Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы предпринимательского права.




Принципы предпринимательского права как отрасли права – это основополагающие начала, основные идеи данной отрасли, выражающие ее сущность и социальное назначение.

Принципы предпринимательского права, в отличие от принципов гражданского права, не закреплены в каком-либо отдельном нормативно-правовом акте. Их выделение – результат научных изысканий.

К принципам предпринимательского права можно отнести следующие:

1) свобода предпринимательской деятельности. Это конституционный принцип: ч.1 ст.8 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; в ч.1 ст.34 Конституции РФ декларируется право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности не является абсолютной: так, согласно ч.2 ст.34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В целях охраны прав и законных интересов других лиц установлены следующие ограничения:

-требование обязательной государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

-требование о лицензировании и сертификации отдельных видов предпринимательской деятельности;

-установление перечня отдельных видов деятельности, которыми вправе заниматься только ГУПы: например производство боевого оружия, атомная промышленность и т.д.

2) юридическое равенство всех форм собственности. Согласно ч.2 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При всем при этом приоритет отдан частной собственности: так, широко развивается законодательство о приватизации. На практике данный принцип выражается в установление единого правового режима для всего имущества, используемого в предпринимательской деятельности, но с учетом особенностей как вида собственности, так и организационно-правовой формы субъекта, использующего имущество.

3) прибыль как цель предпринимательской деятельности. Прибыль – явление, свойственное не только рыночной экономике. В социалистической системе хозяйствования прибыль также существовала, но была расчетной и являлась не целью деятельности, а критерием эффективности. В современной рыночной экономике прибыль – это цель деятельности, но не абсолютная. Предприниматель, извлекая прибыль, удовлетворяет параллельно общественные потребности (в товарах, работах, услугах). Удовлетворение потребностей может иметь приоритет, и тогда деятельность предпринимателя ведется за счет финансовой помощи из бюджета, причем преимущественно унитарными предприятиями.

4) антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. Антимонопольное регулирование – это один из важнейших рычагов государственного регулирования предпринимательской деятельности в рыночной экономике. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г. был вторым рыночным законом после Закона РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Особенностью данного Закона было то, что он регулировал антимонопольные меры не только в отношении предпринимателей, но и в отношении государственных органов. Особенностью экономики РФ является наличие в ней т.н. естественных монополий (одноименный закон 95г.), специфика которых потребовала от РФ их сохранения. С 2006 г. действует новый ФЗ «О защите конкуренции».

5) сочетание частных и публичных интересов. Предпринимательское право, регулируя предпринимательскую деятельность, учитывает как интересы предпринимателя, так и интересы государства и общества. Ни в одном государстве нет экономики без государственного вмешательства. Задача предпринимательского права – обосновать основания и пределы этого вмешательства, обеспечить баланс между частными и публичными интересами. Частный интерес защищается всей системой российского права; в кодифицированном виде он выражен в ГК РФ; защита идет преимущественно через судебный механизм. Публичный интерес защищается, как правило, административными методами, в едином кодифицирован акте не выражен и сосредоточен в отношении предпринимательской деятельности в КоАП РФ, НК РФ, ТК РФ и т.д.

6) законность. Предполагает:

- соблюдение порядка принятие НПА и их вступления в силу;

- законность при применении НПА;

- законность при исполнении и соблюдении НПА самими предпринимателями.

 

7) государственное регулирование предпринимательской деятельности. Государство, защищая публичные интересы, обязано регулировать в т.ч. предпринимательскую деятельность. Этот принцип по сути вбирает в себя все предыдущие принципы. Но он не исчерпывается только регулированием и контролем. Государство создает условия для ведения предпринимательской деятельности через прогнозирование, разработку и принятие программ социально-экономического развития страны (ФЗ от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации») и т.д.

 

 

4. Понятие, виды и элементы предпринимательских правоотношений.

 

Под правоотношением в теории права понимается общественная связь, основанная нормах права, участники которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, осуществление (исполнение) которых обеспечивается возможностью государственного принуждения. Предпринимательские правоотношения – это разновидность правовых отношений. Их можно определить как урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, складывающиеся при руководстве и осуществлении предпринимательской деятельности.

Элементы предпринимательских правоотношений: субъект, объект, содержание.

Субъекты предпринимательских правоотношений – это органы и лица, участвующие в данных правоотношениях и наделенные нормами предпринимательского правами и обязанностями по отношению друг к другу. К ним относятся субъекты предпринимательской деятельности (см. виды билет №9), а также государственные (муниципальные) органы, осуществляющие регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью.

Объект предпринимательских правоотношений – спорное понятие. Существует 2 основных точки зрения относительно объекта правоотношений:

1) объект – материальные и нематериальные блага, на достижение, использование, охрану которых направлены субъективные права и обязанности субъектов;

2) объект – поведение субъектов (их действия или бездействия).

ГК РФ устанавливает, что объектами гражданских прав являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст.128).

Содержание предпринимательских правоотношений: субъективные права и юридические обязанности его участников.

Виды предпринимательских правоотношений:

1) по характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица: абсолютные и относительные.

Абсолютные правоотношения – это такие правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. Например, правоотношения, имеющие место между предпринимателем-собственником и всеми третьими лицами. В относительных правоотношениях управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо (лица). К их числу относятся, например, предпринимательские обязательства.

2) по объекту: имущественные и неимущественные.

Правоотношения имущественного характера имеют своим объектом материальные блага (имущество) и отражают либо принадлежность имущества определенному лицу (правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и т.п.), либо переход имущества (по договору, в порядке возмещения вреда и т.п.). Правоотношения, имеющие в качестве объектов результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, именуются неимущественными.

3) по содержанию:

- предпринимательские правоотношения в процессе предпринимательского оборота;

- тесно связанные с предпринимательскими правоотношения некоммерческого характера;

- правоотношения, связанные с контролем за предпринимательской деятельностью в целях защиты интересов государства и общества;

- внутрихозяйственные правоотношения.

Особо среди предпринимательских правоотношений следует отметить корпоративные правоотношения. К ним относятся правоотношения, возникающие на основе участия (членства) субъектов в корпорациях. Основания возникновения корпоративных правоотношений различны - участие в учредительном договоре, вступление в кооператив, приобретение права собственности на акции и т.п.

Две группы корпоративных правоотношений:

- между самими участниками корпорации (правоотношения организационного характера);

- правоотношения по распределению прибыли, убытков и т.д. (правоотношения имущественного характера).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...