Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Тревожность




Личностная тревожность является наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия. Так, " Обзор Национального института психического здоровья США" (1984) называет эмоциональные нарушения этого вида наиболее частыми среди всех возрастных групп. При высокой тревожности характерны неуверенность в себе, постоянные опасения и страхи.

Первым выделил и описал состояние беспокойства, тревоги З. Фрейд, выделив при этом два ее вида: первичную и сигнальную. Тревога с точки зрения З. Фрейда есть ответ Ego на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения. Функция сигнальной тревоги – предупреждать Ego о надвигающейся угрозе его равновесию, давая ему возможность защититься. Первичная тревога представляет собой эмоцию, которая сопровождает распад Ego и свидетельствует о неудаче защиты. В настоящее время этот термин трактуется неоднозначно.

Психологические причины тревоги – это, в первую очередь, внутренние конфликты, неадекватный уровень притязаний («аффект неадекватности»), необходимость выбора. К физиологическим причинам тревожности относят болезни и действие на организм фармокологических препаратов.

А. И. Захаров пишет о том, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте, примерно в 7 месяцев, и связана с угрозой потери принадлежности к матери. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств, к которым можно отнести тревогу и страхи у значимых взрослых, травмирующий жизненный опыт, тревога перерастает в тревожность и к 7 – 8 годам можно говорить о тревожности как о черте личности.  

Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности но в то же время тревожность может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию, имея при этом достаточно позитивный характер, побуждая к некоторым достижениям Результаты исследований показывают, что высокий уровень тревожности влияет и на профессиональную направленность. Так учащиеся с высоким уровнем тревожности избегают профессий, связанных с техникой и знаковыми системами и предпочитают профессии типа «человек – природа», «человек – художественный образ» (12). Тревожность часто становится источником агрессивного поведения и конфликтных отношений.  

Признаки личностной тревожности можно разделить на 2 группы. Первая группа - внутренние, соматические признаки. Эти признаки известны всем из личного опыта: учащенное сердцебиение, сухость во рту, головная боль, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, холодные и влажные ладони, переживание собственной неловкости и неуклюжести, неприятные ощущения (зуд, покалывание) в разных частях тела.

Ко второй группе относятся поведенческие реакции. Эти признаки еще более разнообразны, чем соматические. Это может быть и вранье, и фантазии, рассеянность и забывчивость, привычка грызть ногти и многое другое. Б. Березин попытался следующим образом классифицировать все составляющие " тревожного ряда" [7]:

1. Ощущение внутренней напряженности - начало этого ряда, оно соответствует наименьшей степени тревоги. Для этого этапа характерны такие переживания, как напряженность, настороженность, а иногда и тягостный душевный дискомфорт.

2. Далее следуют гиперстенические реакции, которые связаны с тем, что определенный вид ранее нейтральных раздражителей приобретает особые воздействующие свойства, что вызывает нарастание тревоги.

Человеку начинают " действовать на нервы" обстоятельства, которым он ранее не придавал никакого значения. В качестве такого раздражителя могут выступить элементарные ощущения, сопровождающие человека всю жизнь, - обычные, повседневные звуки, запахи и т. д. В более сложных случаях " сверхзначение" придается обыденным событиям: это может быть цифра 13 в номере проездного билета или отсутствие горячей воды утром. Подобные мелочи усиливают тревогу и переживаются как " предзнаменование" крупных неприятностей, тяжелого дня и т. п.

3. Собственно тревога появляется как переживание неопределенности угрозы, чувство неясной (неосознаваемой) опасности. То, что причина тревоги не осознается, может быть связано как с недостатком информации о ситуации, так и с тем, что получаемая информация находится в противоречии с установками человека; с его представлениями о себе. Кроме того, сам по себе рост интенсивности тревожности снижает возможность логической оценки информации.

4. Психологическая неприемлемость предыдущего состояния подталкивает человека к поиску причин тревоги, и возникает переживание страха с определенным содержанием. Как правило, причины страха связываются с конкретными внешними явлениями, и у человека начинает развиваться боязнь этих конкретных явлений или ситуаций (страх одиночества или, наоборот, страх оставаться среди большого количества людей и т. п. ).

5. Следующий этап роста чувства тревожности - все усиливающееся переживание неотвратимости надвигающейся катастрофы.

6. Предыдущий этап переходит в тревожно-боязливое возбуждение, когда дезорганизация поведения достигает максимума и практически исчезает возможность целенаправленной деятельности.

Как и всякая классификация психических явлений, данная схема является весьма условной, и в реальной действительности мы далеко не всегда можем выделить соответствующую последовательность развития тревожности. Тем не менее, эта схема позволяет психологу не только систематизировать собственные знания, но и помогает переводу этих знаний на уровень профессиональных установок, которые приходят на смену установкам обыденного сознания. Анализируя эту схему мы не выпускаем из внимания еще одну особенность: появление каждого последующего этапа не означает исчезновение предыдущих. Так, например, тревожно-боязливое возбуждение может усиливаться за счет гиперстезических реакций, которые стимулировали возрастание тревоги уже на ранних этапах. А. М. Прихожан раскрывает механизм «замкнутого психологического круга, в котором происходит закрепление и усиление тревожности. При этом сама тревожность ведет к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который способствует увеличению и сохранению тревожности. Так тревожные дети очень чувствительны к результатам своей деятельности, боятся и избегают неуспеха. Но им очень трудно самим оценить итого своей деятельности и они ждут оценки взрослого. Такое отношение детей к успеху и неудачам повышает травматическую вероятность неудач и делает тревожного ребенка крайне зависимым от взрослого, что усиливает тревожность.

В психологической теории и практике принято классифицировать следующие нарушения, связанные с высокой тревожностью:

1. Фобии как интенсивный, постоянный, иррациональный страх, появляющийся в строго определенных ситуациях, могут быть связаны с боязнью замкнутого пространства, темноты, воды, насекомых, животных и т. д. Человек, страдающий фобией, контролирует тревожность путем избегания соответствующих ситуаций, действий, предметов. Фобии могут встречаться и у хорошо адаптированных людей, и в этом случае они носят несколько иной (скорее количественно, чем качественно) характер: они неинтенсивны и непостоянны. В своем крайнем проявлении фобия может повлиять на всю жизнь человека: фактически держать ее под контролем. Так случается с людьми, страдающими выраженной боязнью толпы или замкнутого пространства, - зачастую они становятся затворниками, им с трудом дается всякий контакт с внешним миром, а в наиболее тяжелых случаях люди не покидают дом в течение нескольких лет.

Первичное формирование навязчивого страха происходит в условиях внезапного переживания неприятной эмоции (испуга, тревоги и т. п. ) на фоне снижения тонуса коры головного мозга. Причиной такого снижения может быть общее утомление, любое заболевание, сонливость. Очень часто так происходит с ослабленными, часто болеющими детьми. В результате неадекватных воспитательных воздействий (" не будешь спать - придет волк») у них быстро развивается навязчивая болезнь зверей и вымышленных персонажей. Более половины людей, обращающихся по поводу фобий, страдают агорафобией (боязнью открытых пространств).

2. Навязчивые состояния, а именно навязчивые мысли и действия, имеют в своей основе тот же механизм, что и фобии. Как правило, эти на рушения (фобия и навязчивое состояние) наблюдаются в паре, при этом можно выявить и ряд закономерностей. Так, человек, страдающий навязчивой мыслью о своей вине перед кем-либо, будет часто мыть руки или принимать душ 6-8 раз в день. Наблюдается и такая зависимость: если навязчивые мысли провоцируют тревожность, то в качестве противодействующего средства появляется навязчивое действие - счет собственных шагов.

Для психолога-практика интересна и еще одна особенность: люди, страдающие навязчивыми мыслями или действиями, выглядят, как правило, очень выдержанными, неэмоциональными и даже холодными, так как они удерживают свою " внешнюю" жизнь под постоянным контролем.

По своему содержанию навязчивые мысли и действия очень редко бывают эмоционально нейтральны. Характер навязчивости может приобрести мысленное продолжение состоявшегося разговора или рефлексия (" правильно ли я ответил? ", " так ли я сделал? " ). Даже навязчивый счет (как было показано выше) или повторение про себя услышанного слова, фразы обычно тем или иным образом затрагивают эмоциональную сферу личности. Необходимость выполнения навязчивого действия на начальном этапе может быть продиктована разумным опасением, но со временем интенсивность повторения этого действия теряет свою целесообразность. Навязчивые действия ритуального характера повторяют обычно заданное число раз: три, семь и т. п.

Многие из нас знакомы с невыраженными проявлениями этой проблемы. Так, во время экзамена студент не может избавиться от какой-либо мелодии. Либо перед выходом из дома мы можем неоднократно проверять, заперта ли дверь на ключ, выключен ли утюг.

Подобные состояния могут приводить к развитию обсессивно-компульсивных расстройств. Обсессивные мысли – это идеи, образы и влечения, которые повторяются в стереотипной форме и носят субъективно тягостный характер. Компульсивные действия или ритуалы – это повторяющиеся стереотипные поступки, смысл которых заключается в предотвращении каких-либо объективно маловероятных событий, и воспринимаются самим человеком как бесплодные и бессмысленные.

3. Генерализованная тревожность проявляется в стойком состоянии тревоги, она не ограничена какими-либо определенными обстоятельствами, сопровождается опасениями за здоровье и свою жизнь, за жизнь и здоровье близких, дурными предчувствиями, моторным напряжением (суетливость, тремор, невозможность расслабиться); вегетативными или вегетативно-болевыми симптомами.

4. Понятие " панические нарушения" или «паническое расстройство» (приступы паники) близко к используемому в нашей литературе понятию " острые приступы тревожности". Для этих нарушений характерны ограниченные во времени (от нескольких минут до нескольких часов) вспышки страха, иногда даже ужас Содержанием этих вспышек могут быть как общие признаки генерализованной тревожности, так и острые физические симптомы, включая шок. Приступы характеризуются рядом признаков, это невозможность вдохнуть полной грудью или помутнение сознания; головокружение, полуобморок или обморок; крайне ускоренное сердцебиение; дрожь всего тела; сильное потоотделение; удушье; рвота или расстройство желудка; вегетативные болевые симптомы; ощущение ирреальности происходящего; боль или давящее чувство в груди; страх смерти, утраты самоконтроля, сумасшествия.

К. Э. Изард полагает, что тревогу можно определить как эмоциональный паттерн, который состоит из нескольких относительно независимых аффективных факторов. Страх при этом – самая значимая эмоция в паттерне тревоги, эмоции печали, вины и стыда в данном исследовании разделили второе, третье и четвертое места. Согласно результатам специального исследования тревогу нельзя рассматривать как некий отдельный, самостоятельный феномен. Для успешного оказания психологической помощи в каждом конкретном случае необходимо построить эмоциональный профиль, чтобы понять какие дискретные эмоции участвуют в этом случае в развитии состояния тревоги (16).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...