Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая готовность ребенка к школе.




Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты, поэтому выделяют:

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными ЗУНами, необходимыми для обучения в школе.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного отношения со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе. В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: физическая, личностно-социальная, эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность. Специальная готовность.

Эти компоненты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхожде­ния в новую систему отношений.

Физическая готовность к школе — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это "запасом прочности" организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства. Перед поступлением в первый класс ребенка обязательно осматривают врачи-специалисты: лор, хирург, окулист, невропатолог, стоматолог, психолог, педиатр. Сведения о состоянии здоровья ребенка заносятся в медицинскую карту, которую родители сдают в школу.

Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

Личностно – социальная готовность ч тобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ре­бенка, если он сам этого не хочет. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возмож­ность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка форми­руется внутренняя позиция школьника. Л.И.Божович, изучавшая пси­хологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая пози­ция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают новые атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание при­обрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою “работу” отметки (разуме­ется, самые лучшие) и просто похвалу обо всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особен­ностей в младшем школьном возрасте. Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребенку помогает учитель. Однако дл того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа - внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, об­разцом для подражания. Его требования выполняются, на его замеча­ния не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переде­лать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно восприни­мают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается об­щение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоцио­нальные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на пос­тавленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предвари­тельно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важноотношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Классно-урочная система обучения предполагает не только осо­бые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького учени­ка - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кон­чая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Личностно-социальная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосозна­ния. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифферен­цированной. Если ребенок заявляет, что он “хороший”, его рисунок “самый хороший” и поделка “лучше всех” (что типично для дошколь­ника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

Таким образом, составными компонентами личностной готовности к школьному обучению являются: внутренняя позиция школьника, стремление учиться, позитивное отношение к учебе, сверстникам, самому себе.

Интеллектуальная готовность с поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.

Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной Д. (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы).

Интеллектуальная гот-ть предполагает также наличие умственной акт-ти ребенка, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период. По словам Л.С.Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу 1го года обучения.

Эмоционально - волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа. Им подчинено поведение учеников на уроке, они служат для организации учебной работы учащихся, регулируют отношения учеников между собой и с учителем. К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему.

Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Именно поэтому лучше, давая ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение самостоятельно и последовательно контролировать себя.

Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких предметов, как математика и русский язык. Интенсивная работа проводимая в детском саду по формированию у детей элементарных математических представлений, по развитию речи и подготовке к освоению грамоты, обеспечивает необходимый уровень специальной готовности детей к обучению в школе. Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности.

Таким образом, вся система воспитательно-образовательной работы с детьми направлена на постепенную перестройку сознания, поведения, деятельности и личности старшего дошкольника. На формирование активной, всесторонней готовности детей к новым условиям школьного обучения.

 

 

Вопрос № 25

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...