централизации власти

- устраняла различные местные привилегии

-придавала всем народам Российской империи ощущение принадлежности к России

Строительство «общерусского проекта» началось уже в Средние века (в Москов­ской Руси этим занялись монахи и придворные летописцы)

1674 г. -ИннокентийГизель опубликовал "Синопсис Киевский", который представляет собой обзор истории юго-западной Руси. Там он настаивает на историческом и культурной единстве Малой и Великой Руси, говорит о том, что русские и украинцы - единый "православнороссийский" народ. Это и считается рождением общерусского проекта.

конец XVI в. -во Львове оформляется теория о московском православном царе-заступнике, возглавляющим «российский народ». Этот мотив получает развитие в украинско-белорусской публицистике первой половины XVII века.

Образ «большого русского народа» принимается как нечто само собойразумеющееся в фольклор­ных источниках.

До правления Петра I все украинские города были украиноязычными. Со времен Петра I и Екатерины II Российская империя проводила систематическую и последовательную политику русификации украинских городов, направленную на уничтожение украинского языка и украинской государственности.

1863 г. -российский министр внутренних дел Пётр Валуев разослал тайный циркуляр, в котором заявил, что никакого особенного малороссийского языка нет, не было и быть не может. Циркуляр требовал резко сократитЬ сферы использования и преподавания украинского языка.

1876 г царь Александр II издал Эмский указ, которым частично запрещалось издание и ввоз в страну книг на малорусском наречии. В 1896 г. цензура разрешила к изданию 58 % украинских текстов. Указ утратил силу в 1905 году.

При этом, первые годы правления Александра II охарактеризованы как скрытая стадия «активизации ук­раинофильства». Симпатии к украинофилам стали очень характерны для высшего общества и столичной интеллигенции, влас­ти готовы допустить украинский язык в начальных школах, цензура практически никак не мешала печатанию книг на украинском языке, в Москве и Петербурге можно было купить 6 украинских букварей разных авторов, Синод не исключал возможности перевода Св. Писания на украинский, обостряется интерес к украинскому фольклору.

В русском общественном мнении выделяются:

- сторонники агрессивной и мягкой ассимиляции (соответственно, В.Г Белинский и Ю. Венелин),

- защитники идеи сохранения культурной и языко­вой самобытности Украины в составе Российской империи.

 

11. Каналы формирования этнической и национальной идентичности в Новое время (в модерном обществе)

Александр С.

Идентификация с этнической группой совершается, прежде всего, посредством процесса сравнения «нас» с «не нами», то есть в ситуациях взаимодействия с представителями других национальностей (подчеркивание различий) и посредством особенностей этнической культуры (акцентирование сходства). Формирование этнической идентичности индивида зависит от множества факторов. Среди наиболее значимых отметим символы своего народа. В процессе социализации и через средства массовой информации индивид получает определенное представление о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что обеспечивает не только согласование интересов общности, но и формирует чувство гордости, сопереживания. Важнейшим условием, поддерживающим сплоченность общества, является язык. Он способствует формированию групповой идентичности. Еще один признак этнической идентичности – общность исторической судьбы. В современных условиях унификации этнических культур наряду с неуклонным сокращением количества этнодифференцирующих факторов возрастает роль общности исторической судьбы как символа единства народа. Этническая идентичность также выражается через идею территориальной общности, родной земли. Как на уровне личности, так и общности суждения свойствах своего народа непременно соотносятся с представлением о характерных чертах других этнических образований и их членов, причем, как правило, эти представления эмоционально окрашены и имеют оценочную природу. Иными словами, границы между «нами» и «не-нами» определяются прежде всего путем сравнения, объектом которого могут стать такие отличительные признаки как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей познавательной операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации. В результате частного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике («звучанию») родного языка
Привыкание переходит в одобрение, поощрение сходства, на основе которого формируется чувство сопринадлежности. Таким образом, сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Важно подчеркнуть, что подобное сравнение зиждется не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых «воображаемая реальность» становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации.
Поэтому на осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде.. Свою этническую принадлежность раньше осознает русский ребе­нок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни в Архангельской области. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает, с одной сто­роны, меньшую предрасположенность к подобным контак­там, с другой стороны, меньший интерес к собственной этничности. Итак, этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами приобретаются раньше, если человек живет в полиэтнической среде,но насколько точны эти знания и насколько позитивны социальные установки во многом зависит от того, к какой группе он принадлежит - большинства или меньшинства. Дело в том, что высокостатусная группа большинства, "социально желательная группа", может оставаться для ребенка референтной (эталонной), но "приписанным" он окажется к другой этнической общности. Это происходит из-за того, что процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятие группой индивида, когда общество "решает", членом какой группы является его подрастающий член. В процессе социализации общество «приписывает» ребенка к определенному эт­носу. В результате у большинства людей проблемы выбора не возникает, но многие, прежде всего члены групп меньшинств и выходцы из межэтнических браков, проходят через «посто­янный внутренний референдум» на лояльность к той или иной общности. У этих людей в процессе этнической идентифика­ции, кроме критерия приписывания (то, кем другие их воспри­нимают), большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают).

 

В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Список этот бесконечен, в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. Иными словами, этническая общность - это прежде всего общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность.

 

А теперь немного об относительно современных русских, о том, что они сами считают для себя важными этноконсолидирующими символами:

 

• классическая литература, музыка — 8,15%;

• поездки за границу — 6,26%;

• встречи с людьми другой национальности — 5,32%;

• русская природа — 4,07%;

• общение с иностранцами — 3,76%.


«формальная» идентификация

своей национальной принадлежности — по национальности родителей — постепенно уступает культурным (родной язык) и психологическим (я чувствую себя русским) критериям этнического самоопределения, продолжая сохранять свой приоритет главным образом для представителей старших возрастных групп, преимущественно с невысоким уровнем образования. Напротив, среди молодежи заметно преобладала психологическая самоидентификация. Судя по данным опросов, сильнее всего (примерно каждого третьего из числа опрошенных) сближает со своими «соплеменниками» государство, образ жизни и язык, слабее (в среднем каждого пятого) — общее историческое прошлое, а также народные обычаи и традиции, и наконец, практически не значимы при формировании группового этнического «мы» — особенности поведения, религия и внешность, которые сочли важными для обнаружения «своих» менее 10% респондентов.
Но есть нюанс! То, что респондент не выделяет в качестве фактора, по которому он может узнать своих, он распрекрасно выделяет в ряду факторов, по которым он может распознать чужих. Человек не осознает специфику своего поведения, то, что его поведение обусловлено принадлежностью к какой-то этнической группе пока не столкнется с представителем другой этнической группы, который ведет себя иначе. То же самое с антропологическими характеристиками: антропологические характеристики как определитель принадлежности к «своей» группе для респондентов оказались практически не значимы (2,7%), что косвенно подтверждает тот факт, что на уровне обыденного восприятия некая особая «русская внешность» не идентифицируется вовсе, в то же время каждый четвертый-пятый из числа опрошенных фиксирует «не-нашу» внешность, которая становится для него значимым критерием дифференциации. Так, в частности, 48,7% опрошенных обращают внимание на национальность окружающих, если они им внешне чем-то не «несимпатичны».

 

12. Территориально-этнографические группы русских

Фёдор О.

Причины неоднородности – спонтанные миграции, высылки служилых (казаки) на охрану границ, преследование администрацией старообрядцев, переселения для заселения регионов. Можем да выделим 2 осн.группы: северные и южные великороссы. Еще есть среднерусская зона между Окой и Волгой, где складывался ПРАВИЛЬНЫЙ московский общерусский литературный язык.

На западе, Смоленская и Псковская области, есть сходство с культурой белорусов.

Группы Среднего Поволжья (формирование – 16-19 вв.) имели много общего в мат.культуре с местными финно-угорскими и тюркскими народами Урало-Поволжья.

Северо-восток страны, Приуралье, очень неоднороден (северное оканье, среднерусский тип жилища и одежды и т.п.) – туда шли группы из разных регионов страны.

Южновеликорусское население – на западе (Калужско-орловско-брянское полесье) – полехи. Связь с культурой белорусов и литовцев. Есть группа однодворцев – выходцев из средней полосы и севера, охраняли границы Московского государства. Также намешаны разные элементы – оттуда мат.культю., оттуда говор и т.п. Фактически занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа. После упразднения сословия, стали одноименной этнографической группой русских.

Северные великорусы были менее подвижны и потому более монолитны. Самоназвания географические («каргопольщина» – для г.Каргополя, «белозеры» – те, кто живет у Белого озера). Возможно, да и сами они верят, что произошли от новгородцев, которые пришли сюда в 12 веке. Там же есть т.н. «поморы», живущие по берегам Белого и части Баренцева моря.

Середина 17 века, Никон, раскол – множественные общины старообрядцев, раскольников, скрытников, староверов. География:

· Центральная Россия: Беглопоповцы, бегуны, любушкино согласие, средники и федосеевцы.

· Русский Север: Поморское согласие, Филипповское согласие, Аароново согласие, аристовцы.

· Поволжье — кержаки, кулугуры, нетовцы, рябиновцы, самокрещенцы.

· Юг России — липоване, некрасовцы, неокружники.

 

Казачество. К 20 веку сложилось 11 особых этнографических и социально-экономических групп русского и украинского населения. На протяжении всей службы в свои ряды казаки брали местное население, что сказалось на антропологическом типе и жизненном укладе казаков. Вот перечислены они, чтобы географию представляли.

· Донское казачье войско, старшинство — 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая)

· Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане)

· Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)

· Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская,Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)

· Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 — Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)

· Забайкальское казачье войско, 1655 (Забайкальский, Бурятия)

· Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)

· Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская)

· Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская)

· Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский)

· Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровски

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...