Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воображение как психический процесс. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.




Воображение – психический процесс, состоящий в преобразовании образов восприятия и представления в соответствии с потребностями индивида. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые м.б. достигнуты при помощи тех или иных действий.

Функции:

1.образное представление действительности

2. регулирование эмоциональных состояний

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

4. формирования внутреннего плана действий.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата. Мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Виды:

активное – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение делится на воссоздающее (обеспечивает воспроизведение образа, составляющего содержание коммуникации) и творческое (связано с формированием новых образов, которые м.б. воплощены в практике).

• Пассивное – образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Связано с удовлетворением индивидуальных потребностей, без перевода продуктов воображения в практику.

• Продуктивное – действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается

• Репродуктивное – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

 

Изучение черт личности: предмет и психодиагностические методики.

Черта — определенная переменная, которая фиксирует такую стратегию поведения человека, которая складывается под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. По происхождению и сфере приложения можно выделить 3 класса черт.

1 класс. Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Фундаментально получены от предков, имеют основное воздействие и базовый уровень.

2 класс. Индивидуальные черты обусловлены опытом жизнедеятельности личности в относительно широких социально- нормативных ситуациях (пример взрослых, опыт близкого и дальнего социума и др.).

3 класс. Личностные черты обусловлены внутренней работой личности, характеризуются объемностью по анализу и проектированию собственного поведения (рефлексивно-ситуационные черты личности). Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически. Однако более убедительной на сегодня можно считать континуально-иерархическую модель черт личности.

Психодиагностика конституциональных диспозиций (тип нервной системы, темперамент). Аппаратурные методы диагностики свойств нервной системы.

Опросник типов нервной системы Я. Стреляу для оценки трех базовых характеристик темперамента: сила возбуждения, сила торможения, подвижность нервных процессов.

Личностный опросник Грея-Уилсон (ЛОГУК) для диагностики двух нейропсихологических систем – торможения и активации поведения.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4 наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаимодействия.

Личностный опросник Г. Айзенка для измерения трех характеристик темперамента: экстраверсии, интроверсии, нейротизма.

Опросник «Формула темперамента» А. Белова для определения выраженности четырех типов темперамента.

Методика изучения свойств нервной системы Б.А. Вяткина для оценки трех свойств нервной системы: силы по возбуждению, силы по торможению, подвижности нервных процессов.

Измерение социально обусловленных диспозиций (характера). Многофакторные личностные опросники для работы с нормальными взрослыми популяциями:

Факторные личностные опросники Р.Кеттелла для диагностики разных аспектов личности: особенностей коммуникативной сферы, эмоционально- волевой регуляции поведения, степени социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала. Взрослый (16PF) (16 факторов), подростковый (HSPQ) и детский (CPQ) (12 факторов) варианты опросника.

Методика «15 личностных факторов» (15ЛФ) А.Г. Шмелева.

Пятифакторный личностный опросник П. Коста и Р. МакКрэя для оценки пяти фундаментальных характеристик личности: экстраверсии, конформности, сознательности, эмоциональной стабильности и открытости новому опыту.

Многофакторные клинические методики исследования личности: MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и профессиональных способностей. Основные шкалы: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность – женственность, паранойя, психоастения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия.

Стандартизированная многофакторная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик.

Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Е.Д. Соколовой. Mini-Mult – сокращенный вариант MMPI (70 вопросов).

 

Проблема соотношения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Характеристика индивидных свойств человека. Первичные и вторичные индивидные свойства. Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности. Способности в структуре индивидуальности. Роль личностных свойств в определении целостности индивидуальности.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чер­тами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду­альность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию орга­низации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у предста­вителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отече­ственной психологии соотносится с социальной организацией человека.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю­щие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамиче­ская характеристика психических процессов человека. Характер содержит каче­ства, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это сово­купность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали в разделе «Психические процес­сы». Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психи­ческие процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоцио­нальные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры лич­ности, также есть для этого основания. Например, чувства — один из видов эмо­ций, — чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присут­ствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной сто­роны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой — об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы лич­ности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структу­ры человеческой организации, а также соотношение биологического и социально­го в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. С одной точки зрения, индивидуальность объеди­няет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения, понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно неболь­шую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «лич­ность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на соци­альном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в струк­туре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возмож­ные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, неза­висимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их парал­лельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, пси­хического и биологического.

 

15. Память как психический процесс. Процессы памяти. Основные свойства памяти. Классификация видов памяти. Механизмы памяти. Память – психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении опыта индивида. В основе всех видов памяти лежит сенсорная память, сохраняющая в неупорядоченном виде всю информацию, полученную человеком посредством органов чувств.

Виды памяти:

• Кратковременная. Объем кратковременной памяти – максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок. Длительность хранения информации кратковременной памятью – 10-15 сек.

• Долговременная память явл. основным хранителем информации. Это блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.

• Оперативная память хранит информацию, необходимую для обслуживания той или иной деятельности – это актуальная информация. Объем оперативной памяти определяется нуждами деятельности. Длительность ее непрерывного функционирования у взрослого человека от 8 до 12 часов.

Процессы памяти:

1. Запоминание – связывание вновь поступающей информации с уже имеющейся. Процесс посредством которого происходит отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Развитие памяти идет за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение.

2. Воспроизведение – это процесс памяти, состоящий в актуализации хранящейся в памяти информации, необходимой для данной деятельности. Имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. Воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным. Виды:

• Непроизвольное, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи.

• Произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи.

Типы:

• Узнавание – воспроизведение, которое вызывается восприятием прототипа образа.

• Собственно воспроизведение – произвольное (предполагает специальное волевое усилие) и непроизвольное (актуализация информации без специального волевого усилия).

• Припоминание – воспроизведение требуемой информации.

• Реминисценция – отсроченное воспроизведение всегда более полно, чем немедленное.

3. Сохранение – процесс передачи информации во времени.

4. Забывание. Начало и конец текста запоминается лучше, чем середина. 40-60% информации забывается сразу. Потеря возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Лучше всего сохраняется осмысленный и важный материал, второстепенные детали забываются скорее.

Классификация. По времени хранения память подразделяют:

Мгновенная 0,1-0,5 Удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации (память –образа)
Кратковременная До 20 с. Способ хранения инф. в течении короткого промежутка времени. Сохраняются наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та инф., которая привлекает к себе повышенное внимание.
Оперативная До нескольких дней Хранение инф. в течении определенного, заранее заданного срока. Срок определяется задачей вставшей перед человеком.
долговременная Неогран. Хранение инф. в неограниченном промежутке времени. Может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.
генетическая   Инф., которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

По анализатору:

Зрительная Сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Слуховая Запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков
Двигательная Запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная Память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая….. Удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и и самосохранением организма.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...