Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психометрика и основные психометрические показатели методики. Надежность. Валидность. Тестовые нормы.




Характеристика развития в зрелом возрасте. Периодизации психического развития взрослых (Дж. Ловингер, Р. Гоулд, Дж. Левинсон, Р. Кеган, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман, Ю.Н. Карандашев). Общие закономерности развития и основные новообразования в возрасте ранней, средней и поздней зрелости. Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости.

Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, и гораздо большая обусловленность его личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками…

Периодизации взрослого возраста.Периодизация Левинсона, выделил следующие периоды:

· Эра предвзрослости (0 – 22 года)

· Эра ранней взрослости (17 – 45)

· Переход к ранней взрослости (17 – 22 года)

· Структура жизни в период вхождения в раннюю взрослость(22 – 28)

· Переход 30-летия (28 – 33)

· Структура жизни в кульминационный период ран.взр-ти (33 – 40)

· Эра средней взрослости (40 – 65)

· Переход к средней взрослости (40 – 45)

· Структура жизни в начальный период средней взрослости (45 – 50)

· Переход 50-лнтия (50 – 55)

· Структура жизни в кульминац. Период средней взр-ти (55 – 60)

· Эра поздней взрослости (60 -?)

· Переход к поздней взрослости (60 – 65)

Согласно Левинсону, чтобы полностью стать взрослым, мужчина должен справиться с 4 задачами, возникающими в процессе развития: 1) увязать мечты с реальностью, 2) найти наставника, 3) обеспечить себе карьеру, 4) наладить близкие отношения с противоположным полом.

Р. Гоулд полагает взросление процессом отказа от детских иллюзий и ложных предположений в пользу уверенности в своих силах и самопринятия. Его стадии определяются теми иллюзиями, от которых отказывается чел., переживающий данную стадию: 16 – 22 года – «я навсегда связан с родителями»;

22 – 28 лет – «успеха можно достичь, идя по пути родителей, но, если я не добьюсь успеха, они мне помогут»;

28 – 34 года – «жизнь проста, и ею можно управлять»;

35 –45 лет – «расцвет жизни» - люди, пережив потери и приняв конечность собственной жизни, избавляются от детских иллюзий и потребности в безопасности. Это собственно вершина развития и полное автономное взрослое сознание и самопринятие.

В функционально-стадиальной периодизации психического развития, разработанной Ю.Н. Карандашевым, взрослость представлена тремя периодами: - Возраст ранней зрелости (20 – 28 лет);

- Возраст средней зрелости (28 – 34 года);

- Возраст поздней зрелости (36 – 44 года).

Физическое и когнитивное развитие в ранней зрелости. В ранней зрелости физическое развитие практически во всех аспектах достигает своего пика.(Большинство молодых взрослых людей сильнее и здоровее, чем в предшествующие или последующие периоды, а их способность к воспроизведению потомства в самом расцвете.) Физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности человека достигают своего максимума в промежутке между 25 и 30 годами. В то же время, когда тело человека достигает пика своего физического развития, то же происходит и с его познавательной деятельностью.

Психосоциальное развитие в ранней зрелости. Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг или родитель) и Я как работника. Эти системы взаимосвязаны. (Чем больше удовлетворения приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем вероятнее, что ему будет свойственен принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведения). Эти системы претерпевают изменения под влиянием различных событий и обстоятельств, а также в результате взаимодействия с более широким социальным окружением и культурой. Все эти взаимодействия – и личные перемены, которые из них следуют, - продолжаются в течение всей жизни.

Физическое и когнитивное развитие в возрасте средней зрелости. После 30 лет физическая сила, функционирование органов и другие физические возможности человека медленно, но заметно идут на убыль. Хотя до 40 лет их уровень продолжает оставаться достаточно высоким. В качестве важного достижения когнитивного развития во взрослости. Клаус Ригель выделяет диалектическое мышление или понимание противоречий. На диалектической стадии человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует илиинтегрирует их. Особенно важный аспект диалектического мышления – интеграция идеального и реального. Развитие диалектического мышления, гибкое использование интеллектаи развивающиеся смысловые системы – это только некоторые из когнитивных достижений, характерных для взрослости.

Психосоциальное развитие в возрасте средней зрелости. В возрасте средней зрелости продолжается развитие человека в рамках трех основных динамических систем: Я как индивидуум, Я как профессионала и Я как член семьи. В рамках профессионального цикла происходит накопление опыта и дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Согласно Суперу – это этап упрочения карьеры (25 – 44 года), когда человек пытается занять прочное место в выбранной им сфере деятельности.

В рамках семейного цикла данный возраст может характеризоваться таким событием, как начало периода родительства. Это связано также и с такими событиями: изменения чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни; перераспределение ролей и перемены в супружеских отношениях; перемены в ролях и отношениях старшего поколения; изменение ролей и отношений вне семьи; новые родительские роли и отношения. В этот период могут происходить и другие важные события в жизненном цикле семьи, такие как рождение других детей, поступление первого ребенка в детский сад, школу, развод, смерть одного из супругов и т.д.

Физическое и когнитивное развитие в возрасте поздней зрелости. В этом возрасте отдельные физические функции начинают ухудшаться, происходят изменения в строении и работе органов и систем организма. После 40 лет происходит существенное снижение уровня функционирования организма по 6 важным физиологическим показателям: скорость проведения нервного импульса, функция почек, функция сердечно-сосудистой системы, сила мышц, полезный объем легких, жизненная емкость легких. Многие из нежелательных последствий старения можно ослабить с помощью физических упражнений, правильного питания и здорового образа жизни. Данный возраст отмечен также рядом изменений в познавательной деятельности. Некоторые исследователи подразделяют интеллект на две широкие области: текучий и кристаллизованный интеллект. Текучий интеллект (способности, используемые для научения ему-то новому), включающий в себя процессы запоминания, индуктивное рассуждение достигает пика своего развития в юношеском возрасте, а затем постепенно снижается на всем протяжении взрослости. Кристаллизованный интеллект, функционирующий на основе накопленных знаний и опыта, наоборот повышается с возрастом.

Психосоциальное развитие в возрасте поздней зрелости. Одной из важных задач данного возраста является одновременное приспособление к возросшей ответственности за стареющих родителей и обязанностями по отношению к взрослеющим детям. Среди задач, которые необходимо выполнить: отпускание детей в самостоятельную жизнь и приспособление к жизни без них, переопределение отношений с детьми, которые становятся взрослыми, переопределение отношений со стареющими родителями.

В этом возрасте очень важную роль играет дружба. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения складываются у людей именно в этом возрасте. Возможно, это связано с тем, что в этом возрасте у людей увеличивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей. Людям данного возраста часто приходится налаживать жизнь в семьях, находящихся в переходном состоянии, которое является результатом развода или повторного брака. К числу трудностей, сопряженных с данными события ми, относятся финансовые трудности, чувство подавленности и поражения, перемены в социальной жизни, ухудшение здоровья. Данный возраст является также периодом преемственности и изменений. Многие люди переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, и следует ли изменить свои цели.

3 Типы диагностических методик. Формализованные и малоформализованные методики. Средства, которыми располагает современная психодиагностика, делятся на две группы: формализованные и малоформализованные методики. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надёжность и валидность. Эти методики позволяют быстро собрать диагностическую информацию в короткие сроки, количественно и качественно сравнить индивидов между собой. Они экспериментальные. К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики очень трудоёмки.

 

4. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи. Семья - это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущее общее хозяйство.

Функции семьи – функции семьи это жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов:

1. Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяется индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут реализоваться в детях.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи; содействует сохранению их здоровья, обеспечивает восстановление затраченных физических сил.

3. Эмоциональная функция – удовлетворяет ее членам потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите. Содействует сохранению психического здоровья.

4. Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет роль в духовном развитии членов общества.

5. Функция социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи; одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Функции могут утрачиваться не потому, что это требуют социальные условия, а потому что члены семьи не могут их выполнять.

Нарушение функционирования семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способность нарушений может носить широкий круг факторов: особенности личностей членов семьи и взаимоотношения между ними, определенные условия жизни семьи.

Нормально функционирующая семья – нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена. Признаки: - толерантность, - уважение друг к другу; - честность и желание быть вместе; - сходство интересов и ценных ориентаций.

Стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Признаки функциональной семьи:

· Проблемы признаются и решаются.

· Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

· Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

· Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.

· Родители делают то, что говорят.

· Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

· В семье есть место развлечениям.

· Ошибки прощаются, на них учатся.

· Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Дисфункциональные семьи – это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют. Дисфункциональная семья оказывается неспособной удовлетворять потребности друг друга в духовном личностном росте.

Проблемы в работе с дисфункциональными семьями:

1.Ошибочный выбор партнера. Ожидание того, что муж/жена будут напоминать отца/мать.

2.Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги вместо обсуждения проблемы, обращаются к родителям.

3.Утрата иллюзий («синдром утопий»). Супруги считают, что женились по любви и ради любви, но счастья нет. На самом деле в их отношениях преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличение сексуальных фантазий. Потребность в опеке и доминировании оказались важнее реальных сексуальных отношений.

4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? Потому что хотим или обязаны?

5.Супружеская измена и угроза развода.

6.Гражданский брак как попытка избежать ответственности (юридической, финансовой).

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, которая должна быть сломлена и как можно скорее.

Признаки дисфункциональной семьи.

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

2. Вакуум интимности

3. Замороженность правил и ролей

4. Конфликтность во взаимоотношениях

5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.

8. Склонность к полярности чувств и суждений

9. Закрытость системы

10. Абсолютизирование воли, контроля. Дисфункциональной семья становится если нарушается ее жизнедеятельность.

Психометрика и основные психометрические показатели методики. Надежность. Валидность. Тестовые нормы.

Психометрия – это технолого-методическая дисциплина, обосновывающая требования, которым должны соответствовать измерительные психодиагностические методы. В основе психометрии лежит понятие «психологическое измерение». Психологическое измерение – это процесс приписывания психологическим явлениям чисел. К числу основных требований, которые предъявляются к психодиагностическим методикам относятся: надежность, валидность, стандартизация.

Надежность показывает насколько реальны, действительны полученные результаты и в какой мере они могут быть случайными. На степень надежности методик влияют следующие факторы:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

2) несовершенство диагностических методик;

3) меняющаяся ситуация обследования;

4) разная манера поведения экспериментатора и др.

Валидность – это соответствие используемого метода измеряемому качеству. Выделяют валидность содержательную, текущую, прогностическую, экологическую, эмпирическую, критериальную, конструктную. Например, валидность содержательная означает проверку содержания теста на его соответствие репрезентативной выборке. Репрезентативность – это соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест. Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется выборкой стандартизации. Валидность критериальная показывает, насколько по результатам теста можно судить об интересующем нас аспекте индивида. Особой разновидностью валидности является достоверность теста. Коэффициент валидности признается высоким – свыше 0,60. Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Требования, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента: 1) инструкцию надо сообщать всем испытуемым одинаково; 2) ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ; 3) эксперимент с разными группами следует проводить в сходных условиях и т.д. Единообразие оценки результатов теста связано с критерием, статистической нормой, которая определяется с помощью выборки стандартизации. Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты также обратились к приемам математической статистики. Математики показали, что для описания распределения рассматриваемых величин достаточно знать два показателя – среднюю арифметическую и стандартное отклонение. Также стандартизация в психодиагностике рассматривается как перевод тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура осуществляется с помощью «конверсионной таблицы». После того, как балл по стену стандартизирован, можно выносить диагностическое заключение.

Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

тестовая норма - это репрезентативные средние показатели по данному тесту, то есть показатели, которые представляют большую совокупность людей, с которыми можно сравнить показатели конкретного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и последующего усреднения полученных оценок и их дифференциации по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей.

6.Теории психического развития. Психоаналитическое направление. Взгляды З.Фрейда на сущность психического развития. Характеристика этапов развития. Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Когнитивное направление. Структурно-генетитческая теория Ж. Пиаже. Направление социализации. Культурно-историческая теория развития Л.С. Выготского. Общие требования, предъявляемые к теории развития. 1. Непротиворечивость. 2. Связность. 3. Простота. 4. Обобщенность. 5. Эмпиричность. 6. Достоверность. 7. Логичность. 8. Подтверждаемость. 9. Эффективность.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...