Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 15. Проблемы и их решения.




Глава 15. Проблемы и их решения.

 

В этой главе рассматриваются восемь извечных проблем, стоящих перед сценаристами, — от поддержания интереса зрителей до умения справляться с логическими изъянами. Владение мастерством написания сценария помогает решить каждую из них.

 

Проблема интереса.

 

Есть простое правило. История должна вызвать интерес, поддерживать его на протяжении всего показа, а в кульминации вознаграждать за проявленное внимание. Однако это задание практически невыполнимо, если у истории нет структуры, позволяющей воздействовать на обе стороны человеческой натуры — интеллектуальную и эмоциональную.

Любопытство — это интеллектуальная потребность получить ответы на вопросы. История подстегивает любопытство, когда ставит вопросы и создает незавершенные ситуации. И окончательно все разрешится лишь в кульминации последнего акта.

С другой стороны существует беспокойство — эмоциональная потребность в позитивных жизненных ценностях: справедливость, сила, выживание, любовь, правда, смелость. В самом начале истории зрители, безотчетно или осознанно, ищут центр Добра. И, как только находят, устремляют к нему все свои эмоции. Причина в том, что каждый из нас считает себя хорошим или честным и старается идентифицировать себя с позитивными проявлениями.

Центр Добра должен присутствовать как минимум в главном герое. Нередко он распространяется и на других персонажей, так как мы можем сочувствовать любому из них, но главному герою необходимо сопереживать всегда. Понятие центра Добра не предполагает наличие такого качества, как «приятный». «Добро» в большей степени (да и с точки зрения аудитории) формируется «от противного» — особого мира, воспринимаемого как «нехорошее».

Любопытство и беспокойство формируют три возможных способа установления связи между зрителями и историей: тайна, саспенс и драматическая ирония. Это не названия жанров; они определяют взаимоотношения между историей и аудиторией, которые меняются в зависимости от того, каким образом мы поддерживаем интерес зрителей.

Если в сценарий вводится тайна, аудитории известно меньше, чем персонажам. В этом случае интерес формируется только за счет любопытства. Мы скрываем факты экспозиции, особенно те, которые относятся к предыстории. Мы пробуждаем любопытство зрителей в отношении уже прошедших событий, подогреваем его намеками на правду, затем умышленно держим их в неведении. Это используют произведения в жанре детектива.

Когда речь идет о саспенсе, зрители и персонажи владеют одной и той же информацией. Это сочетание беспокойства и любопытства. Девяносто процентов всех фильмов, от комедии до драмы, пробуждают интерес благодаря саспенсу. Однако любопытство здесь вызывают не факты, а результат, так как финал такой истории не предопределен заранее. Здесь мы сильнее сопереживаем главному герою, потому что вместе с ним проходим весь путь, открывая факты экспозиции, и не зная, чем все завершится.

В случае драматической иронии зрители знают больше, чем персонажи. Здесь интерес формируется через беспокойство. Подобные истории часто начинают с концовки, и зрители получают превосходство над персонажами, зная о предстоящих событиях. Эмоции при этом становятся другими: страх в ожидании того, что произойдет, когда персонаж узнает то, что уже известно нам, или сострадание к человеку, на наших глазах устремляющемуся к катастрофе.

Драматическая ирония не лишает зрителей любопытства. Заранее показанный финал вызывает вопрос «Как и почему они к этому пришли? » Драматическая ирония заставляет глубже взглянуть на то, какую роль в жизни персонажей играют мотивации и причинно-следственные связи. В этом, кстати, заключен смысл повторного просмотра фильмов – зная финал заранее, мы глубже погружаемся в эмоциональную составляющую фильма.

Конечно, намного лучше использовать сочетания. В структуре, полностью построенной на саспенсе, в некоторые эпизоды можно привнести тайну, чтобы усилить интерес зрителей к определенным фактам, а в других — совершить переход к драматической иронии, позволяющей затронуть их сердца. Важно, чтобы любопытство зрителей достигало определенного уровня. Вы можете скрывать какой-либо факт или результат, чтобы поддерживать желание смотреть фильм дальше и задавать вопросы. Вы также можете озадачить аудиторию, если это необходимо. Но нельзя злоупотреблять этой силой, иначе аудитория почувствует разочарование и перестанет воспринимать то, что происходит на экране.

Старайтесь вознаградить вашего зрителя за его сосредоточенное внимание честными и глубокими ответами на все вопросы. Никаких грязных трюков, никаких дешевых сюрпризов, никакой ложной тайны. Ложная тайна — это фальшивое любопытство, вызванное искусственным сокрытием фактов. Тогда экспозиция, которая может и должна быть представлена, откладывается в надежде поддержать зрительский интерес во время показа длинных, драматургически слабых эпизодов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...