Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 6. Трудности общения. 2. Переживание критических ситуаций в детском и подростковом возрасте. 2. 1. Общая характеристика




1. 6. Трудности общения

Под трудностями общения как одним из видов эмоциональных нарушений подразумеваются, в первую очередь, аутичное поведение и аффективное поведение. И в том, и в другом случае имеется в виду не медицинский диагноз, а особое поведение детей и подростков, напоминающее собой поведение больных с соответствующим диагнозом и нередко веющее в дальнейшем к появлению болезни.

Как правило, дети с аутичным поведением не вызывают особой тревоги у взрослых. Специфика их поведения принимается обычно за индивидуальное проявление характера и обращает на себя внимание только тогда, когда ситуация становится трагичной: в первую очередь, это невозможность учиться в школе, а также другие проявления дезадаптации.

Общепринятыми критериями синдрома раннего детского аутизма являются [22]:

- экстремальное одиночество ребенка, нарушение эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;

- крайняя стереотипность поведения (проявляется и как боязнь любых изменений, и как обилие однотипных аффективных действий), а также стереотипность влечений и интересов;

- особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное с первичной недостаточностью интеллектуальных функций.

В целом аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие, отсутствие реакции на окружающий мир. При этом может обнаруживаться сверхизбирательность контакта: ребенок предпочитает общаться только с одним человеком и развивается так называемая " симбиотическая связь" '. Аутичные дети трудно привыкают к новой обстановке, дошкольник может посещать детский сад несколько лет и оставаться там новичком. Проявления аутизма хорошо наблюдаются в процессе общения с ребенком, и мы еще раз вернемся к ним в главе, посвященной проблемам диагностики.

Склонность к аффективному поведению как правило; не столь очевидна. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Дети с аффективным поведением очень зависят от конкретной ситуации, ребенок как бы «залипает» в ней, не может из нее выйти, не помогают ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых. И даже добившись желаемого результата, ребенок продолжает плакать. Еще одна характерная черта аффективных детей и подростков - низкий уровень произвольности поведения, что приводит к внешней послушности взрослому и безынициативности. Кроме того, наблюдается и такая особенность - нарушено единство аффекта и интеллекта, в то время как еще Л. С. Выготский указывал на единство аффекта и интеллекта как на непременное условие формирования детской личности. Следствием этого нарушения является то, что наличие определенных знаний не имеет решающего значения для контроля за поведением (" Я знаю, что, …, но все равно боюсь" ), ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не обладает способами ее переосмысления и, как следствие, не может выйти из этой ситуации, неможет управлять ею.

 

2. ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2. 1. Общая характеристика

В современной психологии принято описывать критические жизненные ситуации в терминах четырех ключевых понятий: стресс, конфликт, кризис, фрустрация. Чтобы выделить специфические характеристики каждого из этих понятий, удобно пользоваться таблицей, разработанной Ф. Е. Василюком [7].

Проблеме стресса посвящено большое количество научных и популярных публикаций, само слово " стресс" наиболее часто употребляется нами на уровне повседневной жизни для описания эмоций в критической ситуации (для сравнения - в странах Северной Америки таким словом является " фрустрация" ). Но несмотря на категориальную и понятийную путаницу, литература содержит большой объем информации о реакциях человека на стресс, о стрессогенных факторах и способах преодоления и профилактики дистресса (негативных стрессовых воздействий).

Необходимым признаком фрустрирующей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь какой-то цели или удовлетворить свои потребности и преодолеть препятствующие этому преграды. С точки зрения А. Маслоу, фрустрация носит патогенный характер в случае неудовлетворения базовых (" врожденных" ) психологических потребностей, а именно: безопасности, уважения и любви, в то время как фрустрация " приобретенных потребностей" ' не вызывает психических нарушений [35].

Барьеры, преграждающие путь человека к цели, могут быть физические (например, стены больницы), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность и т. п. ), социокультурные (нормы, правила, запреты). Т. Дембо [35] разделила барьеры на внутренние - те, которые препятствуют достижению цели, и внешние - те, которые не дают выйти из ситуации. Поясним это на примере. К. Левин анализирует внешние барьеры, которые использует взрослый для управления поведением ребенка, при этом он различает " физически-вещественные" (предметы и прямое физическое воздействие), " социологические" (" орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции" ) и " идеологические" барьеры. К последним относятся те социальные барьеры, которые включают в себя " цели и ценности, признаваемые самим ребенком", такие как " Помни, ты же девочка! " [21].

В состоянии фрустрации наблюдаются следующие виды поведения:

- двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...