Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика познавательных процессов




Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций.

Диагностика аттенционных свойств: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, избирательность внимания.

«Корректурная проба» Бурдона и «Кольца» Э. Ландольта для оценки устойчивости и концентрации внимания.

«Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умственной работоспособности.

Методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания.

«Расстановка чисел» для определения произвольности внимания.

«Числовой квадрат» для оценки объема распределения и переключения внимания.

«Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамических характеристик внимания.

«Интеллектуальная лабильность» («Тест простых поручений») для изучения концентрации внимания и быстроты действий.

Методы изучения объема внимания.

Методика Пьерона-Рузера для оценки степени устойчивости, объема и динамических характеристик внимания.

Куб Линка для оценки устойчивости внимания, сообразительности, эмоциональных реакций.

Психодиагностика памяти и мнемических свойств.

Диагностика непроизвольного запоминания, кратковременной и оперативной памяти, образной и смысловой памяти, словесно-логической памяти, сохранения в долговременной памяти, обучаемости. Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву.

«10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.

«Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.

«Узнавание лиц» для оценки памяти на лица.

«Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и сообразительности.

«Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.

«Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.

Шкала памяти Д. Векслера (7 субтестов: ориентировка и осведомленность; ориентировка во времени и пространстве; психический контроль; логическая память; воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке; воспроизведение геометрических фигур; воспроизведение парных ассоциаций).

Психодиагностика мышления.

Диагностика видов, свойств и операций мышления. Репродуктивное и продуктивное внимание. Диагностика предметного, символического, знакового и образного мышления. Исследование критичности мышления. Выделение закономерностей.

«Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способностей устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

«Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей.

«Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычислений.

«Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять существенные признаки.

«Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способности к установлению логических взаимосвязей.

«Количественные отношения» для оценки способностей к логическим умозаключениям.

«Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.

«Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абстрактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности.

«Рассказ с пропущенными словами» для определения целенаправленности мышления, контроля и критичности мышления.

«Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования невербальных компонентов мышления и креативности.

«Тест комбинаторных способностей» и «Кубики Кооса» для оценки уровня развития конструктивного мышления.

Методика Выготского – Сахарова и ее модификации для исследования уровня сформированности понятийного мышления. Определение понятий.

Ассоциативный эксперимент для диагностики особенностей мышления.

Тест пространственного мышления (ТПМ) для выявления особенностей пространственного мышления в процессе создания образа (оперирование формой и величиной объекта) и оперирования образами (изменение пространственного положения, преобразование структуры образа, изменение положения и структуры образа одновременно).

Психодиагностика воображения и представления.

Диагностика имажинитивных свойств: яркость, четкость представлений, манипулирование представлениями.

«Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектв, мысленному анализу их формы и размера.

Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вербального воображения.

«Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального воображения.

Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности.

Когнитивные стили как предпочитаемые человеком и типичные для него способы восприятия, запоминания, мышления и решения задач. Диагностика особенностей когнитивного стиля: полезависимость – поленезависимость (тесты «Замаскированные (включенные) фигуры» и «Стержень и рамки» Г. Виткина (Уиткина), рефлективность – импульсивность (тест «Сравнения похожих рисунков» Кагана), аналитичность – синтетичность (вариант методики свободной сортировки понятий В. Колга), гибкость – ригидность когнитивного контроля (тест словесно-цветовой интерференции Дж.Струпа), узкий – широкий диапазон эквивалентности (тест «Сортировка объектов» Гарднера), образность – вербальность, интерферируемость (помехозащищенность), толерантность к нереальному опыту.

Опросник Г.С. Прыгина на предмет стиля учебной деятельности (в т.ч. «автономность – зависимость»).

Диагностика креативности и одаренности

Креативность как способность продуцировать новые идеи, находить нестандартные решения проблемных задач.

«Модель структуры интеллекта» Дж. Гилфорда как основа для программ развития одаренности и диагностики креативности. Дж. Гилфорд и его сотрудники выделили 16 факторов креативности (беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и т.д.). Е. Торренс добавил еще несколько.

Тесты Дж. Гилфорда (США). 14 субтестов (10 вербальных + 4 невербальных).

Тест Е. Торренса (США) для оценки вербальной и образной креативности, отдельных креативных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться привычным стереотипам. 10 субтестов (7+3).

Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования креативности.

Опросник «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник для оценки степени любознательности, обладания воображением, способности идти на риск, предпочтения сложных идей.

Опросник креативности Джонсона. Определение уровня креативности взрослой личности Н.Ф. Вишняковой.

Диагностика способностей

Понятие об общих и специальных способностях. Факторные теории способностей (Ч. Спирмен, Л. Терстон и другие). Классификации специальных (частных) способностей (отечественные и зарубежные). Отдельные тесты способностей и тестовые батареи (Батарея общих способностей – ГАТБ). Батарея дифференциальных способностей – ДАТ. Отечественные тесты специальных способностей (ТПМ, ЛОГО). Области применения методов диагностики способностей (выявление одаренности, диагностика профессиональной пригодности, профконсультация и т.д.).

 

Общие закономерности развития в младшем школьном возрасте. Характеристика основных новообразований младших школьников. Кризис 7 лет. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Структура учебной деятельности. Развитие познавательных процессов младших школьников. Развитие мотивационно-волевой сферы. Формирование основных компонентов самосознания.

Новообразования младшего школьного возраста: Младший школьный возраст (7–11/12 лет) определяется важным событием – поступлением в школу. Ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Вступая в младший школьный возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление. Младший школьный возраст является как особой стадией в развитии ребенка, для которой характерно расширение круга общения, приобретение способности использовать речь для регуляции собственного поведения, увеличение объема памяти или эффективности ее использования, увеличение объема знаний, привлекаемых для решения различных задач

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...