Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап угасания рефлексов. Этап, предшествующий развитию контроля. Таблица 19.4 – Последовательность развития способностей к выполнению некоторых рудиментарных движений




Этап угасания рефлексов

С момента рождения ребенка начинается этап угасания рефлексов фазы рудиментарных движе­ний. Хотя рефлексы доминируют в репертуаре движений новорожденного, движения грудного ребенка находятся под значительным влиянием развивающейся коры большого мозга. Развитие коры большого мозга и уменьшение определен­ных внешних ограничений приводят к постепен­ному исчезновению некоторых рефлексов. При­митивные и постуральные рефлексы замешаются произвольными двигательными реакциями. На уровне угасания рефлексов произвольные движе­ния плохо дифференцированы и интегрированы. Это означает, что нейромоторный аппарат груд­ного ребенка находится еще на рудиментарной стадии развития. Движения, несмотря на целе­направленность, кажутся неконтролируемыми и грубыми. Например, если ребенок хочет при­коснуться к объекту, это сопровождается общим движением кисти, запястья, предплечья, плеча и даже туловища. Другими словами, процесс дви­жения руки, направленный на контакт с объек­том, хотя и является произвольным, все же лишен контроля.

 

Этап, предшествующий развитию контроля

В возрасте около одного года у большинства детей наблюдается увеличение точности и контро­ля движений. Происходит процесс дифференциа­ции сенсорной и моторной систем, а также инте­грации перцептивной и моторной информации в более осмысленный и соответствующий действи­тельности результат. Развитие высших когнитивных процессов, а также двигательных процессов способствует быстрому приобретению рудимен­тарных двигательных способностей на этом этапе. Дети учатся приобретать и поддерживать равно­весие, манипулировать объектами и перемещаться в окружающем их пространстве. Процесс созрева­ния может частично объяснить быстроту и степень развития двигательного контроля на этом этапе, однако повышение уровня двигательных навыков уже не является столь поразительным.

 

Таблица 19. 4 – Последовательность развития способностей к выполнению некоторых рудиментарных движений

Двигательный паттерн Некоторые способности Примерный возраст появления
Контроль головы и шеи Поворачивание в одну сторону Поворачивание в обе стороны Удержание при поддержке Отрывает от поверхности опоры Хорошо держит в положении лежа на животе Хорошо держит в положении лежа на спине После рождения 1-я неделя 1-й месяц 2-й месяц 3-й месяц 5-й месяц
Контроль туловища Поднимает голову и верхнюю часть туловища Пытается переворачиваться на живот Переворачивается на живот Переворачивается на спину 2-й месяц 3-й месяц 6-й месяц 8-й месяц
Сидение Сидит с поддержкой Сидит с собственной поддержкой Сидит самостоятельно 3-й месяц 6-месяц 8-месяц
Стояние Стоит с поддержкой Стоит, удерживаясь за поручень Встает, удерживаясь за поручень Стоит самостоятельно 6-й месяц 10-й месяц 11-месяц 12-й месяц
Движения в горизонтальной плоскости Изгибает туловища Ползает на живот Ползает на четвереньках Ходит на четвереньках 3-й месяц 6-й месяц 9-й месяц 11-й месяц
Вертикальная походка Ходит с поддержкой Ходит, придерживаясь за окружающие предметы Ходит, придерживаясь за руку Ходит самостоятельно (руки подняты) Ходит самостоятельно (руки опущены) 6-й месяц 10-й месяц 11-й месяц 12-й месяц 13-й месяц
Доставание Неэффективные шарящие движения Захватывание определенных предметов Контролируемое 1-3-й месяц 4-й месяц 6-й месяц
Хватание Рефлекторное Произвольное Захват ладонями, двумя руками Захват ладонями, одной рукой Захват пальцами Контролируемое хватание Прием пищи без посторонней помощи После рождения 3-й месяц 3-й месяц 5-й месяц 9-й месяц 14-й месяц 18-й месяц
Отпускание Основное Контролируемое 12-14-й месяц 18-й месяц

 

Отклонения в процессе развития

Существует ряд заболеваний, которые подвер­гают детей грудного и младшего возраста риску задержки развития различных рудиментарных движений. Нарушения центральной нервной си­стемы, функции опорно-двигательного аппарата и отклонения умственного развития могут препят­ствовать двигательному развитию в период этой начальной фазы произвольных движений. Сен­сорные нарушения также могут замедлять процесс развития. В частности, задержка двигательного развития часто наблюдается у маленьких детей с нарушениями зрения (Elisa et al., 2002; Prechtl et al., 2001). Вместе с тем различные терапевтиче­ские мероприятия позволяют свести к минимуму подобную задержку. Благодаря использованию звуковых сигналов в качестве замены зрительных, можно стимулировать детей с нарушениями зре­ния к взаимодействию с окружающим миром и сгладить ограниченность возможностей их двига­тельного развития.

 

Фаза базовых движений

Базовые двигательные способности в раннем детстве представляют собой естественное разви­тие фазы рудиментарных движений грудного возраста. Такие движения обычно рассматриваются как основные двигательные навыки (ходьба, бег, бросание и ловля), которые являются структурными блоками для более высокоразвитых и точ­ных двигательных навыков. Эта фаза двигатель­ного развития представляет собой период, когда маленький ребенок активно участвует в исследо­вании и экспериментировании с двигательными возможностями своего тела, связанными с выпол­нением многих базовых движений, необходимых для поддержания устойчивости тела, локомоции и манипуляций предметами сначала по отдельно­сти, а потом в различных сочетаниях. Дети в фа­зе развития базовых паттернов движений учатся реагировать на разнообразные стимулы с исполь­зованием двигательного контроля и двигатель­ной компетентности. В таблицах 19. 5—19. 7 пред­ставлено описание типичной последовательности развития отдельных движений, необходимых для поддержания устойчивости тела, локомоции и манипуляций предметами.

Некоторые исследователи и специалисты по разработке средств оценки двигательного раз­вития попытались выделить в фазе базовых движений несколько последовательных стадий (McClenaghan, Gallahue, 1978; Haubenstricker, Seefeldt, 1986; Roberton, Halverson, 1984; Gallahue, Ozmun, 2002). Для удобства изложения материала мы будем рассматривать фазу базовых движений в виде совокупности трех независимых, но перекрывающихся этапов: начального, элементарного и сформированных движений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...