Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

*Наблюдается не у всех детей. ТАБЛИЦА 19.3 — Последовательность появления некоторых постуральных рефлексов новорожденного




*Наблюдается не у всех детей.

ТАБЛИЦА 19. 3 — Последовательность появления некоторых постуральных рефлексов новорожденного

Рефлекс Появление  Угасание   Стимул       Поведение
Лабиринтный установочный 2 месяца 12 месяцев Вертикальное положение с поддержкой Наклоны туловища вперед, назад или в стороны Ребенок пытается удержать голову в вертикальном положении, наклоняя ее в сторону, противоположную направлению наклону
Поддерживающие реакции 4 месяца (руки) 9 месяцев (ноги) 12 месяцев Лежа на животе или в вертикальном положении с поддержкой Движение конечностей ребенка в сторону поверхности опоры Выпрямление конечностей до контакта с опрой
Защитная реакция рук 3 месяца 4 месяца Положение сидя с поддержкой Наклоны ребенка из стороны в сторону и вперед-назад Ребенок сгибает и разгибает руки, пытаясь удержать равновесие
Ходьба 2 недели 5 месяцев Вертикальное положение с поддержкой Ребенка удерживают в вертикальном положении, подошвы касаются поверхности опоры Выраженные движения только нижними конечностями
Ползание При рождении 4 месяца Положение лежа на животе Стимуляция применяется к подошве одной из ног Ребенок выполняет ползающие движения верхними и нижними конечностями
Плавание При рождении 5 месяцев Положение лежа на животе на поверхности воды Ребенка удерживают на поверхности воды или в воде Ребенок начинает выполнять плавательные движения верхними и нижними конечностями

 

Этап раскодирования информации

Примерно на 4-м месяце после рождения начи­нается этап раскодирования (обработки) инфор­мации. В этот период по мере развития высших мозговых центров происходит постепенное уга­сание многих рефлексов. Низшие центры голов­ного мозга постепенно утрачивают контроль над движениями скелетной мускулатуры, а рефлек­торные движения замещаются произвольными, которые управляются из двигательной зоны коры. На этапе раскодирования сенсомоторная актив­ность замещается перцептивно-двигательным по­ведением. Это означает, что развитие произволь­ного двигательного контроля у ребенка включает обработку сенсорных стимулов с использовани­ем сохраняемой в головном мозге информации, а не просто реакцию на внешний раздражи­тель.

 

Отклонения в процессе развития

Оценка рефлексов грудного ребенка широко применяется в качестве метода выявления нару­шений развития. Одно из средств диагностики возможных нарушений центральной нервной си­стемы ребенка заключается в наблюдении за его поведением и проверке рефлексов. Полное отсут­ствие рефлекса обычно имеет меньшее значение по сравнению с сохранением рефлекса дольше установленного срока. Другим свидетельством возможных неврологических нарушений может быть слишком сильное или слабое проявление рефлекса. Кроме того, подтверждением нару­шения функции нервной системы может быть более сильное проявление рефлекса на одной половине тела. Например, асимметричный то­нический шейный рефлекс, при стимуляции ко­торого наблюдается полное выпрямление рук с одной стороны тела и лишь слабое напряжение мышц-разгибателей на другой, может указывать на наличие нарушений развития. Рефлекторные реакции, которые можно использовать для выяв­ления неврологических нарушений, показаны на рисунке 19. 3.

Исследование рефлекторных реакций в неонатальный период является основным средством диагностики целостности центральной нервной системы у доношенных и недоношенных детей, а также новорожденных из группы риска. Бо­лее того, результаты такого исследования служат основой для определения необходимости после­дующих терапевтических воздействий с участием специалистов по физической реабилитации и тру­довой терапии, занимающихся с лицами, у кото­рых обнаружены патологические рефлекторные реакции. Одним из таких воздействий, эффект которого изучался в последние годы, является ис­пользование небольшого тредмила для стимуля­ции шагового рефлекса у маленьких детей с за­держкой развития. Доктор Beverly Ulrich и доктор Dale Ulrich смогли продемонстрировать, что при удерживании ребенка в вертикальном положении с ногами, поставленными на тредмил, ребенок после начала движения ленты тредмила начинает рефлекторно передвигать ноги (Ulrich et al., 2001; Ulrich et al., 1995). Вместе с коллегами они по­казали, что дети грудного возраста с синдромом Дауна после таких занятий начинают ходить го­раздо раньше по сравнению с больными детьми, которые не тренировались на тредмиле. Эти ав­торы предположили, что тренировка на тредмиле играет роль в развитии мышечной силы, а также способствует формированию двигательного пат­терна ходьбы.

 

Фаза рудиментарных движений

Рудиментарные движения — двигательные ре­акции, которые наблюдаются у нормально разви­вающегося ребенка от рождения до возраста около двух лет. Они являются первыми произвольными движениями, имеют хорошо предсказуемую по­следовательность, которая в нормальных услови­ях сохраняется неизменной. Скорость появления этих способностей различается у разных детей и зависит от биологических, внешних и связанных с заданием факторов. Способность ребенка к ру­диментарным движениям представляет основные формы произвольных движений, необходимых для выживания. Особенности некоторых руди­ментарных движений, связанных с поддержанием устойчивости, локомоцией и манипуляциями предметами, описаны в таблице 19. 4.

 

· Отсутствие рефлекторной реакции

· Слабая рефлекторная реакция

· Асимметричная рефлекторная реакция

· Сохранение рефлекторной реакции дольше установленного срока

Рисунок 19. 3 – Рефлекторные реакции грудных детей, которые могут указывать на возможные нарушения развития

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...